Аннотация. В статье поставлена проблема выбора профессионального пути внутри профессии психолога. Прослежена история исследований связи выбора профессии с индивидуально-психологическими качествами человека. Авторами показано, что предпочтение видов деятельности может зависеть от индивидуально-психологических особенностей личности и влиять на выбор вектора движения специалиста внутри профессии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, виды деятельности, индивидуально-психологические особенности.

В современном мире, где каждый индивид сталкивается с множеством выборов и решений, вопрос актуальности исследования особенностей процесса самоопределения человека не подлежит сомнению. Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с проблемой самоопределения, которая часто представляется ему крайне сложной, а иногда даже кажется полностью неразрешимой задачей. Этот процесс начинается с подросткового возраста, когда молодые люди впервые сталкиваются с необходимостью выбора своего пути в жизни, и продолжается в течение долгих лет, пока человек не достигнет уровня эксперта в выбранной им профессиональной области. Важно отметить, что для некоторых людей вопрос профессионального самоопределения остается актуальным и важным на протяжении всей их профессиональной карьеры.

На первом этапе профессионального обучения, поступая в университет, молодой человек начинает изучать основы выбранной специальности. Уже на этом этапе он представляет себя в профессии определенным образом, в определенных условиях, выполняющим определенную профессиональную задачу. Встает вопрос, насколько совпадают эти представления у студентов, обучающихся по одной специальности? Не все студенты, даже при одинаковых условиях обучения и одинаковом уровне прилежности в учебном процессе, выберут один и тот же путь в своей профессиональной деятельности. Внутри современных профессий существует разнообразие выбора специализаций, типов профессиональной деятельности. Каким образом студенты делают выбор направления деятельности в своей будущей профессии? Что влияет на их предпочтения? На наш взгляд, такое многообразие выборов напрямую связано с индивидуально-психологическими особенностями каждого человека, которые играют ключевую роль в процессе принятия решений. Будущие специалисты делают выбор в пользу тех видов деятельности внутри осваиваемой профессии, которые наилучшим образом соответствуют их психологическим характеристикам.

Исследование тематики профессионального самоопределения и становления личности в профессиональном плане привлекало внимание множества выдающихся ученых, среди которых Е.А. Климов, И.С. Кон, А.В. Мордовская, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, П.А. Шавир и многие другие. Эти исследователи внесли значительный вклад в понимание и изучение процессов, лежащих в основе профессионального выбора и развития личности.

В частности, Н.С. Пряжников предлагает глубокий взгляд на процесс профессионального самоопределения, рассматривая его как активный поиск и обретение личностного смысла в деятельности, которую человек выбирает и осваивает [3]. Н.С. Пряжников подчеркивает, что профессиональное самоопределение не ограничивается лишь выбором профессии или сферы деятельности; оно также включает в себя поиск и нахождение глубинного смысла в самом процессе самоопределения. Это означает, что важным является не только конечный выбор профессии, но и путь, который человек проходит, принимая это решение, а также осмысление и переосмысление своих предпочтений, интересов и приоритетов на протяжении всей профессиональной жизни.

В исследованиях Е.А. Климова подчеркивается уникальность траектории каждого индивида в процессе его профессионального развития, хотя и существует определенная общая структура профессионального самоопределения. Евгений Александрович выделяет ключевые факторы, которые оказывают значительное воздействие на профессиональное формирование личности [4]:

  1. Личные профессиональные планы оптанта.
  2. Позиция старших членов семьи или лиц их замещающих.
  3. Позиция сверстников, друзей, «значимых других» из круга вне семейного круга общения.
  4. Позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога.
  5. Информированность о профессии.
  6. Склонности к тем или иным видам деятельности.
  7. Способности, умения, достигнутый уровень развития человека как субъекта деятельности.
  8. Уровень притязаний на общественное признание.

