Аннотация. В статье рассматривается эффективность института наставничества в системе инструментов профилактики и поддержки несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. Автор анализирует законодательные изменения, направленные на внедрение института наставничества в обозначенной сфере отношений, обращая внимание на то, что своевременное и компетентное вмешательство наставников может оказать существенную помочь в предотвращении различных форм антиобщественного поведения подрастающего поколения.
Основываясь на проведенных исследованиях и практическом опыте, автор подчеркивает, что установление доверительных отношений между наставником и воспитанником, а также поддержка и понимание, создают благоприятную почву для формирования здоровых ценностей и поведенческих моделей.
Главная мысль заключается в том, что наставничество играет ключевую роль в механизме защиты и поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в формировании у них позитивной жизненной траектории, способствуя предотвращению девиантного поведения и обеспечивая полноценное развитие личности. Такое предназначение наставника требует системной работы с несовершеннолетними.
Исследование основано не только на действующих нормативных правовых актах, но и анализе законопроекта, регулирующего предназначение наставника в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Статья представляет интерес для специалистов в области социальной работы, педагогов, юристов и всех, кто интересуется вопросами поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: наставник, наставничество, девиантное поведение.

В России, где социальные и экономические изменения последних десятилетий выдвигают новые требования к качеству рабочей силы и уровню образования, развитие института наставничества становится особенно своевременным и значимым. Несмотря на его важность, законодательное регулирование и общественное признание наставничества еще не достигли достаточного уровня для того, чтобы говорить о его полной легитимации.

Зададимся вопросом о том, кто же такой наставник? По точному замечанию М.В. Кларина, наставник – это лицо, которое способствует профессиональному развитию (передаче знаний, навыков, опыта) и социокультурной адаптации посредством трансляции наставляемому корпоративной культуры, ее ценностей, норм и правил [4, с. 93].

В рамках проводимого исследования считаем наиболее целесообразным определять наставника как человека, вкладывающего в своего подопечного не только определенные знания и прививающего ему навыки их практической реализации, но и вкладывающего душу. Именно поэтому цензовыми требованиями к наставнику должны выступать не только высокого уровня профессионализм, знания и опыт в сфере методики работы с обучающимися, но и определенные морально-этические качествами.

Основная цель наставничества заключается в том, чтобы создать необходимые условия для молодых специалистов, способствующие их профессиональному росту и минимизации срока и процесса адаптации в трудовом коллективе, что будет способствовать успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Для достижения обозначенной цели наставник определяет теоретический уровень подготовки молодого специалиста, оказывает ему всестороннюю помощь (теоретического, психологического, методического характера).

В современной России институт наставничества становится все более актуальным, особенно в контексте формирования гражданского общества, развития образования, поддержки молодежи и повышения профессиональных качеств работников, признания особого статуса педагогов, осуществляющих наставничество [5] (см. рисунок 1).

Рис. 1. Роль педагога по мнению В.В. Путина

Зачастую причинами проблем, возникающих в процессе правоприменительной практики в образовательной сфере, является несовершенство соответствующих нормативных правовых актов. Этот факт поминают и осознают на самом высшем государственном уровне. Так, во исполнение поручений Президента Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект о наставничестве для детей в трудной жизненной ситуации [1]. Законопроект включает положения, касающиеся организации учебно-производственного процесса, практики, стажировок и других форм профессионального обучения и развития. В частности, законопроект направлен на оказание помощи наставникам в профилактической деятельности по работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению. По верному замечанию разработчиков законопроекта, на современном этапе наставники необходимы, поскольку основными проблемами преступности несовершеннолетних сегодня являются повторные правонарушения и постоянное вовлечение подростков в противоправную деятельность. Например, в 2022 году был зафиксирован высокий уровень повторной преступности несовершеннолетних на уровне 36%, причем динамика подобных показателей и сегодня не утешительная (см. рисунок 2).

