Аннотация. Статья исследует символизм лотоса и его использование в искусстве Кореи во времена правления династии Чосон, подчёркивает многогранность трактовок его образа. Лотос, часто ассоциируемый с чистотой и духовным пробуждением, нашёл своё отражение в различных формах искусства, включая архитектуру, керамику и живопись. Использование мотивов лотоса подчёркивает связь с природой и космическим порядком, отражает философские и эстетические идеалы эпохи.

Ключевые слова: лотос, символика лотоса, династия Чосон, корейская архитектура, корейская керамика, корейская живопись, символизм

Введение

Государство Чосон (조선), династическое королевство, просуществовавшее чуть более 500 лет, было основано Ли Сонге в 1392 г. и заменено Корейской империей в 1897 г. [5, с. 31]. Официальной идеологией династии Ли становится конфуцианство. В период Чосон получили развитие классическая корейская культура и искусство.

В искусстве Кореи традиционно огромное значение играла цветочная символика. Так, одним из важнейших и наиболее популярных символов считался лотос.

Издревле этот цветок олицетворял божественный символ в азиатских традициях. Лотос является одним из восьми Благоприятных знаков, связанных с дхармическими учениями, такими как индуизм и буддизм. Узор лотосовых цветков нашел свое отражение в корейской керамике, проникнув сначала из Индии и позже через Китай в Корею. Цветок лотоса, аналогично своему циклу развития, «олицетворяет модели макро- и микрокосмоса» [2]. В Чосон символизм лотоса меняется в соответствие с конфуцианскими ценностями.

В модели мироздания лотос, рождаясь из земли и проходя сквозь толщу воды, олицетворяющую энергию Инь, стремится ввысь, проявляя энергию Ян. Прекрасный раскрывшийся цветок лотоса воплощает совершенство души. Лотос, таким образом, символизирует чистого помыслами, благородного человека, душа которого защищена от суеты жизни [2].

Восточные учения, как утверждает И. Гольский, рассматривают лотос как символ трех стадий духовного развития: «невежество, усилие его преодолеть и обретенное понимание» [2]. Лотос существует в земле, воде и воздухе, также и человек живет в мире материальном, интеллектуальном и духовном, двигаясь к просветлению [2].

Буддисты издавна считали лотос символом чистоты, потому что его красивые и ароматные цветы растут из илистого пруда. Так, популярность цветка и его иконографический акцент значительно возросли с распространением буддизма во времена династии Коре (918-1392 гг.), а при конфуцианском правлении в династии Чосон лотос стал олицетворять честного и верного ученого. Это новое значение было основано на китайской игре слов – лотос (lian) и прямота (lian) являются омонимами. Лотос также стал известен как «благородный муж» среди цветов. Он был цветком знати эпохи Чосон. Согласно профессору Кхо Юнхи из Университета Сонгьюнкван, в Чосоне лотос был единственным цветком «благородным мужем» [9]. Таким образом, у лотоса есть не только присущие ему свойства, но и определённый образ. Стебли лотоса прямые и не гнутся под весом крупных цветков, что символизировало бескорыстие и твердость убеждений благородного мужа [7, с. 101]. Чосонские ученые, которые хотели культивировать добродетель, обычно устраивали пруды с лотосами в своих садах или размещали картины с лотосами в своих кабинетах. Как отмечает профессор Кхо, «ученые Чосона рассматривали лотос как символ идеальной духовной гармонии. Король Чонджо вообще не любил цветы, но он любил цветы лотоса, и лотос часто появлялся в письмах чосонских литераторов» [9].

Как было упомянуто ранее, лотос ассоциируется с солнцем, источником жизни. Раскрываясь на рассвете, он символизирует возрождение, а, закрываясь на закате, олицетворяет покой. Согласно древней буддистской сутре, перерождение человека для достижения вечной жизни в раю происходит именно в прекрасном цветке лотоса. Поскольку лотос также служил прообразом позы тела, способствующей просветлению и оздоровлению духа, будды и бодхисатвы также изображались стоящими или сидящими в цветущих лотосовых чашах [5].

