Победитель конкурса «КОД науки» в номинации
«Инновационные образовательные технологии» (2024 г.)

Аннотация. Одним из актуальных аспектов современного школьного образования является формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся, важнейшей составляющей которой является читательская грамотность. В качестве эффективного средства решения данной задачи мы предлагаем разработанное нами электронное учебное пособие «Я в мире литературы». В данной статье концепция учебного пособия представлена на примере изучения рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» на уроках литературы в 6 классе. Система заданий позволяет обеспечить постепенное погружение учащихся в мир литературного произведения – в три этапа: изучение историко-культурологических особенностей текста, понимание учащимися актуальности изучаемого произведения в современном мире и для личности школьников. Результаты проведенной нами экспериментальной работы в 2022-2023 и 2023-2024 уч. г. подтвердили, что систематическое использование электронного учебного пособия «Я в мире литературы» на уроках литературы помогает учащимся развивать читательскую грамотность и понимать значение литературы. Концепция данного пособия может стать основой для создания учебно-методического комплекса по литературе.

Ключевые слова: ФГОС, функциональная грамотность, читательская грамотность, электронное учебное пособие, урок литературы, В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Одним из требований к условиям реализации программы основного общего образования в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) является создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, а именно развитие в школьниках способности «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» (35.2) [9]. Одним из видов функциональной грамотности является читательская – «способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [11, с. 27].

В ФГОС подчеркивается значимость литературы для собственного развития школьников (45.2.2) [9], поэтому раскрытие познавательной функции литературы, развитие навыков читательской грамотности остаются актуальными и по сей день.

Чтобы понять, могут ли учащиеся использовать в жизни знания, полученные при изучении художественных произведений на уроках литературы, нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 350 школьников 5-11 классов из 39 регионов России в 2021-2022 уч.г. Учащимся были предложены следующие вопросы: «Как Вы оцениваете, какую долю произведений школьной программы по литературе Вы читаете?», «Какую книгу Вы прочитали последней? Что Вам больше всего запомнилось из этой книги? Что показалось важным?», «Идеальный урок литературы – это …». В качестве примера рассмотрим подробнее следующий вопрос – респондентам было предложено охарактеризовать классическую литературу, которая изучается в школе. 49% назвали ее увлекательной, 45% – депрессивной, 37% – понятной, 31% – сложной, 28% – неинтересной (см. рисунок 1).

Рис. 1. Характеристика классической литературы школьной программы обучающимися

Несмотря на то, что только 11% учащихся читают все предложенные для изучения произведения, половина опрошенных считают литературу увлекательной. Однако практически у половины респондентов сложилось представление, что отечественная литература депрессивная, что может быть связано с современной культурой комфорта, которая, по мнению культуролога М.И. Найдорфа, стала одной из ключевых самостоятельных ценностей, а само «чувство «комфорта» выступает также как критерий истинности вместо потерявших убедительность принципов, правил, логики» [7].

В результате проведенного исследования мы пришли к выводам:

  1. учащиеся не видят актуальности прочитанных текстов, а если и понимают, что литература может их чему-то научить, то не осознают, чему именно;
  2. учащиеся на уроках литературы хотят получать знания, которые пригодятся им в жизни, путем чтения и анализа произведений;
  3. при изучении литературы необходимо постепенно погружать учеников в мир художественного произведения, учить соотносить героев с учащимися, а ситуации, в которых оказываются персонажи, с реальностью, что и подразумевает функциональная грамотность;
  4. необходимо рассматривать художественные тексты как произведения искусства, т.е. с эстетической точки зрения, учить учащихся воспринимать текст как художественный, а не дидактический.

Нами были проанализированы различные сборники заданий по формированию читательской грамотности: «Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы» В.В. Фёдорова, С.Ю. Гончарук, М.А. Бакановой и др. (2020) [10], сборник Н.П. Забродиной «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников» (2021) [3], «Сборник задач и упражнений по развитию читательской грамотности. 5-9 классы» Г.М. Кулаевой, П.А. Якимова (2022) [6], «Читательская грамотность: сборник эталонных заданий» Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой, Г.А. Сидоровой и др. (2023) [4].

