Третье место конкурса «КОД науки» в номинации
«Развитие и воспитание личности» (2024 г.)

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления высоких профессиональных компетенций педагогов, работающих в сфере специального образования и взаимосвязи между личностными и профессиональными компетенциями педагога. Данная взаимосвязь является важным аспектом профессионального развития педагога, а успешное сочетание этих личностных и профессиональных качеств способствует созданию поддерживающей образовательной среды и повышению качества обучения для всех учащихся.

Ключевые слова: специальное образование, профессиональные компетенции, личностные компетенции, дефектология, обучение учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), педагогический опыт, коммуникативные навыки, адаптивность и гибкость в обучении.

Специальное дефектологическое образование – это уникальное и критически важное направление в сфере образования, удовлетворяющее особые потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, доля которых растет с каждым годом. Эффективное образование в этой области требует не только педагогического опыта, но и глубокого понимания сложностей и нюансов, связанных со спецификой работы с детьми с нарушениями развития. Становление высоких профессиональных компетенций является комплексным процессом и включает в себя, как становление личностных компетенций, которые в процессе обучения и получения профессионального опыта начинают интегрироваться в профессиональные компетенции, так и развитие профессиональных компетенций, которые во многом опираются на личностные компетенции, что в синергетическом эффекте приводит к взаимообогащению обеих и, как следствие, к становление высоких профессиональных компетенций.

Начиная с 2000 годов было проведено множество исследований, направленных на изучение вопросов обучения специалистов в области дефектологии, среди которых работы Р.О. Агавеляна, В.А. Генкиной, Е.В. Рязановой, Л.А. Ястребовой, О.В. Дружиловской, Е.Е. Китика, Е.Т. Логиновой, Н.В. Масленниковой, Н.М. Назаровой, С.М. Соколовой, Н.А. Строгоновой, Е.В. Шивриной, И.М. Яковлевой. Важным вкладом в изучение этой темы является работа И.М. Яковлевой [12], которая сфокусирована на развитии профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в контексте постоянного педагогического образования.

Проблематика специфических компетенций учителей-дефектологов, занимающихся обучением детей с разнообразными нарушениями развития, получила освещение в научных работах И.Ю. Левченко [4], [8], [9], [10] и М.В. Жигоревой [5] в последние годы. В этих исследованиях подчеркивается важность магистерской подготовки для приобретения уникальных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с детьми различных возрастных групп и с разной степенью и характером нарушений.

Исследование, представленное в статье И.Ю. Левченко, Е.В. Логуновой [9], фокусируется на изучении диагностической компетентности магистрантов, обучающихся по специальности «Специальное (дефектологическое) образование». Основное внимание уделяется анализу готовности студентов к диагностической деятельности, связанной с обследованием лиц с ограниченными возможностями здоровья. В работе предпринята попытка представить структуру компетенций.

С другой стороны, исследований личностных компетенций, как влияющих на становление профессиональных компетенций недостаточно, или они не в полной мере отражают специфику специального образования именно в контексте развития компетенций педагога, работающего в сфере специального образования.

Изучение личных детерминант компетентности взаимодействия с другими людьми среди учителей дошкольного и начального образования показано в статье Н. Савиной, Г.Е. Ожоговой [16]. Авторы подчеркивают важность включения в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации групп универсальных компетенций, отражающих компетентность взаимодействия с другими людьми. Основное внимание в статье уделяется исследованию таких личностных детерминант, как склонность к эмпатии, конфликтности и толерантности среди учителей. Освещены перспективы устранения выявленных недостатков как на этапе подготовки будущего учителя в университете, так и в профессиональной деятельности.

Исследование, проведенное в 2020 году в Шолом-Алейхем Приамурском государственном университете О.Е. Шаповаловой, И. Емельяновой [17], посвящено изучению особенностей профессиональной идентичности будущих магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Профессиональная идентичность в данном исследовании понимается как интегрированное образование, включающее осознание себя представителем достойной профессии, адекватную оценку значимых профессиональных качеств личности, готовность к работе и постоянному самосовершенствованию.

