Аннотация. В статье рассматриваются основные идеи лингвистической концепции Амоса Оза на аналитическом материале эссе «О евреях и словах», которое он написал совместно со своей дочерью Фаней Оз-Зальцбергер. Авторы книги представляют еврейскую родословную как накопленное богатство словесного наследия. Исследование позволяет проследить взаимосвязь между еврейским языком и этнической идентичностью евреев, а также понять роль слов в сохранении и развитии культурного наследия еврейского народа.

Ключевые слова: лингвистическая концепция, национальная самоидентичность, словесность, еврейский народ, иврит.

В лингвистической сфере постоянно появляются новые идеи и концепции. Фундаментальные основы лингвистических теорий, касающиеся фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики, рассмотрены достаточно полно и подробно. В настоящее время становится все более важным изучение степени влияния языковых аспектов на формирование национального самосознания. Этот вопрос особенно интересен в контексте еврейской идентичности, поскольку евреи – народ слова.

Амос Оз, ярчайший израильский прозаик нашего времени, в своем творчестве затрагивает многие актуальные и острые проблемы, связанные с историей и национальным самосознанием Израиля [2]. Кроме того, писатель исследует и демонстрирует влияние языка на межличностные отношения, коммуникацию и понимание мира [4, с. 70].

Выдающейся работой Оза является эссе «О евреях и словах», которое он написал совместно со своей дочерью Фаней Оз-Зальцбергер. Эта работа представляет собой дискурс отца, писателя, и дочери, историка, о национальной самоидентификации на основе еврейских текстов и культуры. В эссе исследуется вопрос влияния языка на развитие коллективной памяти евреев, а также рассматривается роль словесности в сохранении ценностей народа. Оз и Оз-Зальцбергер показывают неразрывную связь между языком и мышлением, традициями, историей евреев. Они анализируют культурные, исторические и лингвистические аспекты еврейского языка – иврита; делают акцент на том, что язык – это не только средство передачи информации, но и выражение человеческой индивидуальности и принадлежности [5, с. 80].

Лингвистическая концепция авторов книги демонстрирует способность языка выражать мировоззрение человека, делать народ более сплоченным, сохранять историю, формировать понимание прошлого и настоящего и национальную самобытность, и еврейский мир является прекрасным примером такого мировосприятия.

Один из ключевых моментов, анализируемых в эссе, – это историческое значение еврейского народа. Евреи имеют древнейшую историю, которая начинается с библейских времен. Они пережили многочисленные испытания и преследования, но, несмотря на это, их дух и традиции остались непоколебимыми.

Оз и Оз-Зальцбергер подчеркивают, что евреи всегда активно участвовали в формировании своей судьбы. Они стремились к сохранению своей культуры и национальной уникальности.

Согласно авторам эссе «О евреях и словах», в сбережении еврейской идентичности главную роль играют язык и слова. Иврит служит средством выражения исторической памяти еврейского народа, его традиций и ценностей. Он также позволяет сохранить культурное наследие и передать его будущим поколениям.

Амос Оз утверждает, что на самом деле иврит не умирал, потому что всегда находились те, кто умел писать и говорить на нем. Однако возрождение этого языка писатель считает подвигом, оно имеет существенное значение для культуры еврейского народа, поскольку этот язык породил множество выдающихся литературных произведений. В эссе «О евреях и словах» подчеркивается, что еврейская родословная «не столько родо-, сколько -словная» [1, с. 9]. Евреи убеждены в том, что слова обладают способностью создавать или менять реальность посредством молитвы или аргументации в поиске истины. Еврейский язык, на котором написаны священные тексты, является важной составляющей родословной евреев. В работе Оза и его дочери справедливо отмечено, что «еврейская культурная преемственность всегда основывалась на сказанных и написанных словах» [1, с. 9].

Авторы книги считают, что еврейская идентичность не ограничивается принадлежностью к определенной религии или нации. Они указывают на то, что в древнееврейском языке не было слова, означавшего только религию. Помимо этого, слово «евреи» (יהודים) появилось задолго до слова «иудаизм» (יהדות).

Евреи всегда обладали сильной культурной и интеллектуальной традицией, важной частью которой являлись книги (см.: [3]). Из поколения в поколение евреи передают историю, изучая и интерпретируя древние тексты, тем самым сохраняя свою неповторимую культуру. Чтение молитв, благословений и текстов Торы на еврейском языке является ключевым способом поддержания еврейской идентичности. Книги помогают людям понять, кто они есть, откуда они пришли и куда идут.

