Аннотация. Данная статья обращает внимание на важность дошкольного возраста как критического периода в развитии детей, во время которого формируются их интересы и способности, являющиеся основой для дальнейшего обучения и развития. Подчеркивается значение создания специальной предметно-пространственной среды в образовательных организациях для стимулирования игровой, творческой и конструктивной деятельности. Особое внимание уделяется инклюзивным группам, где необходим индивидуализированный подход к определению потребностей и способностей каждого ребенка. Авторы рассматривают вопросы мотивации и вовлечения детей в занятия по программам дополнительного образования, вопросы эффективного развития у дошкольников различных навыков и способностей в условиях инклюзивной группы с помощью технологий STEM-образования, а также предлагают методы определения интересов и способностей детей для создания индивидуальных образовательных программ с целью максимального вовлечения всех обучающихся в образовательный и творческий процесс.

Ключевые слова: дополнительное образование, интересы дошкольников, способности дошкольников, инклюзивная группа, образовательные потребности, STEM-образование.

Дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка. Именно в этот период дети проявляют интерес к определенным видам деятельности, проявляют те или иные способности, в том числе специальные [20]. Поэтому крайне важно для детей дошкольного возраста создавать условия для всестороннего развития детей, проявления их интересов и способностей. В образовательной организации, в дошкольных группах педагоги зонируют пространство, создавая предметно-пространственную среду для игровой деятельности, проявления творческой активности, формирования и закрепления конструктивных умений, развития речи и др [17].

Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Стратегии развития воспитания до 2025 года» дали современный вектор в развитии образования в Российской Федерации, где ключевыми ценностями выступают сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека [19], [21], [26].

Инновационность современного педагогического процесса в дошкольной организации в условиях реализации программ дополнительного образования для детей с разными образовательными потребностями заключается:

  • в целенаправленном внедрении новых технологий, позволяющих сохранить за каждым ребёнком и помочь ему реализовать своё право на определение своего уникального пути развития;
  • содействии эффективному развитию и формированию разносторонней личности посредством предоставления возможности к творческому и личностному росту;
  • выявлению и реализации интересов и способностей дошкольников посредством практикоориентированной деятельности;
  • построении образовательной программы с учетом принципа инклюзивной культуры в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и обучающихся.

Развитие познавательного интереса, индивидуальных способностей и творческого мышления в дошкольном детстве позволит ребенку гораздо легче пройти адаптацию в школе, а в дальнейшем в полном объеме раскрыть свой личностный потенциал.

Именно в период дошкольного детства особое внимание нужно уделять формированию интереса у детей к образованию, науке, технике, развитию способностей самостоятельно решать задачи, совершенствованию умений оперировать знаниями, развитию их интеллектуальных и творческих способностей.

Понятие «интерес» является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике и определяется как потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирующейся познавательной деятельности может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что интерес – это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения. Интересы являются специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека» [14].

Салахбековым А.П. и др. сделан вывод о том, что взаимосвязь технического интереса и способностей носит личностный характер, и поэтому проблема их раскрытия и развития на разных уровнях образования должна отражаться в содержании, формах и методах организации детской деятельности [22].

На наш взгляд, проблема раскрытия способностей и развития интересов, в первую очередь может быть решена посредством использования ресурсов дополнительного образования детей.

Согласно статье 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», одной из главных целей дополнительного образования заключается в формировании и развитии творческих способностей и, как следствие, всесторонне развитой личности. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [26].

Правильно организованная деятельность дошкольника во всём ее разнообразии помогает проявить, сформировать интересы и развить его уникальные способности. К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью» [24].

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ст. 1.4. п. 7) современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста сосредотачивается на многогранном развитии личности ребёнка: его интересах к миру, умении ставить цели и добиваться их, способности к самостоятельности и ответственности, творческому мышлению, что способствует успешной адаптации ребёнка в обществе, повышению его конкурентоспособности [19].

Вовлечение детей в занятия по программам дополнительного образования и их реализация в условиях инклюзивной группы требует особого подхода с учетом разнообразия потребностей, интересов и способностей каждого ребенка. В связи с этим необходимо продумать систему мотивирующей и включающей работы с дошкольниками и их семьями.

