Аннотация. В статье рассматривается феномен невербальной коммуникации с позиций междисциплинарного подхода. Автор статьи описывает процесс становления наук, изучающих невербальную коммуникацию, определяет современное научное представление об этом феномене и раскрывает актуальные векторы развития научного знания о неязыковом поведении в областях психологии, лингвистики, лингводидактики.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, междисциплинарный феномен, неязыковое поведение.

Современный этап развития лингводидактики связан с внедрением в процесс обучения тех результатов исследования иноязычного коммуникативного поведения человека, которые продиктованы постнеклассическим этапом развития научного знания, обусловившим необходимость центрации исследовательского внимания на вопросах проявления субъектных характеристик в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия [3]. Среди таких характеристик одними из наименее изученных в лингводидактике являются способы личностного самовыражения средствами невербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация, наряду с вербальной, представляет собой важнейшее средство общения и взаимопонимания людей, отвечающее за эмотивное наполнение речи, смысловую завершенность высказывания, передачу едва уловимых оттенков значения, которые порой невозможно вербализировать. Любое социальное взаимодействие, получение социального опыта тесно связано с проявлением или интерпретацией невербального поведения. Более того, ученые (В.П. Морозов, В.А. Лабунская) [1] сходятся во мнении, что, так как невербальный аспект коммуникации в большей степени подчинен подсознанию, то при толковании поступающей информации, человек интуитивно склонен больше полагаться именно на язык тела. Именно этот факт, как представляется, вызывает дополнительный интерес к изучению невербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация в своей самой широкой трактовке, включает все, что не слово, другими словами, это поведение лица, тела, голоса, за исключением лингвистического содержания [7]. Область невербальной коммуникации не определена единой теоретической парадигмой: по поводу ее трактовки и интерпретации существует множество точек зрения и подходов к исследованию в зависимости от целевой установки и объектно-предметной области науки. Феномен «невербальной коммуникации» долгие годы остается актуальным направлением исследования в медицине, психологии, лингвистике, педагогике, компьютерной инженерии и др. В данной статье ставится вопрос о междисциплинарном характере описываемого явления (в трактовке гуманитарного знания).

Первые исследования невербального поведения относились еще к периоду античности, они были исключительно практико-ориентированными и представляли из себя совокупность директивных установок в части риторики и ораторского мастерства [4]. Большое внимание уделялось просодии, правильной артикуляции и корректному использованию жестов при работе с аудиторией. В дальнейшем именно практический опыт древних ораторов лег в основу ряда фундаментальных исследований ученых ХХ-ХХI веков.

Опора на наследие античности во время эпохи Возрождения позволила внести вклад в осознание важности невербального поведения сразу в двух направлениях: 1) в части риторики важными стали техники по овладению хорошим стилем речи и правила благородных манер; 2) исследовались биологические и психологические аспекты невербального общения, а именно анатомические и физиологические особенности человеческих движений, сходства в поведении животных и человека, особенности проявления эмоций [4]. Представленные направления продолжили свое развитие вплоть до ХХ века, постепенно трансформируясь под воздействием заказа общества.

Лишь 50-е годы ХХ века ознаменовали подлинно научное изучение невербальной коммуникации: американский антрополог Рэй Бердвистелл стал основателем науки о жестах, мимике, позах и телодвижениях – кинесики. Ученый изучал взаимосвязь между вербальным проявлением определенных интенций и их отражением в невербальном поведении индивида, а также подобно термину «фонемы», ввел термин «кины», под которыми понимал мельчайшие «жестовые единицы, из которых складываются «слова», «предложения» и «тексты» языка» [4]. Примерно в то же время антрополог Эдвард Холл стал родоначальником науки о расположении собеседников в пространстве и о расстоянии между ними во время общения – проксемики. В ходе своей работы Э. Холл взаимодействовал с людьми, принадлежащими к разным лингвосоциумам, что позволило ему накопить обширный материал в области интернационального взаимодействия индивидов и добавить в свои исследования по невербальной коммуникации межкультурный аспект.

Таким образом, антропологи заложили фундамент и спровоцировали дальнейшее развитие и переосмысление накопленного знания о невербальном поведении в контексте специфики разных научных областей. Целесообразно перейти к более детальному рассмотрению актуальных аспектов рассмотрения представленного феномена в ряде конкретных гуманитарных научных дисциплин – психологии, лингвистики и лингводидактике.

