Третье место конкурса «КОД науки» в номинации
«Развитие и воспитание личности» (2024 г.)

Аннотация. В статье представлены основные методы работы с концептом «Снегурочка» в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности, ключевая информация об использовании данного концепта в литературе, искусстве, кинематографе, мультипликации и т.д. Рассмотрена основные аспекты методической работы по ознакомлению учащихся начальных классов с различными образами сказочного персонажа – Снегурочки.

Ключевые слова: концепт «Снегурочка», образ, духовно-нравственные ценности, этимология, искусство.

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 3-го поколения (далее – ФГОС), программа начального общего образования обеспечивает право на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации [11]. ФГОС подразумевает работу не только с русскоязычными детьми в начальной школе, но и работу с детьми, для кого русский язык не является родным. В качестве одного из методов изучения русского языка целесообразно использовать работу с концептом (в нашем случае, с концептом «Снегурочка», как одним из символов и образов России). Кроме того, 9 ноября 2022 года вышел Указ президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Целью указа является реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Благодаря работе с концептом «Снегурочка» за счет использования различных методов, форм и приемов организации учебного процесса возможна реализация программы по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, что в настоящее время является актуальной темой в сфере образования и воспитания молодежи. С темой «Концепт Снегурочка» можно работать на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, во время внеурочной деятельности, с целью приобщения к русскому культурному наследию, устному народному творчеству, изучению народных и авторских произведений и искусству.

В ФГОС отмечается, что организация урочной и внеурочной деятельности детей считается неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Ее целью является духовно-нравственное воспитание школьников, формирование и развитие личности, достижение новых образовательных результатов.

Поэтому нельзя не упомянуть еще такой федеральный документ, как Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа), целью которого является обеспечение системного подхода к развитию ребенка как личности, получение опыта освоения ценностей общества, позитивного отношения к ним [8]. В Программе указывается, что духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Таким образом, можно сказать, что работа с концептом «Снегурочка» обеспечивает развитие и воспитание личности учащихся, формирование нравственности и патриотизма.

Через работу с концептом «Снегурочка» можно воспитывать ценностное отношение к прекрасному, эстетическое воспитание, а именно:

  • ознакомление с фольклором;
  • развитие умений различать добро и зло, плохое и хорошее;
  • освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире и в мире искусства и т.д.

Кроме того, согласно Программе, при работе с рассматриваемым концептом могут быть решены следующие задачи духовно-нравственного воспитания:

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Что есть концепт? Концепт – это совокупность абсолютно всех характеристик, образов. Образ – одно из ключевых понятий литературоведения. Образы отражают, прежде всего, образное восприятие реальности человеком и ее воплощение в художественном тексте. Концепт можно рассматривать как вербализированный образ, это явление, оперирующее образами, связывающее воображение человека с языковой картиной мира.

По мнению доктора филологических наук, профессора В.А. Масловой, Концепт – это ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения – совокупность языковых средств [5], [6]. Кроме В.А. Масловой тему концепта исследовал Ю.С. Степанов [9]. Он отмечал, что «концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [9, с. 40].

В нашем случае, концепт «Снегурочка» представляет собой совокупность образов персонажа русских народных сказок, представленных в сфере литературы, изобразительного, театрального, музыкального искусства, киноискусства, мультипликации и даже спорта.

Одной из основных задач курса литературного чтения в начальной школе является развитие читательской грамотности младших школьников. Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений, как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

В связи с задачей развития читательской грамотности и подготовки к восприятию образа в искусстве необходимо провести с учащимися работу по поиску определений понятия «Снегурочка» в русских толковых словарях. Данная работа будет направлена на решение таких задач, как:

  • формирование умения находить необходимую информацию;
  • формирование умения работать со словарями;
  • пополнение словарного запаса младших школьников;
  • активизация имеющегося у младших школьников словарного запаса.

