Аннотация. В рамках доклада выявлены и проанализированы факторы, оказавшие влияние на становление отрасли пластической хирургии в Республике Корея. В работе также рассматривается воздействие данной индустрии на формирование корейской идентичности. Приводятся статистические данные, помогающие отразить актуальное состояние рынка пластической хирургии.

Ключевые слова: физиогномика, пластическая хирургия, Республика Корея, лицо, идентичность.

В XXI в. Республика Корея успешно занималась продвижением культуры страны посредством мягкой силы. Тем не менее, это не единственный фактор, благодаря которому Юг приобрел популярность. В 2022 году в страну приехало 46 300 человек в рамках туризма, целью которого была пластическая операция [12]. В рассматриваемой статье продемонстрировано, как менялось восприятие лица в корейском обществе, и как Республики Корея превратилась в «столицу пластической хирургии».

Эксперты, занимающиеся исследованием культурных дискурсов пластической хирургии в Республике Корея, полагают, что такое стремление к совершенствованию внешности тесно связано древней традицией гвансан (관상), или же гаданием на основе физиогномики лица [8]. Примерно в VII веке из Китая в страну проникла система верований, согласно которой черты лица представляли некоторую карту [3]. Считалось, что, обладая определенными знаниями и техниками, можно было раскрыть настоящую личность человека, а также узнать о прошлом, настоящем, будущем. Так, судьба оказывается чем-то, что было предопределено с рождения. Однако корейцы, практикующие гвансан (관상), верили, что, приложив достаточно усилий, человек способен изменить жизненный путь [3].

Доказательством данного суждения могут послужить различные корейские поговорки, например, «나이 사십이 넘으면 자신의 얼굴에 책임을 져야 한다» (корейцы адаптировали одну из цитат Авраама Линкольна) [11]. В переводе это буквально означает, что после 40 лет человек должен взять ответственность за лицо, а, значит, и за будущее, которое отразилось на нем.

Другим примером является поговорка: «얼굴은 영혼의 반영이며 마음의 초상화다» («Лицо – отражение души и сердца») [11].

В качестве еще одного примера может послужить легенда о рождении Чон Ду Хвана. Считается, что мать будущего президента встретилась со странствующим монахом, который предсказал, что, если бы не выступающие зубы, она могла бы родить успешного сына. После беседы женщина выбила их себе камнем, чтобы исправить лицо [6, с. 69-70]. Тем не менее вопрос о том, можно ли изменить судьбу с помощью стороннего вмешательства, в том числе пластического, не имеет однозначного ответа среди сторонников метода гвансан (관상).

Таким образом, можно проследить, что традиция, согласно которой внешний облик человека наделялся особым значением, и вера в то, что от этого зависит целая жизнь, сопровождали корейское общество на протяжении значительного периода истории.

Идея лица как зеркала, отражающего качества человека, получила продолжение во время оккупации Кореи (1910-1945 гг.) [1, с. 101]. Японское правительство настаивало, что определенные черты лица свидетельствует о высоком уровне интеллекта, утверждая тем самым личное превосходство. Корейцы, желая противостоять натиску со стороны захватчиков, начали развивать идею идентичности. Например, антрополог На Се Джин писал, что они не только превосходили захватчиков по уму и красоте, но и были более близки к европейскому типу внешности по сравнению с другими представителями монголоидной расы [1, с. 101]. Так, превознесение образа западного человека выступает прежде всего как протест колониальному влиянию. Лицо становится средством борьбы против японского натиска, параллельно формирующим новые идеалы.

Во время и после Корейской войны на Юг стали прибывать американские врачи, среди которых был и Дэвид Ральф Миллард, положивший начало пластической хирургии в стране. Операция на двойное веко стала одной из самых востребованных. Однако корейцы, не желая полностью копировать внешность западного человека, стремились создать идентичность, которая не была бы похожа ни на азиатскую, ни на европейскую [1, с. 102]. Уже с 60-х годов южнокорейская косметическая хирургия имела довольно крепкий фундамент. Эксперты предполагают, что в этот период люди все еще могли ориентироваться на гвансан (관상), преследуя цель изменить внешность, а значит и судьбу [2]. Так, с XX века на смену древней традиции, в которой будущее считалось предрешенным, приходит западная идея, позволяющая человеку управлять жизнью.

В период азиатского экономического кризиса, когда конкуренция на рынке была наиболее острой, возник ряд факторов, повысивших значимость лица. Экономика Южной Кореи все больше походила на приватизированные свободные рынки Запада [8]. Страна переживала ужасный кризис безработицы, существовавшая ранее система охраны труда была отменена, увольнение работников стало происходить в разы проще [8]. Работодатели начали обращать настолько сильное внимание на внешность человека, что это практически стало одним из критериев резюме. Можно предположить, что помимо эстетического восприятия, корейцы продолжали верить в гвансан (관상), считая, что правильные черты лица принесут компании успех. Таким образом, каждый человек должен был сам нести ответственность за карьерное продвижение. В связи с новыми негласными требованиями и возросшей конкуренцией люди начали искать различные уловки, которые могли бы помочь им выделиться на фоне других претендентов. Безусловно, среди факторов, повышающих шансы на трудоустройство, была внешность. Косметическая хирургия получает все большее распространение.