Результаты показали, что студенты уважают выбранную профессию, осознают ее социальное значение и персональное значение для себя. Они адекватно относятся к требованиям, предъявляемым к личности учителя специального образования, и ценят свою эмоциональную и личностную готовность к профессиональной деятельности. Это подчеркивает социально приемлемое качество их обучения.

Исследование Е. Ковалевской [13] из Псковского государственного университета посвящено вопросам личностной компетенции специалистов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В статье рассматриваются результаты экспертного опроса, который проводился с целью определения личностных качеств, важных для профессиональных дефектологов. Установлена связь между личностной компетенцией и личностной зрелостью, которая рассматривается как условие эффективной и успешной деятельности учителя специального образования. Личностная зрелость является проявлением направленности личности, которая обладает развитыми свойствами.

Среди важнейших личностных качеств для успешной и эффективной деятельности дефектолога выделены стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, позитивное мышление, активность, стремление к творчеству, психологическая независимость, осознание целей и смысла жизни, социальный интерес, наличие жизненной философии, спонтанное поведение и разнообразие интересов.

Особенно важными становятся умения, такие как эмпатия, социально-эмоциональный интеллект и творчество, которые являются уникальными человеческими навыками.

Э. Сафитри, З. Сяхриал и Д. Муснир (Е. Safitri, Z. Syahrial, D. Musnir) [15] исследуют компетенции учителей в программах специального образования и их влияния на компетенции учеников. Оценка охватывает четыре ключевые области компетентности учителей: педагогическую, личностную, социальную и профессиональную. Исследование позволяет сделать вывод о том, что учителя программ специального образования в Индонезии обладают достаточной компетентностью в педагогической, личностной, социальной и профессиональной областях, чтобы поддерживать образовательные цели для учащихся с особыми потребностями. Однако исследование также предполагает необходимость постоянного совершенствования профессиональной компетенции для дальнейшего улучшения результатов обучения.

В силу ограниченного числа исследований по направлению становления профессиональных компетенции педагога, работающего в сфере специального образования следует расширить фокус до уровня «помогающей профессии», таких как психологи, социальные работники, врачи, учителя и дефектологи. Эффективность деятельности в этих профессиях в значительной степени зависит не только от профессиональных знаний и навыков, но и от личностных качеств специалистов.

На основе анализа литературы выделены следующие ключевые личностные компетенции, важные для специалистов в помогающих профессиях: эмпатия, коммуникативные навыки, толерантность, стрессоустойчивость, саморегуляция, профессиональная ответственность, личностная зрелость. Тревизан и соавт. (Trevizan and co-authors) [18] в своем исследовании «Empathy in Brazilian nursing professionals» обнаружили, что профессионалы, работающие на ночных сменах и по сменному графику, оказались менее эмпатичными по сравнению с теми, кто работает днем. Исследование подчеркивает важность эмпатии в профессиональной практике, в программах развития человеческих ресурсов и в процессе профессионального образования.

А. Мата (Mata Á.N.S) [14] обсуждает обучение коммуникативным навыкам как эффективную стратегию для улучшения качества обслуживания пациентов и профессиональной самоэффективности здравоохранения.

Оценка коммуникативных качеств личности студентов, обучающихся различным специализациям в образовательных организациях МВД России проведена в исследовании Е. Зуевой, О. Жидковой [6]. Проанализированы особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. Целью исследования является выявление коммуникативных качеств личности студентов различных специализаций. Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование необходимых профессионально значимых коммуникативных качеств происходит на начальном этапе профессионалогенеза.

В профессиональной литературе также встречаются определения hard skills (наиболее близкое понятие – профессиональный компетенции) и soft skills (наиболее близкое понятие – личностные компетенции). В.А. Винокур [3] дает следующее определение навыков специалистов «помогающей» или коммуникативной профессии: «К важнейшим навыкам, которыми должен обладать специалист, работающий в «помогающей» профессии, относят не только hard skills (собственно профессиональные навыки, относящиеся к данной специальности), но и soft skills (навыки, необходимые всем специалистам коммуникативных профессий, – креативность, умение развивать и поддерживать конструктивное взаимодействие и сотрудничество в команде других профессионалов, коммуникативная компетентность, когнитивная гибкость, умение справляться с эмоциональным напряжением в процессе работы, умение учиться у других людей и т.д.)».

