Аннотация. Значимость исследования, изложенного в статье, заключается в том, что результаты исследования дополняют существующие в психологической науке сведения о таких психологических феноменах как агрессивность и субъективное ощущение одиночества. В ходе работе был проведен анализ научной литературы, который позволил расширить, систематизировать и более подробно изучить современные теории, представления и концепции о взаимосвязи агрессивности и субъективного ощущения одиночества у старших школьников. Также были представлены результаты проведенного автором исследования по данной тематике. Результаты исследования можно использовать для помощи классным руководителям, родителям при взаимодействии, установлении контакта и доверительного общения с подростками.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, субъективное ощущение одиночества, старшеклассники, юноши и девушки.

Данное исследование посвящено двум психологическим явлениям агрессивности и субъективному ощущению одиночества у старшеклассников. Актуальность темы определяют сложные социальные условия, в которых находится старшеклассник, и которые могут приводить к проявлениям в подростковой среде девиантного поведения, в том числе и агрессивного. Несмотря на потенциальное влияние, которое эти переживания могут оказать на общее самочувствие учащихся старшего возраста, существует ограниченное количество исследований, изучающих взаимосвязь между агрессивностью и субъективным ощущением одиночества у учащихся старших классов.

Важно заметить, что феномен одиночества очень тесно связан с проблемой личности, которую можно назвать одной из важнейших в психологических исследованиях. Одиночество подростков, в особенности старших школьников, вызывает особое беспокойство. В этом возрасте проблема одиночества становится очень опасной, так как подростки начинают переживать одиночество наиболее остро. Это обусловлено множеством факторов: гормональная перестройка организма, стресс перед экзаменами, необходимость определиться с будущей профессией, большая нагрузка в школе и за ее пределами (дополнительные занятия, репетиторы и прочее). Каждый из факторов может вызвать у школьника длительный стресс, тревогу, что может привести к срывам, негативному психическому состоянию, что в свою очередь может повлечь проблемы в личностном развитии, потерю смысла жизни.

Подросток, переживающий проблемы, связанные с одиночеством, пытается любыми способами преодолеть это состояние, поэтому школьники могут прибегнуть и к агрессивному поведению, что может повлечь за собой проблемы личностного развития. Подросток обычно ощущает одиночество как отверженность, непонятость, покинутость.

Агрессия в подростковом возрасте чаще всего возникает как защитный механизм, который помогает ребенку справиться с тревогой и страхами. Таким образом, актуальным является как изучение понятий одиночества и агрессивности по отдельности, так и изучение взаимосвязи этих феноменов.

Таким образом, задачами исследования стали: анализ подходов к изучению чувства одиночества и агрессивности в психологии; исследование видов и уровней агрессивности у девушек и юношей из представленной выборки; исследование степени субъективного ощущения одиночества у девушек и юношей из представленной выборки; выявление и доказательство взаимосвязи между уровнем агрессивности и субъективным ощущением одиночества.

Теоретический обзор

Старший школьный возраст является периодом интенсивного развития личности подростков. За этот период происходят значительные психологические изменения, которые влияют на поведение, эмоции и мышление. Этот период развития также связан с различными проблемами, включая переживание негативных эмоций, таких как агрессия и одиночество.

В современной научной литературе существует достаточное количество работ, посвященной проблеме исследования агрессии. В центре внимания исследователей находились механизмы усвоения и закрепления агрессии, чувство одиночества, их половые и возрастные особенности [3], [5], [7], [8], [10].

Одним из ключевых теоретиков, исследующий отроческий период, был Эрик Эриксон. Он утверждал, что старший школьный возраст – это время, когда у подростков возникает задача духовного поиска и становления своей личности. Подростки начинают осознавать свои взгляды на жизнь, ценности и размышлять о своем будущем. Эриксон также выделял кризис идентичности как ключевую проблему этого периода. Подростки ищут свое место в жизни и пытаются определиться с собственной личностью и ролью в обществе.

