Аннотация. В статье рассмотрены особенности преподавания русского языка как иностранного (РКИ) с использованием русскоязычного песенного материала. Песня рассматривается как аутентичный текст, содержащий страноведческую информацию, а также инструмент для развития навыков аудирования. В статье обосновывается целесообразность использования песенного материала, так как он, сочетая музыку и поэтический текст, открывает перед преподавателем широкие творческие возможности и позволяет решать ряд образовательных задач. В статье предлагаются упражнения на развитие навыков аудирования на основе песни «Вася» группы «Браво».

Ключевые слова: русский язык как иностранный, обучение аудированию, песенный материал, начальный уровень обучения, А2, система упражнений.

Введение

Использование песенного материала в обучении русскому языку как иностранному на уровне A2 является актуальной и значимой темой в контексте современных методик языкового обучения. Одной из целей включения песен в образовательный процесс считается повышение заинтересованности обучающегося, что, в свою очередь, положительно влияет на более эффективное усвоение иностранного языка, в том числе и развитие навыков аудирования [4, c.3]. Понимание речи на слух играет существенную роль в целостном понимании культуры, коммуникации и лингвистических особенностей иностранного языка.

Современная методическая литература подтверждает эффективность использования музыкального материала для развития аудитивных навыков. Изучение данного вопроса имеет большое практическое значение для педагогов, занимающихся обучением русскому языку как иностранному, а также студентов, изучающих данный язык. 

Данная статья направлена на рассмотрение роли песен в обучении РКИ на уровне A2 и исследование их потенциала как инструмента для формирования навыков аудирования у иноязычных студентов. В представленной работе данный вопрос будет проанализирован на примере песни группы Браво – «Вася».

Целями данного исследования стали:

  1. Определение эффективности использования песенного материала в развитии умений аудирования на уровне A2.
  2. Разработка упражнений на основе песенного материала в учебный процесс для эффективного развития навыков аудирования на уровне A2.

В связи с заявленными целями были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение влияния музыкальных элементов (ритм, мелодия, текст) на усвоение прослушиваемого текста на русском языке.
  2. Определение предпочтений и мотивации студентов в отношении использования музыкальных композиций для обучения аудированию.

Преимущества использования песенного материала

Во время изучения русского языка как иностранного, понимание текстов на слух является одним из самых затруднительных процессов для иностранных студентов, так как включает в себя определенные умения и навыки, формирование которых требует длительной подготовки и практики [3, c.26]. Именно по этой причине вышеупомянутому виду речевой деятельности необходимо уделять достаточно времени и внимания.

Использование песенного материала как инструмента для развития навыков аудирования имеет множество преимуществ. Методисты выделяют следующие положительные аспекты музыкальных произведений:

  1. Аутентичность

Благодаря данному фактору, песня выступает образцом лингвокультуры, примером некоторых характерных черт, отражающихся в естественном, неискаженном виде. Песенный материал предоставляет студентам возможность погружения в реальные речевые образцы. Это позволяет студентам не просто учить иностранный язык, но также понимать его использование в настоящих ситуациях общения, что очень важно для развития навыков аудирования. [1, c.12]. Кроме того, аутентичные тексты песен предоставляют контекстуальную информацию, которая способствует пониманию употребления слов и выражений в определенных обстоятельствах. Этот контекст помогает студентам улучшить понимание общего смысла, обогатить свой словарный запас и лучше понимать нюансы языка.

Более того, песенный материал часто отражает современные тенденции, социокультурные особенности и актуальные темы. [5, c. 36]. Это позволяет студентам погрузиться в мир современной культуры языка, освоить релевантные фразы и выражения, а также лучше понять сленг и разговорную речь.

  1. Мотивация и привлекательность

Музыкальный материал является эффективным способом мотивации обучающихся, поскольку многие студенты любят музыку. Это помогает создать позитивную и мотивирующую обстановку на уроке, что способствует более успешному развитию навыков аудирования. Музыка стимулирует заинтересованность и поддерживает внимание студентов на протяжении всего занятия, что существенно повышает эффективность обучения [1, c.15].

  1. Развитие слуховой памяти

Частое использование песенного материала на занятиях по русскому языку как иностранному благотворно влияет на развитие слуховой памяти и повышение уровня понимания речи на слух, что важно для языкового развития и коммуникации. [7, c. 131]. Это необходимо для формирования правильного произношения, улучшения аудиального восприятия и развития способности к восприятию реальной речи на иностранном языке.