Личностные компетенции и soft skills имеют сходные черты, но есть и различия. Личностные компетенции – это широкий термин, который охватывает характеристики, черты и качества личности. Они часто включают в себя характеристики, которые не всегда могут быть легко измерены или обучены. Примеры личностных компетенций включают эмоциональную интеллектуальность, эмпатию, уверенность, надежность, открытость к опыту и т.д. Soft skills – это специфические навыки, которые помогают взаимодействовать, общаться и работать с другими людьми. Обычно они более конкретны и могут быть изучены и развиты путем практики. Soft skills часто относятся к коммуникационным навыкам, управлению временем, работы в команде, умению решать проблемы, креативности, адаптивности и т.д. Таким образом, можно сказать, что личностные компетенции являются более общими характеристиками личности, в то время как soft skills представляют собой конкретные навыки, которые человек может развить для улучшения своей эффективности в работе и общении.

Таким образом, несмотря на обширную литературу в области специального дефектологического образования, существует пробел в понимании специфической роли личностных компетенций, профессиональных компетенций и их взаимовлияния.

В настоящей работе исследуется область взаимосвязи между личностными и профессиональными компетенциями в области специального дефектологического образования.

В данном исследовании используются малоформализованные методы исследования, включая полуструктурированное интервью, которое обеспечивает определенную степень гибкости для того, чтобы исследователь мог следовать интересующим его направлениям, и в то же время обеспечивает основу в виде определенного набора вопросов или тем для обсуждения. Для интервью были определены следующие вопросы, которые могут прояснить взаимосвязь личностных и профессиональных компетенций:

  • выбор профессии;
  • роль учителей;
  • наставничество;
  • терпение;
  • рекомендации начинающим специалистам.

Участниками  исследования стали: (в алфавитном порядке):

  • Анат Баниэль (США), психолог, специалист по двигательному развитию, стаж с 1981 года;
  • Татьяна Григорьевна Визель, доктор психологических наук, профессор, стаж с 1961 года;
  • Венера Закировна Денискина, кандидат педагогических наук, стаж с 1970 года;
  • Ирина Юрьевна Левченко, доктор психологических наук, профессор, стаж с 1974 года;
  • Инна Ивановна Панченко, кандидат педагогических наук, стаж с 1961 года;
  • Виктория Валентиновна Ткачева, доктор психологических наук, профессор, педагогический стаж с 1994 года.

По результатам анализа полу-структурированных интервью с преподавателями были выявлены некоторые общие темы и закономерности. Кроме того, преподаватели раскрыли идеи о развитии адаптивности, гибкости и индивидуального подхода к обучению. Эти качества позволяют более объемно рассматривать проблему наставничества и преемственности и играют решающую роль в повышении компетентности студентов.

На основании интервью можно сделать следующие обобщения:

  • выбор профессии: не предопределен, во всех случаях путь в профессию был неочевидным. Никто из участников не планировал работать в направлении всю жизнь.
  • роль учителей: ключевая. Учителя оказались проводниками в профессию. Это могли быть и учителя в ВУЗе, и учителя на рабочем месте.
  • наставничество: ключевая роль. Все участники имели длительные (10 лет и более) отношения со своими учителями и наставниками.
  • терпение: профессионально значимое качество.
  • рекомендации для начинающих специалистов: не заниматься работой, если не нравится. Готовность выносить трудности взаимодействия с детьми с нарушениями развития и их родителями.
  • преемственность: процесс, который происходит через глубокую и продолжительную связь между учителем и учеником.

В контексте становления высоких профессиональных компетенций педагога, занятого в сфере специального образования, важно отметить взаимосвязь между личностными и профессиональными компетенциями. Личностные качества, такие как эмпатия, толерантность, умение работать в коллективе и терпимость к стрессовым ситуациям, играют важную роль в формировании профессиональной карьеры педагога.

Влияние личностных компетенций на профессиональные проявляется в том, как педагог взаимодействует с учащимися, их родителями, коллегами и администрацией. Эмпатия и понимание помогают педагогу лучше понимать индивидуальные потребности своих учеников с особыми образовательными потребностями, что способствует эффективной адаптации образовательного процесса под них.