В результате проведенного анализа мы пришли к выводу о том, что задания всех сборников созданы на основе учебных, публицистических, научно-популярных и официально-деловых текстов, авторы практически не используют для работы художественные произведения. Это говорит о том, что применять эти задания на уроках литературы нецелесообразно. Более того, сборники организуют работу с текстами таким образом, чтобы содержание текстов можно было применить в жизни буквально – в огороде, в лесу, во время полета на самолете, при создании рекламных текстов и постов в социальных сетях и др. Между тем важно показать, что любое литературное произведение связано с жизнью, способно воспитывать учащихся и влиять на их ценности и поведение в обществе, а значит, остается необходимость в разработке заданий, способствующих пониманию обучающимися актуальности прочитанных художественных текстов, а также установлению их связи с личностью школьника.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что эффективным средством формирования и развития функциональной грамотности обучающихся при изучении художественных произведений на уроках литературы может стать разработанное нами электронное учебное пособие «Я в мире литературы» (https://sites.google.com/view/vmireliterature/главная-страница).

Цель электронного учебного пособия – показать учащимся актуальность, значимость литературы, обеспечить соотнесение героев, событий с личностью школьника, развить навыки читательской грамотности.

Задачи электронного учебного пособия:

  1. через задания, направленные на изучение историко-культурологических особенностей произведения показать специфику времени, места создания произведения, жанровые особенности текста;
  2. показать актуальность произведения для современного общества;
  3. показать актуальность произведения для личности самого школьника.

На данный момент учебное пособие включает в себя разделы для 5 и 6 классов. Внутри разделов материал распределяется по художественным произведениям, выбранным в соответствии со школьной программой.

5 класс: «Прикоснемся к волшебству» (русская народная волшебная сказка «Царевна-лягушка»); «Животный мир в сказках» (русские народные сказки о животных); «Человеческий мир в сказках» (русские народные бытовые сказки); «Путешествие Алеши в мир подземных жителей («Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского); «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим» («Заячьи лапы» К.Г. Паустовского); «Сострадание – ключ к гармонии и счастью» («Теплый хлеб» К.Г. Паустовского); «Мир глазами ребенка» («Никита» А.П. Платонова).

6 класс: «Непринятие своего предназначения и гордыня – великие грехи» («Три пальмы» М.Ю. Лермонтова); «Одиночество в лирике М.Ю. Лермонтова» («Листок» и «Утес» М.Ю. Лермонтова); «Мир крестьянских детей» («Бежин луг» И.С. Тургенева); «Путь к мечте и счастью» («Алые паруса» А.С. Грина); «Труд придает жизни смысл» («Неизвестный цветок» А.П. Платонова); «Спасение – в правде, гибель – во лжи» («Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева); «Уроки милосердия» («Уроки французского» В.Г. Распутина).

Принцип организации системы заданий пособия обусловлен одновременным достижением трех групп образовательных результатов. Учащиеся не только получают предметные знания в области литературы, они развивают свои метапредметные навыки, что связано с использованием заданий на сопоставление различных явлений в литературе, выявление межпредметных связей, обобщение и систематизацию полученных знаний. Электронное учебное пособие называется «Я в мире литературы», т.к. обеспечивает достижение и личностных результатов – задания позволяют учащимся познавать себя, окружающий мир, моделировать ситуации, которые могут случиться с учащимися в жизни. Задания пособия также позволяют выявить ценности, которые вложены автором в произведение, обсуждение нравственно-этических категорий позволяет учителю проводить воспитательную работу, которая в соответствии с ФГОС ООО должна осуществляться в рамках реализации программ основного общего образования (35.1) [9].

Изучение каждого текста основано на постепенном погружении учащихся в мир художественного произведения, благодаря реализации трех этапов:

  1. историко-культурологический комментарий как вход в пространство текста и изучение особенностей художественного произведения (выявление законов, особенностей времени создания и действия произведения);
  2. связь с современностью (понимание актуальности произведения для современного общества);
  3. связь с личностью школьника (понимание актуальности произведения для конкретного читателя-школьника с учетом его психо-возрастных особенностей, формирование системы ценностей, нравственное и эстетическое воспитание школьников).

