Аннотация. В статье представлены польза вводной гимнастики и характеристика видео-комплексов, которые направлены на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста, а также внедрены в образовательный процесс начальной школы.
Ключевые слова: комплексы вводной гимнастики, младший школьный возраст, позвоночный столб, осанка, свод стопы, плоскостопие.
Становление позвоночного столба с его физиологическими изгибами является ключевым фактором в формировании правильной осанки, которое будет влиять на благоприятное развитие опорно-двигательного аппарата. Он выполняет основную амортизационную и опорную функции, поскольку является фундаментом становления всего скелета [5]. Позвоночник в своем строении имеет 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый, от которых зависит правильное положение осанки. Правильная осанка обусловлена S-образной позой и симметричным расположением всех частей тела относительно позвоночного столба. В полноценном развитии опорно-двигательного аппарата участвует становление правильного свода стопы. Стопа представляет собой ключевой элемент костной системы, функционирующий как гибкий подвижной свод. Такая организация данного сегмента костно-мышечной системы обусловлена его механическими задачами, включая поддержание вертикального положения тела во время хождения для обеспечения устойчивой опоры и амортизации ударов при физической нагрузке [8].
Позвоночный столб и стопа являются неотъемлемыми частями опорно-двигательного аппарата и активно влияют на анатомическое и функциональное состояние друг друга. При возникновении серьезных изменений в структуре и поддержке стопы страдают не только нижние конечности с их болезненными ощущениями, но и позвоночник. Обратное также имеет место: если происходят изменения в позвоночном столбе, стопа адаптируется к этому, меняя свою арку под неправильное положение для обеспечения «удобной» опоры. Это существенно ухудшает общее состояние организма, вызывая необратимые проблемы [7].
Для правильного формирования и поддержания позвоночного столба и свода стопы необходимо включать в режим дня физические упражнения, которые будут поддерживать костно-мышечную систему, с целью профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Так, например, для комфортного вхождения в рабочий день и сохранения работоспособности в течение дня, можно включать перед началом работы вводную гимнастику. Вводная гимнастика – это разновидность производственной гимнастики, которая помогает ускорить протекание физиологических процессов, создать состояние готовности к работе, а также ускорить и оптимизировать проявление работоспособности, по средствам выполнения правильно подобранных упражнений в течение короткого времени [6]. Для правильного составления комплексов производственной гимнастики нужно учитывать степень и характер работы, рабочее положение и степень утомляемости. Так в комплекс могут быть включены упражнения для развития физических качеств: координация, гибкость, скорость, быстрота и сила, и упражнения для профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата [4].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время дети младшего школьного возраста проводят большую часть времени в пассивном состоянии: сидят на уроках в школе, занимаются домашними заданиями и увлекаются хобби, которые не требуют физической активности. Помимо этого современные дети проводят много времени за компьютерами и гаджетами, что негативно сказывается на физическом развитии. Малоподвижный образ жизни неблагоприятно влияет на физическое и функциональное состояния, а также на состояние опорно-двигательного аппарата, а именно нарушение осанки, неправильное развитие мышц и суставов.
Младший школьный возраст является важным периодом в развитии детей, поскольку именно в этом возрасте происходит становление позвоночного столба с его физиологическими изгибами и свода стопы [2]. В этом возрасте дети наиболее интенсивно меняют свои показатели роста и веса. Например, за 4 года (с 7 до 11 лет) рост ребенка может увеличиться на 60-70%. Это влечет за собой увеличение длины мышц и низкую выносливость. Любая асимметрия становится более заметной, особенно при слабом связочном аппарате, что может привести к увеличению угла отклонения голеностопного сустава. Эти изменения в свою очередь влияют на изгибы позвоночника в различных плоскостях, что может привести к формированию дефектов осанки [1].
Учитывая пользу вводной гимнастики и минимальное количество физической нагрузки у детей младшего школьного возраста, можно сказать о важности использования комплексов. Так, используя производственную гимнастику, в которую включены упражнения на профилактику и коррекцию нарушений позвоночного столба и укрепления мышц голеностопного сустава и свода стопы, повышается двигательная активность детей в течение дня, повысится усидчивость и внимание на уроках, а также будет способствовать благоприятному развитию.
Целью исследования данной работы является разработка комплексов вводной гимнастики, направленных на профилактику нарушений в осанке и сводах стоп у детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе школы №1476 г. Москвы. В нем приняло участие обучающиеся из 3-х и 4-х классов.
Для оценки состояния опорно-двигательного аппарата использовались следующие методы:
- Анализ научно-методической литературы;
- Педагогическое тестирование;
- Математическая статистика.
Для благоприятного развития и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста необходимо проводить мониторинг по состоянию ОДА.
