Аннотация. В ранней юности школьники открывают для себя сферу романтических чувств и отношений. Первый романтический опыт может оказаться весьма травматичным и без помощи со стороны взрослого не каждый старшеклассник может преодолеть возникшие трудности. Проблема первого опыта романтических чувств и отношений старшеклассников на данный момент изучена в недостаточном объеме и требует более тщательных исследований. Данная статья поможет рассмотреть эту проблему с точки зрения возможности педагогического сопровождения обучающихся с использованием технологии индивидуальной помощи старшеклассникам. В статье даётся определение понятия «индивидуальная помощь», описываются функции индивидуальной помощи, современное состояние дел по вопросам оказания индивидуальной помощи подросткам в образовательных организациях.

Ключевые слова: индивидуальная помощь, романтические чувства старшеклассников, позитивная социализация.

Впервые испытывая романтические чувства, подростки сталкиваются с большим количеством проблем, как социальных, так и психологических, которые могут негативно сказаться на процессе позитивной социализации в обществе. Именно поэтому данный период требует грамотного, опосредованного, и, что самое важное, не противоречащего воле ребёнка педагогического вмешательства, осуществленного в форме индивидуальной помощи.

В отечественной педагогике концепцию «индивидуальной помощи» впервые разработал советский и российский ученый в области педагогики А.В. Мудрик. Согласно его концепции, индивидуальная помощь – это  осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностных установок; в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий приспособления и обособления в социуме [1, с. 18]. Индивидуальная помощь по Мудрику также связана с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам, с развитием чувства причастности к семье, группе, социуму, с выработкой стратегий адаптации и обособления в социуме.

В современной педагогике (Л.Ф. Сербина [3, с. 238], М.В. Шакурова [4, с. 11]) индивидуальная помощь характеризуется следующем:

  • необходимость индивидуальной помощи возникает тогда, когда есть трудность или проблема, которую необходимо разрешить;
  • индивидуальная помощь – это система, в рамках которой ребёнок и взрослый вместе работают над устранением возникающей проблемы;
  • индивидуальная помощь – это «механизм», способствующий устранению противоречий между ребенком и той социальной средой, в которой он находится;
  • сущность помощи состоит в актуализации имеющихся у ребёнка ресурсов.

Педагогическое вмешательство, не имеющее для этого какой-либо причины, либо же осуществляемое против воли ребёнка, не может рассматриваться как полноценно оказываемая помощь. 

Понятие «трудности» в контексте переживания романтических чувств и отношений подростками рассматривается нами как некая травма, своего рода страдания, которые он испытывает в конкретный период времени. Отсюда исходит то, что такие ситуации требуют вмешательства в субъективную ситуацию ребёнка. Такого рода вмешательство должно способствовать снятию этого травматизма, снятию его страданий и переживаний, приведению ребёнка в более позитивное состояние. Необходимость индивидуальной помощи возникает тогда, когда есть трудность или некая проблема, которую субъект не в силах преодолеть самостоятельно.

С учётом анализа теоретических подходов к определению понятия «индивидуальная помощь», мы определили функции индивидуальной помощи старшеклассникам, переживающим первый опыт романтических чувств и отношений. Всего этих функций четыре:

  • защита от неблагоприятных влияний школьников, переживающих романтические отношения;
  • подготовка участников романтических отношений к продуктивной коммуникации;
  • содействие в позитивных переживаниях школьникам, переживающих романтические отношения;
  • подготовка школьников, переживающих романтические отношения к саморегуляции психологических состояний.

Данные функции позволяют подросткам подготовиться к последовательному, постепенному решению возникающих у них проблем или трудностей. При переживании подростками первого опыта романтических чувств и отношений, не стоит ожидать, что внутренний конфликт ребёнка сможет решиться моментально, после нескольких личных бесед со школьным психологом или социальным педагогом. В данном вопросе необходимо осознание субъектности всех причастных к работе над проблемой – если ребёнок не нацелен на работу, либо же педагогический работник не имеет достаточного уровня квалификации и подготовленности к осуществлению работы над проблемой, то эту проблему решить не удастся.

Исследование переживаний романтических чувств и отношений старшеклассниками, а также востребованность этой категорией индивидуальной помощи было проведено в форме анкетирования обучающихся 10-11 классов и индивидуальных интервью в онлайн-формате в октябре-декабре 2023 года.

Исследование проводилось в ГБОУ СОШ №2116 г. Москвы. Было опрошено 70 учащихся 10-11 классов, индивидуальное интервью было проведено с 30 обучающимися. 

