Аннотация. Чеболи – уникальное для Южной Кореи явление, а должностная структура внутри компаний-чеболей обладает своими социальными и историческими особенностями. Понимание наименования должностей в чеболях облегчает коммуникацию внутри них как для самих корейцев, так и для иностранных сотрудников и партнеров. При ее изучении важно разбираться в наименовании, иерархии и месте каждой должности в этой структуре. В статье определяется необходимый минимум экстралингвистической информации, входящей в состав фоновых знаний у обучающихся на корейском языковом направлении о чеболях и должностной структуре их топ-менеджмента, а также представлено описание наименований должностных лиц на уровне руководства в структуре южнокорейских чеболей с лингвистической точки зрения.
Ключевые слова: экономика Республики Корея, чеболь, должностная структура чеболей, корпоративная иерархия, экстралингвистическая информация.
Чеболь – уникальное для Республики Кореи явление, а должностная структура внутри компаний-чеболей обладает своими социальными и историческими особенностями. Понимание наименования должностей в чеболях облегчает коммуникацию внутри них как для самих корейцев, так и для иностранных сотрудников и партнеров. При ее изучении важно разбираться в наименовании, иерархии и месте каждой должности в этой структуре.
В статье была поставлена цель определить необходимый минимум экстралингвистической информации, входящей в состав фоновых знаний у обучающихся на корейском языковом направлении о чеболях и должностной структуре их топ-менеджмента, а также представить описание наименований должностных лиц на уровне руководства в структуре южнокорейских чеболей с лингвистической точки зрения.
Этимология понятия «чеболь»
Появление понятия «чеболь» в Республике Корея связано с периодом японской оккупации. После ухода японцев в связи с их поражением в 1945 году, некоторые корейцы, работавшие в крупных корпорациях, смогли приобрести активы ряда японских фирм, которые стали играть большую роль в послевоенном развитии южнокорейской промышленности. Чеболи (재벌) представляли собою объединение формально самостоятельных компаний на холдинговой основе, осуществлявшее единую политику и управлявшееся одним и тем же руководством, находившимся под контролем, как правило, у семейного клана, осуществлявшего управленческие и финансовые функции [6, с. 29].
Этимологически слово «재벌» происходит от японского термина «дзайбацу» и имеет одинаковое с ним иероглифическое написание 財閥 (財 богатство, имущество; 閥 фракция, клан). Дзайбацу – финансово-промышленные группы, характеризовавшиеся осуществлением управления членами одного клана, состоящего из нескольких семейств, и обладающего относительно малой долей собственности по отношению к общему объему активов всей финансово-промышленной группы. В дзайбацу существовала пирамидальная структура финансово-промышленной группы предприятий, позволяющая не соблюдать права, свободы и законные интересы прочих участников бизнеса, не входящих в клан [1, с. 13].
Расцвет чеболей пришелся на период правления президента Республики Корея Пак Чонхи, который решил использовать экспорт как основную движущую экономическую силу. Для этого было решено уделить особое внимание развитию тяжелой промышленности, которая требовала большой концентрации капитала [7, с. 39]. Политические лидеры и правительственные планировщики полагались на идеи и кооперацию чеболей. Благодаря чеболям, серьезно повлиявшим на развитие рынка, экспорта и новых отраслей, Республика Корея смогла стать одним из «четырех азиатских тигров» наряду с Сингапуром, Гонконгом и Тайванем.
Чеболи сыграли и продолжают играть существенную роль в экономике Республики Корея. Благодаря им в кратчайшие сроки была произведена индустриализация страны и её трансформация в мировую экономическую державу.
Иерархичность структуры чеболей
Иерархическая структура компаний связана с конфуцианским прошлым страны. По сей день во всех сферах жизни представителей корейской культуры присутствуют сильные элементы конфуцианской мысли. В Республике Корея до сих пор существует понятие, что в обществе не может быть двух человек с одинаковым социальным статусом, так как социум — это и есть иерархизированная пирамида [5].