Поэтому на первом этапе при работе с концептом учитель знакомит учащихся с понятием «Снегурочка» из толковых словарей:

  1. В словаре С.И. Ожегова (2014 г.) Снегурочка и Снегурка – сказочный образ девушки из снега, растаявшей весной [7, с. 1100].
  2. В словаре Д.Н. Ушакова (1940 г.) Снегурочка – сказочный образ девушки-красавицы из снега, которая растаяла весной [10, с. 319].
  3. В Малом академическом словаре (1961 г.) Снегурочка – героиня русской народной сказки, девушка, вылепленная из снега и ожившая; дочка Деда Мороза [4, с. 164].
  4. В Толковом словаре С.А. Кузнецова (1998 г.) Снегурочка – героиня русской народной сказки – девушка, вылепленная из снега и ожившая; внучка Деда Мороза [3, с. 1222].

Таким образом, поработав с определениями из разных толковых словарей, можно непосредственно перейти к концепту «Снегурочка». Для более полного формирования представления о рассматриваемом образе, включения в систему знаний по истории и литературе, необходимо продолжить работу через рассмотрение этимологии, то есть представление различных версий происхождения слова «Снегурочка».

Задачи работы над этимологией слова заключаются в следующем:

  • приобщение к традициям и истории нашего народа;
  • формирование представлений о различных версиях происхождения слова «Снегурочка»;
  • выстраивание взаимосвязей при использовании информации из сферы истории и литературы;
  • формирование представлений о связи образа с природой родного края.

Учащимся целесообразно предоставить несколько версий происхождения данного слова через преимущественно словесные методы, а именно беседу и рассказ, и сообщить им следующую информацию. Возможно, свою биографию Снегурочка ведёт из русского фольклора, который основывался на языческих верованиях. Есть версия, что Снегурочку считали воплощением богини зимы – Мораны, которая символизировала собой снег и морозную чистоту.

Иная версия гласит, что Снегурочка является прототипом Костромы – чучела, сжигаемого во время празднования Ивана Купалы. Ещё существует мнение, что это рождающаяся с приходом зимы снежная нимфа, которая испаряется весной, забирая с собой мечты о хорошем урожае сельчан.

Снегурочку также сопоставляют с богиней весны – Лелей (Лялей), видя в ней символ возрождения природы. Девушка рождается из снега, дарит счастье людям, побеждает холодную зиму, и, превратившись в воду, преподносит плодородие почве. С этой версией происхождения Снегурочки связана и другая, в которой эту героиню считают олицетворением речной воды, скованной льдами.

После того, как у учащихся уже сложился первоначальный образ персонажа русских сказок, а именно Снегурочки, можно перейти к работе с русской народной сказкой. При этом необходимо учитывать особенности работы над сказкой. Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа, направленная на выявление знаний учащихся о видах сказок, примерах прочитанных сказок, о типах персонажей и т.д. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как в персонажах, как правило, воплощаются несколько характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках и диалогах.

Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций и фигурок для кукольного или теневого театра (преимущественно, во внеурочной деятельности). Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится скучной, неинтересной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Учитывая все эти основные рекомендации, учитель составляет план работы со сказкой и сообщает учащимся базовую информацию об имеющихся в русской литературе, в русском фольклоре сказках о Снегурочке.

Снегурочка (по-другому ее называют Снегурка, Снежевиночка, Снегурушка) – концепт русских, украинских и белорусских народных социально-бытовых сказок о слепленной из снега ожившей девочке. Самым известным первоначальным вариантом сказки о Снегурочке является сказка, записанная в 1869 году русским фольклористом Александром Николаевичем Афанасьевым в книге «Поэтические воззрения славян на природу» [1]. Данное произведение, как правило, изучают во 2 классе по программе УМК «Начальная школа XXI века» [2].

Известны сказки, где Снегурочка не тает, а превращается в волшебную дудочку. Например, в 1948 году другим фольклористом Эрной Васильевной Померанцевой была записана сказка, в которой девочка зовётся Снегурушка (так же называется и сказка). Данный вариант сказки перекликается с сюжетом русской народной сказки «Чудесная дудочка».

Процесс работы над художественным произведением, в том числе со сказкой, в обобщенном виде включает 3 этапа работы:

  1. первичный синтез:
    • подготовительная работа;
    • первичное восприятие текста;
    • проверка первичного восприятия;
  2. анализ;
  3. вторичный синтез.

Могут быть использованы такие приемы как беседа, выборочное чтение, работа с пословицами, дидактическая игра.