Существует также теория мотивации и переживаний А.Н. Леонтьева, который исследовал мотивацию и переживания у старшеклассников в контексте учебной деятельности. Он выделяет две основные формы мотивации: «моральную» и «интеллектуальную», которые могут помочь подросткам достигать успеха в учебе.

Также, необходимо отметить теорию развития социальных компетенций А. Бандуры. Согласно этой теории, подростки могут развивать свои социальные навыки через наблюдение и подражание другим людям. Они также могут учиться, наблюдая за тем, как окружающие люди решают проблемы и конфликты. На этом этапе развития они также могут обретать большую эмпатию и более глубокое понимание других людей [1].

По данным некоторых исследований [14] старшеклассники, которые сообщали о чувстве одиночества, также сообщали о более высоком уровне агрессивного поведения. Эти результаты свидетельствуют о том, что может существовать взаимосвязь между одиночеством и агрессией у старшеклассников.

Одним из потенциальных объяснений этой взаимосвязи является теория фрустрации и агрессии [13]. Эта теория предполагает, что, когда люди испытывают разочарование или неудачу в достижении своих целей, они могут стать агрессивными, чтобы высвободить свои сдерживаемые эмоции. В случае одиноких старшеклассников их одиночество может быть источником их фрустрации, приводящей к агрессивному поведению, как средству справиться со своими негативными эмоциями.

Другим возможным объяснением является теория социального научения [1], предполагающая, что индивиды усваивают агрессивное поведение посредством наблюдения и подкрепления. В контексте старшеклассников те, кто испытывает одиночество, могут с большей вероятностью наблюдать и усваивать агрессивное поведение как средство вписаться в общество своих сверстников или утвердить свое доминирование.

Важно отметить, что взаимосвязь между одиночеством и агрессией сложна и многогранна. Одиночество может привести к целому ряду негативных эмоций, включая печаль, гнев и разочарование, которые, в свою очередь, могут привести к агрессивному поведению. Кроме того, агрессивное поведение может создать социальную изоляцию и еще больше усугубить чувство одиночества [12].

Кроме того, исследования выявили определенные личностные черты, которые связаны как с агрессией, так и с одиночеством у старшеклассников. Например, люди, набравшие высокие баллы по показателям невротизма, могут быть более склонны как к агрессии, так и к одиночеству [16]. Аналогичным образом, люди, испытывающие высокую потребность в доминировании или власти, могут с большей вероятностью проявлять агрессивное поведение, в то же время испытывая чувство одиночества из-за трудностей с формированием близких отношений с другими [6].

В дополнение к личностным чертам социальные факторы также играют важную роль во взаимосвязи между агрессивностью и ощущением одиночеством у старшеклассников [4]. Например, учащиеся, происходящие из неблагополучных семей [11] или подвергающиеся издевательствам, могут с большей вероятностью проявлять агрессивное поведение и чувствовать себя одинокими. Эти социальные факторы могут создать порочный круг агрессии и одиночества, поскольку учащиеся, которые подвергаются издевательствам или другим формам социальной изоляции, могут прибегнуть к агрессивному поведению в попытке получить социальный статус, но в итоге могут чувствовать себя еще более социально изолированными [2].

Что касается гендерных различий, исследования показали, что мужчины с большей вероятностью проявляют открытые формы агрессии, в то время как женщины чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальному, косвенному и негативизму [15]. Агрессия в отношениях включает в себя использование социальной изоляции, сплетен и других форм манипулирования для нанесения ущерба отношениям или репутации других людей. Этот тип агрессии может привести к чувству одиночества и социальной изоляции, особенно у девочек-подростков [9].