Иерархия и конфуцианские традиции страны повлияли на отдаление верхушки власти компаний от нижестоящих сотрудников, создавая сложную структуру должностей, кардинально отличающейся от западных организаций. В корейских организациях часто наблюдается вертикальная штатно-организационная структура, где реализуется цепь команд: сверху вниз спускаются плановые задания, снизу вверх формируются потоки отчетности и информации о текущем состоянии бизнес-процессов [8, с. 3]. Весь топ-менеджмент и совет директоров компаний-чеболей как правило формировался по семейному признаку, а возглавлял его либо основатель холдинга, либо его преемник [3, с. 197]. Модель корпоративного управления чеболей построена на том, что основные решения принимает семья владельца. Помимо того, что в чеболях иерархическая структура построена так, что члены семьи обычно стоят во главе менеджмента, что дает им больше контроля над бизнесом, они же занимают высокие позиции в дочерних компаниях.
Члены семьи допускаются к руководящим должностям после того, как докажут свою компетентность. В одних семьях принято, что они должны успешно проработать в чужих фирмах в течение продолжительного срока, тем самым доказав, что они достойны должности топ-менеджера и в своей компании. В других же семьях их представители после окончания университета сразу идут работать в компанию, принадлежащую семье, но начинают с низов, и сами должны пробиваться наверх [4, с. 29].
Наименования должностей в иерархической структуре чеболей
Иерархическая структура в предпринимательской сфере Республики Корея является давно устоявшимся явлением, связанным с историческим прошлым страны и традициями, сохранившимися по сей день, несмотря на то, что постепенно внедряются новые, проектные формы управления. Так или иначе, понимание и знание ранга и титула корейского представителя имеет немаловажное значение для развития успешного бизнеса с корейскими компаниями в качестве клиентов, дистрибьюторов или партнеров, а также для понимания исторических аспектов развития южнокорейских корпораций.
Одним из факторов успешной работы компании, деловых коммуникаций и переговорных процессов являются личные отношения. Лучшее взаимопонимание достигается, в том числе, благодаря правильному употреблению титулов, соблюдению субординации и рациональному поведению внутри бизнес-среды.
Наименование должностей на уровне руководства в структуре чеболей разнообразны и специфичны и делятся на несколько уровней:
- 회장급 уровень председателя;
- 부회장급 уровень заместителя председателя;
- 사장급 / 부사장급 уровень президента или CEO / уровень вице-президента.
Корейские наименования титулов и должностей в каждой компании имеют свои различия и особенности. Наименованиями должностных лиц на уровне руководства являются:
- 회장 председатель,
- 부회장 заместитель председателя,
- 사장 президент или CEO,
- 대표이사 генеральный директор,
- 부사장 вице-президент.
В чеболях председатель (회장) – это часто человек, основавший компанию и контролирующий управление ею. Следующую должность занимает заместитель председателя (부회장), причем в некоторых компаниях на этой должности может быть несколько человек. Президент компании (사장) – лицо, представляющее компанию и ответственное за ведение корпоративных дел. Вице-президент (부사장) – должность в компании после президента. В крупных корпорациях может быть несколько президентов, у которых часто бывает несколько заместителей. Генеральный директор (대표이사) – представитель совета директоров, где принимаются коллективные решения касательно компании. Генеральный директор действует от имени своей компании, заключает контракты и принимает важные решения.
В корейском написании каждой должности руководства (кроме 대표이사) в конце всех слов находится слог 장 (長), одним из иероглифических значений которого является «глава, вождь». В слове 회장 первый слог 회 (會) переводится как «собирать», 장 – «глава», следовательно, в своем иероглифическом написании слово 회장 (會長) переводится как «глава собрания». Слово 부회장 (副會長) дословно переводится как «второй глава собрания», а слово 사장 (社長), отличается от 회장 (會長) одним иероглифом 社. Значение иероглифа 社 – «собирать», следовательно, 사장 (社長) также переводится как «глава собрания». 부사장 (副社長) переводится как «следующий после президента».
