Аннотация. Проблема конфликтов в школе вызывает необходимость поиска путей их разрешения. Исследование конфликтов, проведенное в сельской школе, показывает состояние взаимоотношений «ученик-учитель» глазами школьников, наличие конфликтов, методы разрешения этих конфликтов. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации, среди которых значимое место занимает создание службы медиации в школе.

Ключевые слова: конфликт учитель-ученик, конфликтное взаимодействие, школьная служба примирения.

Современная общественная жизнь показывает усиление конфликтности и необходимости поиска путей их урегулирования. Развитие конфликтологии идет путем не поиска путей избегания социальных конфликтов, а путем перевода их в конструктивное состояние, предупреждение их перерастания в деструктивные формы. Для этого необходимо, чтобы все участники образовательной среды могли управлять конфликтами. Особенно это важно для учащихся подросткового возраста, для поведения которых характеризуется стремлением показать себя, доказать свое мнение любыми способами, самоутвердиться. Тесное взаимодействие в школьной среде между учащимися приводит к возникновению разнообразных конфликтов.

Данное эмпирическое исследование было проведено для того, чтобы выявить, как строятся взаимоотношения в образовательной организации, насколько они конфликтные, а также для поиска средств для снижения конфликтности. Для того, чтобы добиться поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. изучить теоретические наработки о конфликтах в школе и их особенностях;
  2. организовать и провести опрос школьников о взаимоотношениях, складывающихся в школе и провести анализ результатов;
  3. разработать рекомендации по работе с деструктивными конфликтами и их реализации.

Понятие «конфликт» имеет несколько значений. В качестве основного возьмем то, которое дается в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, где оно трактуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор» [6]. По мнению автора данной статьи, это содержание понятия «конфликт» отражает значение сути понятия конфликт в школе, которые можно классифицировать на основании разных критериев. В научной литературе существуют разные подходы к типологии школьных конфликтов. В частности, выделяют конфликты на основе их участников: между учителем и учеником, между учителем и родителями, между учителем и администрацией, между группами учащихся, между учителем и учителем. В представленном исследовании будем рассматривать в большей степени конфликты между учениками и роль учителя в данных конфликтах.

Исследователями педагогической конфликтологии рассматриваются и выделяются основные факторы и специфические черты школьных конфликтов. По их мнению, особенности возникновения и развития конфликтов между обучающимися в среднем звене школы, в том числе и сельской, вызваны в первую очередь их возрастными психологическими особенностями. Одним из известных исследователей в области педагогической конфликтологии В.И. Журавлевым рассматриваются особенности общения подростков, что позволило ему провести типологизацию типов общительности подростков, вычленив следующие:

  1. Школьник – отшельник. Для него характерна склонность к одиночеству. Контакты со сверстниками его утомляют. Что-либо делает лучше в одиночку.
  2. Школьник, склонный к парному типу, общителен. У него должен быть один друг, без которого он не ощущает полнокровной жизни. Такая дружба может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на подростка.
  3. Школьник, склонный к групповой общительности. Из таких подростков формируются стихийные объединения по месту жительства, как со здоровой, так и предосудительной программой взаимодействия [1].

Для каждого из выделенных типов характерны свои способы поведения в конфликте. Если для первого типа присуще переживание нервных потрясений в одиночку, то другие два ищут и применяют внешние средства защиты в конфликтных ситуациях.

Конфликтологами указывается, что на возникновение конфликтов влияют не только психолого-возрастные особенности учащихся, но и личностные, к которым психологи относят: темперамент, тип характера и степень агрессивности, преобладающий стиль поведения в конфликтах.

Опираясь на данные положения, была определена основа проведения эмпирического исследования, базой для которого стала сельская школа, в которой обучается около 100 обучающихся: МБОУ «Абагинская СОШ им. А.Г. Кудрина-Абагинского», Олекминского района, Республики Саха (Якутия). Всего в исследовании приняло участие 64 школьника.

В качестве основы исследования были использованы:

  • опросник Е.И. Роговой [3, с. 356], представляющий собой 24 утверждения, с которыми опрашиваемый должен либо согласиться, либо не согласиться;
  • анкета о взаимоотношениях в школе между обучающимися, а также между обучающимися и учителями, которая состоит из 9 закрытых вопросов.

Анализ результатов по первому тесту показал, что в целом отношения между учениками и учителями складываются конструктивно. Однако, около четверти обучающихся в исследуемой школе не удовлетворены взаимоотношениями с учителями. Так, рассматривая их отношения с учителями, около трети респондентов-школьников выбирают вариант, связанный с тем, что учитель плохо чувствует настроение обучающегося. Общее распределение ответов по данному утверждению представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение ответов по положению «Учитель плохо чувствует мое настроение»

Ощущения учеников по поводу того, насколько чувствует его психологическое состояние учитель, является важным для того, чтобы учитель мог создать конструктивные условия для взаимодействия. Именно поэтому в утверждении, о том, что с учителем ученик делиться своими мыслями не будет, получены примерно такие же результаты, что отражено на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение ответов по положению «Я не стану делиться с учителем своими мыслями»

Негативное отношение к учителям показывает также то, что из всех опрошенных на учителя хотят быть похожими только 11,5%. Полученные результаты могут объясняться тем, что часто во взаимоотношениях «учитель-ученик» имеет место несоответствие возможностей учащегося тем требованиям, которые предъявляются ему со стороны учителя.

