Аннотация: В статье рассматривается тема кризиса семейных ценностей и конкретные аспекты ее реализации в романе современного американского писателя, Дж. Франзена. Автор сознательно деконструирует стереотипизированный образ счастливой американской семьи, акцентируя внимание на том, что счастье персонажей, это результат напряженной внутренней работы каждого из членов семьи.

Ключевые слова: литература США, Франзен, свобода, кризис, семья.

Джонатан Франзен (род в. 1959) является одним из самых известных современных писателей Америки; его произведения пользуются популярностью как у профессиональных критиков, так и у обычных читателей. В 2002 году Франзен выиграл самую престижную литературную награду США – Пулитцеровскую премию – за свой роман «Поправки». Произведения Франзена можно охарактеризовать многослойностью, масштабностью и пафосностью повествования, его герои зачастую неоднозначны. Их убеждения пронизаны серой моралью, они совершают необдуманные поступки, о которых позже жалеют, для них свойственны саморазрушение и самообвинение. Но именно эти качества делают их живыми и похожими на обычных людей и именно это заставляет читателя сопереживать им.

Особенность романа «Свобода» заключается в том, что личностные конфликты героев происходят на фоне более глобальных событий. Каждый конфликт, описанный в тексте, приобретает все больший масштаб: экзистенциальный кризис отдельно взятых персонажей произведения, разрушение семьи Берглундов, вымирание целого вида птиц, война в Ираке, перенаселение и постепенная гибель планеты Земля.

Действие романа происходит в двух временных отрезках: конце восьмидесятых и начале двухтысячных годов – подобный прием позволяет нам, как читателям, проследить за изменением главных героев, их взрослением и личностным ростом. Композиция романа выстроена таким образом, что повествование в каждой новой главе ведется от лица разных повествователей, Уолтера, Бетти, Ричарда или Джоуи: таким образом, одно и то же событие может быть представлено в том свете, в котором видят его, например, Уолтер и Бетти, Ричард и Бетти, Ричард и Уолтер, Уолтер и Джоуи. Следовательно, у читателя формируется более цельное понимание сюжета всего произведения.

Одной из основных сюжетных линий «Свободы» является постепенное развитие кризиса внутри семьи Берглундов – в самом начале романа Бетти и Уолтер предстают перед читателями как образцовая пара, где Уолтер – успешный юрист, а Бетти – заботливая домохозяйка. Они воспитывают двоих детей: мальчика Джоуи и девочку Джессику, покупают дом в благополучном районе, проводят отпуск в загородном коттедже. Однако постепенно становится понятно, что они скорее «изображают идеальную семью» [3, с. 153] и являют миру «образ-обманку, образ-впечатление, который составляют» о них окружающие [1]. Их брак больше не приносит им радость, каждый чувствует себя чужим и лишним в этом союзе, а все их попытки сблизиться снова в итоге терпят крах.

Дж. Франзен показывает развитие всех стадий отношений героев: их зарождение, пик, упадок и конец. Стоит отметить, что Бетти никогда не испытывала больших чувств к Уолтеру, предпочитая ему их общего друга Ричарда. Между ними нет тесной эмоциональной связи, они связаны лишь семейными узами [6, с. 58]. Прежде всего девушка ценила в Уолтере его личные качества, его готовность пожертвовать всем ради нее, серьезность его намерений и личностную зрелость. Бетти бросает занятие баскетболом и выходит замуж за Берглунда – в том числе, чтобы и показать своей матери, с которой у нее были холодные и полные взаимного непонимания отношения, что, в отличие от нее, она сможет стать хорошей хранительницей домашнего очага и матерью для своих детей. В конце концов семейная рутина начинает угнетать Бетти, и она все чаще задумывается об упущенных возможностях юности. Ей также не удается установить крепкую связь с собственными детьми; Бетти совершает те же ошибки, что и ее собственные родители, отдавая предпочтение сыну и тем самым травмируя свою дочь Джессику. Женщина становится одержима Джоуи и вынуждает юношу бежать от чрезмерной опеки матери в другую семью.

