Аннотация. В статье рассматриваются основные специфические характеристики младшего подросткового возраста мальчиков, оказывающих непосредственное влияние на процесс формирования голоса в онтогенезе. Выделены причины и факторы, влияющие на проявление дисфонии голоса у мальчиков.

Ключевые слова: дисфония, мутация голоса, подростковый возраст, голос.

Возрастная психология неоднозначна в своих трактовках периодизации подросткового и послеподросткового периода, потому возрастные рамки рассматриваемого периода в контексте существующих направлений психологии различны. Так, отечественные психологи Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский одинаково определяют рамки периода старшего подросткового возраста – 15-17 лет. В своих трудах Д.Б. Эльконин называет возрастной период 12-14 лет младшим подростковым возрастом.

Определение подросткового возраста зависит от следующих факторов:

  • социальные, культурные, экономические параметры взрослости в современном мире;
  • отдельные аспекты семейного воспитания;
  • позиция личности в социуме;
  • субъективное восприятие личности самой себя;
  • субъективные жизненные обстоятельства.

Подростковый возраст является началом первой фазы пубертатного развития мальчиков, для которой характерен активный рост, половое созревание организма, а также изменения в психической сфере. На занятиях и в повседневной жизни мальчики проявляют повышенную активность, а вместе с ней повышенную утомляемость и снижение работоспособности. Демонстративность в поведении, частая смена настроения, вспыльчивость, двигательное беспокойство, возбудимость в этот возрастной период значительно возрастают.

Повышенная двигательная активность мальчиков сочетается с более суетливыми, неуклюжими и неловкими движениями в силу частичных нарушений их координации и точности. Также следует отметить, что в этом возрасте мальчики становятся более шумными. При крике, воплях, визге происходит чрезмерное напряжение гортани, приводящее к раздражению. Д.К. Вильсон пишет о частом перенапряжении голосового аппарата, считая, что к нему проводит неправильное использование высоты тона и громкости. Громкая речь, по его мнению, провоцирует возникновение нарушений голоса детей в связи с использованием твердой атаки звука.

Специалисты высказывают мнение, что у мальчиков процесс формирования голоса в онтогенезе можно разделить на возрастные периоды.

В возрасте от 7 до 10 лет механизмом доминирования является фальцетный (голосовая мышца не активно участвует из-за недостаточного развития).

Начиная с 11 лет у подростков на низких нотах преобладает грудное звучание, а на высоких нотах – фальцетный регистр. Голосовые связки на низких нотах полностью закрываются, в то время как на высоких остается узкая линейная щель, характерная для фальцета. Внутренние голосовые мышцы, а также внешние мышцы гортани, играют ключевую роль в управлении голосовыми связками.

В период мутации угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык, становится весьма заметным на шее мальчика. Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора раза, вследствие чего голос опускается. С такой проблемой сталкиваются логопеды, работающие с юными мальчиками-вокалистами.

В частности, одним из признаков сильных изменений в голосовом аппарате мальчиков-подростков является резкая смена тембра и понижение голоса на октаву. Н.Г. Орлова подчеркивает: «Это и даёт основание говорить о переходном состоянии голоса, правильнее поэтому, вероятно, термин «мутация» применять только к голосам мальчиков, принципиально изменяющимся» [4, с.45].

Новизна состояния, частые ощущения физиологического неудобства, «агрессивные» проявления голосовых изменений, оказывают влияние на психику подростка, что приводит к его неожиданному поведению. Особый вклад в изучение специфики развития психоэмоционального состояния подростков и его влияния на нарушения голоса внесли зарубежные ученые.

Фониатры из разных стран провели исследования, связанные с нестабильностью психического состояния у младших подростков, и выяснили, что афония может быть связана с отсутствием голоса. В Мюнхене, на международной конференции по охране детского голоса и защите от истерических афоний, было отмечено внезапное возникновение истерического афонического синдрома, как признак сильного эмоциональных потрясений. Также отмечается, что афония может возникнуть из-за нервного стресса и находится в тесной связи с психодинамической реакцией подростка на стресс и усиливается эмоциональными конфликтами. Исследователи связали нестабильность психоэмоционального состояния младших подростков с афонией (отсутствием голоса).

Отечественные психологи и педагоги считают, что основной причиной стресса в младшем подростковом возрасте является учебное заведение и учебная деятельность. Стремление быть лучшим, страх перед недовольством родителей, сложность учебной программы формирует у подростков колоссальное число проблем психического плана.

Некоторые выводы, которые объединяют мнение как зарубежных, так и отечественных педагогов:

  • внезапность возникновения истерической афонии как симптома сильного эмоционального потрясения. У подростков на начальной стадии подросткового кризиса афония является инструментом ухода от решения сложной жизненной проблемы;
  • афония может возникнуть из-за стресса, тесная связь с психодинамической реакцией юношей на стресс, усиливается с эмоциональными конфликтами;
  • возникновение функциональной дисфонии, которая чаще всего возникает у мальчиков, занимающихся вокалом. Функциональные дисфонии представляют собой группу голосовых расстройств, основой которых являются дискоординационные нарушения при нормальном строении гортани.

Необходимо отметить возникновение функциональной дисфонии, которая чаще всего возникает у мальчиков, занимающихся вокалом. Функциональные дисфонии представляют собой группу голосовых расстройств, основой которых являются дискоординационные нарушения при нормальном строении гортани.

Сильная агрессия может проявляться в привычке громко говорить. Также может возникнуть охриплость голоса при негативных эмоциях или последствием психической травмы.

