Победитель конкурса «КОД науки» в номинации
«Развитие и воспитание личности» (2024 г.)

Аннотация. В статье освещена тема копинг-стратегий, используемых людьми в стрессовых ситуациях. Выбор копинг-стратегии может зависеть от волевых качеств личности, жизненного опыта, конкретной ситуации и ее значимости для человека. В статье представлено исследование, направленное на сравнение копинг-стратегий, присущих интеллектуально успешным школьникам и школьникам, не имеющим высоких интеллектуальных достижений. В исследовании приняли участие 56 школьников 10 и 11 классов. Школьники, участвующие в олимпиадном и конкурсном движениях и имеющие высокую академическую успеваемость, применяют в стрессовых ситуациях более адаптивные и проактивные копинг-стратегии в сравнении со школьниками, не имеющими высоких интеллектуальных достижений. Выработка адаптивных копинг-стратегий положительно влияет на продуктивность и результативность интеллектуального труда. Справляясь с негативными эмоциями и изменяя ситуацию при столкновении с трудностями в жизни, школьники обеспечивают себе большую вероятность достижения успеха в деятельности.

Ключевые слова: копинг-стратегия, стресс, интеллектуальная успешность, адаптивность, проактивность.

В современном мире, когда огромный объем разнообразной информации становится доступен человеку спустя всего несколько нажатий на экран телефона или на клавиатуру компьютера, каждый сталкивается с чувством чрезмерной стимуляции и стресса в попытках совладать с потоком данных, получаемых на регулярной основе. Чем больше информации потребляет человек, тем выше уровень стимуляции его сенсорных анализаторов, и тем выше нагрузка на психику. Каждый человек справляется с этой нагрузкой по-своему. Требования современного мира заключаются в том, что больше всего ценится тот человек, который умеет ориентироваться в потоке информации, обрабатывать ее должным образом и при этом не истощаться эмоционально и физически. Начиная с детства, взрослые учат нас справляться с трудностями разными способами. Существует множество пословиц и поговорок, которые также учат детей преодолению препятствий. Перенимая опыт старших и проживая собственную жизнь, мы вырабатываем стратегии, помогающие нам совладать со стрессом.

Исследованиями стресса и копинг-стратегий человека занимались зарубежные и отечественные ученые, среди которых Р. Лазарус, С. Фолкман, Г. Селье, Э. Хайм, Э. Фрайденберг, С. Хобфолл, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, A.A. Либин, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, С.А. Хазова и др. Эти ученые внесли существенный вклад в изучение проблемы совладающего поведения и понимание принципов применения копинг-стратегий.

Понятие «копинг-стратегии» происходит от английского «to cope», что значит «справляться, совладать». В общем смысле это понятие означает те способы, которые мы используем, сталкиваясь с различными трудностями и стрессорами в нашей жизни [1]. Американский психолог и исследователь Ричард Лазарус, говоря о стрессе, рассматривал его как своего рода транзакцию, возникающую в том случае, когда требования среды превышают способность человека с ними справиться. Исходя из этого положения, трудности, для совладания с которыми человек применяет копинг-стратегии, не обязательно должны носить тяжелый характер, такой как утрата близкого, увольнение с работы, кризис в жизни и т.п. Главный компонент, влияющий на применение стратегии – несоответствие количества личного ресурса человека и масштаба проблемы, возникшей в его жизни. Каждый человек использует присущие ему копинг-стратегии в своей повседневной рутине, а выбор стратегии зависит от нескольких факторов. К этим факторам можно отнести жизненный опыт, творческий потенциал, агентность и инициативность человека, тип его нервной системы, эмоциональную устойчивость и волевые качества, а также когнитивные способности.

Ричард Лазарус и Сьюзан Фолкман разработали собственную методику, направленную на выявление наиболее часто применяемых человеком копинг-стратегий. Данная методика основывается на описанной ими классификации стратегий, включающей в себя 8 вариантов поведения в стрессовой ситуации [11].

Конфронтационный копинг предполагает конкретные действия, направленные на изменение ситуации, однако эти действия не всегда несут целенаправленный характер и могут привести к импульсивности, повышенной агрессивности, упрямству и излишнему упорству, трудностям в прогнозировании результатов поступков и неготовности к последствиям своих действий. Эта стратегия зачастую рассматривается как неадаптивная, однако ее умеренное использование положительное влияет на проактивность и инициативный подход к решению возникшей проблемы.

