Второе место конкурса «КОД науки» в номинации «
Культурологические исследования» (2024 г.)

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции формирования образа учебного заведения в контексте его интеграции в территориальный брендинг, а также указывается на важность изучения культурно-средового окружения образовательной организации для формирования привлекательного образа в сознании студентов и абитуриентов.

Ключевые слова: дизайн-код, путеводитель, визуальная коммуникация, дизайн, инфографика, иллюстрирование, картографический дизайн, мультимедийный дизайн, визуализация, навигация.

Коммуникация, как часть культуры, является одной из наиболее важных во взаимодействии людей. Среди типов коммуникации, визуальной принадлежит особое место, так как в настоящее время меняется способ восприятия мира. По утверждению С. Лаша, логика культуры постмодернизма означает вытеснение текста образом. А Ж. Бодрияр считает, что в пост современную эпоху доминирует знак, имитация, иллюзия [2]. Согласно словарю маркетолога, визуальная коммуникация – «это передача информации с помощью визуальных элементов: изображений, графики, цвета, формы» [6]. Это могут быть карты, фотографии, пиктограммы, диаграммы, графики и многое другое. Таким образом, дизайнер превращается в «коммуникатора», который осуществляет передачу больших объёмов информации, предоставляя «сообщение» в компактном легко читаемом виде с использованием дизайнерских приёмов. Наиболее эффективными визуальные коммуникации становятся тогда, когда все принципы их проектирования учтены, это: грамотное колористическое решение, единый образ, законченная композиция, сжатое изложение необходимой информации, направленность на целевую аудиторию и др. Инструментами визуальных коммуникаций являются: цвет, иллюстрация, символ, шрифт, формат.

Современная дизайн-концепция культурологического взаимодействия со средовым пространством города предусматривает активное использование различных средств коммуникации. Одним из значимых элементов в организации брендинга той или иной территории является дизайн-код. Он позволяет зафиксировать различные рекомендации по размещению элементов графики и навигации, специфике размещения рекламных конструкций и т.п.

Бренд региона формируют так называемые суббренды, к которым и относятся такие социальные объекты как ВУЗы, наряду с корпоративными, личностными брендами и брендами объектов культурного наследия [4]. Сотрудничество вузов с муниципалитетами и государственными структурами помогает совместно решать актуальные проблемы и развивать инфраструктуру, что влияет на качество жизни. В результате это создаёт благоприятную атмосферу для обучения и привлекательное пространство для проживания, работы и культурного досуга.

Информационные технологии играют важную роль в распространении информации. Они открывают возможность создания представительства в сети интернет, что позволяет привлечь большее количество потенциальных посетителей и привлечь внимание виртуальной аудитории. Ценность мультимедийных средств для коммуникаций сложно переоценить, так как по своему определению они являются совмещением разных способов передачи информации, в том числе тех, которые в прошлом было принято считать несочетаемыми, в один совместный поток. По мнению Ж.С. Древича «Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека» [3]. Мультимедийный контент по мнению исследователей можно поделить на три разновидности:

  1. социальный контент;
  2. образовательный контент;
  3. презентационный контент.

Восприятие любого экранного произведения включает в себя как образные, так и информационные процессы, т.е. понимание и усвоение информации, переданной с экрана, а также эмоциональное «переживание» увиденного. Ощущение, понимание и переживание являются тесно связанными между собой аспектами восприятия [7]. Сегодня, как считают исследователи, важно развивать цифровой имидж, ведя и социальные сети, сайт и даже систему сайтов. Так, в состав информационной системы Кембриджского университета входит около 4500 сайтов (с учётом сайтов, построенных на поддоменах), совокупно включающих несколько миллионов веб-страниц [9]. Использование системы собственных сайтов даёт возможность построения системы навигации, полностью адаптированной как к структуре вуза, так и к нуждам и потребностям основных групп (сегментов) пользователей [1].

Выдвинув гипотезу, что работа над формированием положительного образа университета через брендинг территории региона способствует увеличению престижа учебного заведения и привлекает больше абитуриентов, студентов и исследователей, мы решили разработать модель интеграции МГПУ с окружающей его территорией. Для разработки нами были выбраны следующие элементы проектирования: путеводитель в форме лифлета, промо-ролик и сайт для путеводителя и его мобильная версия. Остановимся подробнее на их рассмотрении.