Объединяя причины нездоровой активности мальчиков, можно сделать вывод что с психологической точки зрения ими являются дисфония и афония.

Причины функциональной дисфонии могут быть дифференцированы на несколько групп (см. таблицу 1)

Таблица 1. Причины функциональной дисфонии

Причины

Характеристика

1.Перенапряжение голоса

1.Неправильная техника голосоведения.
2.Форсированная манера пения и речи.
3.Повышенные голосовые нагрузки в период заболевания верхних дыхательных путей (ОРВИ, ларингит и т.д.)

2. Психогенные факторы

1. Психотравмирующие ситуации.
2. Астенический синдром.
3.Тревожные состояния и депрессия

3. Эндокринные расстройства

1. Заболевания щитовидной железы
2. Период полового созревания

Несомненно, физиологическое развитие мальчиков в мутационный период влияет и на функциональные изменения голосовых складок, к особенностям которых относятся:

  • диспропорции в развитии отдельных органов голосовых складок;
  • наличие периодов в общем развитии голосовых складок, когда функциональное развитие отдельных органов незначительно или отсутствует;
  • разные периоды роста отдельных органов голосовых складок (гортань у мальчиков и девочек развивается только в течение первого года жизни, в то время как голосовые складки интенсивно развиваются до конца первого года жизни).

Вопрос о том, какой голосовой тип проявляется у юношей после мутации, остается предметом дискуссий. В практике наблюдается тенденция к изменению высоких детских голосов в баритоны и басы, а альты чаще всего становятся тенорами. Исторически это объясняется тем, что хормейстеры решали вопрос с дискантами, направляя их в низкие партии для добавления легкости и высоты, в то время как природные альты дополняли высокие партии глубоким, объемным звучанием.

Обычно мальчики, певцы дискантов до мутации, после окончания процесса оказываются в тенорах, а те, кто пел в альтах, переходят в баритоны и басы. Важно отметить, что проявление басовых интонаций у юноши во время мутации не означает, что в будущем у него будет бас. В большинстве случаев происходит постепенное повышение голоса в таких случаях. Сформировавшиеся голоса с низким, глубоким звучанием могут утверждаться в баритоне или теноре.

Практика показывает, что разговорный голос, который формируется у юноши, часто соответствует тембру взрослых в его окружении. Важно обратить внимание, что в период мутации ребенку необходима помощь опытного педагога, консультация фониатра и постоянный контроль за голосовым режимом. Любая музыкальная деятельность может оказаться вредной для еще не сформировавшегося голоса в период после мутации.

Во время мутации часто наблюдается тенденция постепенного изменения голоса, например, сформированные голоса с низким тембром могут со временем преобразиться в баритон или тенор. Юношеский голос, формирующийся в этот период, зачастую отражает тембр окружающих взрослых. Этот процесс также может затронуть вокальную речь.

Важно, чтобы подростку в период мутации оказывалась помощь опытного педагога, консультация фониатра и систематический контроль важны для поддержания правильного голосового режима. Любая певческая деятельность после мутации может оказаться опасной для незрелого голоса, поэтому участие педагога и фониатра обязательно.

Изменение голоса (мутация) – естественный физиологический процесс, в рамках которого могут возникнуть как функциональные и психологические нарушения у юношей. Поэтому важно, чтобы специалисты уделяли особое внимание изменениям в голосе у мальчиков, чтобы предотвращать возможные долгосрочные проблемы и поддерживать их комфорт как физический, так и психологический.

Список литературы:

  1. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М.: Дипак, 2013. 394 с.
  2. Левидодов И.И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата: Опыт научных предпосылок к методике обучения пению. Ленинград: Тритон, 1928. 20 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2004. 452 с.
  4. Орлова О.С. Нарушения голоса: учебное пособие. М.: АСТ; Владимир: Астрель, 2008. 220 с.
  5. Чернобельский С.И. Акустические изменения речи у поющих мальчиков в предмутационном периоде // Вестник оториноларингологии. 2016. №81(2). С. 5758.
  6. Эстрова П.А. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция : дисс. ...канд. пед. Наук: 13.00.03 / Полина Александровна Эстрова. М.: МГГУ, 2007. 172 с.

Features of voice mutation in adolescent boys

Solovyeva A.R.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Bodina Elena Andreevna,
Professor of the Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. The article examines the main specific characteristics of the younger teenage boys, who have a direct impact on the process of voice formation in ontogenesis. The causes and factors influencing the manifestation of voice dysphonia in boys are highlighted
Keywords: dysphonia, voice mutation, adolescence, voice

References:

  1. Vasilenko Yu.S. Voice. Phoniatric aspects. Moscow: Deepak, 2013. 394 p.
  2. Levidodov I.I. Voice staging and functional disorders of the voice apparatus: Experience of scientific prerequisites for the method of teaching singing. Leningrad: Triton, 1928. 20 p.
  3. Mukhina V.S. Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence. Moscow: Academy, 2004. 452 p.
  4. Orlova O.S. Voice disorders: a textbook. Moscow: AST; Vladimir: Astrel, 2008. 220 p.
  5. Chernobelsky S.I. Acoustic changes in speech in singing boys in the premutation period // Bulletin of Otorhinolaryngology. 2016. №81(2).: 5758.
  6. Estrova P.A. Violations of a voice in the period of a mutation, their prevention and correction: thesis of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.03 / Polina Aleksandrovna Estrova. Moscow: MGGU, 2007. 172 p.