С другой стороны, профессиональные компетенции педагога могут оказывать воздействие на его личностные качества. Например, успешные результаты в работе могут укрепить уверенность в себе и мотивацию к дальнейшему профессиональному росту. Взаимодействие с различными ситуациями в образовательной среде может способствовать развитию терпимости, толерантности и умению эффективно управлять стрессом.

Таким образом, можно заключить, что взаимосвязь между личностными и профессиональными компетенциями педагога в сфере специального образования является важным аспектом его профессионального развития. Успешное сочетание личностных и профессиональных качеств способствует созданию поддерживающей образовательной среды и повышению качества обучения для всех учащихся, включая тех, кто нуждается в особой поддержке.

Список литературы:

  1. Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: 1995. 16 с.
  2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, Т. 15, №1. С. 3-18.
  3. Винокур В.А. Балинтовская групповая супервизия в помогающих профессиях. М.: Psyllabus, 2023. 335 с.
  4. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Евтушенко Е.А. Разработка профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. М.: Московский педагогический государственный университет, С. 6-20.
  5. Жигорева М.В., Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2022. №5. С. 34-45.
  6. Зуева Е.Г., Жидкова О.А. Оценка коммуникативных качеств личности обучающихся в образовательных организациях МВД России по различным специальностям // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2023. №3(99). C 227-233.
  7. Каст В. Сизиф. Удерживание и отпускание в середине жизни. М.: 2017. 160 с.
  8. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Актуальные проблемы разработки профессионального стандарта педагога-дефектолога // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 18-24.
  9. Левченко И.Ю., Логунова Е.В., Скребец Т.В. Диагностическая компетентность магистрантов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Вестник Минского Университета, 2019. Т. 7, №3. (дата обращения: 01.03.2024)
  10. Левченко И.Ю. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Раннее развитие и коррекция: теория и практика Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. М., 2016. С. 154-161. URL https://science-education.ru/ru/article/view?id=24279 (дата обращения 12.03.2024).
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 713 с.
  12. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя олигофренопедагога: монография. М.: Спутник+, 2009. 220 с.
  13. Kovalevskaja E. Personal maturity as a component of personal competence of a special education teacher. Society. Integration. Education // Proceedings of the International Scientific Conference, 2015.: 192-200. (дата обращения: 05.03.2024).
  14. Mata, Á.N.S., de Azevedo, K.P.M., Braga L.P. et al. Training in communication skills for self-efficacy of health professionals: a systematic review. Human Resources for Health, 2021. URL: https://human-resources-health.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12960-021-00574-3#citeas (дата обращения: 10.03.2024).
  15. Safitri, Erna Retna, Zulfiati Syahrial, Diana Nomida Musnir. The Evaluation of Teacher's Competencies on Special Education Programs International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). Vol. 8 Issue 2S9.: 362-368. (дата обращения: 10.03.2024)
  16. Savina N.V., Ozhogova G.E., Rasskazova I.N. Personal determinants of competence of interaction with other people among preschool and primary education teachers // nternational Scientific and Practical Conference «Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career», 2020. Vol. 87. (дата обращения: 05.03.2024).
  17. Shapovalova O.E., Emelyanova I.A., Karynbaeva O.V., Borisova E.A., & Levkova T.V. Professional Identity Of Future Masters Of Special (Speech Pathology) Education, 2021. Vol 111.: 853-858. (дата обращения: 05.03.2024).
  18. Trevizan M., Almeida R., Souza M. [and others]. Empathy in Brazilian nursing professionals: A descriptive study. Nursing Ethics. 2015. Vol. 22, Issue 3.: 367-376. (дата обращения: 05.03.2024).

Towards the problem of developing high professional competences of a special education teacher

Porfiriev I.V.,
postgraduate student of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Levchenko Irina Yurievna,
Head of the Laboratory of Inclusive Education, Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Doctor of Psychology, Professor

Annotation. The article is devoted to the development of high professional competences of teachers working in the field of special education and the relationship between personal and professional competences of a teacher. This relationship is an important aspect of professional development of a teacher, and the successful combination of these personal and professional qualities contributes to the creation of a supportive educational environment and improving the quality of learning for all students.
Keywords: special education, professional competences, personal competences, defectology, teaching students with disabilities, teaching experience, communication skills, adaptability and flexibility in teaching.