Учебное пособие подходит как для самостоятельного чтения и выполнения заданий учениками, так и для работы учителя: задания могут быть предложены учащимся на уроках литературы и внеклассного чтения, в качестве домашнего задания, для организации внеурочной деятельности, например факультатива, а также для самообразования. Предложенные задания можно использовать в работе совместно с любым учебно-методическим комплексом.

С целью установления эффективности использования электронного учебного пособия «Я в мире литературы» в практике школьного литературного образования нами была проведена экспериментальная работа в ГБОУ г. Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова» в 2022-2023 и 2023-2024 уч. г. в экспериментальном 5-6 классе.

В экспериментальном классе обучаются 27 детей, из них 18 девочек, 9 мальчиков. 33% обучающихся имеют высокий уровень успеваемости по всем предметам, остальные – средний уровень успеваемости.

Нами был проведен констатирующий этап экспериментальной работы (2022-2023 уч. г.), на котором учащимся было предложено ответить на несколько вопросов: «Зачем нужно читать сказки?», «Зачем нужно читать басни?», «Какая сказка учит ждать?», «Какая басня показывает, почему важно получать образование, развиваться, ценить труды других людей?». Выбор произведений в анкетировании обусловлен тем, что к моменту проведения исследования учащиеся уже изучили русские народные сказки и басни.

Например, учащимся было предложено ответить на вопрос «Какую сказку Вы бы посоветовали прочитать другу / подруге? Почему?», который позволяет понять, связывают ли школьники события, произошедшие с героями в сказке, со своей жизнью, считают ли прочитанные произведения значимыми для себя, актуальными. Отвечая на вопрос, учащиеся указывали такие сказки, как «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане». Также учащиеся называли произведения других жанров: «Заколдованное место», «Робинзон Крузо», «Волк на псарне», «Муму», «Ворона и лисица» и др. Если учащиеся объясняли выбор определенного произведения, то в качестве причины они называли поучительность произведения («многому учит», «учит жизни и самостоятельности», интересно объяснение выбора сказки «Царевна-лягушка»: «потому что моя подруга немного нетерпеливая») или интересный сюжет («трогательное и интересное произведение» и др.). Проведенное анкетирование показало, что 44% школьников понимают, что сказка может чему-то научить, при этом объяснить, чему именно, смогла лишь четверть учащихся, 18% дают лишь обобщенные ответы на этот вопрос. Остальные 56% не видят актуальности сказок: четверть не понимает актуальности сказок, треть видит в сказке только интересный сюжет, 62,5% предпочитают сказкам другие литературные произведения.

Также учащимся в качестве домашнего задания было предложено написать небольшое эссе на тему «Как литература влияет на меня, мою жизнь?»

Изучив работы школьников, можно сделать следующий вывод: большинство учащихся (60%) связывает произведения с собой, своей жизнью, однако только 30% обучающихся приводят конкретные уроки, которые получили при прочтении произведения («если работать сообща, то дело пойдет как по маслу»; «учит стремиться к цели») (здесь и далее сохраняется авторская орфография и пунктуация в работах учеников). 30% учащихся понимают, что сказка может их чему-то научить, но не поясняют, чему именно («[произведения] могут поменять наши взгляды и мировоззрение <…> человек может перенять жизненный опыт, которого у него еще не было»; «сказки учат многому и это все нам предстоит пройти в жизни»).

Остальные учащиеся (40%) не связывают произведение с собой, своей жизнью. Обучающиеся указывают, что литература увеличивает словарный запас, делает умнее («литература развивает мою фантазию и словарный запас»; «я повышаю словарный запас, учусь правильно говорить, становлюсь интеллектуальнее и могу поддержать беседу на любую тему»).

В рамках основного этапа экспериментальной работы нами был проведен 31 урок по литературе:

15 уроков – в 5 классе в 2022-2023 уч. г.; 16 уроков – в 6 классе в 2023-2024 уч. г.

Рассмотрим систему заданий на примере одного произведения – рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Историко-культурологический комментарий как вход в пространство текста и изучение особенностей художественного произведения

Задания этого этапа предлагались школьникам на уроке «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева: историко-культурологические особенности рассказа».