В конце занятия учителем подводится итог (заключительное слово) и проводится рефлексия.

Пропедевтический уровень работы с концептом, заключается в том, что в 8 классе учащиеся познакомятся с пьесой «Снегурочка», написанной Александром Николаевичем Островским. В начальной школе при знакомстве с концептом «Снегурочка» можно также упомянуть данного писателя и его произведение, то есть провести пропедевтику, обозначив тем самым продолжение знакомства с образом Снегурочки в средней школе. Младшим школьникам можно предоставить краткую адаптированную для возраста информацию о жизни и творчестве писателя Александра Николаевича Островского, отметить такой интересны факт: имя и отчество Островского совпадает с именем и отчеством Афанасьева. Ознакомление с пьесой может быть неполным и проводиться в форме просмотра мультфильма. Может быть дана краткая информация о сюжете и представлены некоторые цитаты из пьесы, например:

  • «Оставить бы седого, / Да вот беда, / у нас со старым дочка – Снегурочка.» (Обращение Весны к птицам);
  • «На кого же Снегурочку оставишь?»;
  • «Снегурочку в неволе / Не даст тебе томить родная мать»;
  • «Ах, бедная Снегурочка, дикарка, / Поди ко мне, тебя я приголублю».

С целью развития умения сравнивать, находить сходства и различия, определять истоки создания того или иного произведения и видеть связь с фольклором и историей народа возможно предоставление учащимся сравнительного анализа произведений: народной сказки, записанной Афанасьевым, и пьесы Островского (см. таблицу 1).

Наиболее продуктивной такая работа будет при проведении в 4 классе в качестве этапа во внеурочной деятельности.

Таблица 1. Различия между народной сказкой и авторской пьесой

Народная сказка, записанная А.Н. Афанасьевым

Пьеса А.Н. Островского

Снегурочка живет с бабушкой Марьей и дедушкой Иваном.

Снегурочка живет в лесу с родителями (Весной-Красной и Дедом-Морозом), а затем у Бобыля и Бобылихи.

Снегурочку слепили из снега бабушка и дедушка.

Снегурочку родила Весна-Красна.

Герои: пожилая бездетная пара, Снегурочка, девки-подружки.

Герои: Мороз, Весна, Снегурочка, Лель (пастух), Мизгирь (купец, влюбленный в Снегурочку), царь Берендей, Бобыль и Бобылиха, Купава (подружка Снегурочки), Бермята (ближний боярин царя), Елена Прекрасная (супруга Бермяты), Ярило.

Нет любовной линии.

Прослеживается любовная линия (Снегурочка и Мизгирь).

Тает от того, что прыгает через костер (веселится с подружками).

Тает от любви. Ярило, противник Мороза, поклялся растопить Снегурочку, если та влюбится.

Главная мысль: все хорошее заканчивается и то, что для одних хорошо, для других – опасно.

Главная мысль: борьба противоположностей героев (Мороз и Ярило, холод и тепло) и противоположностей чувств Снегурочки (равнодушие и чувственность); любовь наполняет жизнь смыслом и светом.

Сходства:

  • Снегурочка – главная героиня;
  • прослеживаются народные, фольклорные мотивы;
  • присутствует вымысел;
  • в конце произведений Снегурочка тает.

Работа со сказкой Владимира Даля. При работе с концептом «Снегурочка» учащимся начальной школы важно сообщить о том, что многие писатели использовали образ этого персонажа, заимствовали фольклорные сюжеты и на их основе писали свои варианты сказок. Так, чуть раньше, чем Островский, сказку «Девочка Снегурочка» написал не менее известный русский писатель Владимир Иванович Даль. Сказку изучают во 2 классе по программе УМК «Начальная школа XXI века» [2], вместе с народной сказкой. Главная мысль произведения в том, что любую вину можно простить или искупить честным трудом. Основная идея заключается в том, что нельзя судить близких слишком строго за их невольные ошибки. Сказка учит верить в лучшее и не терять надежды, прощать и не доверять незнакомым людям.