Обращение к людям, занимающим эти должности, осуществляется по следующей схеме: фамилия (иногда опускается) – название должности – почтительный суффикс -님.
Наименования должностных лиц на примере чеболей Samsung Electronics, LG, Lotte и Hyundai Motors
В Samsung Electronics Ли Джэён является председателем Samsung Electronics и всего Samsung в целом, на корейском языке его должность обозначается так – 삼성전자 회장, где 회장 – его титул. Ниже находится председатель Института Передовых Технологий Samsung (SAIT) Ким Кинам. Хоть Ким Кинам и не является владельцем Samsung, его должность находится на высшем уровне в структуре руководства Samsung, а титул также 회장.
В LG единственный на уровне председателя находится Гу Кванмо – генеральный директор LG (LG 대표이사 회장, где 회장 – его титул).
Генеральный директор Lotte – Шин Донбин. Стоит отметить, что официально у него шесть должностей: генеральный директор Lotte Holdings, генеральный директор Lotte Holdings в Японии, генеральный директор Lotte Strettic Investment в Японии, генеральный директор Lotte Well Food, генеральный директор Lotte Chilseong, генеральный директор Lotte Chemical. Но титул у него тоже один – 회장.
В Hyundai Motors высшую должность занимает сын основателя Hyundai Чон Ыйсон – генеральный директор Hyundai Motors (대표이사 회장, 회장 – его титул). Однако его отец Чон Монгу все также занимает кресло президента компании, несмотря на уход с поста генерального директора. Его официальный титул – почетный председатель (명예 회장).
Следующий уровень в структуре руководства компаний-чеболей – уровень заместителя председателя. Часто у них сразу несколько должностей, но титул один – 부회장. В Samsung больше всего заместителей председателя. Это можно обосновать тем, что Samsung является самым большим конгломератом, поэтому и высокопоставленных лиц там больше. В некоторых компаниях встречаются должности, характерные только для них. Например, в Lotte это глава группы продуктов питания (식품군 총괄대표, где 대표 – титул) Ли Ёнгу.
Последний уровень этой иерархии – уровень начальника. Стоит отметить, что в некоторых компаниях (например, LG и Hyundai Motors) это ранг президента или CEO и вице-президента. На этом уровне расположены президенты разных отделов компании и их заместители. После них идут должности ниже, не такие значимые в данной структуре.
Исследование иерархической структуры южнокорейских компаний позволило установить объём экстралингвистической информации [8, с. 94-95], минимально необходимой обучающимся на корейском языковом направлении для правильного понимания роли чеболей в экономическом развитии страны и особенностей их должностной структуры.
Обсуждение
Несмотря на давние традиции, некоторые компании начинают постепенно отказываться от такой сложной вертикальной структуры руководства. Так, в начале 2023 года Samsung отказались от использования титулов, а к председателям компании решили обращаться по имени с использованием почтительного суффикса -님 или по их имени и фамилии на английском языке. Смысл этих преобразований заключается в том, чтобы создать гибкую горизонтальную организационную культуру. Samsung Electronics объявила об этой политике сотрудникам, заявив: «Мы хотим создать культуру открытого общения для гибкой и горизонтальной организационной культуры путем расширения горизонтальных должностей для менеджмента и руководителей» [9]. Тем не менее, поскольку эти процессы находятся на начальном этапе развития, учет иерархической структуры чеболей для выстраивания правильных взаимоотношений между сотрудниками внутри компании, между разными корпорациями и в процессе международного сотрудничества всегда остается по прежнему актуальным.
Заключение
В ходе проведенного исследования были получены данные о содержательной стороне экстралингвистических и лингвистических знаний, касающихся уникальности системы чеболей и их иерархической структуры в Южной Корее, поскольку именно благодаря им начала процветать и продолжает развиваться экономика Южной Кореи. С момента своего появления корпорации-чеболи всегда сотрудничали с государством, так как стране были необходимы стабильные сильные производители. Кроме того, ими контролируется половина стоимости фондового рынка и большая часть экспорта страны. Эффективность исследуемой системы обусловлена строгим контролем со стороны хозяина компании, чаще всего – главы семейного клана. Знание титулов и иерархической структуры южнокорейских компаний помогает обучающимся на корейском языковом направлении осуществлять корректную коммуникацию с представителями таких компаний.
