Аннотация: В статье рассматривается проблема организации работы с прагматическими текстами на уроках английского языка в начальной школе. Приводятся разработанные упражнения, основанные на прагматических текстах, и методика работы с ними. Автор дает рекомендации по работе с такими заданиями.
Ключевые слова: начальная школа, прагматический текст, аутентичный текст, методика преподавания английского языка, социокультурная компетенция.
Знание английского языка – один из важных и нужных навыков в современном мире. Нередки такие ситуации, когда ребенок учит язык довольно долго, но не может понять, что написано на вывеске или знаке. Такое происходит не всегда из-за незнания лексики, причиной этого может быть тот факт, что ребенок не имеет достаточного опыта взаимодействия с такими текстами. Учителю английского языка просто необходимо использовать эти короткие тексты при обучении младшеклассников, ведь они содержат достаточно большой социокультурный потенциал.
Тексты, о которых шла речь выше, относятся к прагматическим. И.Л. Бим определяет тексты данного жанра как «несложные аутентичные тексты разного характера, регулирующие повседневную жизнь людей в стране изучаемого языка» [1]. Это вывески, меню, инструкции, таблицы, рецепты и т.д., то есть все короткие тексты, содержащие большое количество информации, которую можно применить незамедлительно. Эти тексты окружают нас повсюду – на улице, дома, в транспорте. Именно они регламентируют нашу жизнь. Соответственно в англоговорящей стране они тоже будут окружать ребенка повсеместно, поэтому его нужно к этому подготовить.
Прагматические тексты – отличный ресурс для развития разных языковых умений у младших школьников. Можно применять прагматические тексты:
- «…как ресурс для получения страноведческих и лингвострановедческих знаний, ознакомления с ценностями и овладения речевым этикетом;
- как ресурс для развития умений критического мышления, лингвокультурологического анализа и языковой догадки;
- как ресурс для развития продуктивных речевых умений» [2];
- как ресурс для развития функциональной грамотности.
У младшеклассников социокультурная компетенция только начинает развиваться, и одна из важной ролей учителя – помочь детям развить ее до такой степени, чтобы быть успешным участником межкультурной коммуникации. «Целенаправленное формирование социокультурной компетенции является одной из приоритетных задач современной системы образования. Данная задача решается всеми предметами общего образования, однако наибольшими возможностями для ее реализации обладают предметы филологической области, в частности, русский язык и иностранный язык» [3].
Е.В. Стюрина выделяет у младших школьников такие компоненты социокультурной компетенции:
- «мотивационный компонент включает наличие познавательного интереса к постижению иноязычной культуры, желание вступать в общение со сверстниками;
- когнитивный компонент подразумевает знания различных аспектов жизни сверстников страны изучаемого языка, культурных традиций, этикетных особенностей представителей страны изучаемого языка;
- деятельностный компонент предполагает наличие умений осуществления элементарного межличностного и этикетного иноязычного общения» [4].
В распространенных в России УМК по английскому языку «Starlight», «Spotlight», «Forward» достаточно мало прагматических текстов, это утверждение можно сделать после анализа учебников четвертого класса по английскому языку (см. таблицу 1).
Таблица 1. Процентное содержание видов прагматических текстов в разных УМК по английскому языку (4 класс)
Виды прагматических текстов |
УМК Starlight |
УМК Forward |
УМК Spotlight |
Объявление |
2% |
- |
1% |
Вывеска |
4% |
- |
5% |
Расписание |
4% |
7% |
3% |
Письмо |
4% |
13% |
1% |
Таблица |
6% |
2% |
2% |
Рецепт |
- |
- |
- |
Прогноз погоды |
- |
- |
1% |
Меню |
- |
- |
- |
Карта |
8% |
6% |
6% |
Реклама |
1% |
- |
- |
Сообщение, записка |
9% |
6% |
14% |
Правило |
1% |
- |
5% |
Инструкция |
- |
- |
- |
Факт |
19% |
16% |
14% |
Другие тексты |
42% |
50% |
48% |
Таким образом, можно отметить, что факты, сообщения, записки, карты – наиболее часто встречающиеся виды прагматических текстов. Инструкции, правила, реклама, меню, прогнозы погоды, рецепты, объявления – наиболее редко встречающиеся виды прагматических текстов. Из этого следует, что именно эти тексты учитель должен активнее предлагать детям в виде дополнительных заданий, ведь основная цель уроков английского языка – подготовить ребенка к успешной коммуникации в англоговорящей стране, а значит развить его социокультурную компетенцию.
Приведем примеры заданий, разработанных на основе прагматических текстов с учетом тем в учебниках УМК «Starlight» для 4 класса. Учитель может применять эти задания на любом этапе урока в зависимости от его цели и задач, а может вести как занятия на внеурочной деятельности, так и кружок по английскому языку. Также учитель может варьировать способы подачи материала: распечатать задания каждому ребенку или воспользоваться интерактивной доской и интерактивным форматом упражнений.