Предлагаем следующий алгоритм деятельности педагогов:

  1. Этап наблюдения.

Определение интересов детей в группе, изучение потребностей дошкольников, в том числе особых образовательных, оценка уровня их умений и способностей.

  1. Этап определения запроса и подготовки предложений по программам дополнительного образования для детей с учетом разных образовательных потребностей.
  2. Этап формирования инклюзивных групп с учетом особых образовательных потребностей, интересов и способностей детей, родительских запросов.
  3. Этап адаптации:
  • обеспечение доступной среды, материально-техническое обеспечение программы и адаптации материалов для детей с особыми образовательными потребностями;
  • определение целевых ориентиров освоения программы для разных категорий детей, в том числе с особыми образовательными потребностями;
  • определение основных методов и приемов обучения с учетом особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста, включенных в деятельность инклюзивной группы в рамках программ дополнительного образования;
  • определение стратегий руководства инклюзивной группой в условиях реализации программ дополнительного образования с фокусом внимания на поощрение активности и инициативности детей, экспериментирования и самовыражения.
  1. Этап реализации.

Реализация программы. Формирование и развитие коммуникативных навыков в инклюзивной группе. Стимулирование навыков сотрудничества и взаимопомощи. Содействие развитию социальных навыков через групповые проекты и игры. Поддержка идей и помощь в реализации при необходимости.

  1. Аналитико-оценочный этап.

Оценка эффективности реализации программы дополнительного образования, достижений каждого ребенка и эффективности используемых методов и приемов обучения.

Для совершенствования педагогического процесса и повышения развивающего эффекта образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации создаётся предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческую активность и позволяющая в полной мере реализовать потенциал каждого ребенка и детского коллектива в целом.

Предметно-пространственная среда – это не только основное средство формирования личности ребенка, но и источник получения начальных знаний об окружающем мире и социально-коммуникативного опыта.

Сегодня большое внимание уделяют формированию интереса у детей к STEM-технологиям, которые, с одной стороны, лежат в основе формирования интересов и способностей в области техники и технологий, инженерного мышления, а с другой стороны, способствуют восполнению дефицитов развития у детей с особыми образовательными потребностями, формированию социально-коммуникативных умений, успешной адаптации и социализации в условиях инклюзивной группы [25].

Концепция STEM-образования основана не только на применении междисциплинарного и прикладного подхода, но и на интеграции всех четырех областей знаний в единую систему: S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное искусство) и M – mathematics (математика).

Игровой подход в STEM обучении позволяет детям осваивать математические навыки, измерения, сравнения и обобщения. В процессе увлекательной игры развивается познавательная деятельность: дети могут открывать новые свойства знакомых предметов, что расширяет их знания, стимулирует творческий потенциал и воображение. Особенно это важно в условиях инклюзивной группы, когда приобретение новых знаний и умений осуществляется в процессе взаимодействия и сотрудничества детей как самостоятельно, так и под тактичным руководством взрослого.

Программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» [1] представлена следующими модулями:

  1. Образовательный модуль «Математическое развитие»;
  2. «LEGO - конструирование»;
  3. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»;
  4. Образовательный модуль «Робототехника»;
  5. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»;
  6. Образовательный модуль «Мультстудия».

Основной концепцией образовательного модуля «Мультстудия» является создание уникального мультфильма, который приобретает роль современного мультимедийного инструмента для комплексного представления результатов исследований детей, а также для демонстрации их достижений в области науки, техники и творчества. Этот модуль, фактически, интегрирует в себе достижения из всех модулей обучения в STEM-технологиях [16].

Например, в реализации творческого замысла в мультипликации могут быть задействованы модели, орнаменты и узоры, собранные в образовательном модуле по системе Ф. Фребеля, конструкции и персонажи из модулей «LEGO-конструирование» и «Робототехника». Тематические наборы «LEGO Education» «Городская жизнь», «Сказочные и исторические персонажи», «Космос и аэропорт», «Построй свою историю» и другие помогут созданию авторского мультфильма по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами и способностями.

Такая творческая работа, где реализовываются собственные замыслы и есть возможность их воплощения, вызывает у детей особый интерес. Именно в такой исследовательской деятельности всё, что ребёнок видит, слышит и делает самостоятельно, усваивается им быстро и надолго, а полученные новые знания он впоследствии может легко применять на практике.