В XXI веке Республика Корея вошла вместе с шоу «Challenge Cinderella» [5], которое отлично демонстрирует настроение общества после кризиса 1997-1998 годов. Программа предлагала бесплатную пластическую операцию в формате игрового шоу. Несмотря на серьезную критику, обрушившуюся на передачу, в 2011 году на корейском телевидении появилось новое шоу о преображении под названием «Let Me In». Данная программа имела внушительную аудиторию, а в 2014 году даже стала самым популярным корейским шоу в Китае. Успех программы «Let Me In» породил ряд похожих передач в 10-х годах XXI века. Так, можно проследить как общество Республики Корея все больше начинает вовлекаться в мир пластической хирургии. Если ранее людьми двигала конкуренция на рынке труда, но это все еще было делом каждого, то теперь модификации с лицом и телом стали частью некой игры, шоу.

Возвращаясь к вопросу о трудоустройстве, хотелось бы отметить, что практика, когда красивая внешность повышала шанс на получение работы, актуальна и для настоящего времени. Только в 2017 году правительство Республики Корея запретило работодателям требовать от соискателей фотографию в резюме. Внедрение подобных поправок означает, что правительство осведомлено о текущем положении дел, а также отдает отчет в том, что пластическая хирургия приобрела статус телесного капитала работника. Около 50% менеджеров, занимающихся наймом, признались, что внешность человека играла значение на собеседовании [8]. В обществе появился феномен чхвиоп сонхеонг («취업 성형») трудовая хирургия, затронувший как частный, так и государственный сектор [5]. Иными словами, чтобы хорошо устроиться в жизни и получить работу, нужно решиться на операцию. Также в некоторых современных корейских книгах продолжает появляться упоминание о гвансан (관상) в качестве основы для пластической хирургии [4, с. 2]. Часть экспертов придерживается мнения, что именно физиогномика и следующий из нее успех на работе влияют на стремление людей лечь под нож, а не погоня за западными стандартами.

Тем не менее, обе стороны имеют право на существование. Нельзя не упомянуть патриархальный характер корейского общества, поскольку эта характеристика также влияет на процент пластических операций. Данная форма социальной организации заложила определенные стандарты женственности, которым необходимо соответствовать, чтобы иметь успех на работе. Подтвердить это предположение можно с помощью статистики 2012 года, показывающей, что заработная плата девушек, сделавших пластическую операцию, выросла с 300 до 700 долларов [4, c. 3]. Таким образом, в 10-х годах XXI века корейское общество все с большей силой стало вовлекаться в данную индустрию. На восприятие идеалов красоты повлияло множество факторов, начиная с исторического влияния физиогномики и патриархата, заканчивая высокой конкуренцией на рынке труда.

Для того чтобы понять, что представляет южнокорейский рынок пластической хирургии в настоящее время, необходимо обратиться к статистике. В 2024 году Республика Корея заняла первое место по количеству пластических операций. Согласно отчету, 8-9 человек из тысячи решились на подобную процедуру [12]. Данная статистика демонстрирует растущую тенденцию к модификациям в корейском обществе. Более того, операция на двойное веко, которую когда-то начал Дэвид Ральф Миллард, сейчас является модификацией «начального уровня», она отличается популярностью и сравнительно дешевой стоимостью. Таким образом, за относительно короткий промежуток времени Республика Корея стала известна не только благодаря культуре, но и приобрела неофициальный статус столицы пластической хирургии.

В завершении представляется необходимым обратиться к работам визуального художника Хван Ый Чжипа как к протесту нереалистичным стандартам в современном творчестве. Мужчина родился в Республике Корея, но на данный момент живет и работает в Нью-Йорке. Основной темой в его творчестве выступают недостижимые стандарты красоты. Например, проект «Live Your Dream» является сатирой на культ красоты в родной стране художника [9]. Для некоторых изображений мужчина использовал различные фотографии знаменитостей, которые обработал в Фотошопе, вытянув лица так, чтобы форма головы стала размытой, а контуры пропали. С помощью этого приема художник лишил лица какой-либо уникальности, после обработки нельзя было понять, кому они принадлежат, перед зрителями предстал обобщенный образ носителя корейской культуры в призме существующих стандартов. Можно предположить, что современный культ внешности в стране во многом игнорирует уникальность, формируя очень четкие рамки «красоты». В интервью художник отметил, что в процессе работы над проектом задумывался о будущем пластической хирургии в Республике Корее, когда врачи достигнут нового уровня и научатся пересаживать лица [9]. Более того, Хван Ый Чжип не намерен выставлять работы, поскольку считает, что эти изображения могут превратиться из сатиры во вполне реальные эскизы для будущих лиц. Так, по мнению художника, пластическая хирургия сейчас является не только гордостью страны, но и во многом определяет современную корейскую идентичность [7].