Исходя из этих факторов, наша исследовательская работа направлена на анализ взаимосвязи между склонностями индивидов к различным видам деятельности и их индивидуально-психологическими особенностями, включая характеристики темперамента, уровень самооценки и амбиции. Особое внимание уделяется тому, как оценка своих возможностей и стремления к признанию влияют на процесс профессионального самоопределения и адаптацию в профессиональном сообществе. Мы также стремимся выяснить, какие виды деятельности в рамках профессии психолога склонны выбирать люди с различными психологическими характеристиками и какие конкретные черты личности могут определять эти предпочтения.

И.С. Кон выделяет ключевые аспекты профессионального самоопределения, среди которых: возраст, когда человек делает выбор профессии, степень осведомленности о разнообразии профессионального мира и уровень его стремлений и амбиций. По мнению И.С. Кона, уровень притязаний личности играет значительную роль в профессиональном выборе, так как индивиды склонны к объективной оценке собственных способностей и на основании этой оценки принимают решения о своем профессиональном пути. Отмечается, что люди с низким уровнем притязаний часто сталкиваются с трудностями при определении своей профессиональной траектории из-за отсутствия ярко выраженных желаний и целей, выбирая пути, предполагающие меньшие усилия [5].

Исследование Н.В. Петриковой выявило связь между уровнем притязаний у старшеклассников и их представлениями о собственном будущем. Вопреки изначальной гипотезе, что высокий и средний уровень притязаний ведет к неструктурированному видению будущего профессионального пути, результаты показали, что низкий и средний уровень притязаний являются психологическим барьером для формирования четкого представления о будущем [6].

Также большую роль в процессе самоопределения играет Я-концепция личности, которая включает в себя самооценку. Самооценка оказывает значительное влияние как на личностное, так и на профессиональное развитие. Люди с заниженной или неадекватно высокой самооценкой сталкиваются с трудностями при оценке собственных способностей и выборе стратегий, которые не требуют активного самопроявления или ответственности. С другой стороны, адекватная самооценка способствует более осознанному и точному профессиональному выбору.

В исследовании А.Ю. Швацкого и С.Н. Зубковой была подтверждена связь между самооценкой студентов и их профессиональным самоопределением. Выявлено, что студенты с низким уровнем самооценки чаще выбирают профессии с четко установленными правилами и процедурами, минимизируя необходимость в оригинальности и творческом решении проблем. В то время как студенты с адекватной самооценкой склонны выбирать сферы, где требуется креативность и способность решать сложные задачи [7].

Проведенный анализ подчеркивает актуальность и сложность исследований в области профессионального развития, выделяя множество внутренних и внешних факторов, которые влияют на процесс становления профессионала. В рамках нашего исследования, мы решили сфокусироваться не столько на выборе профессии, сколько на предпочтениях конкретных видов деятельности в рамках уже выбранной профессии. Целью является изучение связи между личностными особенностями (такими как темперамент, уровень амбиций и самооценка) и предпочтениями в отношении предметно- или социально-ориентированных деятельностей, а также между выполнением стандартных задач или занятием творческой работой.

Эмпирические данные для исследования были собраны среди студентов бакалавриата и магистратуры Пензенского государственного университета (ПГУ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ), выбравших психологию в качестве сферы профессиональной деятельности. Используя анкету «Индивидуальный профиль психолога» (А.С. Гильяно), мы стремимся выяснить, какой тип деятельности предпочитают респонденты внутри профессии психолога: отработанное действие с предметной направленностью (ФД), отработанное действие с направленностью на общение (ФО), творческое действие с предметной направленностью (ПД), творческое действие с направленностью на общение (ПО).

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что выбор предпочитаемых видов деятельности внутри профессии связан с особенностями свойств темперамента, самооценкой и уровнем притязаний личности.

Сбор эмпирических данных проводился с октября 2023 по февраль 2024. Всего в исследовании приняло участие 28 испытуемых – 4 магистранта первого курса обучения, 24 студента бакалавриата (14 студентов третьего года обучения и 10 студентов – 4 курса обучения).

Для анализа особенностей свойств темперамента мы используем «Опросник структуры темперамента ОСТ» В.М. Русалова, обращая внимание на такие параметры, как эргичность (предметная и социальная), пластичность (предметная и социальная), что поможет определить предпочтения респондентов к определенному типу деятельности, их склонность к умственному труду, лидерству, адаптивности в переключении задач и коммуникативных стратегий. Также нас интересуют эмоциональность и социальная эмоциональность как показатели отношения к результатам своей деятельности, предполагая, что эти характеристики непосредственно связаны с профессиональными предпочтениями.

