Аннотация. Цель статьи заключается в исследовании эволюции женского образа в британском детективном романе XX-н.XXI вв. Были проанализированы романы А. Кристи, Ф.Д. Джеймс и Р. Гэлбрейта. Рассмотрение изменения женских образов в выбранных произведениях продемонстрировало направление развития жанра. Было отмечено усложнение психологического портрета героини, увеличение ее значимости в фабуле детектива и обязательное отражение общественных реалий в литературном произведении.

Ключевые слова: британская литература, детектив, женщина, эволюция образа.

В середине XIX века, жанр детектива стал широко востребованным у самой разноплановой читательской аудитории и остается таковым по сей день. Несколько пренебрежительно отзываясь о детективе, аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес признавал его беспрецедентную популярность у аудитории: «Есть такой тип современного читателя – любитель детективов. Этот читатель – а он расплодился по всему свету, и считать его приходится на миллионы – был создан Эдгаром Алланом По» [1, с. 264]. Однако со времен Э. По и его современников сам детективный роман: его жанровые конвенции, типичные персонажи, их роли в сюжете, – заметно изменились.

Данная статья посвящена исследованию эволюции женского образа в британском детективном романе XX-н.XXI вв. на примере произведений А. Кристи, Ф.Д. Джеймс и Р. Гэлбрейта. В работе прослеживается развитие, усложнение психологического портрета героини, а также своеобразие отражения общественных реалий в женских образах жанра. Изучение изменения образов женских персонажей позволит проследить траекторию их эволюции, отметить новообретенные и отвергнутые черты героини-расследовательницы и героини-убийцы, выявить аспекты жанра, остающиеся актуальными в XXI веке.

Действие всех выбранных для исследования романов («Кошка среди голубей» (1959), «Отель «Бертрам» (1965) А. Кристи, «Неподходящее занятие для женщины» (1972) Ф.Д. Джеймс, «Чернильное-черное сердце» (2022) Р. Гэлбрейта) происходит в Англии, а их главными героинями являются молодые женщины, расследующие, совершающие или становящиеся жертвами преступления.

Уже в ранних произведениях Агаты Кристи образы героинь становятся сложнее и многограннее, в сравнении с работами предшествующих ей классиков жанра (А.Э. По, У. Коллинза, А.К. Дойла). Здесь они намного реже сводятся к узкому кругу типичных функций и образов: «девы в беде» или «роковой женщины», но ведут себя значительно менее предсказуемо; становятся главными антагонистами и даже криминальными гениями.

Именно произведения А. Кристи принято считать «отправной точкой» для развития женской детективной прозы в Англии. Исследователи творчества писательницы считают, что на обретение ею статуса «королевы» жанра повлияли такие факторы, как: меняющаяся роль женщины в социальной структуре общества и подъем феминистского движения в Европе конца XIX – начала XX вв., повышение статуса массовой литературы в общественном сознании и рост интереса исследователей к жанру детектива, уникальная принадлежность самой Кристи к двум историческим эпохам [2, с. 1147].

Так, творчество А. Кристи стало переломным моментом в развитии жанра, позволило серьезнее посмотреть как на женщину внутри детектива, так и на женщину, стоящую за его созданием. Кроме того, на протяжении творческого пути писательницы образы ее героев и героинь заметно эволюционировали. Если первыми ее следователями еще были мужчины Эркюль Пуаро и капитан Гастингс, то уже вскоре появился дуэт «молодых авантюристов»: Томми и его возлюбленной Таппенс, а затем и совсем не типичные для жанра персонажи: Мисс Марпл и Ариадна Оливер – пожилые женщины, расследующие убийства наравне с полицейскими и отставными военными.

