Аннотация. В современных произведениях массовой культуры сформировалась тенденция к появлению литературных произведений с иными мирами, которые отличаются многообразием: историей, этносами, говорящими на выдуманных автором языках, культурой, отличной от западной или восточной. В необычном авторском мире существует магия со своими законами и порядками, живут фантастические создания. В современной России жанр фэнтези пользуется спросом среди читателей, особенно среди молодежи. Первым произведением современного русского фэнтези принято считать «Нисхождение Тьмы, или Средиземье 300 лет спустя» (серия «Кольцо Тьмы»), созданное Н. Перумовым в 1980-х годах как продолжение романа Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец». Вскоре отечественные авторы фэнтези стали активно заимствовать шаблоны и сюжеты из западноевропейской литературы. В связи с этим возникла трудность в выявлении специфики отечественного фэнтези.

Ключевые слова: допущение, жанр, история, метаморфоз, мифология, развитие, русская литература, сказка, фантастика, фэнтези.

«Фантастика (от греч. phantastike – искусство воображать) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, элемента необычайного» [8].

«Фэнтези (англ. Fantasy) — вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению» [3, с.1162].

Два приведенных определения показывают, что фэнтези – вид фантастического произведения, для создания его художественного мира и сюжета автор будет использовать фантастическое допущение – то, что нельзя объяснить с помощью науки, фактов и логики, и фэнтезийный мир обязательно состоит из переосмысления мифов и легенд автором. 

К ключевым жанровым элементам фэнтези относятся:

  1. Вымышленный мир с уникальными особенностями, невозможными в реальном мире.
  2. Магия со своими законами и присутствие фольклорных существ.
  3. Приключенческий сюжет, ориентированный на достижение цели, которая может повлиять на мир и героя.
  4. Средневековый сеттинг, хотя возможны и другие временные рамки, такие как древность, современность или будущее.
  5. Противопоставление технологий и магии, с акцентом на последнюю.
  6. Фокусировка на персонажах, их действиях и эмоциях, при этом магия и сказочные элементы играют хотя и вспомогательную, но значительную роль.
  7. Классическая борьба добра со злом как основной движущий сюжет, однако в последнее время растет популярность произведений со сложной моралью.
  8. Наличие другого мира и его влияния на происходящее.
  9. Свобода в авторском повествовании.

Современное европейское фэнтези берет начало в европейском рыцарском романе, легендах и мифах. Авторы часто для антуража и формирования истории своего придуманного мира используют скандинавские сказания, мифы Древней Греции, кельтские сказки о необычных существах и легенды о королях (например, артуровский цикл – цикл кельтских легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола).

Первые значительные произведения современного фэнтези, вдохновленного средневековыми сказками, были написаны Робертом Ирвином Говардом («Конан»), Джоном Рональдом Руэлом Толкином («Хоббит», «Властелин колец») и Клайвом Стейплзом Льюисом («Хроники Нарнии»). Кроме того, в западной литературе начала XX века была популярна литература ужасов, представленная произведениями таких авторов, как Уолтер Де ла Мар, Г.Ф. Лавкрафт и Джон Кольер. Благодаря этим значимым фигурам жанр стал развиваться и охватывать широкий спектр читателей всех возрастов, популяризируя этим жанр.

Вслед за Р.И. Говардом и Дж.Р.Р. Толкином, чье творчество стало основой классического фэнтези, появилось множество писателей, которые вдохновлялись мифологией разных народов, мистики и средневекового романтизма. Среди них можно назвать Урсулу Ле Гуин, Роджера Желязны, Пола Андерсона, Майкла Муркока и других.

Жанр фэнтези существует в русской литературе недавно, но развитие жанра в России и странах бывшего СССР имеет свои особенности и историю. В начале ХХ века появились первые произведения, вдохновленные славянской мифологией и сказками, такие как «Садко» Николая Рериха. В советское время фэнтези практически не публиковалось из-за идеологических запретов, но в 1990-е годы жанр начал развиваться с появлением таких писателей, как Дмитрий Емец и Ник Перумов. Одним из первых заметных произведений в этом жанре стал роман «Кольцо Тьмы» Ника Перумова, написанное в 1993 году, по авторскому определению, это вольное продолжение трилогии Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец». Внимание читателей к феномену славянского фэнтези привлек также роман М.В. Семёновой «Волкодав» (1995), которые многие сравнивают с циклом известного польского писателя А. Сапковского «Сага о ведьмаке». Одним из наиболее известных современных российских авторов фэнтези является Сергей Лукьяненко, известный своим циклом «Дозоры». Произведения из цикла, такие как серия романов «Ночной дозор» (1998), «Дневной дозор» (2000) и другие, стали бестселлерами и известными не только в России, но и за ее пределами. Популярностью фэнтези среди читателей воспользовались такие писатели, как Александр Бушков «Рыцарь из ниоткуда», Марина и Сергей Дяченко (пишут в соавторстве) «Привратник», Алексей Пехов («Хроники Сиалы»), Александр Зорич («Круг Земель»), Вера Камша («Хроники Арции») и др. Особо ярким стало появление романа «Кровь Заката» (2002) Веры Камши, очевидным источником которого стал всемирно известный роман Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени».

