Второе место конкурса «КОД науки» в номинации
«Развитие и воспитание личности» (2024 г.)

Аннотация. В статье собраны и структурированы особенности, недостатки и преимущества клипового мышления, выведены принципы планирования урока иностранного языка с их учетом, а также приведен конкретный пример плана урока иностранного языка.

Ключевые слова: клиповое мышление, иностранные языки, планирование урока иностранного языка, принципы планирования урока иностранного языка.

В наши дни у представителей современного поколения наблюдается новый тип мышления. Линейное мышление сменилось клиповым [2, c. 45]. Однако концепт урока иностранного языка не изменился. Е.Н. Соловова описывает его следующим образом: «Урок обладает всеми свойствами общего процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной, сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика» [7, c. 39]. Традиционное планирование уроков иностранного языка, основанное на чтении текстов с бумажных носителей, заучивании информации наизусть и конспектировании грамматических правил, уходит на второй план, так как нынешним школьникам и студентам тяжело усваивать информацию, преподнесенную в таком виде [3, c. 55]. На смену данному типу планирования приходит новое, учитывающее особенности клипового мышления и соответствующее запросам современных учащихся. 

Термин «клиповое мышление» появился в отечественной методике в середине 90-х годов XX века. Под ним понимается восприятие индивидом всего окружающего его мира в виде слабо связанных между собой красочных фрагментов [8]. Проводится некая аналогия с музыкальными видеоклипами: они состоят из привлекающих внимание быстро сменяющих друг друга видеофрагментов, практически не связанных между собой логично. Основанием для возникновения данного мышления стал мировой технический прогресс.

К.Г. Фрумкин в работе «Клиповое мышление и судьба линейного текста» выделил пять ключевых факторов, породивших сознание нового типа:

  • ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объёма информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
  • потребность в большей актуальности информации и скорости её поступления;
  • увеличение разнообразия поступающей информации;
  • увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
  • рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [10].

Действительно, в XXI веке мы ежедневно сталкиваемся с большим разнородным потоком информации. Для его скорейшей обработки необходимо уметь быстро переключаться между его фрагментами. Старшее поколение зачастую нелегко справляется с такой задачей, в то время как представители поколения «клипового мышления» не испытывают никаких трудностей в этом вопросе [9, c. 17]. Larry D. Rosen отмечает, что их тип мышления отличается многозадачностью: они могут совершать большое количество действий одновременно, однако, последствиями этой возможности являются гиперактивность, рассеянность, предпочтение графического материала тексту и др. [12, c. 306]. Многие педагоги акцентируют внимание на том, что современные школьники не могут сконцентрироваться и не способны анализировать полученную информацию, всё это является прямым результатом влияния клипового сознания.

У обладателей «клипового мышления» наблюдаются следующие особенности [4, c. 268]:

  • отсутствие способности к анализу, логике, умению выделять ключевое, устанавливать причинно-следственные связи;
  • преобладание кратковременной памяти;
  • умение оперировать мыслями только малой длины;
  • отсутствие интереса к изучаемому предмету, которое объясняется частичным или полным его непониманием;
  • быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;
  • низкая самоорганизация, обусловленная низким уровнем интереса к изучаемой дисциплине.

Однако, обобщая вышесказанное, можно выделить несколько преимуществ клипового мышления. Во-первых, способность к многозадачности. В современном мире данное умение позволяет быстрее справляться с задачами. Во-вторых, ускоренная реакция на процессы, происходящие вокруг, что также является необходимым навыком в современном темпе жизни. В-третьих, клиповое мышление сохраняет мозг от переизбытка информации, здесь оно выступает как механизм адаптации к цифровому пространству [1, c. 708].

Развитие мышления данного типа невозможно остановить: оно является средством выживания в современном информационном мире, следовательно, нужно принять во внимание его особенности и адаптировать систему образования под текущие реалии. Сейчас со стороны преподавателей особо ценным становится наличие адаптационных умений, о которых писали Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева: «способность учителя подготовленно или экспромтно гибко осуществлять свою обучающую деятельность в зависимости от сложившихся и изменяющихся условий в целях поиска адекватных приёмов достижения поставленных целей» [6, c. 202].

Основываясь на вышеуказанные особенности и преимущества клипового мышления и исследования ряда зарубежных и современных отечественных методистов [1], [4], можно выделить ключевые принципы, которые необходимо обязательно учитывать при планировании урока иностранного языка:

  • частая смена видов деятельности;
  • включение различных интерактивных методик (геймификация);
  • отсутствие большого количества текста;
  • отсутствие однотипных монотонных видов деятельности;
  • активное использование мнемотехник;
  • многократное повторение пройденного материала.

Рассмотрим подробнее реализацию каждого из вышеперечисленных принципов на уроке немецкого языка в начальной школе.

