Аннотация. В статье рассматривается использование мобильных приложений в условиях активного роста интереса преподавателей РКИ к внедрению информационных технологий в традиционный процесс обучения. Автор представляет разработанное мобильное приложение, позволяющее обучающимся совершенствовать лексико-грамматические навыки владения РКИ посредством игры, для которой необходимо знание базовых грамматических правил, а также лексических единиц. При описании концепции игры прогнозируется ее эффективность в контексте самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: информационные технологии, мобильные приложения, обучение РКИ, лексико-грамматические навыки, грамматические категории имени существительного.

На протяжении последнего десятилетия наблюдается активный рост интереса преподавателей иностранных языков, в частности преподавателей русского языка как иностранного (далее – РКИ), к внедрению информационных технологий в традиционный процесс обучения. Данная тенденция отражается в повышенном спросе на использование мультимедийных технологий, цифровых образовательных платформ, а также изменении представлений о месте мобильных устройств в образовательной деятельности обучающихся [7, с. 61].

В результате вышеупомянутых инноваций образования возникает понятие «мобильное обучение», определяющее процесс обучения, при котором взаимодействие преподавателя и обучаемых происходит посредством мобильного приложения [8, с. 157].

Материалы, используемые в процессе преподавания РКИ, постепенно пополняются разработанными для различных целей мобильными приложениями. Поскольку превалирующее большинство созданных ресурсов предоставляет возможность выбора необходимого иностранного языка, предлагая индивидуальный план обучения для каждого из них, особый интерес для рассмотрения и изучения представляют те программы, которые были реализованы для освоения конкретно РКИ.

Разработка качественно новых приложений, направленных на совершенствование как отдельных навыков (например, лексико-грамматических, фонетических навыков), так и их комплекса, в настоящее время становится актуальной и перспективной областью работы. В связи с проблемой нехватки мобильных приложений, используемых в процессе преподавания РКИ [5, с.139], была разработана программа, которая позволяет формировать и совершенствовать лексико-грамматические навыки обучающегося.

Цель созданного нами мобильного приложения в том, чтобы изучающий РКИ мог самостоятельно отрабатывать материал по следующим грамматическим темам: род, падеж, число имени существительного. Самостоятельная внеаудиторная работа обеспечивает более глубокое понимание и закрепление изученного на уроке материала. Также программа может быть использована для организации групповой работы во время занятия, но с внесенными дополнительно правилами, так как существующая версия приложения не поддерживает многопользовательское подключение.

Разработанное мобильное приложение рассчитано на обучающихся, владеющих РКИ на уровне ТБУ (А2) и выше. Знание языка не ниже представленного уровня обеспечит успешное изучение основных правил игры в том числе тех, которые связаны непосредственно с теорией о грамматических категориях имени существительного. Так, согласно государственному стандарту по РКИ, регламентирующему минимальные обязательные требования к разным уровням владения русским языком, на уровне ТЭУ обучаемые знакомятся с понятиями о частях речи, роде существительных, множественного числа существительных, понятие о падежной системе имен существительных и изучением базовых значений необходимых для игры падежей (творительного и предложного) [3, с. 11-13]. Для уровня ТБУ характерно более подробное изучение значений падежей, освоение парадигмы склонения имен существительных во множественном числе [2, с. 11-13]. Использование лексики уровня ТБУ обусловлено тем, что определение значений основных грамматических категорий имени существительного у тех слов, с которыми обучаемый уже знаком и которые встроены в его активную речевую деятельность, происходит в большинстве случаев без затруднений. Также это в большей степени гарантирует, что использованные в программе лексические единицы знакомы тем, кто владеет грамматикой РКИ на уровне ТБУ, но при этом имеет некоторые трудности с освоением лексического минимума в соответствии с текущим уровнем языка.

Созданное мобильное приложение основано на настольной игре «Сет» (Set) Марши Фалко, выпущенной компанией «Сет Энтерпрайзис» (Set Enterprises) в 1991 году. Ее концепция заключается в поиске определенного набора из трех карточек, именуемого сет, в соответствии с определенными критериями. Эта идея была взята из оригинальной игры и адаптирована для педагогических целей.