Прибегая к стратегии дистанцирования при столкновении с трудностью, человек пытается снизить ее значимость и собственную субъективную вовлеченность в нее за счет рационализации, юмора, отвлечения на другие аспекты своей жизни и т.п. Это может помочь с переживанием негативных эмоций, однако присутствует вероятность обесценивания своих чувств, а также недооценки возможностей проактивного преодоления трудности.

Стратегия самоконтроля выражается в активном сосредоточении, самообладании и подавлении негативных эмоций, а также сдерживании внешнего выражения своих чувств. Применение данной стратегии может помочь с повышением целенаправленности и рациональности в решении проблемы, но стоит учитывать и тот факт, что чрезмерный самоконтроль влияет на проблемы с самораскрытием и болезненную требовательность к себе.

Поиск социальной поддержки как копинг-стратегия заключается в попытках разрешить трудную ситуацию за счет привлечения внешних контактов и их информационных и эмоциональных ресурсов. Люди, прибегающие к данному способу поведения, ждут от окружающих совета, помощи, разделения своих переживаний. Помимо получения положительных эффектов в виде привлечения полезных внешних источников для совладения со стрессом, чрезмерная опора на других людей может привести к снижению агентности и повышенной зависимости от окружающих.

Стратегия принятия ответственности связана с внутренним локусом контроля, где предполагается признание человеком собственной роли в образовавшейся ситуации. Это означает понимание взаимосвязи между своими действиями и последствиями этих действий, что положительно влияет на способность анализировать ситуацию и предотвратить ее повторение. Но стоит учитывать и то, что повышенная частота использования данной стратегии может привести к излишней и необоснованной самокритике, снижению самооценки и подавленному состоянию.

Выбирая копинг-стратегию «бегство-избегание», человек отрицает или игнорирует существование проблемы, отвлекается на другие сферы жизни, может уйти в фантазии. Это может положительно сказаться на уровне стресса в острой ситуации, однако в долгосрочной перспективе с большой вероятностью приведет к негативным последствиям, так как сама проблема, которая привела к отрицательным эмоциям, не решается.

Планирование решения проблемы как копинг-стратегия предполагает прогнозирование возможных вариантов решения сложившейся ситуации, что влияет на целенаправленность и проактивность в подходе человека к проблеме, однако может отразиться на уровне его интуитивности в принятии решения.

Стратегия положительной переоценки заключается в рассмотрении трудной ситуации как возможности для совершенствования личности, роста человека в различных аспектах. Это способствует положительному, философскому переосмыслению проблемы, но нужно учитывать и то, что данная стратегия в долгосрочной перспективе не помогает разрешить ситуацию.

Еще одну классификацию копинг-стратегий предлагает швейцарский психиатр Эдгар Хайм. Он обозначил три сферы психической деятельности, в которых применяются способы совладающего поведения: когнитивную, поведенческую и эмоциональную, в каждой из которых, в свою очередь, имеются неадаптивные, относительно адаптивные и адаптивные стратегии [1]. К неадаптивным когнитивным стратегиям относятся: смирение, смятение, диссимуляция и игнорирование; к относительно адаптивным: придание смысла, религиозность, относительность; к адаптивным: анализ проблемы, самооценка, самосохранение. К неадаптивным стратегиям в эмоциональной сфере психической деятельности Хайм относит подавление эмоций, послушание, самообвинение и агрессивность; к относительно адаптивным – эмоциональную разрядку и пассивное сотрудничество; к адаптивным: протест и оптимизм. В неадаптивные поведенческие стратегии, по данной классификации, входят активное избегание и отступление, в относительно адаптивные – компенсация, отвлечение внимания и конструктивная деятельность, в адаптивные – сотрудничество, альтруизм и обращение.

Исследователи Е. Грингласс, Р. Шварцер и С. Тауберт в 1999 году разработали методику, включающую в себя 6 шкал, каждая из которых представляет собой копинг-стратегию. К этой классификации относятся следующие копинг-стратегии: проактивное преодоление, рефлексивное преодоление, стратегическое планирование, превентивное преодоление, поиск инструментальной поддержки и поиск эмоциональной поддержки [12]. Все перечисленные стратегии являются адаптивными, однако степень их выраженности у каждого человека варьируется.