Оз и его дочь отмечают, что при чтении текста мы «становимся его авторами, заново творим его по своему образу и подобию» [1, с. 234]. В этих словах выражена идея о существенной роли читателя в интерпретации книги. Важно понимать, что каждый читатель имеет собственные убеждения и знания, которые оказывают непосредственное влияние на толкование текста. Именно поэтому современный человек может трактовать древние тексты иначе и создавать их новую версию. Однако необходимо помнить, что древние книги имеют особую ценность, поскольку они хранят историю прошлых лет и мудрость многих поколений. Слова и тексты лежат в основе еврейской культуры и объединяют вокруг себя весь еврейский народ. Евреи неустанно читают книги, находя в них новые смыслы и идеи. Оз и его дочь настаивают на том, что изучение и анализ еврейских текстов являются жизненной силой еврейской цивилизации и источником еврейской уникальности в мире.

Авторы эссе «О евреях и словах» уделяют большое внимание еврейской модели беседы между поколениями. Они исследуют определенные особенности и ценности еврейской культуры, которые способствуют активному и плодотворному взаимодействию поколений. Амос Оз объясняет влияние рода на формирование коллективной памяти, общественной морали и традиции. Несмотря на многочисленные сложности, еврейскому народу всегда удавалось сохранять способность к диалогу поколений.

Еврейская модель беседы поколений основывается на традиции рассказывать истории, которая рано стала предписанием. В Библии есть повеление: «и скажи сыну твоему» (Исх. 13:8). Каноническая заповедь предписывает передавать знания и опыт, она легла в основу этой традиции. С древних времен великая история евреев передавалась из поколения в поколение на папирусе, пергаменте и бумаге. Люди делились обычаями, знаниями и опытом со своими потомками. Это помогало укреплять связь между членами родословной.

Еврейский народ находится в постоянном стремлении передавать знания следующему поколению, начиная обучение и знакомство с письменностью в чрезвычайно юном возрасте. Евреи считают важным активно вовлекать детей в диалог, передавая им наследие своей культуры. Непрерывное обучение является одним из способов познакомить детей с их историей и народными традициями. Ученики, в свою очередь, становятся учителями и несут дальше накопленную мудрость общества, передавая практические знания, историю и обычаи из рода в род.

Евреи воспринимают жизнь как непрерывное обучение. Следуя этой идее, Оз видит образованное потомство как гарант коллективного выживания. Еврейская модель диалога поколений, которая описывается в книге «О евреях и словах», показывает, как передача опыта от одного поколения к другому помогает бережно хранить традиции нации. Описанная модель строится на использовании языка и слова. Таким образом, язык становится мостом, соединяющим прошлое и будущее еврейского народа, позволяющим сохранить культурное наследие.

Следует отметить, что голоса женщин очень важны и необходимы для формирования еврейской национальной идентичности, без их участия мы не можем полностью постичь еврейское культурное наследие. В книге «О евреях и словах» акцентируется внимание на том, что в исторической перспективе женщины были лишены политического и социального влияния, и их слова часто были исключены из общественного диалога. Оз и Оз-Зальцбергер полагают это неверным, считая, что еврейские женщины – неотъемлемая часть истории еврейского народа.

В Библии нет равноправия, но к женщинам относятся с уважением, они имеют право высказаться. Амос Оз подчеркивает, что Библия изобилует деятельными, сильными и громогласными женщинами, многие из которых названы по имени. Они владеют искусством слова, выражают свои мысли и меняют ход исторических событий с помощью вербальных актов. Таким образом, читая библейские тексты, мы осознаем значимость голосов еврейских женщин.

Как правило, библейские женщины нацелены на продолжение рода. Однако они не только обеспечивают физическое благополучие своих детей, но и заботятся об их духовном развитии. Женщины рассказывают своим детям значимые истории, учат их древним заповедям. Авторов эссе «О евреях и словах» интересует тот факт, что каждая еврейская мама «уста свои открывает с мудростью» [1, с. 106]. Размышляя о роли женщин в еврейском мире, Оз пишет, что они «образуют не генетический род, а ряд людей, которые несут полные идей тексты, упрямо и бережно передают их детям» [1, с. 125]. Из этих слов явствует, что роль женщины в сохранении народных преданий и дальнейшей передаче их своим потомкам неоценима.