Образ лотоса в архитектуре

Рассмотрим изображения лотоса в архитектуре периода Чосон. Одним из примеров использования символа лотоса в архитектуре является – танчхон (단청). Танчхон – это декоративная роспись, украшающая колонны, стропила, стены, потолки и другие элементы здания рисунками и орнаментами. В росписи использовались разные мотивы орнамента, частыми из которых и были цветки лотоса. В период династии Ли (1392-1910 гг.) декоративное содержание, орнаментация и цветовые гаммы стали более изысканными и богатыми. С XVII в. применялись разные краски и более тонкая красочная орнаментация, теплые и холодные цвета. Один из примеров использования лотосов в танчхон – роспись во дворце Кёнбоккун (경복궁) (см. рисунок 1). Дворцовые сооружения представляют собой изысканные образцы традиционной корейской архитектуры и дизайна с инкрустированными потолочными плитками и сложной резьбой по камню. Красочные кирпичи украшены изображениями пионов, бамбука, цветов лотоса и бабочек. Разноцветные лотосы нарисованы на потолках, вырезаны на вершине деревянных колонн или высечены на каменных ступенях, чтобы создать впечатление, будто они поднимаются из лотосовой россыпи [8].

Рис. 1. Дворец Кёнбоккун (경복궁). Танчхон. Автор Блу Чхончхун (블루청춘). URL: https://racio.tistory.com

Не менее прекрасен образец росписи во дворце Чхандоккун (창덕궁) (см. рисунок 2) – это самый большой из пяти дворцов Южной Кореи и единственный, сохранивший архитектуру периода правления династии Чосон.

Рис. 2 Дворец Чхандоккун (창덕궁). Танчхон. Автор Ли Чжонгю (이정규) URL: http://copyright.or.kr

Отдельным архитектурным примером выделим часть дворца Чхандоккун –  павильон Пуёнчжон (부용정). Посетитель, пройдя в сад Хувон (후원) – «Задний сад» (иногда также именуемый как «Тайный» или «Секретный» (비원)), который был построен в 1463 г. по приказу вана Сечжо (세조), оказывается у прямоугольного пруда, окруженного павильонами, это место называют «Пруд лотоса» (부용지) [6]. Пруд был создан на основе традиционного восприятия Вселенной, где Небеса круглые, а Земля имеет прямоугольную форму. Так, он символизирует землю, а круглая форма острова в середине пруда символизирует небо. Он словно парит над лотосами. Две опоры павильона в пруду делают его похожим на красивый цветок лотоса в полном цвету [6].

Образ лотоса в живописи

Рассматривая изображение лотоса в живописи, речь, прежде всего, идёт о жанре «ёнхвадо» (연화도), предметом которого являются изображения лотоса. Обычно лотос изображался не отдельно, а как часть пруда, в котором также находились рыбки, водоплавающие птицы или бабочки. Картина обычно занимала ширму с 8-10 секциями. Такие изображения часто использовались летом [7, с. 101].

Лотос являлся одним из основных мотивов в буддистской живописи, но также часто изображался в живописи жанра минхва (민화). Термин «минхва» используется для обозначения живописи, созданной неизвестными художниками для простых людей. В народной живописи лотосы изображались со спокойными приглушенными цветами, создавая ощущение прохладного пейзажа [7, с. 101]. Среди всего многообразия сюжетов были особенно популярны: изображения цветов и птиц, лотосов, кабинета ученого. Минхва могли оформлять в виде ширм, свитков, а также картины могли просто прикреплять на дверь дома, как оберег от злых духов. Наиболее распространенное значение в минхва у лотосов – благословение Будды и благосклонность от правителя. Образ лотоса стал одной из самых распространенных и изящных тем в живописи жанра «цветы и птицы». Так, например, две утки на картине символизирует супружеское счастье, крепкую семью, а комбинация изображения уток и плодов лотоса – желание рождения детей (см. рис. 3).

Рис. 3 Лотосы и утки. Корейская народная живопись. https://helenlang.ru

Здесь можно также отметить, что лотос символизировал и любовь. Складные ширмы с изображением его цветов и других пар животных, таких как рыба, белая цапля и ласточка, были популярны среди богатых людей. Как отмечает профессор Кхо: «Когда на складной ширме нарисованы только лотосы, комната превращается в пруд – место для любви. Лотос часто появлялся на картинах Син Юнбока и Ким Хондо, связанных с любовью» [9]. Одна из известных работ художника Ким Хондо (김홍도) – «Лотос и стрекозы» («하화청정도») начала XIX в. (см. рисунок 4). Она является частью коллекции в художественном музее Гансон. Здесь мы видим большой лотос розового цвета с листьями и двух летающих над ним стрекоз. Другая работа Ким Хондо – картина «Фея с цветком лотоса» («선녀도») (1806 г.) (см. рисунок 5). Художник изображает женщину с лотосом.