Справляясь с трудностями, мы приобретаем жизненный опыт. Осознанно или бессознательно мы понимаем, какие стратегии помогают нам успешно справляться с различными стресс-факторами, повторяем их в аналогичных ситуациях и, тем самым, закрепляем характерное поведение [10]. Нельзя говорить об однозначно хороших или однозначно плохих копинг-стратегиях, так как выбор определенной стратегии может быть оптимален в конкретной ситуации для отдельно взятого человека. Однако, некоторые копинг-стратегии можно считать менее адаптивными в ситуациях, требующих решения проблемы. Оптимально, рекомендуется применять такие способы преодоления стресса, которые не только помогают справиться с эмоциональным напряжением, но и способствуют проактивному решению проблемы, которая привела к состоянию напряжения.

Ганс Селье, один из известнейших исследователей стресса, считал, что стресс – это адекватная и здоровая реакция человека на возникающие в его жизни трудности [2]. Однако, если человек оказывается неспособен своевременно и адаптивно справиться с проблемами, стресс накапливается и становится хроническим. Такой стресс приводит к истощению ресурсов организма, подавленному эмоциональному состоянию, а также может повлиять на психическое и физическое здоровье.

Подростки, обучающиеся в старших классах, являются одной из групп, наиболее сильно подверженных стрессу. В этом возрасте школьники сталкиваются с трудностями во многих сферах своей жизни. Ответственность выбора дальнейшей профессиональной деятельности, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и учителями, переизбыток эмоций, – все это влияет на психическое состояние подростка. Некоторые школьники с целью повышения знаний, а также приобретения преимуществ при поступлении в высшие учебные заведения усердно учатся, участвуют в олимпиадах и конкурсах. Дополнительная нагрузка повышает уровень стресса учеников, и в данных условиях подростки вынуждены постоянно применять различные копинг-стратегии. Чем более адаптивный способ совладающего поведения они используют, тем сильнее повышается продуктивность их деятельности.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление копинг-стратегий, которыми обладают школьники 10 и 11 классов. Также мы сравнили особенности копинг-стратегий интеллектуально успешных школьников и школьников, не имеющих высоких интеллектуальных достижений. В исследовании приняли участие 56 учеников, из которых 28 школьников являются участниками олимпиад и имеют высокую успеваемость, и 28 учеников не имеют высоких интеллектуальных достижений. Среди подростков, принявших участие в исследовании, присутствовали участники смены «Летних олимпиадных школ» Московского физико-технического института, учащиеся ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей интернат», частного учреждения общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный», МБОУ СОШ №10 города Ангарска и ГАОУ города Москвы «Школа № 548 «Царицыно». Гипотеза исследования заключалась в том, интеллектуально успешные школьники применяют более адаптивные и проактивные копинг-стратегии при столкновении с трудностями, нежели чем школьники, не имеющие высоких интеллектуальных достижений. В ходе исследования были использованы три методики: опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой; методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хайма в адаптации Л.И. Вассермана; методика «Проактивное совладающее поведение» в адаптации Е. Старченковой.

В результате обработки опросника Лазаруса было установлено, что школьники, не имеющие высоких интеллектуальных достижений, в сравнении с интеллектуально успешными школьниками, в большей степени обладают копинг-стратегиями «Конфронтационный копинг» (см. рисунок 1), «Дистанцирование» (см. рисунок 2), «Бегство-избегание» (см. рисунок 3), «Положительная переоценка» (см. рисунок 4).

Рис. 1. Конфронтационный копинг

Рис. 2. Дистанцирование

Рис. 3. Бегство-избегание

Рис. 4. Положительная переоценка

Интеллектуально успешные школьники, в сравнении с школьниками, не имеющими высоких интеллектуальных достижений, показали более высокие результаты по следующим копинг-стратегиям: «Самоконтроль» (см. рисунок 5), «Поиск социальной поддержки» (см. рисунок 6), «Принятие ответственности» (см. рисунок 7), «Планирование решения проблем» (см. рисунок 8).

Рис. 5. Самоконтроль

Рис. 6. Поиск социальной поддержки

Рис. 7. Принятие ответственности

Рис. 8. Планирование решения проблемы

Обработка результатов методики Э. Хайма показала следующие результаты. В поведенческой сфере психической деятельности 39% школьников, не имеющих интеллектуальных достижений, в стрессовых ситуациях применяют неадаптивные копинг-стратегии («Активное избегание», «Отступление»), 21% применяют относительно адаптивные стратегии («Компенсация», «Отвлечение внимания», «Конструктивная деятельность», 39% применяют адаптивные стратегии («Сотрудничество», «Альтруизм», «Обращение»). Среди интеллектуально успешных школьников, в свою очередь, 36% учеников применяют неадаптивные копинг-стратегии, 32% – относительно адаптивные, 32% – адаптивные (см. рисунок 9).