  1. Вариативность и адаптивность

Песни предоставляют широкий спектр лексики, грамматических структур и стилей речи, что позволяет выстраивать уроки с опорой на различные интересы и уровни языковой подготовки студентов. Это делает занятия более гибкими, позволяя преподавателям выбирать материал в соответствии с потребностями конкретной группы или даже отдельного студента.

  1. Развитие ритма и интонации

Пение артиста и мелодия песни помогают студентам улучшить интонацию и ритм своей речи на русском языке. Это сочетание звуков и ритма способствует формированию правильного произношения, что является важным аспектом при развитии навыков аудирования.

Использование песенного материала при обучении РКИ – это эффективный инструмент, который обеспечивает не только улучшение языковых навыков, но и глубокое понимание культурной специфики. [6, c. 130]. Следовательно, песни создают условия погружения в реальные речевые ситуации, а также оказывают значительное воздействие на заинтересованность обучающихся, совершенствование аудиальной памяти и восприятия речи, а также дают возможность разнообразия и адаптации занятий под определенные образовательные потребности, цели и задачи.

Критерии отбора песенного материала

В методической литературе зачастую выделяют три группы критериев отбора песенного материала: содержательно-смысловые критерии, музыкальные критерии и методические критерии.

К содержательно-смысловым критериям относятся:

  1. Критерий лингвокультурологической значимости предполагает, что отбор песен для учебных целей должен учитывать ценность этических, фактических и исторических реалий, освещаемых в них. Тексты современных популярных песен, используемые в процессе обучения, должны нести страноведческую информацию, а также быть часто цитируемыми в том или ином виде в художественных произведениях, публицистике и разговорной речи. [2, c.3].
  2. Критерий речевой ценности подразумевает отказ от текстов песен, содержащих просторечия, варваризмы, различные отклонения от фонетических и грамматических норм русского литературного языка, а также различные типы ошибок (лексические, синтаксические, фразеологические). Текст песни должен содержать целесообразный с точки зрения литературной нормы вербальный материал и предъявлять образцы разговорной речи, характерные для образованных носителей русского языка.

К музыкальным критериям относятся:

  1. Критерий культурологической значимости песни, предполагающий приоритетное использование тех мелодий, которые являются частью современного русского культурного кода и легко распознаются большинством носителей русского языка.
  2. Критерий гармоничного звучания песни, предполагающий наличие у нее лиричной, запоминающейся мелодии, удачной аранжировки и стиля исполнения. Именно этот критерий гарантирует вербальный отклик у обучающихся на занятии. [2, c.4].

К третьей группе критериев, а именно к методическим критериям, относятся:

  1. Критерий дидактической ценности, которые подразумевает уместность использования конкретной песни на данном этапе обучения и соответствие целям конкретного занятия.
  2. Критерий соответствия языковому уровню учащихся, предполагающий учет уровня владения русским языком. Песенный материал не должен содержать незнакомые лексические и грамматические единицы, он должен быть доступен для рецепции инофонов, исходя из их реальной коммуникативной компетенции. [2, c.6].
  3. Критерий соответствия принципу личностно-ориентированной направленности обучения, предполагающий выбор песни с учетом национальных, возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей инофонов. [9, c.60].

Таким образом, при выборе музыкального материала необходимо обращать внимание на их лингвистическую корректность и соответствие уровню подготовки учащихся. Также важно анализировать тексты песен на предмет их соответствия педагогическим целям. Следует отметить, что включение различных интерактивных элементов, в том числе и песен, в обширную учебную программу может значительно обогатить образовательный процесс, сделать его более эффективным и мотивирующим для учащихся всех возрастных категорий и уровней владения языком. [10, c.490]

Использование песни «Вася» группы Браво

Песня «Вася» соответствует изложенным выше критериям. Слова песни несложные, понятные, что позволяет использовать их на занятиях со студентами уровня А2. Кроме того, в данной песне присутствуют повторяющиеся рифмы и мотив, что упрощает восприятие и понимание текста, а также облегчает процесс запоминания лексики и выражений. Текст содержит простую лексику и повседневные выражения, которые характерны для данного уровня («кофе с молоком», «костюм отличный», «на это каждый ответит», «кто сидит с красивой дамой?»).

В песне используются различные грамматические конструкции, такие как глаголы в настоящем времени («танцует», «сидит», «играет»), а также вопросительные конструкции («Hу кто его не знает?», «кто сидит с красивой дамой?»).