Серия «Кольцо тьмы» стала отправной точкой для появления и развития жанра в России. В 1980-е годы Н. Перумов заинтересовался произведениями Дж.Р.Р. Толкина, несмотря на их ограниченную доступность в СССР. Перумов был вдохновлен творчеством Толкина и миром Средиземья, но, как он сам признавался, в интервью, он не разделял морально-назидательную позицию Дж.Р.Р. Толкина о добре и зле. Именно это побудило его создать роман о возможном будущем Средиземья через 300 лет. Нередко в отношении произведения Перумова можно встретить определение фанфик. Фанфик (fan fiction) – жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных произведений с участием главных или второстепенных действующих лиц и использованием фабулы или отдельных эпизодов произведения, которое было создано не самим автором оригинала, а поклонником.

У поклонников Толкина неоднозначное отношение к произведениям Перумова, более даже отрицательное. Многие хвалят автора за то, что он расширил Средиземье, пытался сохранить стиль Толкина, за приятных персонажей, за упоминания событий и героев трилогии, за то, что добавил «оттенки серого» в произведение. Однако многие также считают, что это явное использование творчества и труда Толкина ради обогащения и получения популярности, ведь в 90-х фэнтези был крайне популярным жанром, который интересовал многих читателей художественной литературы, а Перумов не придумал свой собственный мир и не написал собственное произведение – он создал фанфик. Перумов в конце серии («Адамант Хенны») проработал сюжет так, что вся история Средиземья стала приквелом к его дальнейшим работам, что разочаровало и привело в ярость фанатов Толкина. Многие читатели считают, что только первые две книги из всей серии («Эльфийский клинок» и «Черное копье») достойны к прочтению, а самая последняя стала маркетинговым ходом для уже самостоятельных книг Перумова.

Перейдем к особенностям отечественного фэнтези. Основные черты отечественного фэнтези идентичны западноевропейскому, но они воспроизведены больше в пародийно-сниженном варианте. Герой славянского фэнтези обязан спасти мир, свою семью, побороть зло, герой является воином. Однако отечественные писатели отказываются писать об идеальном человеке, делая своего основного героя похожим на реального человека, не существует во вселенной отечественных авторов истинного Добра или истинного Зла, обе стороны пытаются найти свою выгоду, авторы могут добавить в произведение старославянский быт, верования, а также черпать вдохновение из богатого культурного наследия страны, включая не только народные сказки, легенды, мифологию, но и богатую историю России.

Отечественным авторам при создании своего фэнтези-произведения не важна новизна материала и его оригинальность. Авторы пользуется уже имеющимся узнаваемым материалом своих западноевропейских коллег как шаблоном, лишь немного переделывая под себя и для читателей.

Изучая основные элементы русского фэнтези, можно отметить, что авторы стремятся размыть границы между Добром и Злом, делая картину мира произведения близкой к реальной, главные герои двигаются по сюжету по своим личным мотивам, они не выбирают стороны, а следуют своим идеалам. Отечественные произведения этого жанра ориентированы на волшебные сказки, поэтому героям предоставляется несколько попыток решить задачу. В центре сюжета обычно находится главный герой, его ступенчатая инициация, сбор команды, прохождение этапов квеста и финальная битва. По завершении приключений герой обретает мудрость, получает сакральные знания, познает себя и становится более нравственным и духовным.

В русском фэнтези всегда человек является центром повествования. Обычный человек, которого читатель может сопоставить с собой, случайно попадает в иной мир, непохожий на реальный, где он вынужденно приобретает сверхъестественные способности, которые в дальнейшем помогут ему на пути, чтобы справится со своим врагом, который является угрозой не только для героя, но и для всего мира произведения (как происходит обычно). Одной из задач персонажа – найти свой путь и понять себя, отличить все грани Зла и Добра и выбрать, на чьей он стороне, а от его решения зависит судьба всего мира.

Можно заметить, что в произведениях отечественных писателей, работающих в жанре фэнтези, сложно выявить особенности, которые позволили бы выявить неповторимые черты именно отечественного фэнтези. «Кольцо Тьмы» является свободным продолжением «Властелина Колец» (фанфиком), «Таня Гроттер» слишком напоминает известное произведение Джоан Роулинг «Гарри Поттер», так как автор хотел сделать своеобразную пародию на известное во всем мире произведение, «Волкодава» читатели часто называют плагиатом на «Сагу о ведьмаке» А. Сапковского – и подобных примеров можно найти еще больше.