Путеводитель для студентов относится к картам культурной и гуманитарной географии, посредством которых человек осмысляет пространство и организует в нём свою активность. На таких картах можно отобразить культурный ландшафт в пространственной интерпретации с указанием инфраструктуры или любой другой информации. Работая в данном направлении, мы определили, что для бумажного носителя формат А3. наиболее удобен. На нём можно отобразить всю необходимую информацию, он компактно складывается гармошкой и удобен в использовании. Обложка для путеводителя разрабатывалась в общей стилистике университета (см. рисунок 1).

   

Рис. 1. Проект путеводителя «Вокруг МГПУ за 2 часа»

На примере, разработанного лифлета «Вокруг за 2 часа», видно, что университет позиционируется как место, где каждый должен прекрасно провести время, получая профессию. Разработанный путеводитель хочет донести до потенциальных студентов, что учёба – это не только бесконечные лекции, зачёты и экзамены, научные исследования и практика, но и яркий период жизни, где ещё есть свободное время и энергия для прогулок и путешествий «налегке». А расположение главного корпуса – безусловный козырь, так как вокруг него много интересных локаций (см. рисунок 2).

Рис. 2. Графические доминанты путеводителя «Вокруг МГПУ за 2 часа»

Инфографика брошюры отображает для абитуриента и студента эту информацию, здесь собраны конкретные локации и время пешей доступности до них.

Исходя из того, что современная дизайн-концепция культурологического взаимодействия со средовым пространством города предполагает исследовательскую и культурологическую части, нами был разработан промо-ролик, который несёт в себе образовательный контент. Целью его является привлечение внимания к университету посредством викторины. На основе историко-культурологического анализа района был подобран ряд вопросов, освещающих путеводитель в формате викторины (см. рисунок 3), которая по нашему замыслу позволяет зрителю воспринимать пространство с другой стороны.

Рис. 3. Пример анимации промо-ролика викторины (стоп-кадры)

Далее, следуя логике мы предположили, что для создания целостности восприятия необходимо также разработать страницу в интернете, посвященную маршруту, обозначенному в карте. Разработанный нами сайт-путеводитель мог бы появляться в поисковиках, рекламируя МГПУ, подчёркивая его ключевую идентичность (см. рисунок 4).

Рис. 4. Макет лендинга для путеводителя

Одна из главных тенденций в настоящий момент в области информационных технологий – это переход аудитории от компьютеров к мобильным устройствам [9]. По мнению аналитиков компании Huawei, к 2025 году число пользователей смартфонов достигнет 6,1 миллиарда человек [10]. Разработанная нами модель мобильной версии разительно отличается от десктопной: здесь собственное меню, которое ведёт на отельные страницы, иная компоновка интерактивной карты, другая подача фотогалереи. Нами был применен F-образный паттерн внимания, который идёт слева направо, потом ведёт пользователя вниз. Эта модель коррелирует с тем, как человек читает веб-страницы. Человек сначала сканирует текст по горизонтали, а затем двигается вниз. Чтобы применить этот паттерн, элементы желательно расположить в верхней части страницы и горизонтально, что помогает пользователям быстро получить общую картину о путеводителе.

Таким образом, в рамках проекта осуществлялся как исследовательский, культурологический поиск, так и поиск визуальной организации коммуникации. В ходе практической работы были разработаны следующие элементы:

  1. иллюстрации и инфографика;
  2. путеводитель;
  3. лендинг;
  4. анимированный видеоконтент с викториной;
  5. маркетинговые материалы.

Для проекта был продуман вариант дальнейшего его развития, а именно: возможность оформления путеводителей для других корпусов МГПУ. На наш взгляд, разработанные продукты отлично подойдут для формирования позитивного имиджа МГПУ, акцентируя внимание на городском духе университета. Уникальные географические и архитектурные особенности территории вокруг вуза можно использовать в рекламе, привлекая интернациональных студентов и партнёров для академического обмена. Территориальный брендинг университета может акцентировать внимание на важности национальной и культурной истории данного района, а также укреплять патриотические чувства.