Ниже приведен ряд упражнений, направленных на развитие навыков аудирования. Упражнения составлены на основе текста песни «Вася» группы «Браво».

  1. Обсуждение перед прослушиванием песни. Обучающиеся должны ответить на следующие вопросы. В качестве опоры дается фотография:
  • Вы знаете, как называется субкультура на фото? В какие годы она была популярна?
  • Как вы думаете, какие особенности были у субкультуры? (внешний вид, взгляды, увлечения и др.)
  • Была ли в вашей стране такая субкультура? Как она называлась?

Рис 1. для упражнения 1

  1. Упражнение перед прослушиванием песни. Обучающиеся должны найти в каждой строке лишнее слово (которое не рифмуется с остальными).
  • Москвы – молоком – красоты;
  • Бульваре – гитаре – рок-н-ролл;
  • Стадион – его – он.
  1. Упражнение: «правда или ложь». Подразумевается, что после прослушивания песни, обучающийся отметит, чем является каждое из утверждений – правдой или ложью, а также приведет аргументы.
  • В песне упоминается Чистопрудный бульвар
  • Герой песни Вася всегда одет в черный костюм
  • Вася лучше всех танцует твист и рок-н-ролл
  • Вася никогда не ходит на вечеринки
  • В песне упоминается хоккейный матч
  • Вася живет в Москве
  1. Выбор верного утверждения. Обучающийся должен выбрать верное утверждение из представленных ниже:
  • Вася НЕ умеет танцевать и играть на гитаре
  • Вася умеет хорошо танцевать, но не умеет играть на гитаре
  • Вася умеет и хорошо танцевать, и играть на гитаре
  1. Упражнение на определение деталей. Подразумевается, что обучающийся после прослушивания песни ответит на приведенные ниже вопросы:
  • Как зовут главного героя песни?
  • Какие танцы Вася танцует лучше всех?
  • Какой театр упоминается в песне?
  • Какой оттенок (цвет) у костюма Васи?
  • На каком музыкальном инструменте играет Вася?
  1. Заполнение пропусков. Обучающийся должен заполнить пропуски в предложениях, используя слова из списка: мужчину, костюм, улицам, горят, Москвы, молоком

Когда _____ огнем витрины на старых улицах ______,

Не трудно встретить этого _______ небесной красоты.

На нем всегда ____ отличный оттенка кофе с ______

И побродить по ______ столичным очень любит он.

Приведенные выше упражнения помогают преподавателю разнообразить занятие русского языка как иностранного и сделать процесс развития навыков аудирования более продуктивным и увлекательным.

Заключение

Использование песенного материала как инструмента для развития навыков аудирования в изучении русского языка как иностранного на уровне А2 представляет эффективный и интересный подход. Музыкальные композиции способствуют не только улучшению навыков восприятия речи на слух, но и обогащению лексического запаса, пониманию культурных и лингвистических особенностей. При корректном использовании песен, они становятся чрезвычайно полезным инструментом в арсенале современного преподавателя иностранного языка.

Использование различных интерактивных средств, в том числе и песенного материала, позволяет стимулировать интерес и мотивацию студентов, делая уроки более продуктивными. [8, c.432]. Кроме того, музыка создает эмоциональную связь с языком, что способствует более глубокому и запоминающемуся усвоению языковой информации.

В целом, песенный материал открывает широкие возможности для развития навыков аудирования и обогащения языковых знаний студентов на уровне А2 и дальнейшего углубленного изучения русского языка.

Кроме того, песня «Вася» группы «Браво» является эффективным инструментом для развития навыков аудирования. Работа с представленным музыкальным произведением позволит учащимся улучшить данный вид речевой деятельности, расширить словарный запас и научиться использовать новые выражения в контексте. Преподаватели могут активно использовать вышеупомянутую песню в учебном процессе, предоставляя обучающимся текст, проводя различные задания и создавая дополнительные материалы для работы вне класса.

