Аннотация. В статье рассматривается состояние проблемы аутоагрессивного поведения подростков, а также ключевые причины и факторы, влияющие на развитие аутоагрессивного поведения детей и подростков. Выявлена взаимосвязь между взаимоотношениями родителей и подростков и развитием аутодеструктивного поведения у подростков. Определены сущность и содержание превентивной грамотности родителей в вопросах профилактики аутоагрессивного поведения подростка. Разработаны практические рекомендации по психологическому сопровождению подростков с рисками аутоагрессивного поведения.

Ключевые слова: аутоагрессия, аутоагрессивное поведение, профилактика аутоагрессивного поведения, детско-родительские отношения, семейные факторы.

Аутоагрессия является одной из наиболее актуальных проблем среди подростков в современном мире. Данная проблема рассматривается в биологии, медицине, педагогике, психологии, социологии и других науках. Недостаточно глубоко изученные вследствие своей сложности компоненты аутоагрессивного поведения (структура, факторы, причины возникновения) объясняют имеющееся в психологической науке разнообразие подходов и отсутствие единого мнения исследователей по данному вопросу.

Агрессия осуществляется на двух уровнях – открытая агрессия, которая направляется на окружающих людей и предметы (внешняя агрессия, гетероагрессия) и внутренняя агрессия, которую человек пытается «скрыть» от окружающих, направленная на самого себя (аутоагрессия).

Эмоциональные состояние человека, которое выражается в тревожности, депрессии, посттравматическом стрессовом расстройстве, в суицидальных мыслях и т.д., напрямую связанно с атуагрессией. Люди могут прибегать к аутоагрессивному поведению как способу справиться с эмоциональной болью, стрессом, чувством бессилия или нежеланием испытывать определенные эмоции.

Аутоагрессия – это неблагоприятное психологическое состояние, при котором человек (осознано или неосознанно) причиняет себе вред на физическом и психическом уровнях.

К проявлениям аутоагрессии относятся:

  1. Нанесение телесных самоповреждений.
  2. Химические зависимости (злоупотребление наркотиками, алкоголем, табаком).
  3. Отравление ядовитыми веществами или лекарствами.
  4. Целенаправленное заражение организма для вызова заболевания.
  5. Расстройство пищевого поведения (анорексия, булимия).
  6. Модификации тела, изменяющие кожный покров (татуирование, различные виды пирсингов).
  7. Крайней формой проявления аутоагрессии является суицид.

По данным Всемирной организации здравоохранения суицид выступает одной из основных причин смерти в мире. Среди молодежи в возрасте 15-29 лет самоубийство является второй главной причиной смерти после гибели в ДТП [4].

Подростковый возраст – это наиболее уязвимый к психологическим, социальным и физиологическим переменам период. Аутоагрессия как защитный механизм является следствием эмоционального перенапряжения, возникшего по причине недостаточности личностных ресурсов и отрицательного влияния внешнего окружения.

Психика подростков, которая, ввиду возрастных особенностей, является неустойчивой и недостаточно пластичной, часто не успевает быстро адаптироваться к стремительным изменениям условий жизни, а также к изменениям физического и психологического характера. Жизнь подростка наполнена эмоциями, которые он проживает порой более резко и сильно, чем младшие дети и взрослые люди. Данные факторы в совокупности с иными являются одной из первопричин развития аутоагрессии как формы отклонения в поведении личности в подростковом возрасте.

Развитие данной тенденции имеет различные причины. Среди основных причин возникновения аутоагрессии можно выделить:

  • Нарушения психического здоровья.
  • Социальную дезадаптацию.
  • Деструктивное влияние медиасреды.
  • Переживание стрессовых ситуаций.
  • Доступность высоко летальных средств суицида.
  • Семейную среду.

По мнению Т.Б. Дмитриевой, одним из важных факторов, способствующих формированию расстройств личности, является социальная среда, прежде всего семейная и школьная [1, с. 39].

Семейная среда является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие аутоагрессии у подростков. Именно семья является первым институтом социализации для человека. В семье формируются и закладываются паттерны поведения, которые в дальнейшем, с высокой вероятностью, человек будет транслировать в социуме. Подростки, столкнувшиеся с девиантным и отклоняющимся поведением в кругу семьи, испытывают стресс и тревогу, что может привести к появлению аутоагрессивного поведения.

Воздействие семьи и её социально-психологических особенностей на возникновение аутоагрессии у подростков рассматривается немногими современными авторами. Анализ литературы показывает, что в основном исследования ведутся в аспекте влияния семьи на агрессию и агрессивность подростков, на возникновение у них девиантного поведения. Исследования аутодеструктивного поведения проводились такими учёными, как А.И. Захаров, М.И. Рыбалко, В.А. Гурьева, Е.Н. Таранова, А.А. Григорьева и другими. Данными авторами рассматривались вопросы появления различных форм аутоагрессивного поведения у детей и подростков в связи с разными формами семейного воспитания, наличием девиаций внутри семьи и прочими факторами, вызванными социально-психологическими особенностями близкого семейного круга.