Их отношения с детьми описываются автором как проблемные, конфликтные, прежде всего потому, что каждый из детей стремится отделиться от родителей и стать самостоятельным с достаточно ранних лет. Но очевидно, что они воспринимают самостоятельность в несколько искаженном виде, а именно в виде финансовой независимости: «урок, который Джоуи вынес из бесконечных споров с отцом, заключался в следующем: взрослые главнее детей, потому что у взрослых есть деньги» [4, с. 22]. Интересно, что отношения Джоуи с его отцом, Уолтером Берглундом, развиваются в обратной хронологической перспективе. В детском и подростковом возрасте он стремится к самостоятельности, но в более взрослом возрасте начинает остро нуждаться в тесной эмоциональной связи со своим отцом.

Также, в фокусе внимания автора находятся отношения Бетти с ее дочерью, Джессикой. Ей сильно не хватает эмоциональной поддержки дочери, которая эмоционально отдалена от нее и старается не допускать мать в свою личную жизнь, но Бетти винит в этом прежде всего себя. В тексте произведения описывается эпизод, в котором она считает «холодность и самообладание Джессики справедливым наказанием за то, как холодна она сама была с матерью в свои девятнадцать <…> Она вела себя как взрослый человек, но сознавала, что из них двоих взрослым человеком была Джессика» [4, с. 225]. И лишь в конце романа, Джессика, которая переживает тяжелую депрессию из-за того, что всегда чувствовала себя нелюбимым и обделенным вниманием родителей ребенком, находит почву для понимания и принятия своих родителей, в особенности, матери.

В исследуемом нами романе особое внимание автора привлекает тема измены и предательства. Все действующие лица произведения, кроме Джессики, в определенный момент повествования пытаются преодолеть личностный кризис за счет смены партнера. Но каждый раз это заканчивается неудачей и необходимостью переосмыслить существующие отношения. Автор не раз акцентирует внимание на том, как современная действительность обесценивает семейные отношения, но лишь утратив их, персонажи произведения понимают абсолютную ценность семьи. Одним из факторов, разрушающих семейные отношения, автор считает рутину и обыденность. Именно это становится камнем преткновения для Бетти. Фрустрация от несбывшихся ожиданий и желание снова почувствовать сильные эмоции побуждают ее пойти на отчаянный шаг: она изменяет своему мужу с его лучшим другом Ричардом. Женщине не удается сохранить измену в тайне, и Уолтер на протяжении долгого времени не находит в себе сил простить ее.

Стоит отметить, что Уолтер, в свою очередь, также отдаляется от жены: чувствуя ее отстраненность, он постепенно погружается в политическую деятельность, начиная борьбу за спасение целого вида птиц – голубого клевуна, при этом семейные дела вызывают у Уолтера лишь уныние; он видит подавленное состояние супруги, однако не пытается ей помочь. Это усугубляет эмоциональное состояние Бетти, которая чувствует, что ее муж ставит судьбу голубого клевуна выше их отношений; ее увлечение другим мужчиной усиливается.

Уолтер также испытывает симпатию к своей личной ассистентке Лолите, однако, в отличие от Бетти, до последнего сдерживает себя, помня о клятве верности, которую дал жене, когда вступал с ней в брак. Несмотря на то, что в начале нулевых в США сих пор культивировались семейные ценности, молодое поколение американцев они обошли стороной – это видно на примере Джоуи Берглунда. Внимательному читателю становится заметно, что автор испытывает определенный интерес к личности этого персонажа, «уделяет значительное внимание его личным качествам, отношениям с членами семьи» [2, с. 87]. Молодой человек ведет себя довольно развязно, рано начинает половую жизнь, сбегает из дома и вовлекается в разной степени опасности авантюры, обрывая все контакты с родителями. Несмотря на то, что Джоуи – больше из-за личного протеста против своего отца-демократа – является приверженцем Республиканской партии и поддерживает их идеалы, его взгляды и убеждения идут вразрез с его поведением. Тем не менее, политическая аффилиация наряду с национальными символами и культурой «наиболее ярко отражают менталитет нации и ее систему ценностей» в тот или иной исторический период [5, с. 63].

