Аннотация. Данная статья посвящена нахождению наиболее частотных кругов действий и последовательности функций действующих лиц, выделенных В.Я. Проппом, в современных песнях. В качестве материала исследования фигурируют композиции группы «Король и шут» «Кукла колдуна», «Лесник», «Верная жена», «Воспоминания о былой любви», «Король и шут», «Проказник Скоморох» в связи с наличием в них сюжета, элементов композиции, а также фольклорной направленности, что является неотъемлемым элементом при выборке сказок для анализа в работе В.Я. Проппа. В ходе анализа текстов выявляются усеченные последовательности функций действующих лиц, а также круги действий, суждения подкрепляются цитатами.

Ключевые слова: Пропп, морфология, сказка, современное искусство, песенный текст, культурология, литературоведение, филология.

«Морфология волшебной сказки» В.Я. Проппа – уникальный труд, не теряющий своих актуальности и интереса для исследований в области культурологии, литературоведения и филологии. К примеру, к положениям классификации обращается С.Г. Буров в статье «Инверсирование волшебной сказки в «Докторе Живаго» [1, с. 8], что доказывает возможность применения подобного материала в изучении текстов разнообразных жанров. Мы хотим подтвердить данную мысль, проанализировав песни современных исполнителей с точки зрения «Морфологии волшебной сказки».

Актуальность проведенного исследования обусловлена возможностью применения классических научных трудов в контексте анализа современного искусства, более того, не исключается обращение к подобному материалу в образовательных целях, ведь педагогическая наука постоянно находится в поиске новых методов и технологий, а объемные, изобилующие фактами и событиями научные тексты легче запоминаются обучающимися при помощи нестандартных примеров. В настоящее время господствующая антропоцентрическая образовательная парадигма в качестве наивысшей ценности выделяет личность субъекта обучения [4, с. 276], поэтому педагогам рекомендуется понимать интересы обучающихся и по возможности обращаться к ним в процессе обучения.

Целью конкретного исследования стало нахождение наиболее частотных кругов действий и последовательности функций действующих лиц, выделенных В.Я. Проппом, в современных песнях, а также их анализ, возможные мотивировки.

Материалом исследования были выбраны песни группы «Король и шут» в связи с наличием в них сюжета, элементов композиции, а также фольклорной направленности, что является неотъемлемым элементом при выборке сказок для анализа в работе В.Я. Проппа.

С учетом материала исследования были поставлены следующие задачи:

  • подобрать песни, в которых реализуются положения классификации;
  • проанализировать отобранные тексты в соответствии с положениями «Морфологии волшебной сказки» В.Я. Проппа.

В качестве основных методов, используемых в работе, выделены анализ, аналогия, классификация и конкретизация.

Следует оговориться, что, поскольку тексты не являются собственно сказками, не все функции, описанные В.Я. Проппом, могут быть в них обнаружены. В нашем исследовании мы делаем ставку на поиск совпадений, но не на безоговорочную корреляцию.

Для работы выбраны следующие композиции: «Кукла колдуна», «Лесник», «Верная жена», «Воспоминания о былой любви», «Король и шут», «Проказник Скоморох». Рассмотрим усеченные последовательности функций в каждой из них подробнее.

Стоит отметить, что сюжеты некоторых песен дублируются с незначительными изменениями. В творчестве группы видна тенденция к будто бы альтернативному представлению развития событий, двойной трактовке одной последовательности действий, что подтверждает возможность классификации песен в соответствии с положениями, предложенными В.Я. Проппом. Подробные примеры для подкрепления конкретного суждения (при наличии песни-дублета, попарно) будут представлены ниже.