References:

  1. Agavelyan R.O. Empathy as a factor of psychological readiness of a defectologist to professional activity: author's abstract of the dissertation. ... kand. psychol. nauk. Moscow: 16 р.
  2. Antsyferova L.I. Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation of situations and psychological defence // Psychological Journal, 1994, Vol. 15, №1.: 3-18.
  3. Vinokur V.A. Balint group supervision in helping professions. Moscow: Psillabus, 335 р.
  4. Evtushenko I.V., Levchenko I.Yu., Evtushenko E.A. Development of professional standard «Pedagogue-defectologist (teacher-speech therapist, surdopedagogue, oligophrenopedagogue, typhlopedagogue)» // Actual problems of education of persons with disabilities. Materials of the scientific-practical conference with international participation. Edited by E.G. Rechitskaya, V.V. Lin'kov. 2018, Moscow: Moscow Pedagogical State University, 2018.: 6-20
  5. Zhigoreva M.V., Golovchits L.A., Pereverzeva M.V. Professional preparation of students to work with children with multiple developmental disorders / Upbringing and education of children with developmental disorders, 2022. №5.: 34-45.
  6. Zueva E.G., Zhidkova O.A. Evaluation of communicative qualities of personality of students in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on various specialties // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023, №3(99).: 227-233.
  7. Kast V. Sisyphus. Withholding and letting go in the middle of life. Moscow: 2017. 160 р.
  8. Levchenko I.Yu., Evtushenko I.V. Actual problems of developing a professional standard of a pedagogue-defectologist // Actual problems and innovative approaches in the education of persons with disabilities Materials of the scientific-practical conference with international participation. 2017.: 18-24.
  9. Levchenko I.Yu., Logunova E.V., Skrebets T.V. Diagnostic competence of undergraduates studying in the direction of «Special (defectological) education» // Bulletin of Minsk University, 2019. Vol. 7, №3. (date of the address: 01.03.2024).
  10. Levchenko I.Yu. Competences of specialists in the field of early help to children with disabilities and children at risk // Early development and correction: theory and practice Collection of scientific articles on the materials of the scientific-practical conference. Compiled by: O.G. Prikhodko, V.V. Manuilova, A.A. Huseynova, A.S. Pavlova. Moscow: 2016.: 154-161 URL https://science-education.ru/ru/article/view?id=24279 (date of the address: 12.03.2024).
  11. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Peter, 2017. 713 р.
  12. Yakovleva I.M. Formation of professional competence of the teacher of oligophrenopedagogues: monograph. Moscow: Sputnik+, 2009. 220 р.
  13. Kovalevskaja E. Personal maturity as a component of personal competence of a special education teacher. Society. Integration. Education // Proceedings of the International Scientific Conference, 2015.: 192-200. (date of the address: 05.03.2024).
  14. Mata, Á.N.S., de Azevedo, K.P.M., Braga L.P. et al. Training in communication skills for self-efficacy of health professionals: a systematic review. Human Resources for Health, 2021. URL: https://human-resources-health.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12960-021-00574-3#citeas (дата обращения: 10.03.2024).
  15. Safitri, Erna Retna, Zulfiati Syahrial, Diana Nomida Musnir. The Evaluation of Teacher's Competencies on Special Education Programs International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). 2019. Vol. 8 Issue 2S9.: 362-368. (date of the address: 10.03.2024)
  16. Savina N.V., Ozhogova G.E., Rasskazova I.N. Personal determinants of competence of interaction with other people among preschool and primary education teachers // nternational Scientific and Practical Conference «Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career», 2020. Vol. 87. (date of the address: 05.03.2024).
  17. Shapovalova O.E., Emelyanova I.A., Karynbaeva O.V., Borisova E.A., & Levkova T.V. Professional Identity Of Future Masters Of Special (Speech Pathology) Education, 2021. Vol 111.: 853-858. (date of the address: 05.03.2024).
  18. Trevizan M., Almeida R., Souza M. [and others]. Empathy in Brazilian nursing professionals: A descriptive study. Nursing Ethics. 2015. Vol. 22, Issue 3.: 367-376. (date of the address: 05.03.2024).