Джоуи, чувствуя излишнюю привязанность своей девушки Конни и испытывая чувство вины перед ней за то, что взял у нее деньги в долг, решает сделать ей предложение, хотя и признает внутри себя, что их любовь уже давно угасла. После помолвки молодой человек буквально сбегает от Конни и проводит университетские каникулы в гостях у своего одногруппника, где знакомится с его сестрой Дженной; юноша увлекается девушкой и даже собирается провести с ней ночь, несмотря на помолвку с Конни. Джоуи, осознавая всю подлость своего поступка, все равно позволяет соблазну взять верх и идет на этот шаг. Однако в конце концов чувство вины и обязательства перед Конни побеждают, и он женится на девушке, выполняя данное обещание.

Таким образом, Джонатан Франзен в романе «Свобода» разрушает традиционный образ счастливой американской семьи, который был искусственно создан в середине прошлого века, показывая упадок и неактуальность семейных ценностей в современном обществе – и если для молодого поколения они просто потеряли всякую значимость, то у более взрослого поколения несоответствие идеалу вызывает лишь фрустрацию от несбывшихся надежд, не принося им счастья на личном фронте.

Список литературы:

  1. Кирдяева О.И. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»: картина, портрет или...? // Litera, 2022. №1. С. 114-122.
  2. Коструб Е.В. Средства создания образа Джейка Бриганса в романе Дж. Гришема «Время убивать» // Традиции и инновации в лингвистике и литературоведении: Межкафедральный сборник научных статей / Научные редакторы К.М. Баранова, О.Г. Чупрына. М.: Московский государственный областной университет, 2018. С. 80-88.
  3. Савинич С.С. Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»: парадоксы Американской мечты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. №4. С. 150-154.
  4. Франзен Дж. Свобода. М.: Corpus, 2012. 672 с.
  5. Kirdyaeva O.I., Kostrub E.V. The USA: Symbols of the nation // Foreign Languages at School. 2019. №9.: 63-66.
  6. Savinich S.S. The Symbolic Meaning of the House in American Fiction: From the 19th to the 20th Century // Writing Identity: The Construction of National Identity in American Literature: сборник материалов международного круглого стола по проблемам репрезентации национальной идентичности в литературных текстах / Московский городской педагогический университет; [Факультет языкознания и литературоведения, университет г. Байройт (Германия)]; сост. и отв. ред. К.М. Баранова; под науч. ред. М. Штеппата, Н.В. Морженковой. М.: Московский государственный областной университет, 2016. С. 57-64.

The crisis of family values in the novel by J. Franzen «Freedom»

Zorin I.V.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Savinich Sergey Sergeevich,
Associate Professor, Department of English Philology, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences

Abstract. The article examines the theme of the crisis of family values and specific aspects of its implementation in the novel by the contemporary American writer, J. Franzen. The author deliberately deconstructs the stereotypical image of a happy American family, focusing on the fact that the happiness of the characters is the result of the intense internal work of each family member.
Keywords: US literature, Franzen, freedom, crisis, family.

References:

  1. Kirdyaeva O.I. O. Wilde «Portrait of Dorian Gray»: painting, portrait or...? // Litera, 2022. №1.: 114-122.
  2. Kostrub E.V. Means of creating the image of Jake Brigans in the novel by J. Grisham «Time to Kill» // Traditions and innovations in linguistics and literary criticism: Interdepartmental collection of scientific articles / Scientific editors K.M. Baranova, O.G. Chupryna. Moscow: Moscow State Regional University, 2018.: 80-88.
  3. Savinich S.S. Roman F.S. Fitzgerald «The Great Gatsby»: Paradoxes of the American Dream // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Russian Philology. 2010. №4.: 150-154.
  4. Franzen J. Liberty. Moscow: Corpus, 2012. 672 p.
  5. Kirdyaeva O.I., Kostrub E.V. The USA: Symbols of the nation // Foreign Languages at School. 2019. №9.: 63-66.
  6. Savinich S.S. The Symbolic Meaning of the House in American Fiction: From the 19th to the 20th Century // Writing Identity: The Construction of National Identity in American Literature: a collection of materials from the international round table on the representation of national identity in literary texts / Moscow City University of Education; [Faculty of Linguistics and Literary Studies, University of Bayreuth (Germany)]; comp. and resp. ed. K.M. Baranova; under scientific. ed. M. Shteppata, N.V. Morzhenkova. Moscow: Moscow State Regional University, 2016.: 57-64.