Учащихся можно посвятить в сюжет данной сказки, используя как демонстрацию иллюстраций, так и демонстрацию презентации. Возможен вариант задания, при котором обучающиеся через ответы на вопросы учителя восстанавливают сюжет сказки, после чего происходит ее анализ и сравнение со сказкой, записанной А.Н. Афанасьевым. Таким образом, у учащихся формируется навык последовательной работы с текстом, анализа художественного произведения, сравнения и обобщения отдельных фактов, восстановления последовательности при опоре на наглядный демонстрационный материал. Через решение данных задач происходит расширение кругозора учащихся и знакомство с личностями разных писателей, с их произведениями и с разыми вариантами интерпретации народной сказки о Снегурочке.

Концепт «Снегурочка» в поэзии. В качестве продолжения знакомства с концептом «Снегурочка» мы предлагаем провести работу с поэтическим произведением (или произведениями). Учащимся первых классов может быть представлен материал для ознакомления, а именно учителем могут быть прочитаны небольшие стихотворения или их отрывки с последующим анализом (краткой беседой оценочно-эмоционального характера). В ином случае, может быть организована работа лишь с одним лирическим произведением по предлагаемой теме и последующим развернутым анализом, соответствующим методике проведения. Мы предлагаем на выбор несколько подобных произведений:

  • «Дед Мороз Снегурочку просто обожает» Петр Синявский (1943-2021);
  • «Шла Снегурочка на елку» Александр Мецгер (род. в 1956);
  • «Снегурочка» Николай Добронравов (род. в 1928).

Концепт «Снегурочка» существует не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Для развития у учащихся умения анализировать наглядный художественный образ целесообразно предложить им работу с учебной галереей. Данная работа может быть интегрирована в урок русского языка, связанного с написанием сочинения по картине (как результат, наличие метапредметных связей с русским языком и изобразительным искусством). Наиболее результативным для запоминания и усвоения образа будет считаться использование наглядного метода.

Самой известной и узнаваемой картиной является работа Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1899 году по мотивам пьесы А.Н. Островского. На полотне изображена прекрасная сказочная ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Прекрасная девушка в белых одеяниях выходит из леса, она готовится сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой природный дом.

Михаил Врубель изобразил Снегурочку в снежно-пуховой шубе. Его картина была написана в 1890 году.

Николай Константинович Рерих в 1912 году также изобразил на полотне девушку из народной сказки.

Снегурочку мы также можем увидеть на картинах Василия Перова (1849), Бориса Зворыкина (ок.1925), Михаила Григорьевича Пашинина (1977).

Кроме того, в работе с концептом «Снегурочка» важно не забывать об использовании информационных и технических средств обучения. В связи с этим, учащимся могут быть предложены для просмотра некоторые видеоматериалы, поскольку о Снегурочке снято много русских фильмов и мультфильмов. Так можно показать мультфильм киностудии «Союз мультфильм», снятый в 1952 году на основе оперы Римского-Корсакова; мультфильм «Снегурка» (1969 г.); фрагмент фильма «Снегурочка», снятый в 1968 году и посвященый 150-летию со дня рождения А.Н. Островского. Из более современной адаптации сказки можно показать учащимся начальной школы фрагмент мультфильма из серии «Машиных сказок» (2012 г.).

Ко всему этому можно еще добавить и работу, представленную в виде различных внеурочных форм, таких как конференции, дискуссии, музыкальная мастерская, аудиоматериалы.

К образу Снегурочки в своём творчестве обращался композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, написавший одноименную оперу, имевшую огромный успех. Либретто (текст оперы) написал сам Римский-Корсаков по одноимённой пьесе А.Н. Островского. Для первой постановки в Москве музыку написал П.И. Чайковский, но она не получила большой известности.

Но, тем не менее, на музыку Чайковского В.А. Варковицким была поставлена хореографическая сюита для Московского хореографического училища. Премьера балета состоялась 5 июля 1946 года.

Важно помнить и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Аудио- и видеофрагменты должны быть заранее подготовлены учителем и представлены на занятии для прослушивания и просмотра с целью представления информации в различных формах (в том числе, аудиальной и визуальной).