Определение состояния позвоночного столба у детей 9-11 лет проводилось с помощью теста Форестье. В результате исследования нами выявлено, что лишь малая часть имеет отклонения от нормы в осанке: в 3-м классе составило 24%, а в 4-м классе – 26% (см. рисунок 1).
Рис. 1. Результаты теста Форестье
Сравнительная характеристика состояния осанки показала, что большая часть детей из 4-х классов имеют нарушения в позвоночном столбе, что связано с ослаблением мышечного корсета и минимальной двигательной активности, а также неправильной посадкой за партой во время урока.
Кроме того, для оценки состояния позвоночного столба для детей 3-х и 4-х классов был проведен тест Адамса. Результаты данного тестирования позволили выявить наличие мышечного валика у 36% детей из 3-х классов и 57% детей из 4-х классов (см. рисунок 2).
Рис. 2. Результаты теста Адамса
При сравнении оценки состояния осанки у детей 3-х и 4-х классов можно сделать вывод, что дети 10-11 лет имеют нарушения в позвоночном столбе, которые связаны с неправильным ношением рюкзаков и пакетов, в результате чего происходит ослабление мышц туловища, а также с минимальной двигательной активностью.
Для оценки состояния подвижности голеностопного сустава у детей 3-х и 4-х классов был приведен тест «колено к стене», результаты которого показали, что дети данного школьного возраста отрицательно справились с тестом: дети 3-го класса – правое колено – 53% и левое – 51%, дети 4-го класса – правое колено – 55% и левое – 59% (см. рисунок 3).
Рис. 3. Результаты теста «Колено к стене»
Сравнительная характеристика оценки подвижности голеностопного сустава показала, что дети 3-х и 4-х классов ограничены подвижностью данного сустава, что является нарушением для их благополучного развития. Такое ограничение в подвижности часто связано со сниженной двигательной активностью, что приводит к ослаблению мышц, отвечающих за функционал голеностопного сустава.
Также для оценки состояния голеностопного сустава для детей 9-11 лет был проведен тест «Подъем на полупальцы», результаты которого показали, что большая часть детей из 3-х и 4-х классов не справились с тестом: у 3-го класса – 85% детей, а у 4-го – 83% (см. рисунок 4).
Рис. 4. Результаты теста «Подъем на полупальцы»
В ходе сравнения детей из двух классов принято решение, что все дети имеют плохое состояние голеностопного сустава, что связанно с ослаблением мышц, отвечающих за его функционал, проявлением плоскостопия, а также с минимальной физической нагрузкой.
Выявленные нарушения в состоянии позвоночного столба и голеностопных суставов, а также наличие плоскостопия у детей 9-11 лет, позволили нам сделать вывод о том, что дети начальных классов нуждаются в дополнительной физической нагрузке, которая будет оказывать не только профилактическое, но коррекционное воздействие на ОДА.
В качестве дополнительной двигательной активности мы разработали видео-комплексы, направленные на профилактику нарушений ОДА для обучающихся детей в начальных классах.
Цель видео-комплексов – физическое воспитание, увеличение работоспособности и профилактика нарушений ОДА.
Задачи:
- Повышение двигательной активности обучающихся;
- Повышение эмоционального состояния обучающихся;
- Повышение работоспособности обучающихся;
- Снятие усталого состояния обучающихся;
- Профилактическое действие на состояние ОДА.
В данных комплексах нами были использованы следующие средства вводной гимнастики:
- Упражнения для мышц туловища и рук.
- Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
- Упражнения на все группы мышц с большей нагрузкой.
- Упражнения на точность движений и концентрацию внимания.
- Комбинация упражнений на мышцы рук, туловища и ног.
- Профилактические и корригирующие упражнения на осанку и плоскостопие.
Внедрение видео-комплексов осуществлялось в школе №1476 г. Москвы на 3-х и 4-х классах. Дети 9-11 лет каждое учебное утро, за 5-10 мин до начала первого урока, вместе с нами выполняли 3-х минутный комплекс вводной гимнастки, который также проигрывался на проекторе. На рисунке 5 представлена общая характеристика видео-комплексов производственной гимнастики (см. рисунок 5).
Рис. 5. Характеристика видео-комплексов
Один комплекс такой гимнастики проводился неделю, далее после адаптации детей к выполнению простых упражнений на следующей неделе выполнялся другой комплекс, включающий аналогичные, но чуть сложнее упражнения. Видео-комплексы проводились 6 учебных недель до окончания четверти. После чего школа составила акт внедрения видео-комплексов вводной гимнастики для детей начальных классов.
Всего нами разработано 6 видео-комплексов, каждый из которых направлен на мышцы шеи и туловища, суставы верхних и нижних конечностей, развитие дыхательной системы, улучшение эмоционального и функционального состояния детей младшего школьного возраста. Каждый из них также имеет свою направленность по профилактическому и корригирующему воздействию на осанку и плоскостопие (см. рисунок 6).