Учащимся необходимо выполнить интерактивное задание (URL: https://learningapps.org/watch?v=p98czwupk24): соотнести непонятные слова, встретившиеся при прочтении рассказа В.П. Астафьева, с их определениями. После этого учитель ставит перед учениками вопрос: «Как вы думаете, почему Астафьев использует такую лексику?» Для ответа на этот вопрос учащимся потребуется изучить историю создания рассказа и фрагменты писем В.П. Астафьева.

  • «Конь с розовой гривой» – рассказ, входящий в цикл рассказов «Последний поклон».
  • «Я и позднее бывал там, и вообще на Родину езжу каждый год. Вот только что вернулся. Был в низовьях Енисея, рыбачил, съеден комарами дотла <…> Ну вот, в тот же приезд на великую стройку родилась у меня мысль написать повесть о моей Родине и родичах, дабы самонадеянным преобразователям и освоителям Сибири не казалось, что до них тут никто не жил. Жили! Жили, да ещё и какие люди жили!.. Так и родился «Последний поклон». И писался десять лет» [1, с. 163].
  • «Пишу и поэтапно вижу, как разрушалась и уничтожалась наша семья, большая, безалаберная, и среди всех жертв самая невинная, самая горькая и невозвратная – моя мама» [1, с. 154].

После этого учитель предлагает вспомнить, как называются рассматриваемые «непонятные» слова. Учащиеся могут записать определение диалектизмов: «диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности» [8, с. 122].

В результате выполнения задания учащиеся должны прийти к выводу об автобиографичности рассказа «Конь с розовой гривой», о том, что В.П. Астафьев в цикле «Последний поклон» отразил свои воспоминания о жизни в Сибири, своем детстве, именно поэтому он наделил своих героев речью, которая характерна для людей той местности – диалектизмами.

Далее учитель может предложить найти в тексте подтверждения автобиографичности рассказа:

  1. описание тайги («Правда, село здесь слышно, а все же тайга, пещера недалеко…» [5, с. 71]), Енисей («Я помчался домой, <…> и мы подались к каменным бычкам, за поскотину, спускавшуюся прямо в Енисей по-за логом» [5, с. 74]);
  2. герой-рассказчик – сирота, его мама утонула, а живет он с бабушкой и дедушкой («Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула»; «Левонтий только пьяный жалеет да еще дедушка – и все, бабушка только кричит…» [5, с. 75]);
  3. дедушка работает на заимке, т.е. он ведет сельское хозяйство на никому не принадлежащих землях; заимки в России были распространены в Сибири и на севере европейской части [2, с. 18] («Дедушка был на заимке, километрах в пяти от села, в устье реки Маны» [5, с. 73]).

Таким образом, учащиеся могут прийти к выводу об автобиографичности рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», лучше понять местность и особенность жизни писателя (и героя-рассказчика), описанные в произведении.

Связь с современностью

Задания этого этапа предлагались школьникам на уроке «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева: герои рассказа».

  1. Какие качества можно выделить у героя-рассказчика? Как вы думаете, почему он чувствовал вину перед бабушкой?
  2. Как «плохие» компании могут повлиять на человека? Что об этом говорит герой-рассказчик? Вы согласны с его мнением?
  3. Как вы думаете, почему бабушка все же дала герою-рассказчику пряник?

В результате обсуждения учащиеся должны прийти к выводам:

  1. Герой-рассказчик ответственный, добрый, совестливый, однако способен поддаваться дурному влиянию других героев. Несмотря на свой возраст, герой оказывается мудрым: в конце рассказа он понимает, что свернул на «кривую дорожку» и какие последствия у этого могут быть: «Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую “кривую дорожку” оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…» [5, с. 80].
  2. Бабушка все же дала герою-рассказчику пряник, чтобы показать, что искреннее раскаяние и понимание последствий своих поступков – это поступок достойного человека. Несмотря на строгость, Катерина Петровна справедлива и мудра. Герой сам наказал себя, он испытал муки совести, а за свое раскаяние получил вознаграждение – «пряник конем».

Связь с личностью школьника

Задания этого этапа предлагались школьникам на уроке «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева: герои рассказа».