Рис. 9. Поведенческая сфера психической деятельности

В когнитивной сфере 39% школьников, не имеющих высоких интеллектуальных достижений, обладают неадаптивными копинг-стратегиями («Смирение», «Смятение», «Диссимуляция», «Игнорирование»), 14% обладают относительно адаптивными стратегиями («Относительность», «Придание смысла», «Религиозность»), и 46% применяют адаптивные стратегии («Анализ проблем», «Самооценка», «Самосохранение»). Интеллектуально успешные школьники, в свою очередь, обладают данными стратегиями в таком соотношении: неадаптивные стратегии – 32% учеников, относительно адаптивные – 11%, адаптивные – 57% (см. рисунок 10).

Рис. 10. Когнитивная сфера психической деятельности

В эмоциональной сфере школьники, не имеющие высоких интеллектуальных достижений, показали следующее распределение: неадаптивные копинг-стратегии («Подавление эмоций», «Послушание», «Самообвинение», «Агрессивность») – 43%, относительно адаптивные («Эмоциональная разрядка», «Пассивное сотрудничество») – 11%, адаптивные («Протест», «Оптимизм») – 46% учеников. Интеллектуально успешные школьники показали данные результаты: неадаптивными стратегиями обладают 29% учеников, относительно адаптивными – 7%, адаптивными – 64% (см. рисунок 11).

Рис. 11. Эмоциональная сфера психической деятельности

По данным, полученным в результате обработки методики «Проактивное совладающее поведение», можно сделать вывод, что школьники, не имеющие высоких интеллектуальных достижений, по шкале «Проактивное преодоление» обладают средним, повышенным и высоким уровнем частоты применения стратегии, а по шкалам «Рефлексивное преодоление», «Стратегическое планирование», «Превентивное преодоление», «Поиск инструментальной поддержки» и «Поиск эмоциональной поддержки» ученики данной группы обладают пониженным, средним, повышенным и высоким уровнем выраженности обладания стратегией. В свою очередь, интеллектуально успешные школьники по шкале «Проактивное преодоление» показали результаты, соответствующие повышенной и высокой степени применения стратегии, по шкалам «Рефлексивное преодоление» и «Превентивное преодоление» – среднюю, повышенную и высокую степень, а по шкалам «Стратегическое планирование», «Поиск инструментальной поддержки» и «Поиск эмоциональной поддержки» – пониженный, средний, повышенный и высокий уровень частоты применения стратегии (см. рисунки 12-17).

Рис. 12. Проактивное преодоление

Рис. 13. Рефлексивное преодоление

Рис. 14. Стратегическое планирование

Рис. 15 Превентивное преодоление

Рис. 16. Поиск инструментальной поддержки

Рис. 17. Поиск эмоциональной поддержки

Проанализировав полученные по трем проведенным нами методикам результаты, можно сделать вывод, что гипотеза, заявленная в начале, подтвердилась. Школьники, участвующие в олимпиадном и конкурсном движениях и имеющие высокую академическую успеваемость, применяют в стрессовых ситуациях более адаптивные и проактивные копинг-стратегии в сравнении со школьниками, не имеющими высоких интеллектуальных достижений. Исходя из этих данных можно предположить, что выработка адаптивных копинг-стратегий положительно влияет на продуктивность и результативность интеллектуального труда. Совладая с негативными эмоциями и изменяя ситуацию при столкновении с трудностями в жизни, школьники обеспечивают себе большую вероятность достижения успеха в деятельности.

Одно из существенных отличий копинг-стратегий от механизмов защит личности в том, что копинг-стратегии можно изменить. Для этого необходимо анализировать свое поведение в стрессовых ситуациях, внимательно следить за своими бессознательными реакциями и действиями при столкновении с трудностями. Зная, какие паттерны поведения свойственны нам при стрессе, мы можем сознательно и методично пробовать менять свое поведение в поисках оптимального варианта, который помогал бы нам как справиться с эмоциональным напряжением, так и с разрешением проблемной ситуации.

Методики, использованные нами в исследовании совладающего поведения, хорошо показывают сильные и слабые стороны каждого респондента во множестве сфер. Данное исследование можно проводить среди школьников общеобразовательных школ с целью выявления неадаптивных копинг-стратегий, которыми могут обладать ученики, а также разработки программ и тренингов по способам, методам и алгоритмам преодоления возникающих в жизни трудностей и совладания со стрессом.