В эссе говорится, что евреи всегда уделяли большое внимание понятию времени и своему прошлому. Это связано с тем, что у еврейского народа собственной истории «куда больше, чем собственной географии» [1, с. 128]. Евреи долгое время не имели собственной территории и государства, так что их идентичность и культура были построены исключительно на языке и истории.

Оз и Оз-Зальцбергер утверждают, что, основываясь на парадигме линейного времени, современное сознание «глядит вперед» и «уходит корнями» в прошлое. Однако в языке иврит мы видим совершенно иную идею. Говоря на иврите, евреи «стоят посреди потока времени спиной к будущему и лицом к прошлому» [1, с. 140]. Ивритское слово קדם является отличным примером. Оно означает «древность», но производное от него слово קדימה переводится как «вперед». Аналогичное слово לפנים означает и «перед», и «давно».

Исследуя язык иврит, мы видим, что евреи чувствуют себя находящимися вдали от настоящего времени. Они всегда обращаются к прошлому, к истории своего народа, своим корням и традициям. В то же время евреи имеют представление о будущем, о том, как они смогут улучшить свою жизнь. Этот двойной ориентир на прошлое и будущее олицетворяет уникальность еврейского народа. Кроме того, описанное еврейское понимание времени в очередной раз демонстрирует взаимосвязь языка и национальной идентичности.

Таким образом, Оз и Оз-Зальцбергер утверждают, что евреи – народ слова, поэтому в еврейском мире язык является неотъемлемой частью формирования коллективного сознания и национальной самоидентичности.

Авторы эссе «О евреях и словах» предлагают теорию словесности как народности. По их мнению, именно через язык передаются и сохраняются культурные особенности, ценности, исторические знания, опыт и наследие поколений, а также через язык происходит объединение нации.

Эта лингвистическая концепция может служить примером интерпретации еврейской культуры и изучения влияния языка на общественное сознание.

Список литературы:

  1. Оз А., Оз-Зальцбергер Ф. О евреях и словах. М.: Текст: Книжники, 2016. 253 с.
  2. Оз Амос. Электронная еврейская энциклопедия. (дата обращения: 21.04.2024).
  3. Юзефович И.В. Художественная модель национального мира в прозе первой трети ХХ в. (И.С. Шмелев, Ш.Й. Агнон, И.Э. Бабель): дис. … канд. филол. наук. М.: 196 с.
  4. Balaban A. Between God and Beast: An Examination of Amos Oz’s Proze. Pennsylvania: Penn State University Press, 2010. 268 p.
  5. Shechner M. Review of Jews and Words, by Amos Oz, Fania Oz-Salzberger // Journal of Jewish Identities. 2014. Vol. 7, №2.: 79-81.

Jews and words in conversations between Amos Oz and Fani Oz-Salzberger

Kononenko K.V.,
bachelor of 3 course of the Kosygin Russian State University, Moscow

Research supervisor:
Kondrakova Julia Nikolaevna,
Head of the Department of Philology and Linguoculturology of Kosygin Russian State University, Candidate of Philology, Associate Professor

Abstract. The article examines the main ideas of Amos Oz’s linguistic concept by studying and analyzing the essay «Jews and Words», which he wrote together with his daughter Fania Oz-Salzberger. The authors of the book present the Jewish ancestry as an accumulated wealth of verbal heritage. The study traces the relationship between the Jewish language and the ethnic identity of the Jews, as well as the role of words in preserving and developing the cultural heritage of the Jewish people.
Keywords: linguistic concept, national identity, literature, the Jewish people, verbal folklore, Hebrew.

References:

  1. Oz A., Oz-Salzberger F. Jews and Words. Moscow: Text: Scribes, 2016. 253 p.
  2. Oz Amos. Electronic Jewish Encyclopedia. (date of the address: 21.04.2024).
  3. Yuzefovich I.V. The artistic model of the national world in the prose of the first third of the twentieth century (I.S. Shmelev, S.Y. Agnon, I.E. Babel): dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences. Moscow: 196 p.
  4. Balaban A. Between God and Beast: An Examination of Amos Oz’s Proze. Pennsylvania: Penn State University Press, 2010. 268 p.
  5. Shechner M. Review of Jews and Words, by Amos Oz, Fania Oz-Salzberger // Journal of Jewish Identities. 2014. Vol. 7, №2: 79-81.