Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена тем, что чтение является одним из основных видов речевой деятельности, необходимых для общения и получения информации на иностранном языке. В контексте формирования навыков чтения на уроках английского языка психолингвистические аспекты имеют большое значение в понимании того, как ученики усваивают навыки чтения на английском языке и как их можно максимально эффективно развивать. Целью данной работы является рассмотрение психолингвистических особенностей формирования навыков чтения обучающихся на уроках английского языка, а также психолингвистических процессов и подхода, который позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников и разрабатывать эффективные методы обучения чтению, способствующие развитию их коммуникативных навыков и расширению кругозора.

Ключевые слова: психолингвистический, чтение, навыки, английский язык, обучающиеся, индивидуальные особенности, процесс.

В современном мире знание иностранного языка с каждым годом становится всё более актуальным. Английский язык занимает особое место, т.к. он является международным языком и широко используется в различных сферах жизни. Одним из важных аспектов изучения английского языка является формирование навыков чтения. Психолингвистический подход к обучению чтению на английском языке позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, что в свою очередь способствует более эффективному формированию навыков чтения.

Для погружения в тему необходимо разобраться в том, что такое психолингвистика и в чём заключаются её основы. В.П. Глухов в своих научных трудах рассматривает психолингвистику как «науку, изучающую психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной рече-мыслительной деятельности». В рамках психолингвистики предметом изучения является речевая деятельность, она рассматривается как уникальный вид деятельности человека. Также предметом исследования выступают психологическое содержание речевой деятельности, её структура, формы, виды, в которых она осуществляется, и её функции.

Другим значимым предметом исследования психолингвистики является язык, рассматриваемый как ведущий инструмент реализации речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности, функции ключевых символов языка во время общения с помощью речи. Занимаясь изучением психолингвистики, необходимо сконцентрировать внимание на взаимосвязи между содержанием речевой деятельности, её формой и мотивом. Также в фокусе психолингвистики находится связь между структурой и компонентами языка, задействованными в высказывании.

Третьим предметом изучения психолингвистики является речь человека как способ осуществления речевой деятельности, т.е. речь представлена как психофизиологический процесс формирования и понимания речевых высказываний.

Многообразие предметов исследования психолингвистики объясняется тем, что данная наука представляет собой комплексную область научного знания, которое зародилось за счёт единства психологии и лингвистики [2].

Е.В. Недосекова в научных статьях рассматривает такой вид речевой деятельности, как чтение. Данная разновидность речи связана с пониманием текста и осознанием информации, которая закодирована в графических элементах и письменных символах. На уроках в школе закладываются его основы. Подготовительный этап к чтению на английском языке способствует раннему приобщению учеников к новому лингвистическому сообществу, формирует у обучающихся стремления к коммуникации на иностранном языке и положительный настрой к его дальнейшему изучению [4].

Во время формирования навыков чтения на английском языке в школе психолингвистические процессы играют важную роль. Они характеризуют методики изучения иностранного языка с использованием психических и языковых способностей и навыков обучающихся. Также психолингвистические процессы помогают определить, как происходит обучение и усвоение нового языка, какие механизмы задействованы во время занятий и каковы потенциальные возможности его улучшения.

Можно выделить несколько главных психолингвистических процессов:

  1. Восприятие звуков и фонем иностранного языка – развитие фонематического слуха.

Данный процесс в большинстве случаев включает в себя несколько этапов:

1) идентификация звуков; 2) распознавание слов; 3) понимание смысла текстов. Зачастую на каждом из указанных этапов у учеников возникают трудности, связанные с различными аспектами: культурными особенностями, индивидуальными характеристикам, языковыми различиями и т.д. Задача обучающихся в данном случае заключается в том, что они должны научиться отличать друг от друга звуки английского языка, которые отсутствуют в их родном языке, понимать их значение в каком-либо контексте или же вне контекста. Отсюда появляется потребность изучения английской фонетики.

  1. Понимание грамматических структур и синтаксических правил английского языка (производство речи, обучение грамматике).

Этот процесс также можно разделить на несколько этапов: 1) планирование речевого высказывания; 2) выбор необходимых слов и грамматических структур; 3) произношение выбранного высказывания и его интонационное оформление. Указанные этапы могут сопровождаться возникновением трудностей, связанных с недостаточным количеством слов в словарном запасе, допущением грамматических ошибок и проблем с произношением. Обучающимся необходимо приобрести навык анализирования и построения предложений и других речевых конструкций с использованием новых грамматических единиц.