В результате исследования мы выделили несколько групп по предпочитаемым видам деятельности:

  • ориентированные на комбинированное действие с направленностью на общение;
  • ориентированные на комбинированное действие с предметной направленностью;
  • ориентированные на отработанное действие с предметной направленностью;
  • ориентированные на отработанное действие с направленностью на общение;
  • ориентированные на творческую деятельность с предметной направленностью;
  • ориентированные на творческую деятельность с направленностью на общение;
  • ориентированные на комбинированное действие с двойной направленностью.

Далее мы будем рассматривать 4 группы, в которые попало наибольшее количество респондентов.

  1. Ориентированные на комбинированное действие с направленностью на общение (29%).
  2. Ориентированные на творческую деятельность с предметной направленностью (21%).
  3. Ориентированные на отработанное действие с направленностью на общение (18%).
  4. Ориентированные на комбинированное действие с предметной направленностью (8%).

По результатам исследования нами был проведен сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик членов каждой группы. Результаты представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Результаты респондентов, ориентированных на комбинированное действие с направленностью на общение

Как мы видим рисунке 1, респонденты, выбравшие тип деятельности с ориентацией на комбинированное действие с направленностью на общение, имеют: высокие показатели социальной эргичности, пластичности темпа и социального темпа, средние показатели социальной пластичности и социальной эмоциональности при низких показателях эргичности и эмоциональности. На основе этого можно говорить о том, что для членов данной группы характерны потребность в социальном контакте и освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству, легкость и скорость в переключение с одних форм деятельности на другие, гибкость мышления, эмоциональная устойчивость совместно с низкой вовлеченностью в процесс умственной деятельности.

 

Рис. 2. Результаты респондентов, ориентированных на творческую деятельность с предметной направленностью

На рисунке 2 представлены результаты второй группы. Респонденты этой группы выбрали тип деятельности с ориентацией на творческую деятельность с предметной направленностью. У данной группы испытуемых ярко выражен показатель пластичности, средние показатели по шкалам эргичности, социальной эргичности, социальному темпу и социальной эмоциональности, низкие показатели по социальной пластичности, темпу и эмоциональности. Эти данные позволяют сделать вывод, что для лиц, ориентированных на творческую деятельность с предметной направленностью характерно стремление к разнообразию форм предметной деятельности, быстрая переключаемость между видами деятельности, гибкость мышления, лидерские качества проявляются в хорошо знакомой обстановке, присуща избирательность в установлении контактов, уверены в себе.

 

Рис. 3. Результаты респондентов, ориентированных на отработанное действие с направленностью на общение

Для третьей группы характерны: высокие показатели социальной эргичности, пластичности, социального темпа, средние показатели темпа и социальной эмоциональности, низкие показатели эргичности, социальной пластичности, эмоциональности. Таким образом можно утверждать, что респонденты третьей группы легко ориентируются в социуме, легко вступают в контакт, не испытывают сильных переживаний из-за неудач в общении. Однако они испытывают определенные трудности в принятии решений в новых условиях, что, видимо, ориентирует на вид деятельности, связанный с уже отработанными действиями и направленностью на общение.

Рис. 4. Результаты респондентов, ориентированных на комбинированное действие с предметной направленностью

Четвертая группа отличается высокими показателями пластичности и темпа, средними показателями социальной эргичности и социального темпа, низкими показателями эргичности, социальной пластичности, эмоциональности и социальной эмоциональности. Испытуемые данной группы имеют: гибкость мышления, высокую моторную скорость при выполнении предметной деятельности, способность быстро формулировать высказывания и реагировать на речь собеседника, однако им присуща избирательность в контактах и невысокая социальная активность в силу средней выносливости. Эти характеристики соответствуют выбираемому ими типу деятельности: комбинированное действие с предметной направленностью.

