Аннотация. Статья посвящена исследованию методов запоминания информации. Авторы изучили основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание) и обосновывали важность применения приёмов мнемотехники. В статье приведены результаты тестирования, проведённого с участием студентов для определения уровня знаний и использования методов запоминания, а также результаты экспериментов по трём методам мнемотехники (Цицерона, Айвазовского и методу историй) с целью оценки их эффективности. Анализ этих результатов подтверждает важность использования различных методов запоминания в учёбе и повседневной жизни.

Ключевые слов: память, мнемотехники, метод Цицерона, метод Айвазовского, метод истории. 

Современный мир – мир информации. Огромное количество информации поступает нам ото всюду: различная печатная продукция (книги, журналы, брошюры и др.), общение с людьми (родители, родственники, друзья, эксперты и др.), интернет (новости, социальные сети, мессенджеры и др.), телепередачи, радиопередачи, реклама и многое другое. Современный бешеный ритм нашей жизни содействует тому, что мы просто не в состоянии запомнить всё то, что на наш взгляд является важными и полезным. Поэтому в современной мире является актуальным знать и использовать техники для запоминания информации.

Наша память – «это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [4, с. 155]. Память можно также охарактеризовать так: «процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения» [5, с. 43]. Можно выделить основные процессы памяти:

  • запоминание – это активный процесс усвоения нового материала при помощи связывания его с ранее приобретённым знанием; данный процесс всегда избирательный; лучше запоминается то, что имеет для нас значение, что вызывает у нас интерес;
  • сохранение – удержание в памяти необходимый данных, например при помощи устанавливания связей в физическом пространстве – пространственный способ организации информации в памяти, при помощи группировки элементов с общими признаками – ассоциативный способ организации информации в памяти, при помощи того, что каждый элемент принадлежит к определённому уровню в зависимости от того какой категории он соответствует – иерархический способ организации информации в памяти; сохранение информации сильно зависит от установок человека;
  • воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; протекает на разных уровнях: 1) узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо; 2) воспроизведение – воспроизведении информации из памяти без опоры на вторичное восприятие; 3) припоминание – воспроизведении информации из памяти, связанное определёнными волевыми усилиями;
  • забывание – исчезновение из памяти той или и ной информации; процесс, необходимый для эффективной работы памяти, который освобождает в памяти место для новой информации [5, с. 43-44].

Память является важным познавательным процессом, особенно память важна в период обучения. Студентам приходится работать с большим количеством информации, которая необходима им для их дальнейшего профессионального становления. При этом все мы от природы разные: с разной физиологией, опытом и способностями. Кто-то способен с лёгкостью запоминать огромное количество информации, а у кого-то это вызывает затруднении. Поэтому нами было принято решение организовать исследование с целью определения самых простых и эффективных способов запоминания – мнемотехник, которыми смогут пользоваться студенты для запоминания важной информации [1].

В исследовании приняло участие 20 человек в возрасте от 16 до 18 лет на предмет наличия знаний о мнемотехнике и использования данных методов в повседневной жизни. По результатам опроса было выявлено (см. рисунок 1), что 70% опрошенных не слышали о таком термине как мнемотехника. 75% студентов не применяют методы для запоминания информации в жизни. Только 25% студентов пользуются мнемотехниками, при этом методами ассоциаций; ассоциаций и рифм; ассоциаций, схем и рифм по 5% и 5% студентов используют другие методы.

Рис. 1. Ответ на вопрос: «Используете ли Вы в повседневной жизни приёмы для запоминания? Если да, то какие?»

 

Таким образом можно сделать вывод, что только 5 студентов используют мнемотехники для запоминания нужно им информации. Но не использование методов не означает их незнание. Поэтому далее мы узнавали какие методы для запоминания информации ребята знают. По результатам опроса (см. рисунок 2), выяснилось, что 80% опрошенных знают о таких методах как ассоциации и рифмы. Менее известными стали методы созвучия (55%), цепочек слов (45%), интеллект-карт (45%). Самыми непопулярными и малоизвестными для опрашиваемых оказались методы Цицерона (15%), Айвазовского (15%) и метод истории (10%). Также есть 20% респондентов, которым не знаком ни один способ запоминания информации.

 

Рис. 2. Результаты опроса студентов о знакомстве с методами запоминания

Результаты были предсказуемые, т.к. в школе при помощи стихов мы запоминали правила написания -жи/ши, -ча/ща, исключения в спряжениях глаголов в русском языке, цвета кислот в химии и т.д. Учителя всегда подбирали интересные образы для запоминания той или иной информации, часто просили составить интеллект-карты. В связи с этим именно с тремя неизвестными методами (метод Цицерона, метод Айвазовского, метод истории) мы и решили познакомить наших сверстников. Для этого мы провели несколько экспериментов, чтобы выявить, являются ли приёмы действительно полезными и действенными для развития навыков запоминания.

Первый проведённый нами эксперимент был посвящён методу Цицерона. Его изобрёл знаменитый римский оратор Цицерон, которому необходимо было запоминать объёмные речи для выступлений. Цицерон ходил по комнате, когда готовился к выступлению и присваивал каждому предмету интерьера тот или иной тезис, т.е. для запоминания необходимо мысленно расставить информацию в определённом порядке в вашей комнате. Потом, представляя свою комнату, достаточно лишь во всех деталях воспроизвести в воображении её и информация начинает воспроизводиться. Одно из главных достоинств метода состоит в том, не нужно придумывать ассоциации, комната сама всё подскажет [3, с. 16-17].

В нашем эксперимент мы зачитывали маленький отрывок текста, далее ребятам давалась 1 минута для того, чтобы выделить ключевые слова и подготовиться к пересказу. Результат эксперимента показал средний уровень усвоения текста. Мы выяснили, что простые и маленькие термины позволяют сделать запоминание более качественным.