Создание мультипликационного фильма представляет собой многосторонний процесс, который может эффективно развивать у дошкольников различные навыки и способности в инклюзивной группе, где присутствуют дети с разными потребностями и способностями. Вот некоторые из аспектов, которые могут быть развиты:

  1. Творческое мышление и воображение: создание сюжетных линий, персонажей и их взаимодействия в мультфильме способствует развитию творческого мышления и воображения у детей. Выражая и реализовывая свои идеи и фантазии, дошкольники развиваются как творческие личности.
  2. Коммуникативные навыки: работа в команде над созданием мультфильма требует общения, обмена идеями и совместного решения задач. Дети учатся выражать свои мысли, слушать мнения других и находить компромиссы, что способствует развитию их социально-коммуникативных навыков.
  3. Моторика и координация движений: использование различных материалов и инструментов при создании мультфильма (например, лепка персонажей из пластилина или рисование) помогает развивать моторику и координацию движений у детей.
  4. Развитие лексики и языковых навыков: создание мультфильма требует использования разнообразной лексики для описания событий, персонажей и действий. Дети изучают новые слова и фразы в контексте создания мультфильма, а также практикуют умение формулировать свои мысли и идеи.
  5. Улучшение навыков рассказа и повествования: дошкольники учатся рассказывать истории и создавать связные повествования, чтобы описать сюжет своего мультфильма. Это помогает им развивать умение структурировать свои мысли, выражать идеи последовательно и создавать качественные рассказы.
  6. Улучшение навыков артикуляции и произношения: работа над диалогами и озвучкой персонажей в мультфильме способствует улучшению навыков артикуляции и произношения звуков и слов. В процессе дети практикуют правильное произношение слов и фраз в контролируемой и мотивирующей среде.
  7. Познавательные навыки: создание мультфильма включает в себя различные этапы, такие как планирование сюжета, выбор фонов и персонажей, работу с различными материалами и технологиями. Этот процесс позволяет детям развивать способность к анализу, сравнению, классификации и прогнозированию.
  8. Эмоциональное самовыражение: создание мультфильма может быть способом для детей выражать свои эмоции и чувства через персонажей и сюжетные линии. Это способствует развитию их эмоционального самовыражения и понимания собственных эмоций.
  9. Инклюзивность и сотрудничество: творческое воплощение через мультипликацию в инклюзивной группе позволяет детям с разными способностями и потребностями работать вместе и учиться друг у друга в процессе творчества. Это способствует формированию позитивной атмосферы в группе и развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи.

Таким образом, создание мультфильма представляет собой увлекательный и многогранный процесс, который может быть адаптирован для развития различных навыков и способностей у детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде.

Определение интересов и способностей дошкольников в условиях инклюзивной группы требует тщательного и индивидуального подхода, учитывающего разнообразие потребностей и способностей каждого ребенка. Это важный этап педагогической работы, который позволяет педагогам лучше понять персональные предпочтения детей, создать индивидуализированные образовательные программы и обеспечить максимальное вовлечение детей в учебный и творческий процесс.

Рассмотрим несколько методик, которые могут быть эффективными при определении интересов дошкольников в инклюзивной группе.

  • Наблюдение и документирование.

Наблюдение за поведением и активностью детей в течение дня может помочь выявить их предпочтения и интересы. Запись наблюдений и создание индивидуальных досье каждого ребенка помогут собрать информацию о том, что их привлекает и мотивирует.

  • Беседы и интервью.

Беседы с детьми в форме открытых вопросов могут помочь выявить их интересы и предпочтения. Интервью с родителями также могут дать ценную информацию о том, чем ребенок увлекается в свободное время.

  • Анкеты и опросы.

Использование анкет или опросов для детей и их родителей может помочь собрать информацию о предпочтениях и интересах детей. Вопросы могут касаться различных областей, таких как игры, книги, животные, видеоигры, спорт и т.д.

  • Исследовательские проекты и активности.

Проведение различных исследовательских проектов или активностей в рамках группы и наблюдение за тем, чем увлекаются дети, может помочь выявить их интересы.