А.А. Реан и И.А. Коновалов отмечают, что важное место с точки зрения формирования аутоагрессивного поведения у подростков принадлежит специфике воспитания и качеству детско-родительских отношений. Исследователи указывают, что подростки из неблагополучных семей чаще проявляют агрессивность, в сравнении с детьми, воспитывающимися в благополучных семьях [2].

По словам Ю.А. Мыльниковой, развитие аутоагрессии у подростка происходит особенно быстро в том случае, если ситуация, травмирующая его психику, долго не разрешается – это способствует усилению и нарастанию психической дезадаптации индивида. Так, на пике болезненных переживаний у подростка сначала появляются пассивные, а затем и активные мысли о том, чтобы нанести себе вред тем или иным способом. Подростки считают, что осуществление воображаемых ими форм аутоагрессии предотвратит или остановит их страдания, поможет им выйти из сложной, психотравмирующей ситуации [5].

Причины, которые способствуют формированию подобного поведения можно считать:

  1. Негативные отношения в семье – неблагоприятная семейная обстановка, характеризующаяся частыми конфликтами, эмоциональным и физическим насилием. Подростки, выросшие в такой семье и наблюдавшие такой сценарий, испытывают многообразие отрицательных эмоций (тревогу, страх, чувство вины и т.д.).
  2. Родители, зависимые от химических веществ – данная категория родителей не может обеспечивать адекватный уход, поддержку и благоприятную атмосферу в семье для своих детей.
  3. Отсутствие поддержки и коммуникации – если в семье отсутствует эмоциональная поддержка и открытая коммуникация, подросток может испытывать одиночество и изоляцию.
  4. Негативные семейные события – различные стрессовые события в семье, такие как родительский развод, смерть близкого человека, переезд могут вызвать у подростка эмоциональную тревогу и депрессию.
  5. Завышенные требования родителей по отношению к детям – ситуация, когда ребёнку предъявляются такие требования и ожидания, которых ребёнок достигнуть не может. В такой ситуации у ребёнка формируется заниженная самооценка, чувство вины.
  6. Подражание поведению родителей – когда родители демонстрируют аутоагресссивное поведение или асоциальный образ жизни, то и ребёнок может перенять данные паттерны поведения.

Проблемы в семье (семейные конфликты, эпизоды насилия) выступают причиной более половины подростковых суицидов (47-62%) – данные Е.А. Панченко, Б.С. Положий; жесткие условия в домашней среде в 90% случаях выступают базой для формирования суицидального поведения у подростков; 40% – воспитывались в семьях асоциального типа; 60% росли в семьях с одним родителем, развод родителей пришёлся на дошкольный период [3].

Деструктивные типы воспитания оказывают значительное влияние на возникновение проявлений аутоагрессии у детей. Гипоопека и безнадзорность способствуют повышению уровня аффективной возбудимости, возникновению склонности к конфликтному поведению, приводящим к протестным реакциям и асоциальным поступкам. Отсутствие теплых отношений с родителями, унижения и физические наказания от родственников являются основаниями тормозимых черт (робость, неумение отстаивать личные границы, подчиняемость). В родительской семье формируется поведение индивида, закладываются эмоциональные реакции на различные ситуации и паттерны поведения подростка, сохраняющиеся в значительной мере на протяжении жизни [5].

Для определения уровня аутоагрессии у подростков было проведено исследование, участниками которого выступили обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений города Москвы (532 обучающихся). Социально-психологическое тестирование направлено на распознание уровня психологической устойчивости у обучающихся, а также на определение подростков, у которых есть высокая вероятность прибегания к дезадаптивным способам поведения. Были получены следующие результаты: аутодеструктивное поведение выявлено у 53 школьников (высокий уровень склонности к аутоагрессивным мыслям и суицидальному поведению). Это составило 10% от общего числа испытуемых.

Для подтверждения полученных результатов обучающиеся с высокими показателями были продиагностированы по методике «Изучение склонности подростков к суицидальному поведению» (СПСП) М.В. Горской (см. рисунок 1).

Рис. 1. Показатели по методике «Изучение склонности подростков к суицидальному поведению» (СПСП) М.В. Горской

У большинства подростков на высоком уровне выражены показатели по шкале «Тревожность» (47%) и по шкале «Агрессия» (50%). Испытуемые эмоционально нестабильны и ранимы, они наиболее чувствительны, волнительны, в штыки воспринимают неудачи в социальной сфере и страдают от этого. Так же подростки склонны проявлять враждебность по отношению к окружающим и к себе, выражая это в использовании нецензурной лексики на постоянной основе, проявлении физической силы, в состоянии аффекта теряя над ней контроль.

Данное исследование помогло нам определить степень склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. На основании результатов использованных методик можно сделать вывод, что у большинства подростков на фоне неустойчивого психоэмоционального состояния формируется склонность к суицидальному поведению.

Учитывая то, что семья оказывает значительное влияние на развитие аутоагресии у подростков, испытуемые были продиагностированы при помощи методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» П. Трояновской и опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (подростковый вариант) И.М. Марковской для выявления взаимоотношений с родителями.