Самый ранний из выбранных для исследования романов, «Кошка среди голубей», был опубликован в 1959 году, но принадлежит к сформированной к тому времени многолетней традиции «королевы детектива». В романе убийство учительницы физической культуры в женской школе-интернате формально расследует Пуаро, но появляется он лишь в конце истории и действует на основе информации, уже собранной для него главной героиней, Джулией Апджон, пытающейся выяснить, кто из учительниц или одноклассниц стоит за преступлениями.

В этом сюжете Кристи описывает широкий спектр женских образов. Ее интересует поведение, типичные и уникальные характеристики персонажей. Фабула детектива во многом строится на классических для британской литературы начала XX в. женских образах (таинственная шпионка, строгая учительница, рассеянная школьница, легкомысленная актриса) и стереотипе о том, что ни одна женщина не может устоять перед блеском «бриллиантов»: «It is something to do with the jewels themselves. Beautiful jewels drive women mad. They want to own them. To wear them round their throats, on their bosoms. I would not trust any woman with these» [4, с. 13] («Это связано с самими камнями. Драгоценности сводят женщин с ума. Они хотят владеть ими. Носить их на шее, на груди. Я бы не доверил их хранение ни одной женщине». – Здесь и далее перевод наш – С.А.). Вместе с тем некоторые героини писательницы оказываются намного более глубокими, нежели у ее предшественников-мужчин. Кристи отвергает, на первый взгляд, неотъемлемые для детектива черты женского образа и играет с читательскими ожиданиями: «Miss Bulstrode had another faculty which demonstrated her superiority over most other women. She could listen» [4, с. 189] («У мисс Булстроуд была еще одна способность, которая демонстрировала ее превосходство над большинством женщин. Она умела слушать»).

Начиная повествование с описания атмосферы всеобщего недоверия, зависти и нежелания некоторых учительниц работать в исключительно женском коллективе, А. Кристи заканчивает роман сценой, в которой героиня отказывается от найденных драгоценных камней и в качестве награды дарит один из них девушке, раскрывшей преступления, произошедшие в школе: «I won't keep - even one <…> We read that bit - about a woman whose price was above rubies. And so - I won't have any jewels. I'd rather not» [4, с. 287] («Я не оставлю ни одного <…> Мы читали о женщине, цена которой была выше всяких рубинов. Поэтому я не возьму никаких драгоценностей. Они мне не нужны»).

«Отель «Бертрам» – еще один роман А. Кристи, уделяющий особое внимание именно женским образам. В качестве расследователя здесь выступает пожилая англичанка Джейн Марпл, воспитанная в традициях викторианской Англии. Такая героиня, очевидно, привносит в историю особую психологию и мировидение, диктует нормы морали и правила поведения для себя и других персонажей романа (женских персонажей, в первую очередь). Почти все главные герои «Отеля «Бертрам» – женщины. Помимо самой мисс Марпл, это юная Эльвира Блейк и ее мать Бесс Сэджвик, вокруг которых и строится основная сюжетная линия детективной истории.

В данном романе, одном из последних в серии о мисс Марпл, «поздняя» Кристи хотя и использует некоторые знакомые и классические для себя и жанра образы, – делает это по-новому, явно оглядываясь на меняющийся вокруг нее мир. Основным лейтмотивом, проходящим через всю книгу, становится невозможность и неестественность жизни, опирающейся на реалии и стереотипы прошлого – ушедшей эпохи. Отсюда и нетипичные для писательницы героини: девушка, убивающая взрослого, практически незнакомого мужчину и (что особенно нетипично для Кристи) не получающая за это никакого наказания; ее мать, организатор преступного синдиката, управляющая целой командой мужчин. Оригинальный подход к созданию образов заметен и на примере самой мисс Марпл, которая вдруг отходит от своей привычной схемы разгадки преступлений (с помощью «женской интуиции» и деревенских аналогий) и ведет слежку за потенциальными злодеями. («I learned (what I suppose I really knew already) that one can never go back, that one should not ever try to go back—that the essence of life is going forward. Life is really a One Way Street, isnt it?» [3, с. 223] «Я поняла (то, что, на самом деле, понимала и раньше), невозможно вернуться назад, не следует даже пытаться, суть жизни – движение вперед. Жизнь – улица с односторонним движением, не так ли?»).