  • Наблюдение за играми и игрушками.

Наблюдение за тем, какие игры и игрушки предпочитают дети во время свободной игры, может помочь выявить их интересы и предпочтения, связанные с определенными темами или персонажами.

Каждый ребенок уникален, и важно использовать комбинацию различных методик для определения их интересов в инклюзивной группе. Это позволит создать индивидуализированный подход к обучению и воспитанию, учитывая потребности и способности каждого ребенка.

Опираясь на направленности дополнительного образования по новым требованиям Минпросвещения [18] такие как художественно-эстетические, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические и технические, нами разработана карта наблюдений для выявления интересов и способностей детей «Карта интересов» в условиях реализации образовательно-воспитательного процесса и программ инклюзивного дополнительного образования в дошкольном учреждении.

«Карта интересов» представляет собой чек-лист и позволит определить актуальные интересы и индивидуальные способности каждого ребенка через анализ разных видов деятельности, осуществляемых ребенком в условиях группы.

Чек-лист «Карта интересов» является инструментом педагогической диагностики для воспитателей и основана на наблюдении как диагностическом методе. «Карта интересов» - специальные индивидуальные бланки, которые наглядно позволяют определить спектр интересов каждого ребенка, определить его предпочтения. Утверждения, отраженные в чек-листе, касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. Воспитатель только наблюдает за ребенком в условиях вариативной предметно-развивающей среды. Педагогу необходимо отметить в чек-листе утверждения, которые максимально отражают активность ребенка в разных видах деятельности.

Для удобства заполнения «Карты интересов» утверждения в чек-листе сгруппированы по направлениям дополнительного образования.

***

Уважаемые педагоги! Просим отметить в чек-листе утверждения, которые максимально характеризуют ребенка в тех или иных видах деятельности, реализуемых в ходе образовательно-воспитательного процесса:

«Карта интересов»

  1. Художественно-эстетическая направленность:
  • Проявляет особый интерес к музыкальным занятиям, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
  • Охотно рисует, лепит, способен составлять творческие композиции из разных материалов.
  • С удовольствием принимает участие в театральных постановках и играх, способен понять и изобразить переживания героев, может передавать чувства через мимику и движения.
  1. Техническая направленность:
  • Любит слушать рассказы или смотреть фильмы о технике (компьютерах, машинах, космических кораблях, самолетах и т.д.).
  • Предпочитает играть с конструктором, может использовать различные детали конструктора, изобретая что-то новое.
  • Интересуется механизмами и машинами, в рисунках преобладают разные модели техники (машины, корабли, самолеты и т.д.).
  1. Туристско-краеведческая направленность:
  • Любит изучать географические карты, проявляет интерес к истории своего города.
  • С удовольствием ходит в походы с родителями, любит ездить за город, путешествовать.
  • Охотно ходит на экскурсии, с интересом посещает музеи.
  1. Эколого-биологическая:
  • Любит слушать рассказы, смотреть фильмы о природе и животных.
  • Предпочитает проводить свободное время в лесу, на поле, наблюдать за растениями, насекомыми, животными.
  • Имеет домашних животных и с удовольствием ухаживает за ними, выращивает растения.
  1. Культурологическая:
  • Любит слушать или читать сказки, рассказы, легенды и мифы.
  • Склонен фантазировать, любит сочинять истории, добавляя в рассказ что-то необычное.
  • С удовольствием играет в игры со словами, интересуется иностранными языками и другими странами.
  1. Социально-педагогическая:
  • Легко общается со сверстниками, участвует во всех коллективных играх.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Охотно помогает другим людям.
  1. Естественнонаучная:
  • Проявляет разностороннюю любознательность о мире, любит смотреть фильмы о научных открытиях и экспедициях.
  • Легко решает логические задачи, может делать выводы и обобщения.
  • Наблюдателен, любит анализировать события и явления, проводить опыты.

Полученные данные могут стать основой для определения педагогом индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося, а также формирования детских групп в условиях реализации программ дополнительного образования, выбора соответствующих интересам детей форм и технологий проведения занятий, воспитательной работы и организации эффективного взаимодействия в детском коллективе.