Задание №1
Это задание учитель, преподающий по УМК «Starlight», может применить на уроке в 4 классе при изучении модуля №4 «Who was it?» в теме «С Новым годом!». Предварительно следует поговорить с детьми о разных странах, их новогодних традициях и блюдах, возможно посмотреть видео о традициях разных стран: https://youtu.be/WorSkQd8BVM?si=XdadWN2z51nxNwAo
Затем необходимо выполнить предложенное задание. Суть задания заключается в том, чтобы рассмотреть карту и найти красные флажки (см. рисунок 1). Нажимая на флажок, ребенок видит карточки. Ему нужно подобрать карточку с описанием традиции или блюда к каждой стране. В задании представлены: Россия и Оливье, Япония и украшение Кадомацу, Испания и 12 виноградин, Турция и соль под дверь, Греция и торт Святого Василия, Китай и Красные двери.
Название: New Year traditions in different countries (map).
Цель: познакомиться с политической картой мира на английском языке, вспомнить расположение стран и традиции празднования нового года в них.
Данное упражнение направлено в большей степени на развитие мотивационного и деятельностного компонента социокультурной компетенции.
Задание: I want to celebrate the New Year in one of the nearest countries. Help me to choose, please!
Ссылка на упражнение: https://learningapps.org/display?v=pup4gkxqc23
Вид прагматического текста: карта.
Рис. 1. Задание, разработанное на основе прагматического текста «Карта»
Задание №2
Следующее задание учитель, преподающий по УМК «Starlight», может применить на уроке в 4 классе при изучении модуля №5 «The Country Code». Там есть тема «Выходной в Великобритании и США». В этом задании представлена настоящая реклама с улиц на английском языке. Это позволяет обучающимся столкнуться с реальными рекламными вывесками и понять их значение (см. рисунок 2)
Детям предлагаются задания: соедини рекламу и то, что она рекламирует; соедини диалог, который может происходить в рекламируемом месте; исправь грубый диалог и подчеркни вежливые слова. Данное задание направлено не только на развитие социокультурной компетенции в целом, но и на ее деятельностный компонент.
Название: Advertising is all around us!
Цель: познакомиться с рекламой, понять ее назначение; научиться вежливо просить и выделять вежливые слова в речи.
Вид прагматического текста: реклама.
Рис. 2. Задание, разработанное на основе прагматического текста «Реклама»
Итак, прагматические тексты на английском языке должны подходить к теме урока и быть посильными для детей. Следует внимательно анализировать лексику, так как не вся реклама подходит для младших школьников. Таким образом, прагматические тексты имеют богатый потенциал для развития социокультурной компетенции у младших школьников.
Список литературы:
- Бим И.Л. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения / И.Л. Бим [и др.] // Иностранные языки в школе. 1995. №5. С. 2-8.
- Гончарова В.А., Юнусова Ю.Ш. Социокультурный потенциал прагматического текста на иностранном языке на этапе основного общего образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №1. С. 201-204.
- Богданова А.В., Чистик А.А. Формирование социокультурной компетенции школьников в процессе обучения этикетным речевым жанрам // Наука и образование в современном мире: Материалы межд. науч.-практ. конф. Нефтекамск: НИЦ «Мир науки», 2018. С. 96-100.
- Стюрина Е.В. Возможности игры в формировании иноязычной социокультурной компетенции младших школьников. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. №21. С. 150-156.
The sociocultural potential of pragmatic texts in teaching English to elementary school pupils
Rusinova A.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Aparina Julia Igorevna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article deals with the problem of organizing work with pragmatic texts in English lessons in elementary school. The developed exercises based on pragmatic texts and the methodology of working with them are presented. The author gives recommendations on how to work with such tasks.
Keywords: primary school, pragmatic text, authentic text, methods of teaching English, sociocultural competence.
References:
- Bim I.L. Attestation requirements for foreign language proficiency by students by the end of the basic course of study / I.L. Bim [et al.] // Foreign languages at school. 1995. №5. : 2-8.
- Goncharova V.A., Yunusova Yu.Sh. Socio-cultural potential of a pragmatic text in a foreign language at the stage of basic general education // Philological sciences. Questions of theory and practice. 2016. №1.: 201-204.
- Bogdanova A.V., Chirtik A.A. Formation of socio-cultural competence of schoolchildren in the process of teaching etiquette speech genres // Science and education in the modern world: Materials of the international scientific and practical conference – Neftekamsk: SIC «World of Science», 2018.: 96-100.
- Ctyurina E.V. Opportunities games in the formation of foreign-language socio-cultural competence of younger schoolchildren. The intellectual potential of the XXI century: the stages of knowledge. 2014. №21.: 150-156.