В целом, исследования взаимосвязи между агрессивностью и субъективным чувством одиночества у старшеклассников показывают, что существуют сложные взаимосвязи между индивидуальными, социальными и контекстуальными факторами, которые способствуют этим явлениям. Учитывая негативные последствия, связанные как с одиночеством, так и с агрессией в подростковом возрасте, крайне важно понять особенности этих явлений в старшем школьном возрасте. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять эту динамику и разработать мероприятия, которые могут помочь предотвратить или смягчить негативные последствия, связанные с агрессией и одиночеством у старшеклассников.

Результаты исследования

Эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и агрессивности у старших школьников проводилось на базе ГБОУ города Москвы «Школы №1520 имени Капцовых». Объем выборки составил 66 человек, среди них 33 мальчика, 33 девочки – учащиеся 10-11 классов, в возрасте 16-18 лет. Выборка однородна, сбалансирована по гендерному составу (33 девушки, 33 юноши). Исследование было проведено в апреле-мае 2023 года.

Выбор в качестве испытуемых именно старших школьников обусловлен тем, что на этом периоде обучения, в 10-11 классах школьники сталкиваются с наибольшей нагрузкой и испытывают большую отчужденность и одиночество в отличие от учащихся младших классов. У старшеклассников очень высокий уровень эмоционального напряжения, они более подвержены ощущению чувства одиночества.

Психодиагностический инструментарий был выбран в соответствии с поставленными в исследовании задачами. В работе использовались стандартизированные и валидные методики психологической диагностики.

Исследование агрессивности

В рамках эмпирического исследования, направленного на выяснение уровня агрессивности старших школьников использовались:

  1. Опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки.
  2. Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев.

Методика на выявление уровня агрессивности Басса-Дарки включает в себя 75 утверждений, с ответами да / нет. Опросник выделяет следующие виды агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Также с помощью формулы выделяется индекс агрессивности и индекс враждебности.

Согласно полученным данным, выборка подростков имеет высокий показатель по шкале «обида» и «подозрительность». Чувство обиды может возникнуть, когда человек полагает, что по отношению к нему поступили несправедливо, не честно, он испытывает неприятные ощущение, дискомфорт, он чувствует себя обманутым, преданным. В таких случаях у человека возникает диссонанс. Из-за обиды человек может испытывать проблемы с доверием, становиться подозрительным, недоверчивым. Необходимо отметить довольно высокий показатель шкалы косвенной агрессии. Косвенная агрессия может проявляться в виде слухов, сплетен, колких шуток и высказываний в адрес другого, а также может не быть ни на кого направлена – крик, поломка предметов, топанье ногами, хлопанье дверью, удар по столу.

Полученные результаты подтверждают предположение А. Басса о том, что агрессивность и враждебность могут пересекаться, но это не обязательное условие. По полученным данным, человек может быть враждебно настроен, но это не всегда будет проявляться в виде агрессии.

По результатам анализа данных можно предположить, что основное отличие агрессивного поведения девушек от юношей имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и чувство вины. У девушек наиболее высокие показатели по физической и косвенной агрессии. У юношей, в отличие от девушек, прослеживаются высокие показатели по таким формам агрессии, как раздражение, негативизм и подозрительность.

Графически данные исследования склонности к агрессии при помощи опросника Басса-Дарки представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Склонность к различным видам агрессии у девушек и юношей

Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева включает в себя 40 утверждений, с ответами да / нет. Данная методика выделяет склонность к прямой вербальной агрессии, косвенной вербальной агрессии, косвенной физической агрессии и прямой физической агрессии. Так же в данной методике выделяется общий уровень несдержанности.

Распределение уровней склонности к определенной форме агрессивного поведения представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Уровни склонности к различным формам агрессивного поведения

В прямой вербальной, косвенной вербальной и прямой физической формах агрессивного поведения преобладает средний уровень, высокий уровень преобладает только в случае косвенной физической агрессии.

Распределения достаточно равномерно, без значимых отклонений в значениях.