Рис. 4 Ким Хондо «Лотос и стрекозы», XIX век, бумага. Корейское агентство базы данных, Художественный музей Кансон, Сеул

 

Рис. 5 Ким Хондо «Фея с цветком лотоса», 1806 г., шёлк. Корейское агентство базы данных

Узор лотоса встречается и во всех видах керамики, использовался как символ процветания и сотворения жизни. Присутствуя на поверхности посуды и других предметов быта, изображение цветка делало каждый объект уникальным произведением искусства. Лотос изображался с периода Троецарствия до династии Чосон в виде лозы, ветки и листа лотоса. Тип лозы характеризуется цветами и листьями, прикрепленными к стеблю, похожему на лозу, и переплетающимися вокруг цветов, тип ветви – это способ выразить листья, стебель и лотос как единое растение, а узор лотоса – это лепестки лотоса без стебля и листьев [10, с. 26].

Образ лотоса в керамике

Для эпохи династии Чосон типичными были изделия из белого фарфора. С появлением технологии подглазурной росписи в середине XV в., изделия стали украшаться разнообразными рисунками. В основном рисунок создавали при помощи нанесения синего кобальта, который сочетали с оксидами меди или железа [4]. Одни из излюбленных мотивов росписи корейского белого фарфора – это растительные мотивы, лотос является одним из них. Рассмотрим пример кувшина из белого фарфора с изображением лотоса (백자 동화 연꽃 무늬 항아리). Изделие датируется XVIII–XIX в. и расписано красноватым пигментом из оксида меди (см. рисунок 6). Этот кувшин особенно примечателен тем, что на нем нет никаких других украшений, только узор в виде цветка лотоса. Следующий пример – также кувшин из белого фарфора (청화백자 진사 연화문 항아리) (см. рисунок 7), конец XVIII в. На передней части S-образного корпуса изображены несколько лотосов, которые сначала очерчены тонкими линиями голубого цвета. В дополнение к изысканному выражению узора зеленая окраска лепестков цветка также является особенностью этого кувшина.

Рис. 6 Кувшин (백자 동화 연꽃 무늬 항아리), XVIII–XIX век. Белый фарфор, высота 29,7 см. Национальный музей Кореи, Сеул

Рис. 7 Кувшин (청화백자 진사 연화문 항아리), конец XVIII в. Белый фарфор, высота 44,6 см

Отметим также подставку для цветов из белого фарфора (백자 투각 연화문 화분대) (см. рисунок 8), XVI в. – была изготовлена во время правления вана Седжо и вана Сонджона династии Чосон в Кванджу, Кёнгидо. В настоящее время она находится в коллекции Музея восточной керамики в Японии. Это изделие, по-видимому, предназначалось в качестве горшка для комнатных растений. Узор лотоса представляет собой ажурный рисунок, который выполнен методом боковой резьбы.

Рис. 8 Подставка для цветов (백자 투각 연화문 화분대), XVI век. Белый фарфор, высота 39,5 см, ширина 26,4 см. Музей восточной керамики, Осака

Далее рассмотрим белую фарфоровую тарелку с цветами лотоса (백자청화 연화매조문 접시), XIX в. (см. рисунок 9). Это тарелка полна живописных узоров оттенков голубого цвета. Она заполнена цветами, плодами и листьями лотоса в пруду. Пруд окружен валунами, между которых растут травы. В качестве заключительного примера обратим внимание на белую фарфоровую сине-белую тарелку с узором из рыб и лотоса (백자 청화 연꽃 물고기무늬 접시) (см. рисунок 10), изготовленную в XIX в. Комбинация рыб и лотоса имеет смысл «жить в достатке».

Рис. 9 Сине-белая тарелка с цветами лотоса (백자청화 연화매조문 접시),
XIX век. Белый фарфор, диаметр 23,5 см. 134-я распродажа произведений искусства Сеульского аукциона №267

Рис. 10 Сине-белая тарелка с узором из рыб и лотоса (백자 청화 연꽃 물고기무늬 접시),

XIX век. Белый фарфор, диаметр 17,5 см. Национальный музей Кореи, Сеул

Заключение

Рассмотрев эстетическое и философское значение лотоса, хотелось бы также отметить, что понимание символизма данного цветка в корейской культуре имеет и практическое применение в изучении корейского языка. Для эффективного усвоения обучающимися семемы иностранного языка часто является важным сопоставление определенного лексического значения с информацией, связанной с национально-культурным компонентом (история, искусство, традиции и пр. страны изучаемого языка) [1]. Например, лексема 연못 , обычно переводимая как «пруд», на самом деле означает «лотосовый пруд», что отражает глубокую связь этого символа с корейской природой и культурой. Подобное знание может помочь обучающимся не только правильно интерпретировать лексические значения, но и понимать более широкие культурные ассоциации и метафоры, присущие языку. Таким образом, изучение корейского языка становится более глубоким и осмысленным, когда студенты осознают, что слова и выражения несут в себе не только прямое значение, но и отражают богатую культурную традицию и мировоззрение.