Для упрощения поиска приложения среди других программ нами была создана иконка (см. рисунок 1). При запуске приложения генерируется поле, на котором расположены 12 карточек с одним существительным на каждой. В общей сложности в игре 54 карточки (соответственно, 54 существительных), лексические единицы, использованные при их составлении, были отобраны из «Лексического минимума по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень», относящегося к официальному комплексу материалов Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку [6].

Рис. 1. Иконка приложения

Помимо игрового поля с карточками, в игре присутствуют две кнопки. В левом верхнем углу расположена кнопка, нажатие на которую открывает окно с необходимой информацией об игре (описание игры, цель игры, условие сбора верного сета, ход игры с описанием работы с интерфейсом приложения). Правая верхняя кнопка имеет две функции: показать подсказку в случае, если у игрока возникли проблемы, и начать новую игру. Выбор необходимой функции реализуется за счет продолжительности нажатия на соответствующую кнопку (подробнее это отражено в окне с информацией). Между представленными кнопками находится счетчик сетов, который отражает количество уже собранных игроком наборов карт.

Рис. 2. Игровое поле приложения

В рамках представленного мобильного приложения у каждого имени существительного есть три параметра, которые учитываются при составлении сета: род, число, падеж. Каждый из этих параметров имеет значения, определяемые у конкретного слова:

  • род: мужской, женский, средний;
  • число: единственное, множественное;
  • падеж: именительный, творительный, предложный.

Определение верного сета совершается в соответствии с главным условием, согласно которому все карты потенциального сета должны быть либо различны, либо одинаковы в рамках одного параметра. При этом проверка происходит по каждому параметру обособленно и результаты проверки одного параметра не влияют на последующие за исключением несоблюдения действующего условия. Например, игрок выбирает карты с тремя существительными: стульями, картами, письмом – и начинает сравнивать их по параметрам. Для представленных существительных характерен творительный падеж (по параметру падежа сет подходит), у всех существительных различается параметр рода (мужской, женский, средний, соответственно) (по параметру падежа сет подходит), но только два из трех имени существительных стоят во множественном числе, что нарушает основное правило составления сета. Таким образом, при нарушении условия в рамках хотя бы одного из трех параметров сет уже не может быть сформирован. Для демонстрации верно собранного сета предлагается взять следующие существительные: о рисе, о почте, о солнце. Выбранные слова одинаковы по параметру падежа (предложный падеж) и числа (единственное число), при этом все существительные различны по параметру рода, что соответствует действующему условию и предоставляет возможность засчитать набор в качестве верно собранного сета.

Повторение на протяжении всей игры одного и того же алгоритма действий, выявление типичных для конкретного параметра признаков обеспечивает формирование у обучаемого навыка автоматического определения значений грамматических категорий имени существительного, облегчая дальнейшее изучение языка.

В настоящее время мобильные приложения активно трансформируют традиционное обучение, которое до сих пор остается преобладающим [1, с. 334]. Тенденция обращения к программам в эпоху цифровизации образования стремительно развивается и основывается на взаимном интересе как преподавателя, так и обучаемого в поиске новых методов освоения и отработки изучаемого материала. Благодаря внедрению информационных технологий обеспечивается самостоятельная полноценная работа обучаемых [4, с. 49], что значительно расширяет возможности повышения эффективности совершенствования тех навыков, которые требуют большей внеаудиторной вовлеченности. Таким образом, разработка качественно новых программ, повышающих и модернизирующих процесс обучения, является перспективной и востребованной областью изучения и развития.