Исследование субъективного ощущения одиночества

Для исследования субъективного ощущения одиночества у школьников 10-11 классов использовались:

  1. Шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale) Д. Расселла, Л. Пепло, М. Фергюсона.
  2. Опросник переживания одиночества Е.А. Манаковой.

Шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale) Д. Расселла, Л. Пепло, М. Фергюсона включает в себя 20 утверждений, с ответами: «никогда», «редко», «иногда», «часто».

В ходе обработки результатов, полученных по методике измерения одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона были получены данные об уровне одиночества у старших школьников, которые представлены на рисунке 3:

Рис. 3. Распределение уровней ощущения одиночества среди исследуемой группы старших школьников

Результаты показывают, что 6% опрошенных имеют высокий уровень одиночества. Для этих людей можно говорить о выраженном ощущении одиночества на момент прохождения опроса. Большая часть опрошенных показала средний уровень ощущения одиночества – 68%. Для этих респондентов характерен менее выраженный дефицит близкой коммуникации. 26% опрошенных продемонстрировали низкий уровень ощущения одиночества. Этих людей можно описать как наиболее успешно адаптировавшихся и не имеющих претензий к своему социальному взаимодействию. Скорее всего, они наименее склонны описывать себя, как одиноких людей.

Рис. 4. Распределение уровней одиночества среди юношей и девушек

На рисунке 4 наглядно показано соотношение уровней одиночества среди парней и девушек в выбранной группе. Распределение показателей уровня одиночества между девушками и юношами практически идентично. По данным исследования большинство старшеклассниц (38%) и старшеклассников (30%) показало средний уровень одиночества. Показатели высокого уровня одиночества между представителями обоих полов практически равны: 12% у девушек и 14% у юношей. Низкий уровень одиночества показало только 6% юношей.

Опросник переживания одиночества Е.А. Манаковой состоит из 30 вопросов, которые объединены в 6 шкал – видов реакций респондента: переживание одиночества, отрицание переживания одиночества, переживание одиночества как временного вынужденного явления, одиночество как результат страха брать ответственность за других, духовное одиночество, физическое одиночество.

Соотношение уровней переживания одиночества в исследуемой группе. По данным исследования 53% опрошенных школьников показали средний уровень, 30% – низкий и у 17% был выявлен высокий уровень переживания одиночества.

Рис. 5. Распределение уровней переживания одиночества среди девушек и юношей

На рисунке 5 наглядно показано соотношение уровней одиночества у девушек и юношей из исследуемой группы. На диаграмме видно, что большинство девушек (33%) показало средний уровень переживания одиночества, а у парней (23%) преобладает над показателем девушек показатель низкого уровня переживания данного феномена.

Исходя из полученных значений корреляции по четырем проведенным методикам, можно сделать вывод, что у испытуемых старших школьников между субъективным ощущением одиночества и агрессивностью есть взаимосвязь, которую можно охарактеризовать как умеренную. Следовательно, можно считать, что чем выше у человека агрессивность, тем острее он начинает ощущать собственное одиночество и наоборот, возможно, что ощущение одиночества порождает в человеке способность раздражаться и быть более агрессивным.

Выводы:

  1. Выявлено, что старшеклассникам свойственны различные формы и виды проявления агрессивного поведения. У девушек наиболее высокие показатели по физической и косвенной агрессии. У юношей, прослеживаются высокие показатели по таким формам агрессии, как раздражение, негативизм и подозрительность.
  2. Выявлено, что уровень субъективного переживания одиночества среди старших школьников достигает чаще всего средних значений. При обработке результатов по Шкале субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale) Д. Расселла, Л. Пепло, М. Фергюсона, 26% испытуемых показали высокий уровень одиночества, 68% - средний, а остальные 6% - низкий. По опроснику переживания одиночества Е.А. Манаковой у большей части испытуемых (53%) выявлен средний уровень переживания одиночества, у 30% – низкий, а 17% показали высокий уровень переживания одиночества.
  3. Обнаружено, что различные реакции проявления агрессивного поведения и уровень переживания одиночества взаимосвязаны. К проявлению физической и вербальной агрессии более склоны подростки, имеющие экстремально высокие показатели переживания одиночества. Подростки, обладающие низким уровнем переживания одиночества более склоны к излишнему чувству обиды, негативизму.
  4. Доказано посредством корреляционного анализа, что между агрессивностью и субъективным переживанием одиночества существует умеренная взаимосвязь.
  5. Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и субъективным ощущением одиночества, а именно, чем выше уровень чувства одиночества, тем выше будет уровень агрессивности, частично доказана.