Психологическое направление исследования невербального поведения

Несмотря на давние корни в антропологии и риторике, именно психологи внесли значительный вклад в изучение и систематизацию знаний о невербальном поведении. При этом до сих пор все еще остается ряд неразрешенных проблем и малоизученных областей в части неречевого поведения, которые разрабатываются современными отечественными и зарубежными психологами. Не случайно В.А. Лабунская [1] говорит о необходимости систематизации исследовательских данных в области психологии экспрессивного невербального общения. По заверению ученого, актуальным социальным заказом является быстрое обучение представителей различных профессий пониманию языка тела, умению «читать человека как книгу». Утверждая это, автор предостерегает от упрощенческого подхода к подобного рода тренингам. В большинстве случаев упрощаются представления «о связи невербального поведения и речи, о роли невербальных средств в формировании образа, в достижении определенного воздействия или формировании эмоционального отклика определенной модальности, преувеличиваются или, наоборот, не преуменьшаются диагностические, коммуникативные, регулятивные возможности невербального общения» [1, с. 5]. Такого рода подходы являются в корне неверными, требующими более детального переосмысления современными психологами.

В рамках психологического направления исследования проблемы актуальными остаются вопросы, связанные с интерпретацией невербального поведения как социальной способности, в частности в контексте социального интеллекта и эмоционального интеллекта как его составного компонента (В.А. Лабунская, Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, Д.В. Ушаков). В.П. Морозов [2] заявляет о потребности в более тщательном изучении такой специфической формы невербальной коммуникации, как искусство, ведь именно оно, обладая огромной убеждающей силой и воздействуя на эмоционально-образную сферу человека и его подсознание, является средством эстетического воспитания и нравственно-идеологического формирования личности.

Проблема невербальной коммуникации занимает особое место в области инженерной психологии в контексте решения сложнейших вопросов автоматического распознавания речи (Z. Shen, A. Elibol, N.Y. Chong), идентификации и верификации личности говорящего (А.Х. Пашина, В.П. Морозов, П.В. Малинин), изучения вопросов разработки компьютерных систем, способных обнаруживать эмоциональные невербальные проявления человека и эффективно имитировать их для создания аватаров и различных анимаций (M. Bartlett, R.A. Calvo, S.B. Daily, E.G. Krumhuber), для обучения искусственного интеллекта (А.И. Минаев; K. Vogeley, G. Bente).

Из ближайших перспектив развития исследований в области невербальной коммуникации также выделяются нейронауки, нацеленные на исследование того, как невербальное поведение отражает мозг, периферическую нервную систему и влияет на них. В частности, понимание взаимосвязей между мозговой активностью и различными межличностными феноменами (например, межличностной мимикой) будет по-прежнему оставаться важной задачей [7].

Лингвистическое направление исследования невербальной коммуникации

Главенствующее положение коммуникативного подхода определило смещение вектора научного интереса в сторону речевой коммуникации и условиям, обеспечивающим ее эффективность и комфорт. В частности, в поле зрения лингвистики попала невербальная коммуникация.

Разработкой фундаментальных проблем невербальной коммуникации занимался Г.Е. Крейдлин – основоположник семиотического подхода к рассмотрению невербальных средств, заключающегося в широком анализе вербальных и невербальных проявлений в процессе их одновременного функционирования. Им были подробно описаны основные семиотические классы жестов с учетом национально-культурной, возрастной и гендерной специфики применительно к русской жестовой системе. Его коллеги и последователи рассматривают совместное функционирование интонации, значения слов и невербальных единиц, выделяя сложные речежестовые единицы в контексте межкультурного взаимодействия (Е.Л. Корлыханова, Н.Б. Цибуля). Весомый вклад в исследование паралингвистики внес и Г.В. Колшанский: он выделил функции и виды параязыка, подробно изучил роль паралингвистических средств.

В лингвистических работах (Н.И. Смирнова, Д.В. Романов) исследованию подлежат национально-культурные особенности невербальных средств: описываются особенности невербального поведения представителей определенной культуры, проводятся сопоставительные анализы неречевого общения представителей разных лингвосоциумов, составляются словари коммуникативных жестов. Невербальная коммуникация изучается с учетом специфики профессиональной деятельности индивида.

Актуальным направлением исследования остается изучение вопросов, связанных с отражением паралингвистических знаков в художественной литературе (Е.Д. Боева, Е.А. Русина, Л.В. Калинина, С.В. Чернова). Главным образом исследуются вопросы раскрытия характера и внутреннего мира персонажа посредством невербальных средств, взаимосвязи между передаваемым вербальным содержанием реплик героя и его невербальными реакциями. Перспективным является исследование особого вида текста, сочетающего в себе вербальное и невербальное содержание – креолизованного текста. На сегодняшний день дается характеристика и изучается сочетаемость его компонентов, описываются жанровые особенности, проводится экспериментальная верификация теоретических положений (М.А. Бойко, М.Б. Ворошилова, Н.М. Чудакова).

Лингводидактическое направление исследования невербальной коммуникации

Мировые тенденции и современные реалии поставили перед лингводидактикой ряд новых задач и привели к повышению требований к уровню владения обучающимися иностранными языками, в частности к их способности и готовности к реальному межкультурному общению. Продолжая тенденцию, заданную лингвистами, зарубежные и отечественные методисты озаботились проблемами формирования межкультурной коммуникативной компетенции, в том числе вопросами, связанными с обучением невербальным средствам общения для эффективного и приближенного к аутентичному взаимодействию с представителями иных лингвосоциумов. В.У. Ногаев (2006) отмечает, что большая часть невербального поведения является приобретенной и национально специфичной, следовательно, обучение студентов невербальным средствам способно помочь в преодолении культурных барьеров, а также содействовать адаптации человека в инокультурной среде.