Частая смена деятельности характерна для планирования не только уроков иностранного языка, однако, на них её проще применить, чем на уроках по другим школьным предметам. Известно, что во время занятия по любому иностранному языку необходимо успеть поработать с четырьмя видами деятельности, а именно с аудированием, говорением, чтением, письмом. Соответственно, в течение 40 минут нужно уделить время каждому аспекту, не упуская при этом главную тему урока.

В современной методике существуют разные модели уроков, что открывает возможности адаптации. Рассмотрим некоторые из них. Jeremy Harmer в своих работах представляет линейную модель урока. Она является универсальной, «идеальной». В ней он выделяет следующие этапы:

  • Организационный;
  • Мотивационный;
  • Ознакомления;
  • Тренировки;
  • Речевой практики;
  • Обобщения/контроля/рефлексии;
  • Домашнее задание [11, c. 322].

Однако Jeremy Harmer предлагает две альтернативные модели урока: «циклическую» и «бумеранга» [11, c. 127]. Под циклической моделью подразумевается ход урока, при котором фазы могут повторяться на разных этапах. Например, мотивационный этап может повториться несколько раз. Модель бумеранга подразумевает опережающее употребление вводимого материала: то есть сперва идет фаза введения, затем его применение и в конце проработка материала.

Рассмотрим план занятия для учащихся 2 класса, посвященного теме «Семья», планирование которого построено по модели бумеранга. В начале урока можно предложить учащимся просмотреть видеофрагмент, в котором они смогут ознакомиться с лексикой по данной теме. Ознакомление со словами происходит одновременно с аудированием. Для реализации этой части занятия потребуется примерно 6 минут. Затем вводим данную лексику в употребление. Учащиеся получают карточки с вопросами, связанными с темой «Семья» (см. рисунок 1).

Рис. 1. Карточка с вопросами

Ученики ещё не знакомы со структурой построения немецкого вопроса, но уже знакомы с лексикой. Преподаватель вместе с учениками читает вопросы, а затем даёт задание для работы в парах: ученики задают вопросы друг другу и отвечают словами, которые уже содержатся в вопросах. Учитель в этот момент слушает ответы и обращает внимание на ошибки. Далее учащиеся вместе с учителем разбирают грамматическую тему «Построение общего и специального вопросов в немецком языке». Преподаватель может использовать интерактивную презентацию, в которую необходимо включить иллюстрации и анимацию для того, чтобы воссоздать «фрагменты клипов». Данный вид работы рассчитан на 27 минут урока, так как все ученики должны поучаствовать в обсуждении и успеть задать вопросы, касающиеся нового теоретического материала. Затем можно плавно перейти к аспекту чтения, прочитав новые лексемы, включенные в небольшой текст по теме «Семья». Осуществление данного пункта также займет 5 минут. Оставшиеся 2 минуты следует использовать для объяснения домашнего задания, которое также не должно включать в себя традиционное письменное упражнение. Можно предложить учащимся задания на интерактивных платформах (например, онлайн платформа Учи.ру, Российская электронная школа). Они яркие, с большим количеством наглядного материала, на некоторых присутствуют рейтинги, где ученики могут соревноваться друг с другом, что пробуждает в них соревновательный дух.

Благодаря тому, что современные учащиеся с клиповым мышлением способны выполнять несколько заданий одновременно, преподаватель может комбинировать несколько видов деятельности, производить быструю смену одного другим, следовательно, можно сделать вывод о том, что уроки стали более гибкими и непредсказуемыми.

Под интерактивными методами понимается включение в урок фрагментов геймификации. К ним относится использование различных игр (в том числе и на интерактивных платформах с использованием ПК и сети Интернет), ярких презентаций с иллюстрациями и анимацией, квесты и другое.

Большое количество текстовой информации сильно перегружает обладателей клипового мышления, поэтому следует разделять его на небольшие фрагменты и организовать процесс чтения при помощи технологии коллаборативного чтения или в «вихревых группах» – это сделает процесс работы с текстом в начальных классах более разнообразным. Также стоит отказаться от монотонной речи учителя и побуждения учащихся работать в едином темпе в рамках фронтальной работы, в связи с потерей индивидуализированного подхода к обучению и трудностями восприятия и усвоения материала всеми учащимися. Необходимо включить в занятие активные виды деятельности с учетом возрастных особенностей. Для учащихся начальной школы подойдут следующие обучающие технологии: круглый стол, мозговые штурмы, а также другие игровые и коммуникативные технологии. Они позволяют учащимся проявить себя и запомнить новый материал через активное взаимодействие с ним. На уроках иностранного языка могут использоваться все вышеперечисленные активные виды деятельности, так как они способствуют тренировке сразу нескольких аспектов языка [5, c. 98].