Дополнительное образование детей представляет собой ценный ресурс для выявления и развития интересов и способностей дошкольников с различными образовательными потребностями. Создание подходящей предметно-пространственной среды, индивидуальных образовательных программ и системы мотивации для детей дошкольного возраста, особенно в контексте инклюзивных групп, играет важную роль в их всестороннем развитии и является основой для дальнейшего обучения. Педагогическая работа, направленная на определение интересов и способностей каждого ребенка, с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, является ключевым этапом в образовательном процессе. В итоге, дополнительное образование детей не только помогает им раскрыть свой потенциал и развить уникальные способности, но и способствует формированию полноценной личности, готовой к успешной адаптации в разнообразных сферах жизни.

Список литературы:

  1. Аверин С.А., Волосовец Т.В., Муродходжаева Н.С. Реализация программы СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста на уровне НОО. М.: Русское слово, 2023. 56 с.
  2. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников // Психологическая диагностика. 2004. №1. С. 21-40.
  3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: 1998. 140 с.
  4. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. 2002. №2. С. 12-16.
  5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание, 2011, №11. С. 32-38.
  6. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 315 с.
  7. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М.: Перспектива, 2020. 125 с.
  8. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: «Просвещение», 2012. 258 с.
  9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью // Дефектология, 2007. №6. С. 49-59.
  10. Золотарева А.В. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: АРКТИ, 2008. 120 с.
  11. Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1990. №6. С. 44-50.
  12. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: Карапуз, 2006 (М.: Типография АО «Молодая гвардия»). 415 с.
  13. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2012. 423 с.
  14. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. Вестник ТГПУ. 2008, выпуск 3(77). С. 16-20 (дата обращения: 07.03.2024).
  15. Мотков О.И. Природа личности. Сущность, структура и развитие. М.: Педагогика, 2006. 320 с.
  16. Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н., Амочаева И.В. Образовательный модуль Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР». Учебно-методическое пособие. М.: Бином, 2021. 208 с.
  17. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное). М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
  18. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (дата обращения: 05.03.2024).
  19. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (дата обращения: 07.03.2024).
  20. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с.
  21. Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (дата обращения 07.03.2024).
  22. Салахбеков А.П. Роль интересов и способностей в развитии технического творчества школьников (дата обращения 05.03.2024).
  23. Умаев А.У., Салахбеков А.П., Алиева Р.Р. Способы и методы развития творческой активности учащихся в учебно-воспитательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-4. С. 277-283.
  24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
  25. Ушакова Е.В. Образовательный проект: STEM-технологии в инклюзивном образовании / Е.В. Ушакова, Н.Н. Соломанова, А.Д. Образцова, О.В. Зайнуллина // Сб. Материалов Межрегиональной научно-практической конференции (Киров, 26 ноября 2020 года) «Образовательные инновации в обучении, воспитании и социализации детей с ОВЗ». Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. С. 38-43.
  26. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых (дата обращения 07.03.2024).
  27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
  28. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. 4-е изд., М.: «Академия», 2007. 384 с.

Additional education of children as a resource for identifying the interests and abilities of preschoolers with different educational needs

Lynnik O.N.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ushakova Elena Viktorovna,
Acting Director of the Institute of Special Education and Psychology, Head of the Department of General Professional Development and Correctional Pedagogy of the Institute of Secondary Professional Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Abstract. This article draws attention to the importance of preschool age as a critical period in the development of children, during which their interests and abilities are formed, which are the basis for further education and development. The importance of creating a special subject-spatial environment in educational institutions to stimulate play, creative and constructive activities is emphasized. Special attention is paid to inclusive groups, where an individualized approach is needed to determine the needs and abilities of each child. The authors consider the issues of motivation and involvement of children in additional education programs, issues of effective development of various skills and abilities in preschoolers in an inclusive group using STEM education technologies, and also propose methods for determining the interests and abilities of children to create individual educational programs in order to maximize the involvement of all students in the educational and creative process.
Keywords: additional education, interests of preschoolers, abilities of preschoolers, inclusive group, educational needs, STEM-education.