Проанализировав результаты, полученные по тесту-опроснику самоотношения и моторной пробы Шварландера «Самооценка уровня притязаний», стало ясно, что данные критерии у респондентов различных групп не имеют существенных различий, возможно необходимо увеличить выборку исследования, чтобы показатели стали более чувствительны для статистического анализа. Однако, благодаря этим методикам мы можем выявить тех респондентов, которые неадекватно оценивают свои возможности и выбиваются по показателям среди респондентов той же группы по особенностям свойств темперамента.

На основе приведенного выше анализа мы можем говорить о том, что наша гипотеза о том, что выбор предпочитаемых видов деятельности внутри профессии связан с индивидуально-психологическими особенностями, подтвердилась. В настоящее время ведется работа по расширению диагностических данных.

Список литературы:

  1. Гильяно А.С., Козлова К.В. Становление образа профессионального действия в современной образовательной ситуации: постановка проблемы // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всеросс. научно-практ. конф. с международным участием (15-29 ноября 2021 года). Красноярск. Изд-во: КГАУ, 2022. С. 84-86.
  2. Гильяно А.С., Грязнева С.А. Исследование профессионального самосознания студентов педагогических специальностей в условиях вузовской подготовки // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всеросс. научно-практич. конф. Под общей редакцией А.Г. Миронова. 2019. С. 76-79.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия». 2008. 320 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: ИЦ «Академия». 2005. 304 с.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. 1980. 192 с.
  6. Петрикова Н.В. Уровень притязаний и качество содержания представлений о будущем старшеклассников // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1 (дата обращения: 01.11.2023)
  7. Швацкий А.Ю., Зубкова С.Н. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте // Балканско научно обозрение. 2019. №2(4) (дата обращения: 01.11.2023).
  8. Gilyano A., Tkach E. Formation of professional competencies as a basis of professional self-determination of students of agricultural universities // E3S Web of Conferences. Сер. «Ural Environmental Science Forum «Sustainable Development of Industrial Region», UESF 2021, 2021.: 07024.

Individual psychological features as a factor of professional self-determination

Teplyakova A.M.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Gilyano Albina Sergeevna,
Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Abstract. The article poses the problem of choosing a professional path within the framework of the profession of a psychologist. The history of research on the connection of the choice of profession with the individual psychological qualities of a person has been traced. The authors have shown that the preference for activities can depend on the individual psychological characteristics of the personality and influence the choice of the vector of movement of a specialist within the profession.
Keywords: professional self-determination, types of activities, individual psychological features.

References:

  1. Gilyano A.S., Kozlova K.V. The formation of the image of professional action in the modern educational situation: statement of the problem // Professional self-determination of the youth of the innovative region: problems and prospects: collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (November 15-29, 2021). Krasnoyarsk. Publishing house: KGAU, 2022.: 84-86.
  2. Gilyano A.S., Gryazneva S.A. Research of professional self-awareness of students of pedagogical specialties in conditions of university training // Professional self-determination of youth of the innovative region: problems and prospects: collection of articles based on materials of the All-Russian scientific and practical conference. Under the general editorship of A.G. Mironov. 2019.: 76-79.
  3. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice: studies. student's handbook. higher. studies. institutions. Moscow: IC «Academy». 320 p.
  4. Klimov E.A. Psychology of professional self–determination. Moscow: IC «Academy». 304 р.
  5. Kon I.S. Psychology of a high school student. Moscow: Enlightenment. 192 р.
  6. Petrikova N.V. The level of claims and the quality of the content of ideas about the future of high school students // Psychological problems of the meaning of life and acme. 2021. №1 (date of the address: 01.11.2023)
  7. Shvatsky A.Yu., Zubkova S.N. The influence of the level of self-esteem on professional self-determination in adolescence // Balkan scientific Review. 2019. №2(4) (date of the address: 01.11.2023).
  8. Gilyano A., Tkach E. Formation of professional competencies as a basis of professional self-determination of students of agricultural universities // E3S Web of Conferences. Сер. «Ural Environmental Science Forum «Sustainable Development of Industrial Region», UESF 2021, 2021.: 07024.