Список литературы:

  1. Азимова С.Ф. «Копинг-стратегии» и «копинг-поведение» подростков. 2020. №12. С. 113-116.
  2. Байрамян Р.М. Самоотношение младших школьников как предиктор совладания с трудными жизненными ситуациями. М.: НИУ ВШЭ, 2021. (дата обращения: 01.03.2024).
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.: ил. (Серия «Практикум»).
  4. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М.: 2007. №3. С. 93-112.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. 1980. 192 с.
  6. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Казань: Изд-во ИП Тухтаров. ВН, 2003. 101 с.
  7. Симатова О.Б. Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как показатели адаптационного потенциала подростков. Akademicka Psychologie. 2016. №1. С. 50-57.
  8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии // Медицинская психология в России, 2012. №2. С. 72.
  9. Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. №2. C. 180-199.
  10. Човдырова Г.С., Пяткина О.А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, №1(84). С. 41-47.
  11. Cooley J.L., Fite P.J., Hoffman L. Interactive effects of coping strategies and emotion dysregulation on risk for peer victimization // Journal of Applied Developmental Psychology. 2022. Volume 78, January-February 2022, 101356. (дата обращения: 01.03.2024).
  12. Culajara С.J. Barriers to learning and performing in physical education in modular remote learning and coping strategies perceived by the students // Edu Sportivo: Indonesian Journal of Physical Education, 2022. 3(1).: 11-24. (дата обращения: 01.03.2024).

Features of coping strategies of intellectually successful schoolchildren

Shibaeva I.Y.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Komarova Oksana Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences

Abstract. The article covers the topic of coping strategies used by people in stressful situations. The choice of a coping strategy may depend on the volitional qualities of the individual, life experience, the specific situation and its significance to the person. The report presents a study with a goal to compare coping strategies inherent in intellectually successful schoolchildren and schoolchildren who do not have high intellectual achievements. 56 schoolchildren in grades 10 and 11 took part in the study.
Keywords: coping strategy, stress, intellectual success, adaptability, proactivity.

References:

  1. Azimova S.F. «Coping strategies» and «coping behavior» of adolescents. Academy. 2020. №12.: 113-116.
  2. Bayramyan R.M. Self-attitude of junior schoolchildren as a predictor of coping with difficult life situations. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2021. (date of the address: 01.03.2024).
  3. Vodopyanova N.E. Psychodiagnostics of stress. St. Petersburg: Peter, 2009. 336 p.: ill. (Series «Workshop»).
  4. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Questionnaire of ways of coping (adaptation of the WCQ technique) / Journal of a practical psychologist. Moscow. 2007. №3.: 93-112.
  5. Kon I.S. Psychology of high school students. Moscow: Enlightenment. 1980. 192 p.
  6. Nabiullina R.R., Tukhtarova I.V. Mechanisms of psychological defense and coping with stress (definition, structure, functions, types, psychotherapeutic correction). Kazan: IP Tukhtarov Publishing House. VN, 2003. 101 р.
  7. Simatova O.B. Coping resources and coping strategies as indicators of the adaptive potential of adolescents. Akademicka Psychologie. 2016. №1.: 50-57.
  8. Sirota N.A., Yaltonsky V.M. Application and implementation of programs for rehabilitation and prevention of addictive behavior as an urgent task of Russian clinical psychology // Medical psychology in Russia, 2012. №2.: 72 p.
  9. Khlomov K.D., Bochaver A.A., Korneev A.A. Coping strategies and the educational environment of adolescents // Social psychology and society. 2020. Volume 11. №2.: 180-199.
  10. Chovdyrova G.S., Pyatkina O.A. Coping strategies of the individual when adapting to stress // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2021. Vol. 26, №1(84).: 41-47.
  11. Cooley J.L., Fite P.J., Hoffman L. Interactive effects of coping strategies and emotion dysregulation on risk for peer victimization // Journal of Applied Developmental Psychology. 2022. Volume 78, January-February 2022, 101356. (date of the address: 01.03.2024).
  12. Culajara С.J. Barriers to learning and performing in physical education in modular remote learning and coping strategies perceived by the students // Edu Sportivo: Indonesian Journal of Physical Education, 2022. 3(1).: 11-24. (date of the address: 01.03.2024).