Но Снегурочку можно увидеть не только на сцене театра и не только в кино. В Москве на ВТБ Арене в период с 28 декабря 2022 года по 3 января 2023 года проходило Ледовое шоу с участием известных фигуристов Александры Трусовой и Марка Кондратюка, где Трусова представала в образе Снегурочки. Отрывки из выступлений также могут быть представлены в классе, что поспособствует культурному и спортивному воспитанию учащихся, пропаганде спорта и искусства.

При работе с концептом «Снегурочка» учащимся необходимо также предоставить базовую информацию о местах, связанных с концептом, то есть интегрировать материал из области окружающего мира (географии). С этой целью учителем могут быть использованы карты, схемы, графика, а также наглядный материал в виде распечатанных и демонстрируемых иллюстраций (фотографий). Для ознакомления мы предлагаем следующую информацию.

В отличие от Деда Мороза, выбравшего своей вотчиной Великий Устюг, Снегурочка обосновалась в Костроме. Но при этом жители деревни Берендеевка на границе Ярославской и Костромской областей тоже считают Снегурочку своей землячкой. Часто по этому поводу с ними спорят смотрители имения Щелыково, где Островский создал пьесу «Снегурочка».

Ещё одним местом на карте России, связанным со Снегурочкой является подмосковное имение Абрамцево, где художник В.М. Васнецов создал свой избирательный образ Снегурочки. Кроме того, на сцене абрамцевского театра была впервые поставлена пьеса Островского и прозвучало музыкальное сочинение Римского-Корсакова.

Но тем не менее, сколько бы споров не вызывал вопрос «Откуда же родом Снегурочка?», у многих этот образ ассоциируется именно с городом Кострома. Там находится:

  • музей Снегурочки, где проводятся различные празднования, например, Масленица и Купала;
  • музей моды Снегурочки – магазин одежды, подарков и сувениров, связанных со Снегурочкой;
  • статуя Снегурочки на Советской улице;
  • резиденция Российской Снегурочки, где проходят различные экскурсии, мастер-классы и праздники;
  • гостиница «Снегурочка», на территории которой расположен терем Снегурочки и еще один музей.

Заключительным моментом в знакомстве с таким обширным концептом мы бы хотели привести некоторую статистику, связанную с частотой употребления слова в мире и на территории Российской Федерации в зависимости от года исследования.

Динамика популярности слова в мире с 2004 года (веб-поиск) представлена на рисунке 1 (результаты указаны в баллах). В 2015 году проходил показ коллекции «Валентино». На подиуме были представлены наряды актуального силуэта из современных тканей, но с тем же характером, что был придуман Васнецовым (150 лет назад).

Рис. 1. Динамика популярности слова «Снегурочка» в мире.

Популярность по регионам указана на рисунке 2.

Рис. 2. Популярность слова «Снегурочка» по регионам.

 Динамика популярности слова в России с 2004 года (веб-поиск) представлена на рисунке 3 (результаты указаны в баллах). 4 апреля 2009 года впервые официально отмечался День рождения Снегурочки. С этого времени праздник отмечается ежегодно.

 

Рис. 3. Динамика популярности слова «Снегурочка» в России.

Популярность по субрегионам России указана на рисунке 4. Кострома набирает наибольшее количество баллов, так как считается Родиной Снегурочки, как мы и упомянули ранее.

Рис. 4. Популярность слова «Снегурочка» по субрегионам России.

Таким образом, мы привели примеры сфер использования этого образа в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Все подобранные материалы могут быть использованы как на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира в начальной школе, так и во внеурочной деятельности. Актуальность темы, выбранной и раскрытой нами, состоит в возможности ее использования в школе при работе с русскоязычными детьми и теми учащимися, у которых русский язык является неродным. Через концепт «Снегурочка» можно передать знания о культурных и исторических ценностях, о разнообразии средств описания этого образа. Мы планируем в перспективе использовать этот материал для учебной практики, внеурочной деятельности, разработки последующих проектов, связанных с темой концепта и с темой Снегурочки.

Нами было разработано и апробировано внеурочное занятие на тему «Кто такая русская Снегурочка» в 1 классе. С материалами занятия (конспект – технологическая карта, презентация, раздаточный материал) можно ознакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/uzHD/SVn3DFkqn.

Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. М.: Современный писатель, 1995.
  2. Ефросинина Л.А., Долгих М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательный учреждений: в 2 ч. / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. 6-е изд., дораб. М.: Вентана-Граф, 2021. (Начальная школа XXI века).
  3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.
  4. Малый академический словарь Т. IV. С-Я. / Ред.: А.П. Евгеньева, М., 1957-1960 (АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984). 797 с.
  5. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. 9-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2018. 296 с.
  6. Маслова В.А. Концепт как способ изучения культуры через язык // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. №14. (дата обращения: 22.03.2024)
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2014. 1376 с.
  8. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. М.: Просвещение, 2012. 32 с. (Работаем по новым стандартам).
  9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. Москва: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
  10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Т. 4. С-Я. / гл. ред. Б.М. Волин и проф. Д.Н. Ушаков; сост. проф. В.В. Виноградов, проф. Г.О. Винокур, проф. Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, проф. Д.Н. Ушаков; под ред. проф. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1940. 1500 стб., [2] с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 с изменениями от 31 мая 2021 г. №286).

Spiritual and moral development of younger schoolchildren when working with the concept of «Snow Maiden»

Shmelkova M.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article presents the main methods of working with the concept of «Snow Maiden» in primary school in lessons and extracurricular activities, key information about the use of this concept in literature, art, cinema, animation, etc. The main aspects of methodological work on familiarizing primary school students with various images of a fairy-tale character, the Snow Maiden, are considered.
Keywords: the concept of «Snow Maiden», image, spiritual and moral values, etymology, art.

References:

  1. Afanasyev A.N. Poetic views of the Slavs on nature: The experience of comparative study of Slavic traditions and beliefs in connection with the mythical tales of other related peoples. In three volumes. Moscow: Modern writer, 1995.
  2. Efrosinina L.A., Dolgikh M.V. Literary reading. 2nd grade. Textbook for students of general education institutions: at 2 o'clock / [author.-comp. L.A. Efrosinina]. 6th ed., dorab. Moscow: Ventana-Graf, 2021. (Primary school of the XXI century).
  3. Kuznetsov S.A. A large explanatory dictionary of the Russian language: A-Ya / RAS. In-t lingv. research; Comp., ch. ed. Candidate of Philology S.A. Kuznetsov. St. Petersburg: Norint, 1998. 1534 p.
  4. Small Academic Dictionary Vol. IV. S-Ya. / Ed.: A.P. Evgenieva, Moscow: 1957-1960 (USSR Academy of Sciences, Institute of Russian Language; Edited by A.P. Evgenieva. 2nd ed., ispr. and additional. Moscow: Russian language, 1981-1984). 797 p.
  5. Maslova V.A. Introduction to cognitive linguistics : textbook. the manual. 9th ed., ster. Moscow: FLINT, 2018. 296 p.
  6. Maslova V.A. Concept as a way of studying culture through language // Actual problems of philology and pedagogical linguistics. 2012. №14. (date of the address: 22.03.2024).
  7. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: About 100,000 words, terms and phraseological expressions / S.I. Ozhegov; Edited by prof. L.I. Skvortsov. 28th ed., reprint. Moscow: Publishing House LLC «Peace and Education», 2014. 1376 p.
  8. The program of spiritual and moral development and education of students at the stage of primary general education / A.Ya. Danilyuk, A.A. Loginova Moscow: Enlightenment, 2012. 32 p. (We work according to new standards).
  9. Stepanov Y.S. Constants. Dictionary of Russian Culture. Research experience. Moscow: School of Languages of Russian Culture, 1997. 824 p.
  10. Ushakov D.N. Explanatory dictionary of the Russian language. Vol. 4. With foot-and-mouth disease / chief editors B.M. Volin and Prof. D.N. Ushakov; comp. prof. V.V. Vinogradov, prof. G.O. Vinokur, prof. B.A. Larin, S.I. Ozhegov, B.V. Tomashevsky, prof. D.N. Ushakov; edited by Prof. D.N. Ushakov. Moscow: State Publishing House of Foreign Languages. and the national dictionaries, 1940. 1500 stb., [2] p.
  11. Federal State Educational Standard of Primary General Education (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 6, 2009. №373 with amendments dated May 31, 2021 №286).