Учащимся необходимо выполнить творческую работу, которая представляет собой письменный ответ на вопросы:

  1. Как герой-рассказчик мог ответить Саньку (вместо «-А хочешь, все ягоды съем? – сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду» [5, с. 69]) и избежать совершенной ошибки? Напишите ответ в 3-5 предложениях.
  2. Представьте, что мог сказать герой-рассказчик бабушке и дедушке в момент своего раскаяния? Напишите его монолог в 3-5 предложениях.

В результате выполнения задания учащиеся смогут представить себя на месте героя, свой вариант ответа или извинения перед другими персонажами рассказа, что позволит школьникам использовать эти фразы, реплики в их социальной жизни.

На контрольном этапе эксперимента учащимся было предложено ответить на несколько вопросов по изученным на наших уроках произведениям, например: «Чему учит рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой?» Все школьники ответили, что произведение учит тому, что важно оставаться совестливым и уметь признавать ошибки. 74% учащихся ответили, что рассказ учит тому, что важно оставаться собой и не поддаваться чужому влиянию. Все учащиеся успешно справились с заданием.

Проведенное анкетирование показало, что систематическое использование заданий электронного учебного пособия «Я в мире литературы» позволило свети количество обучающихся, неверно определяющих смысловое ядро произведения, к нулю и увеличило количество учащихся, которые стали видеть конкретные уроки литературного произведения, с 67% до 100% (см. рисунок 2).

Рис. 2. Сравнение результатов анкетирования

Также учащимся было предложено написать эссе на тему «Согласны ли вы с высказыванием британского писателя и журналиста Себастьяна Фолкса «Чтение книг – не способ бегства от жизни, книги дают ключ к ее пониманию. Ключ к реальности?». 82% учащихся увидели конкретные уроки, которые дают изученные произведения, смогли соотнести ситуации, происходящие с героями произведений, со своей жизнью («В жизни с каждым человеком может произойти такая ситуация как в произведении А.С. Грина «Алые паруса», когда окружающие не верят тебе, издеваются над тобой. Нужно верить в свою мечту и прилагать усилия»). 14% неверно интерпретировали цитату, но соотнесли себя с героями («Если не читать книги то ты мало что будешь понимать. <…>, например, в рассказе «Алые паруса» Ассоль вроде бы читала книги и стала более сообразительной и мечтательной. Да и вообще те же самые буквари…»). 4% дали обобщенные ответы на поставленный вопрос.

Таким образом, на констатирующем этапе экспериментальной работы 30% учащихся смогли назвать конкретные уроки, которые можно получить после прочтения того или иного произведения. На контрольном этапе доля учащихся выросла до 82%. Процент школьников, которые понимают, что литература может чему-то научить, но не называют конкретные уроки, сократилось с 30% до 4%. Доля учащихся, которые не видят, чему литература их может научить, снизилась с 40% до 0% (см. рисунок 3).

Рис. 3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы

Таким образом, результаты проведения экспериментальной работы подтверждают, что систематическое использование электронного учебного пособия «Я в мире литературы» на уроках литературы помогает учащимся развивать читательскую грамотность и понимать значение литературы для личности школьника.

Концепция данного пособия может стать основой для создания учебно-методического комплекса по литературе.

Список литературы:

  1. Астафьев В.П. Нет мне ответа… / Виктор Петрович Астафьев. М.: Эксмо, 2012. 891 с.
  2. Большая советская энциклопедия: В 65 т. Т. 26 / Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Москва: Советская энциклопедия, 1933. 424 с.
  3. Забродина Н.П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н.П. Забродина, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова и др.; под общ. ред. Р.Ш. Мошниной. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 80 с.
  4. Ковалева Г.С. Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. 3-е изд., стер. М., СПб.: Просвещение: Санкт-Петербургский филиал издательства «Просвещение», 2023. 127 с.
  5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2012. 288 с.
  6. Кулаева Г.М. Русский язык. Сборник задач и упражнений по развитию читательской грамотности. 5-9 классы / Г.М. Кулаева, П.А. Якимов. Оренбург: ООО «Издательство «Оренбургская книга», 2022. 74 с.
  7. Найдорф М.И. Очерки современной массовой культуры: монография / М.И. Найдорф. Одесса: ВМВ, 2013. (дата обращения: 06.11.2023).
  8. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций: В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. 5-е изд, перераб. М.: Просвещение, 2023. 245 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287). (дата обращения: 06.11.2023).
  10. Федоров В.В. Сборник задач по формированию читательской грамотности 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Федоров, С.Ю. Гончарук, М.А. Баканова. М.: Просвещение, 2020. 207 с.
  11. OECD (2019), PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD Publishing Parishttps://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 06.11.2023).