Список литературы:

  1. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2010. 104 с.
  2. Бондарев А.А. Особенности переживания чувства одиночества студентами из полных и неполных семей / А.А. Бондарев, Л.М. Миляева, М.А. Сергеева, А.С. Кубекова. Казанский педагогический журнал. Казань: 2021. №2(145). С. 259-265.
  3. Гаранина Ж.Г., Тимофеева А.В. Влияние агрессивности на межличностные отношения подростков // Огарёв-Online. 2021. №16(169) (дата обращения: 01.03.2024).
  4. Далгатов М.М., Джабраилова М.М., Хизроева З.М. Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «Рисунок семьи» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. №1(30). С. 9-15.
  5. Заусенко И.В. Связь агрессивности и самоактуализации личности // Педагогическое образование в России. 2019. №6. С. 131-137.
  6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
  7. Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. №1(27). С. 65-75.
  8. Львова С.В. Индивидуально-психологические факторы девиантного поведения подростков // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. №2-3. С. 83-95.
  9. Миронова М.Д., Алексеева Н.В. Взаимосвязь агрессивности девочек-подростков с особенностями семейных отношений // Актуальные проблемы психологии личности: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 52-55.
  10. Пятунина В.М., Аджиева А.И. Психологические особенности подросткового возраста и проблема агрессивности личности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-2. С. 318-321.
  11. Рогова Е.Е., Николаева Е.Ю. Особенности взаимосвязи одиночества и агрессии у подростков из неполных семей // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №12 (202). С. 533-538.
  12. Хох И.Р., Евтушенко Е.М., Сальникова Е.П. Психологические аспекты проявления агрессивности в общении у подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-2. С. 229-233.
  13. Berkowitz L. Frustration-aggression hypothesis: Examination and reformulation. Psychological Bulletin, 1989. №106(1).: 59-73.
  14. Chen H.C., Wang J.-Y., Lin Y.-L., Yang S.-Y. Association of Internet Addiction with Family Functionality, Depression, Self-Efficacy and Self-Esteem among Early Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17. 2020. 8820 (дата обращения: 01.03.2024).
  15. Crick N.R., Grotpeter J.K., & Bigbee M.A. Relationally and physically aggressive children’s intent attributions and feelings of distress for relational and instrumental peer conflicts. Child Development, 73. 2020. : 1134-1142.
  16. Sönmez N, Røssberg JI, Evensen J, Barder HE, Haahr U, Ten Velden Hegelstad W, Joa I, Johannessen JO, Langeveld H, Larsen TK, Melle I, Opjordsmoen S, Rund BR, Simonsen E, Vaglum P, McGlashan T, Friis S. Depressive symptoms in first-episode psychosis: a 10-year follow-up study. Early Interv Psychiatry. 2016 Jun; 10(3).: 227-333.

A study of aggressiveness and subjective feelings of loneliness in high school students

Burkina A.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lvova Svetlana Vladimirovna,
Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Abstract. The significance of the study set out in the article lies in the fact that the results of the study complement the existing information in psychological science about such psychological phenomena as aggressiveness and subjective feelings of loneliness. In the course of the work, an analysis of the scientific literature was carried out, which made it possible to expand, systematize and study in more detail modern theories, ideas and concepts about the relationship between aggressiveness and the subjective feeling of loneliness in older students. The results of the author's study on this topic were also presented. The results of the study can be used to help class teachers, parents with interaction, establishing contact and trusting communication with adolescents.
Keywords: aggressiveness, aggressive behavior, subjective feeling of loneliness, high school students, boys and girls.