Таким образом, в приведенных выше романах уже начинают просматриваться первые изменения, затрагивающие женские образы и их место в сюжете, новые для детектива начала шестидесятых годов XX в. и самой А. Кристи идеи. Женщина уже не выступает в роли первой жертвы, отравленной расчетливым мужем, или спутницы детектива-мужчины, в конце романа встречающей любовь и оставляющей «неподобающее» детективное дело. Теперь она может сама позаботится о себе и делает это так, как умеет: наравне с мужскими персонажами, не уступая им в коварстве и жестокости, играя на еще правящих в обществе стереотипах о «слабом» поле. («Shes a woman in a thousand, you know <…> One of the wild ones. Oh, weve some of them in every generation. You cant tame them, you cant bring them into the community and make them live in law and order. They go their own way» [3, с. 265] «Честно сказать, эта женщина – одна из тысячи <…> Одна из неукротимых. О, они есть в каждом поколении. Их нельзя приручить, нельзя просто привести в общество и заставить жить по закону. Они идут своей дорогой»).

Ф.Д. Джеймс продолжает развитие мотива «неподобающего» для женщины статуса детектива в первой книге серии о расследовательнице Корделии Грей «Неподходящем занятии для женщины»: «I’ll just have a word with her, then she can go. It isn't a nice place for a woman» [7, с. 2] («Я быстро поговорю с ней, и она сможет уйти. Это неподходящее место для женщины»).

В данном романе автор уже громче заявляет о социальных стереотипах, навязываемых женским персонажам в детективном жанре, обличает снисходительное и пренебрежительное отношение к женщине, царившее во всех сферах жизни Англии семидесятых годов XX в.: начиная с образа главной героини, осуждаемой за выбор «неженской» профессии, и заканчивая неуважением к женскому труду со стороны мужчины-работодателя («For the first time she learned that she needn't conceal her intelligence, that cleverness which a succession of foster mothers had somehow seen as a threat» [7, с. 60] «Впервые она осознала, что больше ей не нужно скрывать свой ум – ту сообразительность, в которой приемные матери почему-то видели угрозу»).

Роман наполнен размышлениями главной героини о ее роли в обществе и детективном бизнесе, независимости, одиночестве, образовании, возможности (или же невозможности) профессионального успеха. Образ Корделии Грей совмещает в себе черты самых разных классических героинь британской литературы, начиная с имени, неслучайно заимствованного Джеймс у героини шекспировского «Короля Лира». Из-за нестандартного яркого ума, желания контроля, она становится жертвой остракизма и осуждения общества, напоминая Сару Вудрафф Дж. Фаулза: селится в маленьком заброшенном коттедже, ловит на себе осуждающие и снисходительные взгляды, часами пытается убедить потенциальных подозреваемых поговорить с ней (что, конечно, представило бы значительно меньшую сложность для мужчины-расследователя), сталкивается с насилием: «‘You misunderstood his motives and threatened him with a gun.I understood his motives perfectly. But I didn't threaten him with a gun» [7, с. 258] («Вы неправильно поняли его намерения и угрожали ему пистолетом. Я отлично поняла его намерения. Но я не угрожала ему пистолетом»).

Героиня Ф.Д. Джеймс уже заметно отличается от большинства героинь А. Кристи: являясь лидером, а не помощником детектива, она не прячется и не использует стереотипы женской слабости, чрезмерной щепетильности и впечатлительности, как это делает, например, мисс Марпл, но «по-мужски» уверенно движется к поставленной цели, думая только о достижении результата. С «Неподходящим занятием для женщины» Джеймс, открывает новую страницу в истории жанра и отмечает начало проникновения идей феминизма на консервативную территорию детективного романа. «Чего нам бояться? Они всего-навсего мужчины», – говорит Корделии перед приездом полицейских женщина, только что убившая своего начальника и партнера («What is there to be frightened of? We shall be dealing only with men» [7, с. 231]).