Список литературы:
- Алексеев А.И. Правовое регулирование деятельности дзайбацу как инструмент обеспечения экономической безопасности Японии в период Второй Мировой войны // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №4. С. 12-16.
- Воронина Л.А., Летун С.А. Экстралингвистическая информация и её объяснительный потенциал в обучении корейскому языку // Terra Linguistica. 2021. №1. С. 92-103.
- Данилов А.И., Данилов Д.Е. Финансовые механизмы инвестиционных процессов транснациональных корпораций в экономически развитых странах // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. №4(21). С. 195-199.
- Лабутина Н.А. Специфика организационной структуры южнокорейских чеболей (на примере корпорации «Самсунг») // Выпускная квалификационная работа на соискание степени магистра по направлению подготовки 41.04.03 «Востоковедение и африканистика». Екатеринбург, 2017. 84 с.
- Ланьков А.Н. Быть корейцем. М.: АСТ, 2006. 544 с. (дата обращения: 01.02.2024).
- Ли Чжэ Сун. Крупный семейный бизнес Республики Корея: особенности корпоративного управления и роль в развитии национальной экономики // Вестник РУДН. 2015. №4. С. 27-37.
- Миннекаева А.Р. Особенности формирования южнокорейских финансово-промышленных групп // Казанский вестник молодых ученых. 2018. №1(4). С. 38-44.
- Радионов В.В., Петухова С.В. Вертикальная иерархия и горизонтальные структуры управления // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал, 2017. №5(99). (дата обращения: 01.02.2024).
- 강주화. 삼성전자, '부장님' '상무님' 호칭 금지 // 국민일보. 2023. (дата обращения: 01.02.2024).
Names and role of officials at the management level in the structure of South Korean chaebols
Kireeva P.V.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Coauthor:
Kremneva D.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Letun Sergei Alexandrovich,
Senior Lecturer of the Chinese Language Department of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University
Abstract. The aim of the article is to determine the necessary minimum of extralinguistic information about chaebols and the job structure of their top management, as well as to provide a description of the names of officials at the management level in the structure of South Korean chaebols from a linguistic point of view.
Keywords: economy of the Republic of Korea, chaebol, chaebol official structure, corporate hierarchy, extralinguistic information.
References:
- Alekseev A.I. Legal regulation of zaibatsu as an instrument of providing of economic security in Japan during the World War II. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, №4.: 12-16.
- Voronina L.A., Letun S.A. Extra-linguistic information and its explanatory potential in teaching the Korean language. Terra Linguistica, 2021. №1.: 92-103.
- Danilov A.I., Danilov D.E. Financial mechanisms of investment processes of transnational corporations in economically developed countries. Bulletin of the Volgograd Institute of Business, 2012. №4(21).: 195-199.
- Labutina N.A. Specifics of the organizational structure of South Korean chaebols (on the example of Samsung Corporation). Final qualification work for a master's degree. Yekaterinburg, 2017. 84 p.
- Lankov A.N. Being Korean. Moscow: AST, 2006. 544 р. (date of the address: 01.02.2024).
- Lee Jae Sung. Large family business in Republic of Korea: corporate governance highlights and economic role. Vestnik RUDN, №4.: 27-37.
- Minnekaeva A.R. Features of the formation of South Korean financial and industrial groups. Kazan Bulletin of Young Scientists, 2018. №1(4).: 38-44.
- Radionov V.V., Petukhova S.V. Vertical hierarchy and horizontal management structures. Management of economic systems: an electronic scientific journal, 2017. №5(99). (date of the address: 01.02.2024).
- River coinage. Samsung Electronics bans the call for «Vice President», «Commerce». 2023. (date of the address: 01.02.2024).