Рис. 6. Направленность всех видео-комплексов
Разработанные нами видео-комплексы по профилактики нарушений ОДА могут способствовать увеличению работоспособности, созданию условий по сохранению и укреплению здоровья, улучшению физического и эмоционально-психического состояния учащихся, улучшению состояния ОДА у детей младшего школьного возраста.
Заключение:
- Анализ научно-методической литературы и результаты педагогического тестирования способствовали разработке видео-комплексов вводной гимнастки.
- Разработанные видео-комплексы вводной гимнастики могут улучшить работоспособность и эмоциональное состояние обучающихся, увеличить двигательную активность, создать правильное представление о сохранении и укреплении здоровья, а также улучшить состояние ОДА у детей младшего школьного возраста.
- Каждый комплекс включает в себя средства вводной гимнастки: беговые упражнения на месте, упражнения на мышцы шеи, туловища, рук и ног, упражнения коррекции и профилактики нарушений в позвоночном столбе и сводах стоп.
- Видео-комплексы вводной гимнастики внедрены в образовательный процесс начальной школы перед началом первого урока.
- Есть акт внедрения вводной гимнастики в школу №1476 г. Москвы.
Список литературы:
- Анаркулова А.Х. Влияние плоскостопия на развитие сколиозов у детей 7-11 лет / А.Х. Анаркулова, Г. Лен, А.Р. Урманова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2015. №9. С. 29-31.
- Баландин В.А., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе // Теория и практики физической культуры. 2001. №3. С. 39-42.
- Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с
- Коротких И.А., Прасалов Н.Д., Иванников В.Г. Физическая культура студента: Учебное пособие. В 3-х частях. Часть III / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2005. 48 с.
- Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 447 с. (Высшее образование).
- Максутов С.К., Сабитов М.З. Производственная гимнастика // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2020. №3. С. 96-103.
- Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 448 с.
- Старикова А.Л., Кузнецова Н.Н. Физическая культура студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения : сборник материалов 9-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, 27 ноября 2013 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2013. С. 202-203. (дата обращения: 01.03.2024).
Introductory gymnastics as a means of correcting the condition of the musculoskeletal system
Meleshina S.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Coauthor:
Filippova E.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Aleksandrova Veronika Anatolievna,
Associate Professor, Department of Adaptology and Sports Training, Institute of Natural Sciences and Sports Technologies, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article presents the benefits of introductory gymnastics and the characteristics of video complexes, which are aimed at the prevention and correction of disorders of the musculoskeletal system in children of primary school age, as well as introduced into the educational process of primary school.
Keywords: introductory gymnastics complexes, primary school age, spinal column, posture, arch of the foot, flat feet.
References:
- Anarkulova A.H. The influence of flat feet on the development of scoliosis in children aged 7-11 years / A.H. Anarkulova, G. Len, A.R. Urmanova // Science, new technologies and innovations of Kyrgyzstan. 2015. №9.: 29-31.
- Balandin V.A., Chernyshenko Yu.K. Age-related features of the dynamics of indicators of physical development, physical fitness and mental processes of children aged 6-10 years during preparation and adaptation to school education // Theory and practice of physical culture. 2001. №3.: 39-42.
- Bezrukikh M.M. Age physiology: (Physiology of child development): Textbook for students. higher education. institutions / M.M. Bezrukikh, V.D. Sonkin, D.A. Farber. Moscow: Publishing center «Academy», 2003. 416 p.
- Korotkov I.A., Prasolov N.D., Ivannikov V.G. Student's physical culture: A textbook. In 3 parts. Part III / Kemerovo Technological Institute of Food Industry. Kemerovo: 48 p.
- Lyubimova Z.V., Nikitina A.A. Age-related anatomy and physiology in 2 vol. Vol. 1. The human body, its regulatory and integrative systems: textbook for universities / Z.V. Lyubimova, A.A. Nikitina. 2nd ed., reprint. and add. Moscow: Yurait Publishing House, 2023. 447 p. (Higher education).
- Maksutov S.K., Sabitov M.Z. Industrial gymnastics // Scientific Almanac of the Association France-Kazakhstan. 2020. №3.: 96-103.
- Sapin M.R., Sivoglazov V.I. Human anatomy and physiology (with age-related features of the child's body): Textbook for students. secondary school. institutions. 3rd ed., stereotype. Moscow: Publishing center «Academy», 2002. 448 p.
- Starikova A.L., Kuznetsova N.N. Physical culture of students with diseases of the musculoskeletal system // Valeopedagogic problems of health formation of adolescents, youth, population: collection of materials of the 9th International Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students, November 27, 2013, Yekaterinburg / Ros. state. prof. un-t. Yekaterinburg: Publishing House RGPPU, 2013.: 202-203. (date of the address: 01.03.2024).