Таким образом, лотос является одним из наиболее значимых символов в корейском искусстве. Его привлекательность – не только в изысканной форме цветка, но и в его глубоком скрытом смысле и символической значимости. В данной работе были рассмотрены варианты символического значения лотоса, которые являются ключевыми в различных аспектах его интерпретации. В конфуцианстве лотос символизирует человека с высокими моральными качествами, такими как сдержанность, благородство. В буддийской философии, этот цветок, пробивающийся сквозь тину, представляет собой метафору чистоты мыслей и просветленное сознание. Кроме того, «согласно традиционным представлениям корейцев, изображение лотоса может выступать в качестве талисмана, обладающего целым рядом благопожелательных значений: повышение по службе, рождение многочисленного потомства и т.д.» [3]. Однако вне зависимости от конкретной интерпретации, прежде всего цветок несет мысль о том, что люди должны жить подобно лотосу, сохраняя чистоту души.

Список литературы:

  1. Воронина Л.А., Летун С.А. Роль национально-культурного компонента при обучении иностранному языку (на примере корейского) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. №2. С. 49-56.
  2. Гольский И.А. Философско-эстетический смысл лотоса в искусстве Китая. (дата обращения: 27.03.2023).
  3. Дудинова А.А. Динамика традиционной образности в корейской культуре: на материале классической и современной поэзии: дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Анна Александровна Дудинова. М.: 2021. 200 с.
  4. Корейская керамика. Bertolami Fine Art Азиатское и племенное искусство. (дата обращения: 27.03.2023).
  5. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI в.: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. 680 с.
  6. Тайный сад – Хувон (Huwon). (дата обращения: 13.11.2023).
  7. «Новая волна» корееведения в Дальневосточном федеральном университете: сб. науч. трудов. Вып. 5. Вестник Центра корееведческих исследований Дальневосточного федерального университета / отв. редактор Толстокулаков И.А. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. 210 с.
  8. Korean Temples and the Lotus Symbol. (дата обращения: 12.11.2023).
  9. Masterpieces of Joseon flower paintings // The Korea Times, 08.07.2018. (дата обращения 12.11.2023).
  10. 김정희 도자에 표현된 연꽃 문양의 상징성과 조형성 연구 / 김정희 // 한국도자학연구. 2020. Vol. 17, Issue: 21-38.

The image of lotus in Korean architecture, ceramics, and painting of the Joseon period

Sharueva M.V.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research Supervisor:
Efimova Anna Ivanovna,
Associate Professor of the Department of Chinese Languages of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, PhD

Abstract. The article explores the symbolism of the lotus and its use in the art of the Joseon Dynasty, emphasizing multifaceted interpretations of its image. Often associated with purity and spiritual awakening, lotus is represented in various forms of art, including architecture, ceramics, and painting. The use of lotus motifs highlights connection with nature and cosmic order and reflects the philosophical and aesthetic ideals of the epoch.
Keywords: lotus, lotus symbolism, Joseon dynasty, Korean architecture, Korean ceramics, Korean painting, symbolism

References:

  1. Voronina L.A., Letun S.A. The role of the national-cultural component in teaching a foreign language (on the example of Korean) // Bulletin of Novosibirsk State University. Series: History, Philology. 2021. Vol. 20, №2.: 49-56
  2. Golsky I.A. Philosophical aesthetic meaning of the lotus in Chinese art. (date of address: 27.03.2024).
  3. Dudinova A.A. Dynamics of traditional imagery in Korean culture: based on the material of classical and modern poetry: dissertation of candidate of philosophical sciences: 24.00.01/Anna Alexandrovna Dudinova. Moscow: 2021. 200 p.
  4. Korean ceramics – Bertolami Fine Art Asian and tribal art. (date of address: 27.03.2023).
  5. Kurbanov S.O. History of Korea from antiquity to the beginning of the 21st century: textbook // St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg University, 2009. 680 p.
  6. Secret Garden – Huwon (Huwon). (date of address: 13.11.2023).
  7. «New wave» of Korean studies at the Far Eastern Federal University: collection of scientific works. Issue 5. Bulletin of the Center for Korean Studies of the Far Eastern Federal University / responsible editor I.A. Tolstokulakov. Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2018. 210 p.
  8. Korean Temples and the Lotus Symbol. (date of address: 12.11.2023).
  9. Masterpieces of Joseon flower paintings // The Korea Times, 08.07.2018. (date of address: 12.11.2023).
  10. Kim Jung-Hee. Study of the symbolism and formality of the lotus pattern expressed in Kim Jung-Hee’s ceramics // Korean Ceramics Studies. 2020. Vol. 17, Issue 3.: 21-38