Список литературы:

  1. Болотова Ю.В. Методика использования песен в преподавании русского языка как иностранного: уровни A2-B1: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: 2017. 237 с.
  2. Вострякова Н.А. Основные принципы работы с песней в процессе обучения русскому языку как иностранному // Вопросы филологии. 2012. №2(41). С. 99-106.
  3. Борисова Е.Г., Латышева А.Н. Лингвистические основы РКИ. Педагогическая грамматика русского языка. М.: ООО «ФЛИНТА», 2003. 207 с.
  4. Гриднева Н.А., Владимирова С.М. Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. №2(46). С. 62-74.
  5. Зубарева Л.А. Музыка и пение как средство совершенствования произносительной и слуховой культуры русской речи при обучении иностранных студентов: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Зубарева Людмила Алексеевна. Белгород: 1998. 198 с.
  6. Колесникова Л.Н. Профессиональное обучение русскому языку как иностранному сегодня // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №2. С. 129-133.
  7. Максимова О.В. Лингвокультурологический потенциал русской авторской песни в практике преподавания русского языка как иностранного: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Максимова Ольга Викторовна. Санкт-Петербург, 2007. 267 с.
  8. Милованова Л.А. Лингводидактический потенциал системы Moodle и элемента H5P «интерактивнoе видео» в практике обучения аудированию / Л.А. Милованова, В.Г. Караваева, В.А. Цыбанева // Бизнес. Образование. Право. 2022. №4(61). С. 432-438.
  9. Серебренникова О.Л. Методические принципы отбора содержания обучения иностранному языку на примере аутентичной англоязычной песенной музыки // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. 2018. T. 1. №1. С. 57-70. 
  10. Стекольщикова И.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на теоретических занятиях по современному русскому языку в российском вузе / И.В. Стекольщикова, П.В. Гурова, Т.Ю. Николаева // Три "Л" в парадигме современного гуманитарного знания: лингвистика, литературоведение, лингводидактика: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 ноября 2023 года. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2024. С. 488-493.

Songs as a tool for developing listening skills based on the song «Bravo» – «Vasya» (Russian as a foreign language, A2 level)

Semina A.V.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Stekolshchikova Irina Vitalievna,
Professor at the Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor in Philological Sciences, Associate Professor

Abstract.  The article examines the use of Russian-language songs in teaching Russian as a Foreign Language (RFL). The song is regarded as an authentic text containing regional information and serves as a tool for developing listening skills. The article substantiates the expediency of using song material, as it combines music and poetic text, opening up wide creative possibilities for the teacher and enabling the accomplishment of various educational tasks. The article also provides exercises for the development of listening skills based on the song «Vasya» by the group «Bravo».
Keywords: Russian as a foreign language, listening skills, song material, initial level of education, A2, exercise system

References:

  1. Bolotova Y.V. The methodology of using songs in teaching Russian as a foreign language: levels A2-B1: dis. candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02. Moscow: 2017. 237 p.
  2. Vostryakova N.A. The basic principles of working with a song in the process of teaching Russian as a foreign language // Questions of Philology. 2012. №2(41).: 99-106.
  3. Borisova E.G., Latysheva A.N. Linguistic foundations of the Russian Language. Pedagogical grammar of the Russian language. Moscow FLINT Limited Liability Company, 2003. 207 p.
  4. Gridneva N.A., Vladimirova S.M. The use of authentic song material at the initial stage of RFL training // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2020. №2(46).: 62-74.
  5. Zubareva L.A. Music and singing as a means of improving the pronunciation and auditory culture of Russian speech in teaching foreign students: dis. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Zubareva Lyudmila Alekseevna. Belgorod: 198 p.
  6. Kolesnikova L.N. Vocational training in Russian as a foreign language today // Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. №2.: 129-133.
  7. Maximova O.V. The linguistic and cultural potential of the Russian author's song in the practice of teaching Russian as a foreign language: dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Maximova Olga Viktorovna. St. Petersburg, 2007. 267 p.
  8. Milovanova L.A. The linguo didactic potential of the Moodle system and the H5P element «interactive video» in the practice of teaching listening / L.A. Milovanova, V.G. Karavaeva, V.A. Tsybaneva // Business. Education. The right. 2022. №4(61).: 432-438.
  9. Serebrennikova O.L. Methodological principles for selecting the content of teaching a foreign language on the example of authentic English-language song music // Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. 2018. Vol. 1. №1.: 57-70.
  10. Stekolshchikova I.V. The use of information and communication technologies in theoretical classes on modern Russian in a Russian university / I.V. Stekolshchikova, P.V. Gurova, T.Y. Nikolaeva // Three «L's» in the paradigm of modern humanitarian knowledge: linguistics, literary studies, linguodidactics: Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, November 23, 2023. Moscow: Languages Of The Peoples Of The World, LLC, 2024.: 488-493.