Вопрос овладения обучающимися невербальными средствами изучается методистами на разных этапах: ступень основного среднего образования (Е.С. Кудинова, Е.В. Оспенникова, А.С. Павлова, Е.И. Чиркова), языковые вузы (Н.Ю. Игнатьева, Л.Е. Левонюк) и неязыковые вузы (Т.И. Жаркова, Е.Ю. Максименко, Т.В. Сароян).

Основополагающим направлением изучения рассматриваемой проблемы является определение роли и места невербальной коммуникации в структуре межкультурной коммуникативной компетенции (О.В Еремеева, А.В. Кулешова, Н.С. Мурзахмедова, Е.И. Чиркова). Многие авторы сходятся во мнении, что нельзя недооценивать значение невербальных средств. Д. Арчер отмечает, что понимание норм невербального поведения крайне важно потому, что в условиях реального взаимодействия коммуниканты почти никогда эксплицитно не исправляют нарушения «невербальных» норм: не просят отойти дальше или не отмечают, что им причинил дискомфорт слишком длительный зрительный контакт [6].

Направления исследования процесса обучения невербальной коммуникации фокусируются на цели обучения, разработке технологий, систем упражнений, формулировании рекомендаций, которые могут быть использованы при обучении невербальной стороне общения. Е.И. Чиркова [5] разработала систему упражнений, а также привела словарные статьи, в которых можно найти различные жесты, присущие носителям как английской, так и русской культуры.

Исходя из сказанного, можно заключить, что проблемное поле невербальной коммуникации имеет долгую историю и богатый накопленный опыт осмысления феномена, охватывающего множество его модальностей и уровней рассмотрения. Изучение феномена невербальной коммуникации остается актуальным в различных научных областях; отмечена высокая степень заинтересованности в ее междисциплинарном комплексном изучении в целях взаиморазвития и обогащения представленных гуманитарных наук.

Список литературы:

  1. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.
  2. Морозов В.П. Невербальная коммуникация как понятие в психологии // Разработка понятий современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2021. С. 359-403.
  3. Тарева Е.Г. Эволюция лингводидактики: от классического к постнеклассическому измерению // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: Мат-лы Второй науч.-практ. конф., Москва, 24-25 апреля 2015 года / Отв. ред. Д.А. Крячков. Том 2. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2015. С. 239-244.
  4. Цибуля Н.Б. Основные направления исследований в области невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2014. №1(687). С. 252-267.
  5. Чиркова Е.И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, 2009. 272 с.
  6. Archer D. Unspoken Diversity: Cultural Differences in Gestures // Qualitative Sociology. 1997. Vol. 20/ №1. С. 79-105.
  7. Hall J.A., Horgan T.G., Murthy N.A. Nonverbal Communication. Annu. Rev. Psychol., 2019.: 271-294.

Exploring Nonverbal Communication: An Interdisciplinary Perspective

Mosina V.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Tareva Elena Henrikhovna,
Deputy Director for the Implementation of Master's Programs of the Institute of Foreign Languages, Head of the Department of French Language and Linguodidactics of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. This article delves into the phenomenon of nonverbal communication from an interdisciplinary standpoint. The author outlines the evolution of fields studying nonverbal communication, defines the contemporary scientific understanding of this phenomenon, and reveals current directions for advancing scientific knowledge on non-linguistic behavior in the realms of psychology, linguistics, and language pedagogy.
Keywords: non-verbal communication, interdisciplinary phenomenon, non-linguistic behavior.

References:

  1. Labunskaya V.A. Human expression: communication and interpersonal cognition. Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. 608 p.
  2. Morozov V.P. Nonverbal communication as a concept in psychology // Development of concepts of modern psychology. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2021.: 359-403.
  3. Tareva E.G. Evolution of linguodidactics: from the classical to the post-non-classical dimension // Magic INNO: new in the study of language and the methodology of its teaching: Materials of the Second Scientific and practical conference, Moscow, April 24-25, 2015 / Rel ed. by D. A. Kryachkov. Volume 2. Moscow: MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2015.: 239-244.
  4. Tsybulya N.B. The main directions of research in the field of non-verbal communication // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. 2014. №1(687).: 252-267.
  5. Chirkova E.I. Attention, non-verbal! Non-verbal means of communication in teaching a foreign language. St. Petersburg: KARO, 2009. 272 p.
  6. Archer D. Unspoken diversity: cultural differences in gestures // Qualitative Sociology. 1997. Vol. 20 №1.: 79-105.
  7. Hall J.A., Horgan T.G., Murti N.A. Nonverbal communication. Yearbook of Psychology, 2019.: 271-294.