По методике «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» П. Трояновской были получены высокие результаты по показателям:

  • конфликтность – 92%;
  • контроль – 74%;
  • требовательность – 67%;
  • общая неудовлетворенность отношениями – 55%;
  • авторитарность – 42%.

Данные свидетельствует о том, что подростки не чувствуют свою автономность от родителей, они подвержены постоянному контролю с их стороны, что в свою очередь приводит к конфликтам и ухудшает взаимоотношения.

Полученные результаты по опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок (подростковый вариант)» И.М. Марковской показывают, что во взаимоотношениях подростков с родителями преобладает: требовательность (71%), контроль (71%), несогласие между ребенком и родителем (89%) и выраженная неудовлетворенность отношениями со стороны подростков (84%) (см. рисунок 2).

Рис. 2. Показатели по результатам опросника «Взаимодействие родитель-ребенок (подростковый вариант)» И.М. Марковской

Эмпирические данные указывают на то, что большая часть исследуемых подростков имеет предрасположенность к аутоагрессивному поведению, потому что нарушена близость в детско-родительских отношениях. Со стороны родителей детям предъявляются требования и ожидания, которым дети не соответствуют, и это также является одной из причин заниженной самооценки детей. Тотальный контроль, чрезмерные ограничения, насилие в семье, отсутствие поддержки, употребление алкоголя и наркотиков, генетическая наследственность – факторы, играющие основную роль в возникновении аутоагрессивного поведения. Данные факторы приводят к несформированности ценностно-смысловой сферы, что приводит подростков к потере интереса к жизни, к чувству ненужности и безнадежности и, как следствие, к реализации аутоагрессивного поведения.

Чтобы избежать реализации саморазрушающих намерений или предупредить новые приступы, есть необходимость в организации коррекционно-профилактической работы с подростками и их родителями и осуществлении их психолого-педагогического сопровождения.

Профилактическая работа с подростками, склонными к аутоагрессии, включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и снижение случаев самоповреждения у подростков. Ниже представлены рекомендации по профилактике аутоагрессивного поведения:

  1. Проведение психологических тренингов и консультаций для подростков, нацеленных на развитие навыков эмоционального регулирования и управления стрессом.
  2. Организация групповых занятий по саморазвитию, коммуникации и конструктивному решению конфликтов.
  3. Создание безопасной и доверительной атмосферы в школе или другом образовательном учреждении, где подростки могут обращаться за помощью и поддержкой.
  4. Обучение педагогов и родителей навыкам распознавания признаков аутоагрессии и своевременного реагирования.
  5. Содействие в поиске профессиональной помощи, если у подростка уже имеются признаки аутоагрессии.
  6. Проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение осознанности и ответственности за свое здоровье и благополучие.

Важно помнить, что успешная профилактика аутоагрессии требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны психологов, педагогов, родителей и других специалистов.

Список литературы:

  1. Дмитриева Т.Б. Этнокультуральная психиатрия / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий и др. М.: Издательство Юрайт, 2024. 424 с.
  2. Махрина Е.А., Высоцкая В.С. Профилактика социально – психологических факторов, влияющих на аутоагрессивное поведение обучающихся // E-Scio. 2021. №3(54) (дата обращения: 12.03.2024).
  3. Панченко Е.А., Положий Б.С. Суицидальная ситуация среди детей и подростков в России // Российский психиатрический журнал, 2012. №1. С. 52-56.
  4. Селиванова А.А. Профилактика агрессии в общеобразовательных организациях: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников и профессиональной переподготовки. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 60 с.
  5. Сукинова А.В., Забелина Е.В. Взаимосвязь факторов суицидального риска и стиля семейного воспитания // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. №1(21) (дата обращения: 12.04.2024).

The influence of socio-psychological factors of the family on the occurrence of autoaggression in adolescents

Shakhova A.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Komarova Oksana Nikolaevna,
Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences

Abstract. The article examines the state of the problem of autoaggressive behavior of adolescents, as well as the key causes and factors influencing the development of autoaggressive behavior of children and adolescents. The article presents the relationship between the relationship between parents and adolescents, and the development of auto-destructive behavior in children. The essence and content of preventive literacy of parents in the prevention of autoaggressive behavior of adolescents are determined.
Keywords: autoaggression, autoaggressive behavior, prevention of autoaggressive behavior.

References:

  1. Dmitrieva T.B. Ethnocultural psychiatry: a textbook for universities / T.B. Dmitrieva, B.S. Polozhiy. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 424 p.
  2. Makhrina E.A., Vysotskaya V.S. Prevention of socio-psychological factors affecting the autoaggressive behavior of students // E-Scio. 2021. №3(54) (date of the address: 12.03.2024).
  3. Panchenko E.A., Polozhiy B.S. The suicidal situation among children and adolescents in Russia // Russian Psychiatric Journal. 2012. №1.: 52-56.
  4. Selivanova A.A. Prevention of aggression in general education organizations: a textbook for students of advanced training courses for teaching staff and professional retraining. Chelyabinsk: CHIPPCRO, 2019. 60 p.
  5. Sukinova A.V., Zabelina E.V. Interrelation of suicidal risk factors and family upbringing style // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Education and healthcare. 2023. №1(21) (date of the address: 12.03.2024).