Рис. 2. Динамика изменения количества несовершеннолетних, совершивших преступления в России с 2011 по 2022 годы [4, с. 201-203]

Концепция закона предполагает решение нескольких проблем: профессионального ориентирования, помощи в выходе из социально опасной среды, предотвращения социальной сиротства, правонарушений в отношении несовершеннолетнего населения. Полагаем, что речь должна идти и о такой категории, как дети, которые остались без попечения родителей и иных законных представителей.

Анализ причин преступлений подростков в целом свидетельствует о том, что одной из главных причин является безделье детей и их брошенность. Большое значение имеет влияние осознанных старших на подростка. В советские времена был создан весь институт народного педагога и наставника – «общественный воспитатель». В некоторых регионах такая практика наставления действует и успешно зарекомендовала себя: подростки, работая с наставником, принимая участие в социальном проекте, снимаются с учетной записи, возвращаясь в обычный образ жизни. Предполагаем, что эта практика законодательно будет закреплена и масштабирована, создана система наставничества, целью которой является предоставление второго шанса тысячам детей, которым нужна такая поддержка. В законопроекте предусмотрены изменения нескольких федеральных законодательных актов и включены институты наставничества, участие волонтерских движений, благотворительных организаций и Российского движения детских и молодых людей в системе профилактики и противодействия правонарушениям несовершеннолетнего возраста.

На данный момент в России активно развивается гражданско-волонтерская деятельность, в которой задействовано более 21 млн. россиян. По данным исследования НИУ «Высшая школа экономики» увеличение численности волонтеров сокращает преступность среди молодёжи примерно на треть. Согласно законопроекту, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав получит право привлекать несовершеннолетних, которые находятся под индивидуальной профилактической работой, к участию в мероприятиях, проводимых благотворительными, добровольческими (волонтерскими) организациями, а также российским движением детей и молодежи.

Предлагается использовать потенциал наставничества в ресоциализации трудных подростков. Министерство просвещения России получит полномочия утверждать правила назначения, замены и отмены наставника, порядок взаимодействия наставника с несовершеннолетними и родителями воспитанников. Введена возможность замены наставника по запросу родителей, представительств или несовершеннолетних в возрасте до 14-ти лет. Также предлагается включить в профилактику участие волонтерских движений, благотворительных организаций и движения российских школьников. Для обеспечения информационного взаимодействия между комиссиями и органами профилактики предлагается создать Государственную информационную систему.

Сейчас в России действует более 2,5 тысяч комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и новая система позволит обеспечить их информационное взаимодействие.

Информационная система будет создана на базе автоматизированной информационной системы АИС в области защиты прав ребенка и предотвращения их противоправных и противозаконных поступков. Финансирование будет выделено из федеральных средств, которые предусмотрены для создания и функционирования АИС. Новая система будет позволять:

  • учитывать несовершеннолетних, которые попали в социально опасную ситуацию;
  • автоматизировать информационный сбор и обмен информации между органами систем профилактики безнадзорности, правонарушений и нарушений правопорядка;
  • создавать индивидуальные профилактические программы в отношении семей и несовершеннолетних, которые находятся в сложных жизненных условиях;
  • оценивать эффективность деятельности органов профилактики и профилактических мероприятий;
  • улучшать координацию деятельности органов систем профилактики;
  • повышать эффективность мероприятий по профилактике;
  • обеспечивать своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, для оказания помощи;
  • уменьшать число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Принятие проекта положительно повлияет на обеспечение прав несовершеннолетнего населения, и будет способствовать укреплению эффективности системы противодействия безнадзорности, правонарушениям. Также будет создан реестр волонтеров и организаций на основе единого информационного обеспечения в области волонтерства.

В финансово-экономической обоснованности данного законопроекта указано, что предусмотрено создание единой системы межведомственного взаимодействия в системе профилактики и противодействия несовершеннолетним правонарушениям в рамках создания и функционирования Автоматизированной информационной системы.