The electronic textbook «I am in the world of literature» for students in grades 5-6

Ilyina D.M.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurjevna,
Associate Professor of the Department of the Methods of Teaching Social Sciences and Humanities of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. One of the relevant aspects of modern school education is connected with formation and development of functional literacy of students, reading literacy is its most important component. As an effective means of solving this problem, we offer the electronic textbook «I am in the world of literature» developed by us. In this article, the concept of the textbook is presented on the example of studying the story of V.P. Astafiev «Horse with a Pink Mane» at Literature lessons in the 6th grade. The system of tasks allows students to gradually immerse themselves in the world of a literary work – in three stages: the study of the historical and cultural features of the text, students’ understanding of the relevance of the studied work in the modern world and for the personality of schoolchildren. The results of our experimental work in 2022-2023 and 2023-2024 years confirmed that the systematic use of the electronic textbook «I am in the world of literature» at Literature lessons helps students develop reading literacy and understand the importance of literature. The concept of this textbook can become the basis for the creation of an educational and methodological complex in Literature.
Keywords: Federal State Educational Standard, functional literacy, reading literacy, Literature lesson, electronic textbook, V.P. Astafiev «Horse with a Pink Mane».

References:

  1. Astafiev V.P. No answer to me ... / Victor Petrovich Astafiev. Moscow: Eksmo, 2012. 891 p.
  2. Great Soviet Encyclopedia: In 65 vols. Vol. 26 / Ch. ed. O.Yu. Schmidt. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1933. 424 p.
  3. Zabrodina N.P. Reading literacy: a manual for the development of functional literacy of high school students / N.P. Zabrodina, I.E. Barsukov, A.A. Burdakova and others; under the general ed. R.Sh. Moshnina. Moscow: Academy of the Ministry of Education of Russia, 2021. 80 p.
  4. Kovaleva G.S. Reading literacy: collection of reference tasks: issue 2: textbook: In 2 parts. Part 1 / G.S. Kovaleva, L.A. Ryabinina, G.A. Sidorova, M.I. Kuznetsova, Yu.N. Gosteva; ed. G.S. Kovaleva, L.A. Ryabinina. 3rd Moscow; St. Petersburg: Enlightenment: St. Petersburg branch of the Enlightenment publishing house, 2023. 127 p.
  5. Korovina V.Ya. Literature. Grade 6. Textbook: for general education. institutions. In 2 parts. Part 2 / V.P. Polukhina, V.Ya. Korovina, V.P. Zhuravlev, V.I. Korovin; ed. V.Ya. Korovina. Moscow: Enlightenment, 2012. 288 p.
  6. Kulaeva G.M. Russian language. Collection of tasks and exercises for the development of reading literacy. Grades 5-9 / G.M. Kulaeva, P.A. Yakimov. Orenburg: Orenburg Book Publishing House LLC, 2022. 74 p.
  7. Naydorf M.I. Essays on modern mass culture: monograph / M.I. Naydorf. Odessa: WWII, 2013. (date of the address: 06.11.2023).
  8. Grade 6. Study. for general education. organizations: In 2 parts. Part 1 / M.T. Baranov, T.A. Ladyzhenskaya, L.A. Trostentsova and others; scientific. ed. N.M. Shansky. 5th ed. Moscow: Enlightenment, 2023. 245 p.
  9. Federal State Educational Standard of Basic General Education (Approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021. №287). (date of the address: 06.11.2023).
  10. Fedorov V.V. Collection of tasks for the formation of reading literacy grades 5-8: study. manual for general education. organizations / V.V. Fedorov, S.Yu. Goncharuk, M.A. Bakanova. Moscow: Enlightenment, 2020. 207 p.
  11. OECD (2019), PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD Publishing Paris, https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (date of the address: 06.11.2023).