  1. Запоминание новых лексических элементов и их применение в разговорной речи.

Данный процесс отличается наиболее положительным влиянием на учеников: происходит расширение их словарного запаса, улучшается способность понимать новую лексику и применять её на практике во время общения на английском языке. Использование недавно выученной лексики способствует развитию коммуникативной компетенции и свободному взаимодействию с носителями языка. Задача учащихся заключается в освоении умения связывать новые слова с их значениями и использовать их в различных контекстах.

  1. Развитие навыков понимания текста, культурных и социальных аспектов языка.

Этот процесс представляет собой совокупность нескольких видов работы с текстом после прочтения: его анализ, оценивание достоверности информации и подведение итогов [3].

Изучение психолингвистических процессов позволяют определить, как обучающиеся усваивают английский язык, определить наиболее эффективные методы его преподавания, разработать программы обучения иностранным языкам в школе. Однако на их эффективность имеют непосредственное влияние психолингвистические особенности учеников.

Психолингвистические особенности формирования навыков чтения обучающихся на уроках английского языка связаны с взаимодействием психолого-лингвистических факторов, которые могут воздействовать на успешность процесса обучения иностранному языку. Наиболее распространёнными и важными психолингвистическими особенностями являются следующие:

  1. Мотивация и интерес.

Заинтересованность учеников – это один из важнейших критериев, влияющих на качество приобретаемых обучающимися навыков чтения. Их формирование будет более эффективным и продуктивным в том случае, если желание учащихся понять содержание текста, осознать прочитанную информацию будет поддерживаться на протяжении всего процесса обучения.

  1. Уровень языковых навыков.

Различные языковые компетенции, такие как грамматика, лексика, произношение, а также другие умения и способности, необходимые для продуктивного использования языка, тесно связаны навыками чтения. Соответственно, чем выше показатели развития данных навыков, тем меньше трудностей будет возникать у учеников в усваивании и восприятии прочитанного текста.

  1. Уровень когнитивных навыков.

К когнитивным навыкам относятся умения, необходимые для выполнения различных задач, связанных с мышлением и памятью. Ученикам нужно обладать и заниматься развитием таких навыков, как анализ, синтез, сравнение, восприятие информации, критическое мышление, внимание и концентрация. Данные способности помогают понять структуру текста, выделить главные идеи, интерпретировать смысловую нагрузку, а их развитие помогает улучшить память и мышление.

  1. Понимание социокультурного контекста.

Чтение текстов на английском языке, особенно при изучении произведений литературы или новостных статей, требует понимания и осознания социально-культурного контекста. Обучающимся рекомендовано регулярно интересоваться новостями англоязычных стран, знакомиться с их основными событиями, историей и культурой, чтобы более полно и глубоко воспринимать смысловую нагрузку текста и применять соответствующие стратегии чтения.

  1. Использование стратегий чтения.

Обучение разнообразным читательским стратегиям выступает как один из важных аспектов формирования навыков чтения на иностранном языке, в том числе на английском. Ученики должны научиться применять такие стратегии, как: 1) сканирование (быстрый просмотр текста без внимательного прочтения с целью выделения ключевой информации); 2) скимминг (беглое знакомство с текстом для получения общего представления); 3) детальное чтение (тщательное изучение текста).

  1. Обратная связь и коррекция ошибок.

Постоянная работа над ошибками и обратная связь от педагога способствуют улучшению навыков чтения учеников. Преподаватель имеет перед собой задачу осуществить анализ допущенных неточностей и сформулировать рекомендации для их исправления, а также мотивировать и поощрять обучающихся к дальнейшему совершенствованию навыков чтения.

Психолингвистический подход в рамках формирования навыков чтения на уроках английского языка предлагает использовать различные педагогические методики, направленные на развитие всех аспектов чтения с учётом психолого-лингвистических особенностей учеников. В Таблице 1 представлены некоторые из них.

Таблица 1. Методики в рамках психолингвистического подхода

Название методики

Предполагаемый результат методики

Пример использования

Использование аудиоматериалов

Прослушивание аудиозаписей с английской разговорной речью улучшает восприятие речи на слух, что является важным навыком чтения.

После изучения новой тематической лексики педагог предлагает прослушать аудиоматериал с обсуждениями данной темы. После этого ученики отвечают на вопросы о прослушанном материале или пишут краткое резюме.

Работа с текстами разных жанров

Чтение текстов разных жанров знакомит учеников с разными речевыми стилями и расширяет словарный запас.