Список литературы:

  1. Бердичевский А.Л. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе : Учебное пособие для повышения квалификации преподавателей иностранного языка в вузах и для магистрантов – будущих преподавателей вузов / А.Л. Бердичевский, И.А. Гиниатуллин, Е.Г. Тарева. – 2-е издание, стереотипное. М.: ООО «ФЛИНТА», 2020. 368 с.
  2. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / М.М. Нахабина, Н.И. Соболева, В.В. Стародуб и др. 2-е изд., испр. и доп. М. – СПб.: «Златоуст», 2001. 32 с.
  3. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Т.Е. Владимирова, М.М. Нахабина, Соболева Н.И. и др. 2-е изд., испр. и доп. М. – СПб.: «Златоуст», 2001. 28 с.
  4. Григорьева Е.Я., Черкашина Е.И. Становление лингвокультурологии как нового подхода к преподаванию языков и культур // Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания, Будапешт, 17-18 мая 2019 года / Российский культурный центр в г. Будапеште, Научно-исследовательский и методический центр русистики Университета им. Л. Этвеша. Будапешт: Российский центр науки и культуры в Будапеште (Представительство Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества) в Венгрии), 2019. С. 250-255.
  5. Левина Г.М. Система мобильных тренажеров как форма тренировки лексико-грамматического материала при изучении РКИ // Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного: Сборник научных статей. Том Выпуск 2. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2023. С. 131-146.
  6. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова (электронное издание). 5-е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с.
  7. Нефедов И.В. Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ: реальность и перспективы // Мир русского слова, 2019. №4. С. 61-71.
  8. Родионов М.А., Губанова О.А. Мобильное обучение, или Как использовать приложения // Народное образование, 2020. №1(1478). С. 157-170.

Development of a mobile application for the study of RFL

Sergeeva K.V.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. The paper discusses the methodological role of using mobile applications in the context of the active growth of the interest in teaching Russian as a foreign language in introducing information technologies into the traditional learning process. The author presents a mobile application which allows students to improve their lexical and grammatical skills in the RFL through the game that requires knowledge of basic grammar rules and lexical units. When describing the concept of the game, its effectiveness is predicted in terms of the students’ independent and outdoor work.
Keywords: information technologies, mobile applications for teaching RFL, lexical and grammatical skills, grammatical categories of nouns.

References:

  1. Berdichevsky A.L. Methodology of Intercultural Foreign Language Education in Higher Education Institutions: Training Manual for Foreign Language Teachers in Higher Education Institutions and for Master's Students – Future University Teachers / A.L. Berdichevsky, I.A. Giniatullin, E.G. Tareva. 2nd edition, stereotypical. Moscow: Limited Liability Company «FLINTA», 2020. 368 p.
  2. The State Standard for Russian as a Foreign Language. Basic level / M.M. Nakhabina, N.I. Soboleva, V.V. Starodub [et al.]. 2nd ed., revised and additional. Moscow – St. Petersburg: Zlatoust, 2001. 32 p.
  3. The State Standard for Russian as a Foreign Language. Elementary level / T.E. Vladimirova, M.M. Nakhabina, Soboleva N.I. [et al.]. 2nd ed., revised and additional. Moscow – St. Petersburg: Zlatoust, 2001. 28 p.
  4. Grigoryeva E.Ya., Cherkashina E.I. Cherkashina Forming Linguo-Culturology as a New Approach to Teaching Languages and Cultures // Modern Russian language: functioning and problems of teaching, Budapest, May 17-18, 2019 / Russian Cultural Center in Budapest, Research and Methodological Center for Russian Studies at the University. L. Eotvos. Budapest: Russian Center for Science and Culture in Budapest (Representative Office of the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo) in Hungary), 2019.: 250-255.
  5. Levina G.M. The System of Mobile Simulators as a Form of Training Lexical and Grammatical Material in the Study of Russian as a Foreign Language // Current Issues of English Studies and Methods of Teaching Russian as a Foreign Language: Collection of Scientific Articles. Vol. Issue 2. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the World», 2023.: 131-146.
  6. Lexical minimum of Russian as a foreign language. Level A1. Common language / N.P. Andryshina, T.V. Kozlova (electronic publication). 5th ed. St. Petersburg: Zlatoust, 2015. 80 p.
  7. Nefedov I.V. Virtual Educational Environment in Russian as a Foreign Language Teaching: Reality and Prospects // World of the Russian Word. 2019. №4.: 61-71.
  8. Rodionov M.A., Gubanova О.М. Mobile Learning or How to Use Applications // Public education. 2020. №1(1478).: 157-170.