References:

  1. Bandura A. Adolescent aggression: Exploring the impact of parenting and family relationships. Moscow: April Press, Eksmo Press, 2010. 104 p.
  2. Bondarev A.A. Features of experiencing feelings of loneliness by students from full and incomplete families / A.A. Bondarev, L.M. Milyaeva, M.A. Sergeeva, A.S. Kubekova. Kazan Pedagogical Journal. Kazan: 2021. №2(145).: 259-265.
  3. Garanina Zh.G., Timofeeva A.V. The influence of aggressiveness on interpersonal relationships of adolescents // Ogaryov-Online. 2021. №16(169) (date of the address: 01.03.2024).
  4. Dalgatov M.M., Dzhabrailova M.M., Khizroeva Z.M. The study of the emotional sphere of adolescents from single-parent and mixed families using the projective technique: «Drawing a family» // Izvestia of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2015. №1(30).: 9-15.
  5. Zausenko I.V. Connection of aggressiveness and self-actualization of personality // Pedagogical education in Russia. 2019. №6.: 131-137.
  6. Zmanovskaya E.V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): Tutorial for students. higher educational institutions. 2nd ed., Rev. Moscow: Publishing Center «Academy», 2004. 288 p.
  7. Lvova S.V. Resilience and stress resistance among high school students and students in educational activities // CITISE. 2021. №1(27).: 65-75.
  8. Lvova S.V. Individual psychological factors of adolescent deviant behavior // Scientific Review. Series 2: Humanities. 2018. №2-3.: 83-95.
  9. Mironova M.D., Alekseeva N.V. The relationship between the aggressiveness of teenage girls with the peculiarities of family relationships // Actual problems of personality psychology: a collection of articles based on the materials of the VI international scientific and practical conference. Novosibirsk: SibAK, 2016.: 52-55.
  10. Pyatunina V.M., Adzhieva A.I. Psychological features of adolescence and the problem of personality aggressiveness // Problems of modern pedagogical education. 2020. №67-2.: 318-321.
  11. Rogova E.E., Nikolaeva E.Yu. Features of the relationship between loneliness and aggression in adolescents from single-parent families // Scientific notes of the University of Lesgaft. 2021. №12(202).: 533-538.
  12. Hoh I.R., Yevtushenko E.M., Salnikova E.P. Psychological aspects of the manifestation of aggressiveness in communication in adolescents//Problems of modern pedagogical education. 2021. №73-2.: 229-233.
  13. Berkowitz L. Frustration-aggression hypothesis: Examination and reformulation. Psychological Bulletin, 1989. №106(1).: 59-73.
  14. Chen H.C., Wang J.-Y., Lin Y.-L., Yang S.-Y. Association of Internet Addiction with Family Functionality, Depression, Self-Efficacy and Self-Esteem among Early Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17, 2020. 8820 (date of the address: 01.03.2024).
  15. Crick N.R., Grotpeter J.K., & Bigbee M.A.. Relationally and physically aggressive children’s intent attributions and feelings of distress for relational and instrumental peer conflicts. Child Development, 73. 2002.: 1134-1142.
  16. Sönmez N, Røssberg JI, Evensen J, Barder HE, Haahr U, Ten Velden Hegelstad W, Joa I, Johannessen JO, Langeveld H, Larsen TK, Melle I, Opjordsmoen S, Rund BR, Simonsen E, Vaglum P, McGlashan T, Friis S. Depressive symptoms in first-episode psychosis: a 10-year follow-up study. Early Interv Psychiatry. 2016 Jun; 10(3).: 227-333.