Для выявления состояния конфликтного взаимодействия был проведен письменный опрос на основе авторской анкеты, который показал отношения, которые есть у обучающихся в сельской школе к конфликтным взаимодействиям. Так опрос выявил, что около 26% респондентов указали на то, у них нет конфликтов. Данное положение может подвергаться сомнению, потому что незначительные противоречия данные обучающиеся не воспринимают как конфликтные. Большая же часть обучающихся отметили вариант ответа, которых говорит о том, что они вступают в конфликты, которые проходят с разной степенью интенсивности.

Полученные результаты теста и анкетирования позволили сделать ряд выводов. В школе отсутствуют ярко выраженные конфликты между обучающимися и их учителями. Имеющиеся конфликты носят в основном межличностный характер и происходят между учениками подросткового возраста. Распределение ответов о частоте вступления в конфликты показано на рисунке 3. Результаты опроса показали, что ученики достаточно редко вступают в конфликты.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос о частоте участия в конфликтах в школе

Участникам исследования были предложены вопросы об их поведении в конфликте, на которые были получены разноплановые варианты ответов. Например, на вопрос о том, «создаются ли в школе условия для того, чтобы научиться правильному поведению в условии конфликта?» большинство респондентов сказали, что не знают. Полученный результат говорит либо о том, что такая работа не ведется в школе, либо она носит эпизодический характер, либо вообще отсутствует. Поэтому можно говорить, что в сельской школе практически отсутствует профилактическая подготовка обучающихся к конструктивному поведению в конфликте. Графическое отражение результатов представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос о том, создаются ли в школе условия для научения правильному поведению в конфликте

При это был предложен вопрос: «Хотел бы ты получить знания и навыки мирного урегулирования собственных конфликтов?», на который большинство школьников (около 61%) ответили положительно. Ответы «нет» и «не очень» получили равное количество результатов – около 19%. Важным результатом можно назвать то, что при выборе ответов на вопрос о том, «Хотел бы ты помогать другим помириться после ссоры, разрешить конфликтную ситуацию?» не было выбрано ни одного отрицательного ответа, а около 54% выбрали ответ «да», то есть они готовы помогать в разрешении конфликтов.

Проведенный анализ результатов проведенного исследования показал, что отношения между учениками, между учениками и учителями носят неоднозначный характер. В школе со стороны администрации и педагогов недостаточное внимание уделяется проблеме конфликтного взаимодействия, что подтверждает утверждение коллектива авторов, считающих, что необходимо развивать конфликтологическую компетентность именно среди педагогического коллектива школы [4, с. 61].

Таким образом полученные результаты эмпирического исследования позволили предложить определенные рекомендации, которые носят консультативный характер.

Учителям в сельской школе надо больше внимания уделять наблюдению за поведением обучающихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Важно находить общие интересы и цели, которые могут сформировать взаимодействие как между учениками, так и между учителями и учениками. Объединенные общей целью и интересами учащиеся просто не будут обращать внимание на многие проблемы, которые для них перестанут носить значимый характер. Также при возникновении личностных конфликтов необходимо их решать в индивидуальном порядке. Большую роль в данных конфликтах будет играть школьный психолог, а также внимательное отношение учителя к своим обучающимся. В подобного рода ситуациях важно вовремя обратить внимание на проблему и помочь ученикам, особенно подросткам, в ее урегулировании. Однако, при вступлении конфликта в явную стадию и его эскалации, целесообразно провести индивидуальную работу с конфликтующими.

Еще одним направлением работы в школе является проведение различных коллективных творческих мероприятий, которые будут направлены на взаимопонимание и взаимодействие в детском коллективе.

При частых конфликтах желательно привлекать к работе с конфликтантами психолога, который поможет в формировании навыков снижения эмоционального напряжения.

Проведенный анкетный опрос показал, что в исследуемой сельской школе есть необходимость в организации работы школьной медиативной службы, которые получили развитие в последние годы в нашей стране. Такая службы состоит из смешанной команды взрослых и детей, включающей двух-трех взрослых кураторов и группы школьников. Для результативной работы службы медиации необходимо провести первоначальное обучение членов команды медиативным технологиям, что отмечается в работе О. Уваровой [7]. Данная рекомендация базируется также и на полученных результатах проведенного опроса. При ответе на вопрос о желании получить знания об урегулировании конфликтов было получено 61,5% положительных ответов. Нежелающих получить подобные знания было выявлено всего 19,2%. Готовность учащихся к принятию и работе в школьной службе медиации показывает распределение ответов на вопрос о том, «хотел бы ты помогать другим после ссоры, разрешить конфликтную ситуацию?», графический результат ответов показан на рисунке 5. При ответе на данный вопрос большая часть респондентов (около 53%) выбрала вариант «да», остальные ответили «не очень» хотели бы. Данный результат говорит о том, что в школе есть группа учащихся, готовая стать волонтерами в школьной службе медиации.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос о том, хотел бы ты помогать другим после ссоры, разрешить конфликтную ситуацию