Роман Роберта Гэлбрейта «Чернильно-черное сердце» был опубликован в 2022 году. Как и вся серия романов о Корморане Страйке, бывшем полицейском, управляющем небольшим детективном агентством в Лондоне, данное произведение, несмотря на видимое и строгое следование канону английского детектива (пара частных расследователей, решение загадок с помощью мышления и логики, классовость общества, консервативно-английские декорации аристократических поместий и лондонских пабов), представляет из себя классический постмодернистский текст, в первую очередь, осмысляющий современную реальность, комментирующий новые социальные явления, нормы морали и нравственности, делая все это с давно «знакомыми» читателю героями в «знакомых» обстоятельствах.

Корморан Страйк и Робин Эллакотт – классический для британского детектива дуэт образов профессионального сыщика и его помощника. История знакомства персонажей полностью повторяет завязку романов о Корделии Грей Ф.Д. Джеймс. Молодая талантливая девушка без высшего образования в поисках работы случайно оказывается в детективном агентстве отставного полицейского и неожиданно понимает, что нашла свое призвание: «…he had cause to marvel at the fact that the woman whod come to him as a temporary secretary had proven to be the agencys biggest asset» [6, с. 54] («…у него были причины для удивления: женщина, пришедшая к нему в качестве временного секретаря, оказалась самой ценной находкой агентства»). Но если Корделии, для того чтобы стать полноправным детективом, пришлось пережить смерть напарника, Робин получает такую возможность за упорную работу и оригинальный подход к решению вопросов. Хотя даже сорокалетняя разница между героинями не спасает Робин от общественного осуждения за выбор «неженской» профессии и отказ от семейной жизни.

Уже в эпизоде первой встречи будущих партнеров по расследованию становятся заметными важные изменения в традиционном детективном каноне. Система персонажей и их соответствие классической модели «детектив-помощник» в такой фабуле кажутся очевидными: Страйк – Холмс, Эллакотт – Ватсон. Однако Гэлбрейт, играя с аллюзиями на классику детективного жанра, отправляет именно Страйка служить в Афганистан и возвращает его в Лондон с ранением ноги (обращаясь к биографическим элементам образа доктора Ватсона А.К. Дойла). Кроме того, за неочевидные решения загадок часто отвечает именно Робин, регулярно спасающая Страйка, и разрушающая при этом типичный, в том числе, для детектива образ «девы в беде». («‘Lets go, Cormoran,’ said Robin. She took his arm, and to her great relief and surprise he came along meekly. It reminded her of leading the enormous Clydesdale her uncle had kept on his farm» [5, с. 346] «Пойдем, Корморан, — сказала Робин. Она взяла его за руку, и, к ее облегчению и удивлению, он покорно пошел за ней. Это напомнило ей, как она управлялась с огромным конем, которого ее дядя держал на ферме»).

«Чернильно-черное сердце» рассказывает об убийстве художницы, при жизни обвиненной в расизме, трансфобии, антисемитизме, эйблизме, оппортунизме и обмане аудитории. Женские образы в романе варьируются от самых негативных (пользовательницы социальных сетей, занятые интернет-травлей, которые, в отличии от героинь Кристи и Джеймс, не оправдываются одиночеством, желанием мести или получения выгоды, но получают удовлетворение от ощущения силы и возможности ранить или уничтожить более успешных соперниц) до классически-положительных (заботливые и бескорыстные матери семейства). Подозреваемыми на протяжении расследования регулярно становится женщины, в том числе, Кеа Нивен – прикованная к инвалидному креслу, умирающая девушка, которая боится даже выйти из дома. Но если, например, в викторианском романе эти характеристики сделали бы ее главной героиней: романтическим интересом и «ангелом в доме», то Р. Гэлбрейт представляет Нивен одной из главных антагонисток, показывая лицемерие, ревность и жадность, стоящие за фасадом наигранной хрупкости и показной женственности, демонстрируя, насколько более многогранными стали женские образы современного детективного романа. («But the lies she told were woven into the fabric of her being, her life; so that to live with her and love her was to become slowly enmeshed by them, to wrestle her for the truth, to struggle to maintain foothold on reality» [5, с. 131] «Но ложь, которую она говорила, была вплетена в ткань ее жизни и сознания; поэтому жить с ней, любить ее означало постепенно погружаться в ее сети, бороться с ней за правду, за понимание реальности»).