Подводя итог, следует резюмировать, что на современное восприятие и состояние отрасли корейской пластической хирургии во многом повлияли исторические события и традиции, последствия которых видны и в настоящее время. В последнее десятилетие Республика Корея переживает бум различных модификаций с телом и лицом. Нельзя не отметить, что это сильно сказывается и на настроениях общества. В результате можно увидеть не только изменившуюся идентичность, но и завышенные стандарты красоты, лишающие человека уникальности и заставляющие соответствовать всеобщему образцу, чтобы успешно устроиться в жизни.

Список литературы:

  1. Бунаева Н.А., Сосорова Б.С. К вопросу о популярности пластической хирургии в Южной Корее // Теория и практика регионоведения. Т. III. Труды II Международной научно-практической регионоведческой конференции. Иркутск, 14-15 сентября 2019 г. / отв. ред. Яковлев В.В. СПб.: С. 100-106.
  2. 23FA Class #3: Dysmorphia, Status, or Artistry // YouTube. (дата обращения: 09.03.2024).
  3. Gwansang: Guide to Korean Face Reading // BestofKorea. (дата обращения: 09.03.2024).
  4. Kwak J. The Influence of Western Culture on Plastic Surgery Consumption in South Korea // Journal of Gynecology and Women's Health. 2021. №21(2):: 1-4.
  5. Lee S. When Neoliberalism and Patriarchy Conspire: Plastic Surgery in the South Korean Reality TV Show Let Me In // The Drama Review. 2020. №64(2).: 101-116
  6. Ruth H., Joanna E.-H. Gender, Globalization and Aesthetic Surgery in South Korea // Body and Society. 2012. №18(2).: 58–81.
  7. South Korea, «The Hollywood of Asia» // fishey. (дата обращения: 09.03.2024).
  8. Stanford scholar traces the roots of South Korea’s cosmetic surgery surge // Stanford University. (дата обращения: 09.03.2024).
  9. These Surreal Plastic Surgery Ads Subvert Korean Beauty Standards // VICE. (дата обращения: 09.03.2024).
  10. 관상 (觀相) // 한국민족문화대백과사전. (дата обращения: 09.03.2024).
  11. 마흔이 넘으면, 자신의 얼굴에 책임을 져야한다 // 시민신문. (дата обращения: 09.03.2024).
  12. 성형대국 한국 '1000명당9명' 수술받아…세계 1위 // news1. (дата обращения: 09.03.2024).

From face reading to the capital of plastic surgery

Vidulina A.A.,
bachelor of 3 course of the National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow

Research supervisor:
Iskhakova Zemfira Zul'fugarovna,
Professor of the Department of International Politics and Foreign Regional Studies of the Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Doctor of Philological Sciences, Docent

Abstract. The report identifies and analyses the factors that contributed to the formation of the plastic surgery industry in the Republic of Korea. The paper also explores the impact of this industry on the development of Korean identity. Statistical data is provided to help illustrate the current state of the plastics surgery market.
Keywords: physiognomy, plastic surgery, Republic of Korea, face, identity.

References:

  1. Bunaeva N.A., Sosorova B.S. To the question of plastic surgency popularity in South Korea // Theory and practice of regional studies. Vol. III. Proceedings of the II International Scientific and Practical Regional Studies Conference. Irkutsk, September 14-15, 2019 / ed. Yakovlev V.V. Petersburg: 2020.: 100-106.
  2. 23FA Class #3: Dysmorphia, Status, or Artistry // YouTube. (date of the address: 09.03.2024).
  3. Gwansang: Guide to Korean Face Reading // BestofKorea. (date of the address: 03.2024).
  4. Kwak J. The Influence of Western Culture on Plastic Surgery Consumption in South Korea // Journal of Gynecology and Women's Health. 2021. №21(2):: 1-4.
  5. Lee S. When Neoliberalism and Patriarchy Conspire: Plastic Surgery in the South Korean Reality TV Show Let Me In // The Drama Review. 2020. №64(2).: 101-116.
  6. Ruth H., Joanna E.-H. Gender, Globalization and Aesthetic Surgery in South Korea // Body and Society. 2012. №18(2).: 58-81
  7. South Korea, «The Hollywood of Asia@ // fishey. (date of the address: 09.03.2024).
  8. Stanford scholar traces the roots of South Korea’s cosmetic surgery surge // Stanford University. (date of the address: 09.03.2024).
  9. These Surreal Plastic Surgery Ads Subvert Korean Beauty Standards // VICE. (date of the address: 09.03.2024).
  10. Coronation // Korean Encyclopedia of Ethnic Culture. (date of the address: 09.03.2024).
  11. If it is over, you should be on your face // Citizen Newspaper. (date of the address: 09.03.2024).
  12. 9 People per 1000 People 'Surgery in Moulded Korea... # 1 in the World // news1. (date of the address: 09.03.2024).