Для запоминания информации и перевода её из кратковременной памяти в долговременную учащимся с клиповым мышлением необходимо использовать мнемотехники. Преподаватель должен ознакомить учеников со всеми существующими техниками, а они смогут опробовать понравившиеся и выбрать наиболее подходящие для себя. Также стоит многократно повторять пройденный ранее материал, используя при этом мнемотехники, чтобы учащиеся могли постоянно использовать полученные знания.

Таким образом, так как линейное мышление сменилось клиповым, современный учитель иностранного языка должен развивать свои адаптационные способности и при планировании урока учитывать особенности клипового мышления учащихся, а также создавать благоприятные условия для получения учениками новых знаний.

Список литературы:

  1. Ашихмина Т.В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым мышлением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 706-710.
  2. Богомолова Е.С., Лангуев К.А. Влияние цифровой среды на мышление и умственную работоспособность учащихся // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11-12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 36-48.
  3. Денисова Л.Р., Сороковых Г.В. Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников // Иностранные языки в школе. 2017. №1. С. 53-57.
  4. Зеленцов Б.П., Тятенкова И.И. О преподавании математики студентам // Непрерывное профессиональное образование: Междунар. сб. науч. ст. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. Э.Г. Скибицкий. Новосибирск: СИФБД. 2007. С. 267-270.
  5. Милованова Л.А. Иностранные языки в профильной школе : учебное пособие для учителей, аспирантов и студентов // Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волгоградский гос. пед. ун-т». Волгоград: Перемена, 2009. 141 с. (Серия «Профильная школа»).
  6. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка / Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с. (Настольная книга преподавателя иностранного языка).
  7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
  8. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. (дата обращения: 14.02.2023).
  9. Щепилова А.В. Проблемы преподавания второго иностранного языка и вопросы подготовки педагогических кадров // Иностранные языки в школе. 2000. №6. С. 15-22.
  10. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. (дата обращения: 23.02.2023).
  11. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Longman, 2007. 448 p.
  12. Larry D. Rosen. Me, My Space, and I: Parenting the Net Generation // New York: Martin's Press. 2007. 258 p.

Planning a lesson of foreign language accounting the peculiarities of students' clip thinking

Lukianova (Trofimenko) E.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolesnikov Andrey Aleksandrovich,
Professor of the Department of Germanistics and Linguodidactics of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. the article collects and structures the features, disadvantages, and advantages of clip thinking, deduces the principles of planning a foreign language lesson with their consideration, and provides the example of a foreign language lesson plan.
Keywords: clip thinking, foreign languages, lesson planning, principles of planning a foreign language lesson.

References:

  1. Ashikhmina T.V. Methods of teaching students with clip thinking // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. Vol. 17.: 706-710.
  2. Bogomolova E.S., Languev K.A. The influence of the digital environment on the thinking and mental performance of students // Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): collection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. November 11-12, 2021. / Edited by V.V. Rubtsov, M.G. Sorokova, N.P. Radchikova. Moscow: Publishing House of the Moscow State Pedagogical University, 2021.: 36-48.
  3. Denisova L.R., Sorokov G.V. A foreign language as a component of the system of inclusive education for younger schoolchildren // Foreign languages at school. 2017. №1.: 53-57.
  4. Zelentsov B.P., Tyatenkova I.I. On teaching mathematics to students // Continuing professional education: International collection of scientific articles / scientific ed. Doctor of Pedagogical Sciences, professor E.G. Skibitsky. Novosibirsk: SIFBD. 2007.: 267-270.
  5. Milovanova L.A. Foreign languages in a specialized school: a textbook for teachers, graduate students and students // Federal Agency for Education, State Educational Institution of Higher Education «Volgograd State Pedagogical University. un-t». Volgograd: Peremena, 2009. 141 p. (Series «Profile school»).
  6. Passov E.I., Kuzovleva N.E. A foreign language lesson / Rostov-on-Don: Phoenix. Moscow: Gloss-Press, 2010. 640 p. (A table book of a foreign language teacher).
  7. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: a basic course of lectures: a manual for students of pedagogical universities and teachers. 3rd ed. Moscow: Prosveshchenie, 2005. 239 p.
  8. Semenovskikh T.V. «Clip thinking» – a phenomenon of modernity / Optimal Communications: an epistemic resource of the Academy of Media Industry and the Department of Theory and Practice of Public Connectivity of the Russian State University. (date of the address: 14.02.2023).
  9. Shchepilova A.V. Problems of teaching a second foreign language and issues of teacher training // Foreign languages at school. 2000. №6.: 15-22.
  10. Frumkin K.G. Clip thinking and the fate of linear text. (date of the address: 23.02.2023).
  11. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Longman, 2007. 448 p.
  12. Larry D. Rosen. Me, My Space, and I: Parenting the Net Generation // New York: Martin's Press. 2007. 258 p.