Кроме этого, были проанализированы сайты образовательных учреждений г. Москвы для выявления наличия программ индивидуальной помощи старшеклассникам, переживающим романтические чувства. Результаты показали следующее: из 53 сайтов образовательных организаций только в одной из них была представлена программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся по данному вопросу. Недостаток методического оснащения ставит нас перед вопросом: а ведется ли вообще в современных школах работа в области содействия старшеклассникам в успешном переживании первого опыта романтических чувств? Тем не менее, мы убеждены, что недостаток методических материалов объясняется следующим – данная область переживания является очень интимной, поэтому для работы с ней требуется не просто методическое оснащение, но и готовность педагогических кадров, обучающихся и их родителей проводить целенаправленную работу по оказанию индивидуальной помощи подросткам в данной области, что требует большого количества ресурсов, включая кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы. В то же время мы не можем утверждать, что работа по данному направлению не ведётся вовсе, ведь невозможно быть в повестке школьной жизни каждой образовательной организации по объективным причинам. То, что работа всё-таки ведётся, подтверждает второе исследование, в рамках которого ребята в анонимном формате делились своими переживаниями при прохождении анкетирования и проходя интервью в частном порядке.

Интервьюируемые старшеклассники, как правило, отмечали, что при первом опыте романтических чувств и отношений они сталкивались с негативными эмоциями, которые сопровождались тревогой, апатией, боязнью рассказать кому-либо о своих переживаниях. Наличие рядом взрослого, которому можно было бы довериться и рассказать о своих проблемах, по мнению подростков, могло бы способствовать облегчению степени их переживаний. Также 75% подростков отмечали, что не стали бы обращаться к школьному психологу со своими проблемами потому, что он не располагает необходимым уровнем доверия, а иногда и вовсе, со слов ребят, квалификация школьных психологов «оставляет желать лучшего». Таким образом можно сделать вывод, что оказание индивидуальной помощи подросткам возможно лишь тогда, когда все субъекты этого процесса нацелены на работу над проблемой, а также обладают взаимным доверием.

Результаты опроса старшеклассников (вопрос: Испытывали ли Вы негативные эмоции из-за своих романтических чувств? Например, боялись признаться, или боялись получить отказ?) показывает следующее (см. рисунок 1):

  • большинство (65%) респондентов переживают негативные эмоции из-за своих романтических чувств,
  • большинство (60%) взрослых (родителей, педагогов) не информированы о романтических чувствах школьников.

Рис.1. Переживание школьниками негативных эмоций из-за своих романтических чувств (N=58 чел., старшеклассники, в %)

На вопрос об информированности взрослых (родители и педагоги) о романтических чувствах, переживаемых школьниками, были получены следующие ответы – см. рисунок 2.   

Рис.2. Информированность взрослых (родители и педагоги) о романтических чувствах, переживаемых школьниками  (N=58 чел., старшеклассники, в %)

Проблема переживания подростками романтического опыта в школьной среде изучена недостаточно. Опрос позволил установить востребованность индивидуальной помощи подросткам, переживающим первый опыт романтических чувств и отношений. В непосредственном окружении школьников не оказывается «доверенного взрослого», к которому они могли бы обратиться за советом. Оказание индивидуальной помощи требует ресурсов, времени, а главное – готовности педагогических работников общеобразовательных организаций осуществлять эту работу.

Список литературы:

  1. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2008. №10 (дата обращения: 02.04.2024).
  2. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва-Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. 624 с.
  3. Сербина Л.Ф. Психологический подход в обеспечении индивидуальной помощи в развитии и социализации детей // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №1 (дата обращения: 02.04.2024).
  4. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2024. 280 с. (Высшее образование) (дата обращения: 02.04.2024).

Individual assistance to high school students experiencing their first experience of romantic feelings and relationships

Shcherbina I.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kupriyanov Boris Viktorovich,
Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. High school students collective and its environment represent a large amount of social connections, including the sphere of romantic feelings and relationships. As a rule, it is in older adolescence that students face a romantic experience for the first time, which does not always turn out to be successful in every sense and therefore requires competent pedagogical support. Individual assistance is necessary for high school students because unwillingness to share their problems with someone due to adolescent maximalism and, as a result, inability to cope with a large number of emotions and feelings can lead to mental disorders of a teenager. The problem of the first experience of romantic feelings and relationships of high school students has currently been insufficiently studied and requires more thorough research. This article will help to consider this problem from the perspective of the possibility of pedagogical support for students using the technology of individual assistance to high school students. The article describes the functions of individual assistance, pedagogical conditions for the provision of individual assistance, the current state of affairs regarding the provision of individual assistance to adolescents in educational organizations.
Keywords: individual assistance, romantic feelings of high school students, pedagogical support, positive socialization.

References:

  1. Mudrik A.V. Education as an integral part of the socialization process // Bulletin of PSTGU. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2008. №10 (date of the address: 02.04.2024).
  2. Mudrik A.V. Human socialization. Moscow-Voronezh: RAO-MPSI, 2011. 624 p.
  3. Serbina L.V. Psychological approach to providing individual assistance in the development and socialization of children // Bulletin of Leningrad State University named after. A.S. Pushkin. 2013. №1 (date of the address: 02.04.2024).
  4. Shakurova M.V. Social education at school: a textbook for universities. 2nd ed., revised. and additional. Moscow: Yurayt Publishing House, 2024. 280 p. (Higher education) (date of the address: 02.04.2024).