Все это приводит к выводу о несамостоятельности русского фэнтези. Отечественные авторы при создании фэнтези-произведения пользуется уже имеющимся шаблоном, лишь слегка меняя его форму, добавляя новые детали, что говорит о нежелании современных отечественных писателей экспериментировать и создавать что-то неповторимое. Кроме этого, сейчас зарубежные авторы отходят от построения классического фэнтези; герои схожи с читателями, не являются идеальными людьми и их не интересует выбор «правильной» стороны; герои вынуждены постоянно бороться не со злом внешним, а со злом внутренним. Современные авторы больше не пишут об идеальном человеке, который сражается ради Добра и Справедливости, а наделяют персонажа набором пороков, низменных желаний, которые тянут его на сторону Тьмы, если персонаж в течение своего пути стремится побороть не Зло, а себя.

Как показывают опросы и статистика, фэнтези – один из самых популярных жанров среди российских читателей. Книги таких писателей, как Андрей Белянин, Мария Семенова, Алексей Пехов, Сергей Лукьяненко, Макс Фрай и многих других, пользуются огромным спросом у аудитории. Если говорить о развитии жанра, то с появлением цифровых технологий и интернета русское фэнтези нашло новый формат – онлайн-литература. Многие авторы начали публиковать свои произведения на специализированных платформах и получили широкую аудиторию. Этот формат позволил не только развиваться самим авторам-новичкам, но и развивать жанр. Кроме того, с развитием киноиндустрии в России возрастает интерес к экранизации фэнтезийных произведений. Многие книги уже адаптированы в киновселенные, а новые проекты находят поддержку у зрителей. Также стоит отметить активное развитие фэнтези-игр, которые позволяют погрузиться в удивительные миры и стать участником захватывающих приключений.

Список литературы:

  1. Аливердиев А.А. К вопросу о русском фэнтези, Бабе-Яге, etc // Махачкалинские известия, 2006, №8, С. 22-31.
  2. Гончаров В. Русская фэнтези – выбор пути // Если, 1998, 267 с.
  3. Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001, С. 1161-1164.
  4. Губайловский В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра. В. Губайловский «Новый мир», 2002, №3. С. 174-185.
  5. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М.: Художеств. лит., 1974, 352 с.
  6. Лебедев И.В. Генезис современного российского фэнтези // Вестник КГУ, 2015, №3. (дата обращения: 30.04.2024).
  7. Мкртчян Т.Ю., Пустоветова А.О. Особенности жанра фэнтези // Современные научные исследования и инновации. 2016. №2. (дата обращения: 30.04.2024).
  8. Олди Г.Л. Что такое фантастика? Фантастическое допущение // Мир фантастики. Февраль 2008, №54, С. 23-26.
  9. Эйдемиллер И.В. Мир фэнтези // Звезда, 1993, №10. С. 205.

Development of domestic fantasy

Morozova V.N.,
undergraduate of 6 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Gavrilina Olga Vadimovna,
Associate Professor, Department of Philology, Institute of Humanities, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences

Abstract. In modern works of mass culture, a tendency has formed towards the emergence of literary works with other worlds that are distinguished by diversity: history, ethnic groups that speak languages invented by the author, a culture other than Western or Eastern. In an unusual author's world, there is magic with its own laws and orders, fantastic creatures live. In modern Russia, the fantasy genre is in demand among readers, especially among young people. The first work of modern Russian fantasy is considered to be «The Descent of Darkness, or Middle-earth 300 years later» (series «Ring of Darkness»), created by N. Perumov in the 1980s as a continuation of the novel by J.R.R. Tolkien «The Lord of the Rings». Soon, domestic fantasy authors began to actively borrow templates and plots from Western European literature. In this regard, there was a difficulty in identifying the specifics of domestic fantasy.
Keywords: assumption, genre, history, metamorphosis, mythology, development, Russian literature, fairy tale, fantasy, fantasy.

References:

  1. Aliverdiev A.A. On the question of Russian fantasy, Baba Yaga, etc // Makhachkala news, 2006, №8.: 22-31.
  2. Goncharov V. Russian fantasy - choosing a path // If, 1998, 267 p.
  3. Gopman V.L. Fantasy // Literary Encyclopedia of Terms and Concepts / ed. A.N. Nikolyukina. Moscow: NPK Intelvak, 2001.: 1161-1164.
  4. Gubailovsky V. Justification of happiness: On the nature of fantasy and the discoverer of the genre. V. Gubailovsky «New World», 2002. №3.: 174-185.
  5. Kagarlitsky Yu.I. What is fiction? Moscow: Arts. lit., 1974, 352 p.
  6. Lebedev I.V. Genesis of modern Russian fantasy // Bulletin of KSU, 2015, №3. (date of the address: 30.04.2024).
  7. Mkrtchyan T.Yu., Pustovetova A.O. Features of the fantasy genre//Modern scientific research and innovation. 2016. №2. (date of the address: 30.04.2024).
  8. Oldie G.L. What is fiction? Fantastic assumption // Fantasy world. February 2008. №54.: 23-26.
  9. Eidemiller I.V. Fantasy World // Star, 1993, №10.: 205.