К примеру, ряд схожих моментов можно заметить в песне «Кукла колдуна». Повествование ведется о девушке, поддавшейся злым чарам. Несмотря на то, что композиция текста является ретроспективной, реципиент может проследить, как выполняются функции действующих лиц. К герою обращаются с запретом – девушку предупреждают о том, что взаимодействие с новым знакомым может причинить ей вред: «Очень жаль, что ты тогда / Мне поверить не смогла / В то, что новый твой приятель / Не такой, как все!». Однако запрет нарушается, и героиня вступает во взаимодействие: «Ты осталась с ним вдвоем, / Не зная ничего о нем…». Следующие функции: попытки антагониста провести разведку, получение им сведений о жертве, обман и овладение ей, а также невольная помощь последней вредителю, отображены в тексте имплицитно, что подтверждается строчками припева: «Как бессонница в час ночной / Меняет, нелюдимая, облик твой / Чьих невольница ты идей? / Зачем тебе охотиться на людей?». Действие продолжает разворачиваться, когда герой-искатель решается на противодействие и покидает дом: «Я на цыпочках, как вор, / Пробираюсь, чуть дыша, <…> В чью я комнату тайком / Желаю заглянуть, чтобы увидеть… <…> Крестик на моей груди…».

Для произведения «Воспоминания о былой любви» характерна следующая последовательность функций. Композиция здесь, как и в «Кукле колдуна», ретроспективная, что все же не препятствует пониманию последовательности развертывания событий. Итак, вредитель приглашает девушек в замок, тем самым обманывая их: «Я их приводил в свой прекрасный дом». Героини принимают ухаживания, поддаваясь обману: «Их вином поил…». Далее вредитель наносит им непосредственный ущерб – превращает в восковые фигуры: «Им суждено уснуть в моих стенах, / Застыть в моих мирах».

В композиции «Лесник» подразумевается отлучка героя – это подкрепляется строками «Замученный дорогой, я выбился из сил…». Далее антагонист, то есть лесник, обманывает жертву, причем под обманом здесь понимается приглашение на ужин, что четко отображено в припеве «Будь как дома, путник / Я ни в чем не откажу…». Жертва поддается обману, принимая приглашение – «На улице темнело / Сидел я за столом…». И, наконец, антагонист наносит герою вред – отправляет его на съедение волкам: «Друзья хотят покушать / Пойдём, приятель, в лес!».

Любопытно, что сюжет песни «Верная жена» практически полностью совпадает с сюжетом «Лесника», однако в роли антагониста выступает не мужчина, а женщина. Отлучка героя так же имплицитна – «Дождливой ночью парень, выбравшись из леса / Вдруг одинокую избушку увидал». Обман жертвы вредителем, заведомо знающим последствия ночи, проведенной в доме, тоже отображен в предоставлении ночлега – «Пустила в дом и не спросила ничего. / Переодела, очень сытно накормила, / Постель на печке разложила для него». Герой-жертва обманывается добротой пожилой женщины, останавливаясь у нее, – «Только парень глаза сомкнул…». Вред, наносимый герою, тождественен представленному в предыдущей композиции – героя отправляют на съедение злому духу: «И раздался крик предсмертный и зачавкал страшный дед…».

Рассмотрим функции, представленные в песне «Король и шут». Интересно, что в данном случае функции обмана антагонистом героев и их вера последнему объединены; под обманом понимается принятие приглашения жителей царства шутом – «И кто-то во дворец привёл / Смешного карлика-шута. / Карлик прыгал и кричал…». Нанесение вреда отображено посредством сведения народа с ума – «Не стало больше короля, / Все, как один, сошли с ума».

Наконец, обратим внимание на композицию-дублет «Проказник Скоморох». В данном случае мотивировка для развития событий не отрицательная, как в предыдущем случае, а положительная, ведь речь идет о свадьбе. В обоих сюжетах в качестве антагониста фигурирует шут / скоморох. Обман, в данном случае, – представление: «Хотите я вам фокус покажу?». Жертва – коллективный образ толпы, которая поддается обману, соглашаясь посмотреть фокус с участием невесты – «Невесту он схватил и в бочку посадил / Всех отвернуться попросил. <…> Свадьба вовсю идет. / Раздался женский крик…». В данной песне наблюдается нанесение ущерба в двойном размере: происходит кража новобрачной и, подобно предыдущей композиции, сведение жителей с ума – «Включили люди свет – глядят –  невесты нет / И скомороха не нашли они. <…> Пляшет хмельной народ <…> Свадьба вовсю идет».