Проведя данное исследование, мы пришли к заключению, что каждый российский вуз может озадачиться изучением территории, на которой находится и создать не только свой привлекательный внешний и внутренний образ в сознании студентов и абитуриентов, но и в целом, работать на положительный имидж города и страны, обеспечивая финансовые притоки за счёт туризма и инвестирования.

Список литературы:

  1. Абаев А.Л. Особенности формирования репутации вуза в условиях применения современных цифровых технологий / А.Л. Абаев, Н.И. Архипова, Д.В. Иванюшин // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. №3. С. 8-19.
  2. Глухова Т.И. Визуальная коммуникация в пространстве города (на примере Нижнего Новгорода) // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции, Москва, 24-25 апреля 2015 года. Том 1. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2015. С. 530-535.
  3. Древич Ж.С. История физики. Методика проведения истории физики в педагогическом вузе с помощью мультимедиа-технологий Преподавание физики в высшей школе. М.: 2005, 155 с.
  4. Желондиевская Л.В., Барышева В.Е. Знаковые формы визуальной идентичности города // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №4(140). С. 114-122.
  5. Колосова О.Ю. Коммуникативные процессы в медиапространстве современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. №2(93). С. 43-47.
  6. Кузнецова Е.А. Дизайн-концепция как основа образовательного процесса в цифровом дизайне // Концепции в современном дизайне : Сборник материалов II Всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием, Москва, 03-12 декабря 2020 года. Том Выпуск 2. М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. С. 303-306.
  7. Словарь маркетолога (сайт). (дата обращения: 19.11.2023).
  8. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов. М.: Альпина Паблишер, 2009. 236 с.
  9. Crimlis-Brown M. Watch: inside the University of Cambridge’s digital comms. February 25, 2019. (дата обращения: 18.10.2023).
  10. Huawei (материал из презентации компании). (дата обращения: 18.10.2023).

Developing of an attractive image for an educational institution by creating elements of visual communication

Bazhenova E.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Khabibova Alevtina Sakmarovna,
Associate Professor of the Department of Fine, Decorative Arts and Design of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. The article examines current trends in the formation of the image of an educational institution in the context of its integration into territorial branding, and also points out the importance of studying the cultural and environmental environment of an educational organization to form an attractive image in the minds of students and applicants.
Keywords: design code, map, visual communication, design, infographics, illustration, cartographic design, multimedia design, visualization, navigation.

References:

  1. Abaev A.L. Features of the formation of a university’s reputation in the context of the use of modern digital technologies / A.L. Abaev, N.I. Arkhipova, D.V. Ivanyushin // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Economics. Control. Right. 2022. №3.: 8-19.
  2. Glukhova T.I. Visual communication in city space (on the example of Nizhny Novgorod) // INNO magic: new in the study of language and methods of teaching it: materials of the Second Scientific and Practical Conference, Moscow, 24-25 April, 2015. Vol. 1. Moscow: Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2015.: 530-535.
  3. Drevich Zh.S. History of physics. Methodology for teaching the history of physics at a pedagogical university using multimedia technologies – Teaching physics in higher education. Moscow: 155 р.
  4. Zhelondievskaya L.V., Barysheva V.E. Iconic forms of the visual identity of the city // Bulletin of the Orenburg State University. 2012. №4(140).: 114-122.
  5. Kolosova O.Yu. Communication processes in the media space of modern society // Humanities and socio-economic sciences. 2017. №2(93).: 43-47.
  6. Kuznetsova E.A. Design concept as the basis of the educational process in digital design // Concepts in modern design: Collection of materials of the II All-Russian scientific online conference with international participation, Moscow, December 03-12, 2020 of the year. Vol. Issue 2. Moscow: Russian State University named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art)», 2020.: 303-306.
  7. Marketer's Dictionary (website). (date of the address: 19.11.2023).
  8. Wheeler A. Brand personality. Guide to creating, promoting and supporting strong brands. Moscow: Alpina Publisher, 2009. 236 p.
  9. Crimlis-Brown M. Watch: inside the University of Cambridge’s digital comms. February 25, 2019. (date of the address: 18.10.2023)
  10. Huawei (material from the company presentation). (date of the address: 18.10.2023).