Педагог предлагает ученикам прочитать разные текстовые отрывки: из художественной литературы, научную статью и новостную сводку. Затем ученики обсуждают особенности каждого жанра [5].

Развитие навыков декодирования

Упражнения на декодирование слов развивают навыки чтения и улучшают восприятие информации.

Ученикам предлагается текст на английском языке с пропущенными словами, они должны заполнить пропуски, используя свои знания грамматики и лексики.

Применение технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning)

Интеграция изучения английского языка с другими науками способствует глубокому пониманию материала и развитию навыков чтения [1].

Учитель на английском языке обсуждает с учениками экологию или любую другую науку.

Использование технологий

Процесс обучения значительно улучшается применением онлайн-сервисов, электронных учебников и программ для чтения.

Учитель использует видеоурок, в котором преподаватель из Великобритании рассказывает о жизни в данной стране.

Развитие критического мышления

Применение данных методик улучшают навыки анализа и оценки информации, коммуникативные навыки, повышают уровень самообразования и успеваемость.

Ученики читают текст на английском языке на тему «Кинематограф» и обсуждают их в парах. Учитель внимательно слушает их мнение и задаёт уточняющие вопросы.

Таким образом, навыки чтения – важный аспект изучения английского языка, и в процессе их формирования происходит взаимодействие психологических и лингвистических факторов, в комплексе которых определяется эффективность процесса обучения.

Психологические особенности учеников серьёзно влияют на формирование читательских навыков, т.к. некоторые учащиеся могут иметь трудности с концентрацией внимания, что делает изучение языка менее успешным. Также распространённой проблемой учащихся во время обучения английскому языку является отсутствие мотивации, что может привести к недостаточной практике чтения и незавершённому формированию навыков чтения.

Лингвистические особенности английского языка тоже могут воздействовать на процесс формирования навыков чтения, т.к. некоторые слова имеют нестандартное произношение или неочевидное значение, что создаёт трудности для понимания текста. Специфика грамматической структуры и лексики тоже зачастую провоцируют появление проблем в изучении языка.

Для эффективного формирования навыков чтения на уроках английского языка рекомендуется использовать разнообразные методики, создавать поддерживающую обстановку, применять аутентичные тексты разной сложности и типы деятельности. Данные приёмы позволяют развивать не только чтение, но и другие языковые навыки.

Список литературы:

  1. Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. (дата обращения: 10.04.2024).
  2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Астрель, 2005. 351 с.
  3. Муриева М.В. Психолингвистические основы формирования иноязычных речевых умений учащихся в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 114-121.
  4. Недосекова Е.В. Формирование навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Актуальные вопросы научных исследований в условиях формирования многополярного мира. Уфа: АЭТЕРНА, 2023. C. 108-109.
  5. Howard B. Altman, Peter Strevens Developing Reading Skills. New York: Cambridge University Press, 2010.

Psycholinguistic features of the formation of reading skills of students in English lessons

Kulieva L.R.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The relevance of this topic is due to the fact that reading is one of the main types of speech activity necessary for communication and obtaining information in a foreign language. In the context of the formation of reading skills in English lessons, psycholinguistic aspects are of great importance in understanding how students acquire reading skills in English and how they can be developed as effectively as possible. The purpose of this work is to consider the psycholinguistic features of the formation of reading skills of students in English lessons, as well as psycholinguistic processes and an approach that allows taking into account the individual characteristics of students and developing effective methods of teaching reading, contributing to the development of their communication skills and expanding horizons.
Keywords: psycholinguistic, reading, skills, English, students, individual characteristics, process.

References:

  1. Vasilyeva T.G. Typologization of methods of teaching reading techniques in English to elementary school students // Izvestia of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2018. (date of the address: 10.04.2024).
  2. Glukhov V.P. Fundamentals of psycholinguistics: textbook. manual for students of pedagogical universities. Moscow: Astrel, 2005. 351 p.
  3. Murieva M.V. Psycholinguistic foundations of the formation of foreign language speech skills of students in primary school // Problems of modern pedagogical education. 2017. №56-5.: 114-121.
  4. Nedosekova E.V. Formation of reading skills at English lessons in primary school in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard // Actual issues of scientific research in the conditions of the formation of a multipolar world. Ufa: AETERNA, 2023.: 108-109.
  5. Howard B. Altman, Peter Stevens Developing Reading Skills. - New York: Cambridge University Press, 2010.