Резюмируя, стоит отметить, что чаще всего в творчестве группы встречаются такие действующие лица, как антагонист и герой-жертва. Круг действий антагониста в песнях в большей степени представлен вредительством («Кукла колдуна» – околдовывание девушки, «Воспоминания о былой любви» – завлечение девушек в замок и превращение последних в фигуры; «Лесник» и «Верная жена» – отправление героя на съедение подопечным антагониста; «Король и шут» и «Проказник Скоморох» – сведение жителей царства с ума, а во втором случае и похищение). Герой-жертва же всегда остается поверженным после вступления в контакт с антагонистом, что обусловлено стилистикой произведений («Кукла колдуна» и «Воспоминания о былой любви» – девушки соглашаются на развитие отношений с антагонистами, не подозревая об их истинных злых намерениях; «Лесник» и «Верная жена» – герой просит ночлег у одинокого человека; «Король и шут» и «Проказник Скоморох» – гости доверяют артисту концертную программу).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что положения «Морфологии волшебной сказки», действительно, находят отражение в современном искусстве. Синтез классического научного труда и нетипичного прикладного материала возможен.

Для качественной работы в подобном ключе рекомендуется обязательно ознакомиться с книгой В.Я. Проппа для обширного и детального понимания проблематики. При соблюдении этого условия процесс подбора других примеров станет качественнее.

Результаты конкретного исследования могут послужить дополнительным материалом для других работ в области культурологии, литературоведения и филологии. Более того, сведения, собранные в ходе работы способны стать основой для создания электива по интересам в образовательном учреждении, ведь современные ученые отмечают, что основной задачей любой образовательной практики становится обновление и развитие образовательного процесса [2, с. 227].

Список литературы:

  1. Буров С.Г. Инверсирование волшебной сказки в «Докторе Живаго» // Новый филологический вестник. 2013. №4(27). С. 7-34.
  2. Викулова Л.Г., Герасимова С.А. Элективный курс как средство формирования научно-исследовательской компетенции студентов бакалавриата // Kant. 2020. №3(36). С. 226-233.
  3. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. М.: Издательство «Лабиринт», 2001. 192 с.
  4. Тарева Е.Г., Тарев Б.В., Савкина Е.А. Полиподходность и междисциплинарность – perpetum mobile развития лингводидактики // Язык и культура, 2022. № 57. С. 274-291.
  5. Genius. Король и шут (сайт). (дата обращения: 01.04.2024).

Propp’s functions of characters and the circles of action in the songs of the band «Korol I Shut» («The King and the Jester»)

Samoshkina D.R.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Stekol'shchikova Irina Vitalievna,
Professor, Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor in Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. This article is devoted to finding the most frequent circles of actions and the sequence of functions of the characters highlighted by V.Y. Propp in modern songs. The research material includes songs by the musical group «Korol i Shut» («The King and the Jester») such as «The Sorcerer's Doll», «The Forester», «A Faithful Wife», «Memories of Former Lov», «The King and the Jester» due to the presence of a plot, elements of composition, as well as folklore orientation, which is an integral element in the selection of fairy tales for analysis in the Propp’s work. During the analysis of texts, truncated sequences of functions of characters are revealed, as well as circles of actions, judgments are supported by quotations.
Keywords: Propp, morphology, fairy tale, modern art, lyrics, cultural studies, literary studies, philology.

References:

  1. Burov S.G. Inversion of a fairy tale in «Doctor Zhivago» // New philological bulletin, 2013.: 7-34.
  2. Vikulova L.G., Gerasimova S.A. Elective course as a means of forming the research competence of undergraduate students // Kant, 2020.: 226-233.
  3. Propp V.Y. Morphology of a fairy tale. Scientific editorial board, textual commentary by I.V. Peshkov. Moscow: 2001. 192 p.
  4. Tareva E.G., Tarev B.V., Savkina E.A. Multiplicity and interdisciplinarity as a perpetum mobile of teaching foreign languages development // Language and Culture, 2022. №57.: 274-291.
  5. Korol I Shut. (website). (date of the address: 01.04.2024).