References:

  1. Averin S.A., Volosovets T.V., Murodkhodzhaeva N.S. Implementation of the STEM program-education of preschool and primary school children at the level of higher education. Moscow: Russian word, 2023. 56 p.
  2. Belova E.S. Identification of the creative potential of preschoolers // Psychological diagnostics. 2004. №1.: 21-40.
  3. Belova E.S. The giftedness of the baby: to reveal, understand, support. Moscow: 140 р.
  4. Bolshakova L.A. The development of creativity of a junior schoolboy // Head teacher of primary school. 2002. №2.: 12-16.
  5. Wenger N.Y. The path to the development of creativity. Pre-school education, 2011. №11.: 32-38.
  6. Voronkova O.B. Information technologies in education: interactive methods. Rostov-on-Don: Phoenix, 2010. 315 p.
  7. Vygotsky L.N. Imagination and creativity in preschool age. Moscow: Perspektiva, 2020. 125 p.
  8. Deikina A.Y. Cognitive interest: the essence and problems of study. Moscow: «Enlightenment», 2012. 258 p.
  9. Ekzhanova E.A., Strebeleva E.A. Methodology of pedagogical examination of a child of younger preschool age with mental disability// Defectology, 2007. №6.: 49-59.
  10. Zolotareva A.V. Practical recommendations for the organization of additional education in preschool. Moscow: ARKTI, 2008. 120 с.
  11. Komarova T.S. On the development of abilities for visual activity // Preschool education, 1990. №6. 44-50.
  12. Komarova T.S. School of aesthetic education. Moscow: Karapuz, 2006 (Moscow: Printing house of JSC «Molodaya Gvardiya»). 415 p.
  13. Leontiev A.N. Psychological foundations of child development and learning. Moscow: Sense, 2012. 423 с.
  14. Menshikova E.A. Psychological and pedagogical essence of cognitive interest. Bulletin of the TSPU. 2008, issue 3(77).: 16-20 (date of the address: 07.03.2024).
  15. Motkov O.I. The nature of personality. The essence, structure and development. Moscow: Pedagogy, 2006. 320 p.
  16. Murodkhodzhaeva N.S., Punchik V.N., Amochaeva I.V. Educational module of the Cartoon Studio «I CREATE THE WORLD». Educational and methodical manual. Moscow: Binom, 2021. 208 p.
  17. From birth to school. An innovative pre-school education program. / Edited by N.E. Veraksa, T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. Fifth edition (innovative). Moscow: MOSAIC-SYNTHESIS, 2019. 336 р.
  18. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № 629 dated July 27, 2022 «On approval of the Procedure for organizing and implementing educational activities for additional general education programs» (date of the address: 05.03.2024).
  19. Order №1155 dated October 17, 2013 «On the Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education» (date of the address: 07.03.2024).
  20. Psychological diagnostics: A textbook / Edited by K.M. Gurevich and E.M. Borisova. Moscow: Publishing house of URAO, 1997. 304 p.
  21. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015. №996-r «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025» (date of the address: 07.03.2024).
  22. Salakhbekov A.P. The role of interests and abilities in the development of technical creativity of schoolchildren (date of the address: 05.03.2024).
  23. Umaev A.U., Salakhbekov A.P., Alieva R.R. Ways and methods of developing students' creative activity in the educational process // Problems of modern pedagogical education. 2016. №53-4.: 277-283.
  24. Uruntaeva G.A. Preschool psychology: Textbook for students. secondary school. establishments. 5th ed., stereotype. Moscow: Publishing center «Academy», 2001. 336 p.
  25. Ushakova E.V. Educational project: STEM technologies in inclusive education / E.V. Ushakova, N.N. Solomanova, A.D. Obraztsova, O.V. Zainullina // Collection of Materials of the Interregional scientific and practical conference (Kirov, November 26, 2020) «Educational innovations in teaching, upbringing and socialization of children with disabilities». Kirov: LLC «Polygrafovna», 2020.: 38-43.
  26. Federal Law №273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 25.12.2023) «On Education in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2024) Article 75. Additional education for children and adults (date of the address: 07.03.2024).
  27. Shchukina G.I. Pedagogical problems of formation of cognitive interest of students. Moscow: Prosveshchenie, 2005. 160 p.
  28. Elkonin D.B. Child psychology: studies. student's handbook. higher education. Institutions. 4th ed., Moscow: «Academy», 2007. 384 р.