На финансирование указанной системы бюджетом выделено 789,8 млн. рублей, а это значит, что данный законопроект не потребует дополнительных бюджетных расходов.

Подводя итоги проведенного исследования и анализа законопроекта, можно сделать определенные выводы:

  1. Наставники играют важную роль в формировании личности несовершеннолетних и их подготовке к будущей жизни. Наставничество в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению становится все более востребованным, помогая подросткам адаптироваться и быть менее вовлеченным в преступную деятельность.
  2. Дальнейшая законодательная корректировка и улучшение правоприменения в сфере наставничества является важной задачей. Необходимо совместными усилиями государства, общества, образовательных учреждений обеспечить доступную и эффективную профилактическую деятельность в отношении безнадзорных несовершеннолетних и подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию.
  3. Исследуемые новеллы направлены на обеспечение эффективной защищенности прав и свобод несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество.

Исследования подтверждают важность наставничества в современном обществе и потребность несовершеннолетних подростков в поддержке со стороны взрослого поколения. Придание легитимного характера, регулирование всесторонней правовой поддержки данного института, дальнейшая разработка программ его поддержки и стимулирования, поможет укрепить его роль в развитии общества, создать благоприятные условия для обмена опытом и знаниями, а также будет способствовать формированию доверительных отношений между разными поколениями. Признаем, что мы только в начале пути полноценного формирования института наставничества, а это значит, что ставить точку в его исследовании еще рано.

Список литературы:

  1. Законопроект от 14.03.2024 №578685-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)» (дата обращения: 15.03.2024).
  2. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2016. №5. 93 с.
  3. Королева О.Ю. Перечень поручений по итогам Послания Президента РФ и бюджетная сфера // Руководитель бюджетной организации. 2023. №5. С. 33-40.
  4. Лукьянова А.В. Современное состояние преступности несовершеннолетних // Молодой ученый, 2023. №41(488). С. 201-203.
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023 // Российская газета. 02.2023. №39.

Legislative novelties on the participation of a mentor in supporting minors in a difficult life situation

Ivanova I.A.,
bachelor of 3 course of the Samara branch Moscow City University, Samara

Research supervisor:
Novopavlovskaya Elena Evgenievna,
Acting Head of the Department of Economics, Sociology and Management of the Samara branch Moscow City University, Candidate of Law, Associate Professor

Abstract. The article examines the effectiveness of the mentoring institute in the system of tools for the prevention and support of minors in difficult life situations. The author analyzes legislative changes aimed at introducing the institution of mentoring in the designated area of relations, drawing attention to the fact that timely and competent intervention of mentors can significantly help in preventing various forms of antisocial behavior of the younger generation.
Based on the conducted research and practical experience, the author emphasizes that the establishment of a trusting relationship between mentor and pupil, as well as support and understanding, create favorable conditions for the formation of healthy values and behavioral models.
The study is based not only on current regulatory legal acts, but also on an analysis of the draft law regulating the purpose of a mentor in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency. The article is of interest to specialists in the field of social work, teachers, lawyers and anyone interested in supporting minors in difficult life situations.
Keywords: mentor, mentoring, deviant behavior.

References:

  1. Draft Law №578685-8 dated 14.02.2024 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation (regarding the establishment of the Institute of mentoring in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency)» (date of the address: 03.2024).
  2. Klarin M.V. Modern mentoring: new features of traditional practice in organizations of the XXI century // Stage: economic theory, analysis, practice. 2016. №5.: 93 р.
  3. Koroleva O.Y. List of instructions based on the results of the Message of the President of the Russian Federation and the budgetary sphere // Head of the budgetary organization. 2023. №5.: 33-40.
  4. Lukyanova A.V. The current state of juvenile delinquency // Young Scientist, 2023. №41(488).: 201-203.
  5. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated 21.02.2023 // Rossiyskaya Gazeta. 22.02.2023. №39.