Следующий протестированный нами метод – метод Айвазовского. Великий художник Иван Константинович Айвазовский не рисовал море «с натуры». Он запоминал все детали пейзажа и по памяти писал на холсте море. Смысл метода состоит в том, что нужно несколько секунд смотреть на предмет, затем закрыв глаза перебрать в голове детали увиденного. Таким образом, зрительная память помогает человеку развить внимание, воображение, научиться концентрироваться и тем самым быстрее и качественнее запоминать большой объём информации. Этот приём изучения окружающего мира не требует больших усилий. Необходимые данные запоминаются непринуждённо, почти полностью самостоятельно. Метод можно использовать при изучении иностранных слов: найдите картинку по интересующей теме и выпишите все слова, которые обозначают предметы на ней или действия персонажей. После этого попытайтесь описать изображение с помощью новой лексики [5, с. 4-6].

В нашем случаем мы делали следующим образом: в течение 1 минуты ребята смотрели на данную нами картинку и старались запомнить как можно больше предметов. По истечении времени мы просили их записать или устно перечислить предметы с картинки. В начале казалось, что удалось запомнить множество объектов, однако при перечислении возникали трудности в связи со страхом упустить какую-то важную деталь. Результаты эксперимента показали, что за 1 минуту человек может запомнить в среднем от 13 до 22 предметов.

Заключительный эксперимент был посвящён методу историй. Суть этого приёма состоит в том, чтобы связать слова в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем абстрактные понятия. При этом более парадоксальный и фантастический рассказ легче запомнится. С помощью данного метода можно легко запомнить список необходимых продуктов или план дел на день [2].

Мы провели эксперимент на данный метод запоминания следующим образом: ребятам был дан список из 10 разнообразных слов, который они должны были запомнить в течение 1 минуты, связывая предметы между собой, придумывая к ним ассоциации, вспоминая истории из личного опыта. Благодаря эксперименту мы выяснили, что средний результат составляет 7-8 слов за 1 минуту.

Подводя итоги всех проведённых экспериментов, мы сделали вывод, что большинство наших одногруппников являются визуалами и, следовательно, лучше воспринимают информацию в виде схем и картинок с помощью зрения. Поэтому нами были подготовлены памятки по этим трём методам. Также мы убедились в том, что способы мнемотехники имеют разный уровень сложности и направленности. Это побудило нас задуматься о том, как можно использовать данные методы в нашей профессиональной деятельности при работе непосредственно с детьми. Поскольку память сохраняет только то, что мы сами даём ей на сохранение, так давайте же помогать нашим детям и нам самим сохранять нужную и полезную информацию для себя и общества.

Список литературы:

  1. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: учебное пособие. Самара: Универс-групп, 2005. 120 с.
  2. Вспомнить всё: 10 приёмов мнемотехники для начинающих // Бэби.ру (сайт). (дата обращения: 01.03.2024).
  3. Зиганов М.А. Мнемотехника: запоминание на основе визуал. мышления: на базе курса Шк. рационал. чтения: [Все секреты суперпамяти] / Марат Зиганов, Владимир Козаренко. М.: Образование, 2002. 267 с.: ил. (Интеллект. Эрудиция. Карьера).
  4. Луковцева А.К. Психология и педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов. М.: КДУ: Мир и Образование, 2008. 190 с.
  5. Основы общей психологии: учебное пособие (курс лекций) / Мороз Т.Г., Щегольков Д.А., Кисляков Н.И., Топчий В.В. 2023 (дата обращения: 01.03.2024).
  6. Роберт Славин. Мнемотехника. Способы запоминания информации и приемы тренировки памяти // «Издательские решения», 2021. 15 с.

Mnemonics. Top 3 easy ways to remember information

Davydova A.Y.,
student of the ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Solobaeva E.A.,
student of the ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shiryaeva Victoria Valeryevna,

teacher, ISPO named after K.D. Ushinsky Moscow City University,, Candidate of Pedagogical Sciences

 Abstact. The article is devoted to the study of methods of memorizing information. The authors studied the basic processes of memory (memorization, preservation, reproduction, forgetting) and justified the importance of using mnemonics techniques. The article presents the results of testing conducted with the participation of students to determine the level of knowledge and use of memorization methods, as well as the results of experiments on three methods of mnemonics (Cicero, Aivazovsky and the method of stories) in order to assess their effectiveness. The analysis of these results confirms the importance of using various methods of memorization in studies and everyday life.
Keywords: memory, mnemonics, Cicero's method, Aivazovsky's method, the method of history.

References:

  1. Agafonov A.Yu., Volchek E.E. Psychology of mnemic phenomena: a textbook. Samara: Univers-group, 2005. 120 p.
  2. Remember everything: 10 techniques of mnemonics for beginners // Baby.ru (website) (date of the address: 01.03.2024).
  3. Ziganov M.A. Mnemonics: memorization based on visual thinking: based on the course of the School of Rational. readings: [All the secrets of super memory] / Marat Ziganov, Vladimir Kozarenko. Moscow: Education, 2002. 267 p.: ill. (Intellect. Erudition. Career).
  4. Lukovtseva A.K. Psychology and pedagogy: a course of lectures: a textbook for students. Moscow: KDU: World and Education, 2008. 190 p.
  5. Fundamentals of general psychology: textbook (course of lectures) / Moroz T.G., Shchegolkov D.A., Kislyakov N.I., Topchy V.V. 2023 (date of the address: 01.03.2024).
  6. Robert Slavin Mnemonics. Methods of memorizing information and memory training techniques // «Publishing solutions», 2021. 15 p.