Основная цель такой службы состоит в формировании благополучного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе и при возникновении трудных ситуаций, включая вступления их в конфликты. Работа в данной службе должна базироваться на принципах восстановительной медиации, к которым относят: добровольность участия в процедуре медиации, проведение информирования сторон о процедуре и обязательной нейтральности медиатора, который не должен быть заинтересован в получении преференций от конфликта. Значение данной службы, является то, что в процессе ее работы не только у ее участников, но и тех, чьи конфликты они разрешают, формируется конфликтологическая компетентность. Как отмечается Э.Н. Рычихиной, «умения и навыки работы с конфликтами и безболезненному выходу из них, приобретенные в процессе обучения и воспитания в школе и других образовательных учреждениях, создают основу для их приращения и обогащения в дальнейшем» [5].

Для создания службы медиативной помощи в конфликтах надо провести следующую последовательность действий:

  • Разработать проект данной службы, включающий цели, задачи и структуру.
  • Подготовить проекты документов, регламентирующих ее работу.
  • Подобрать и подготовить команду инициаторов, желающих реализовать проект создания службы.
  • Осуществить разработку методов сбора информации о конфликтах.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы и подвести итоги исследования:

  • проведенное исследование в сельской школе показало, что в ней не организуется профилактическая работа, связанная с профилактикой конфликтов;
  • исследование выявило, что в целом отношения между учителями и учащимися в школе складываются на основе взаимоуважения. Однако, конфликты в исследуемой школе происходят в основном между обучающимися, в большинстве исходя их возрастных особенностей подросткового возраста;
  • отношения между учениками и учителями носят не всегда конструктивный характер, что говорит о недостаточной конфликтологической компетентности учителей;
  • результаты опроса показали, что в школе среди обучающиеся есть потребность в приобретении навыков мирного разрешения спорных конфликтных ситуаций, так как на это не обращается внимания. В связи с этим нами составлена памятка в помощь учащимися;
  • школьная служба медиации позволит не только урегулировать сложные конфликтные ситуации, но и будет заниматься профилактикой деструктивного конфликтного поведения.

Подводя итог, отметим, что в школьном возрасте формируются основные навыки поведения в конфликте, закладываются основы конструктивного разрешения конфликтов. Для этого необходимо формирование конфликтологической компетентности, как учителей, так и учеников. Именно для этого целесообразно создание в школе службы медиации, работа которой будет способствовать решению этой проблемы.

Список литературы:

  1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 184 с.
  2. Попова О.С. Конфликт между учениками в классе // Молодой ученый. 2015. №11(91). С. 1765-1768.
  3. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. 496 с.
  4. Романова Е.С. Конфликтологическая компетентность работников образования и безопасность образовательной среды: учебно-методическое пособие / Е.С. Романова, Э.Н. Рычихина, Л.И. Бершедова, Л.В. Макшанцева. 2-е изд., исп. и доп. М.: РИТМ, 2020. 244 с.
  5. Рычихина Э.Н Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении // Системная психология и социология. 2017. №3(23). С. 95-104.
  6. Толковый словарь С.И. Ожегова (дата обращения: 20.03.2024).
  7. Уварова О. Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов. 5-9 кл. ФГОС. М.: Учитель, 2020. 123 с.

Conflict interactions at school and ways to reduce their negative manifestations

Uigurova S.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Rychikhina Elina Nikolaevna,
Professor Department of General and Practical Psychology of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University Doctor of Social Sciences, Associate Professor

Abstract. The problem of conflicts at school makes it necessary to find ways to resolve them. A study of conflicts conducted in a rural school shows the state of the student-teacher relationship through the eyes of schoolchildren, the presence of conflicts, and the methods of resolving these conflicts that they use. The results obtained made it possible to formulate recommendations, among which the creation of a mediation service at the school occupies a significant place.
Keywords: teacher-student conflict, conflict interaction, school reconciliation service.

References:

  1. Zhuravlev V.I. Fundamentals of pedagogical conflictology. Moscow: Russian Pedagogical Agency, 1995. 184 p.
  2. Popova O.S. Conflict between students in the classroom // Young scientist. 2015. №11(91).: 1765-1768.
  3. Rogov E.I. Teacher as an object of psychological research. Moscow: Vlados, 1998. 496 p.
  4. Romanova E.S. Conflictological competence of educational workers and the safety of the educational environment: an educational and methodological guide / E.S. Romanova, E.N. Rychikhina, L.I. Bershedova, L.V. Makshantseva. 2nd ed., Spanish and additional Moscow: RYTM, 2020. 244 p.
  5. Rychikhina E.N. The role of school reconciliation services in conflict education // Systemic psychology and sociology. 2017. №3(23).: 95-104.
  6. Explanatory Dictionary S.I. Ozhegova (date of the address: 20.03.2024).
  7. Uvarova O. School rehabilitation Mediation Service. Mediator training system. 5-9 cl. FGOS. Moscow: Teacher, 2020. 123 p.