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что женщина в детективном романе начала XXI в. все еще не получила «карт-бланш», свободу действий и полное равноправие с мужскими персонажами. Однако теперь она не обязана четко соответствовать жанровому стереотипу: убитой жены, ревнивой любовницы, помогающей детективу медсестры и т.д. Женский образ обретает большее количество оттенков, а героиня детектива перестает быть ангельски-чистой жертвой или холодной охотницей за деньгами, но постепенно превращается в сложного героя со своими достоинствами и недостатками. Авторы доверяют женским персонажам как самостоятельное ведение расследования, работу под прикрытием и спасение напарника, так и проявление уже не требующих оправдания жестокости и насилия, шантажа и желания мести.

Список литературы:

  1. Борхес Х.Л. Детектив / Л.Х. Борхес, ред. Н. Португимова, Москва: Радуга, 1990. С. 236-272.
  2. Киреева Н.В., Коваленко И.А. Путь Агаты Кристи к успеху: социокультурные, биографические и жанровые аспекты. Самара: Известия Самарского научного центра РАН, 2015. С. 1147-1151.
  3. Christie A. At Bertram’s Hotel / A. Christie London: HarperCollins, 2023. 266 p.
  4. Christie A. Cat Among the Pigeons / A. Christie London: HarperCollins, 2011. 288 р.
  5. Galbraith R. The Cuckoo's Calling / R. Galbraith NY: Little, Brown and Company, 2013. 464 р.
  6. Galbraith R. The Ink Black Heart / R. Galbraith NY: Little, Brown and Company, 2022. 1024 p.
  7. James P.D. An Unsuitable Job for a Woman / P.D. James NY: Scribner’s, 2001. 256 p.

Evolution of a female image in a British detective novel of the XX-XXI centuries

Simon A.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Belyaeva Vera Evgenievna,
Associate Professor, Department of Philology, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philology, Associate Professor

Abstract. The purpose of the article is to follow the evolution of a female image in a British detective novel of the XX-XXI centuries. The novels of A. Christie, F.D. James and R. Galbraith were analyzed. Analysis of the changes of a female image in the selected works demonstrated the direction of the development of the genre. Continuous complication of the psychological portrait of a heroine was noted, her growing role in the plot of a detective story, an obligatory reflection of social realities in the literary work.
Keywords: British literature, detective story, woman, image evolution.

References:

  1. Borges H.L. Detective / L.H. Borges, ed. by N. Partugimov, Moscow: Raduga, 1990.: 236-272.
  2. Kireeva N.V., Kovalenko I.A. Agatha Christie's path to success: socio-cultural, biographical and genre aspects. Samara: News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2015.: 1147-1151.
  3. Christie A. At Bertram’s Hotel / A. Christie London: HarperCollins, 2023. 266 p.
  4. Christie A. Cat Among the Pigeons / A. Christie London: HarperCollins, 2011. 288 р.
  5. Galbraith R. The Cuckoo's Calling / R. Galbraith NY: Little, Brown and Company, 2013. 464 р.
  6. Galbraith R. The Ink Black Heart / R. Galbraith NY: Little, Brown and Company, 2022. 1024 p.
  7. James P.D. An Unsuitable Job for a Woman / P.D. James NY: Scribner’s, 2001. 256 p.