Аннотация. Статья посвящена методике формирования лексических навыков учащихся с использованием онлайн доски Miro. Цель исследования заключается в выявлении влияния использования доски Miro на уровень лексической компетенции учащихся и определении практической применимости данного инструмента в обучении немецкому языку.
На основе онлайн доски Miro была проведена апробация разработанной методики на уроках немецкого языка среди учащихся среднего общего образования. Результаты исследования показали, что использование доски Miro способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс, улучшению их лексических навыков и развитию коммуникативных компетенций.
Ключевые слова: формирование лексических навыков, учащиеся, немецкий язык, онлайн доска Miro, среднее общее образование.
В современном информационном обществе, где иностранные языки играют важную роль во многих сферах жизни, эффективное обучение немецкому языку становится актуальной задачей для образовательных учреждений. Однако, формирование лексических навыков учащихся является одной из основных трудностей в процессе обучения иностранным языкам.
В настоящее время существует широкий спектр методик и технологий, используемых для улучшения эффективности обучения иностранным языкам. О.А. Сулейманова отмечает, что «One of the key features of the contemporary world is that it is facing unprecedented dramatic changes which define the present-day reality, the educational environment included, as it is sensitive to innovation to the utmost degree, being the field where dynamic individuals belong» [8, с. 40]. Один из таких инновационных инструментов – онлайн доска Miro – предоставляет уникальные возможности для интерактивного обучения и взаимодействия учащихся на уроках немецкого языка.
Целью статьи является исследование возможностей онлайн доски Miro для формирования лексических навыков учащихся по немецкому языку, а также для определения практической применимости данного инструмента в образовательном процессе.
Характеристика онлайн доски Miro и ее возможностей
Методика обучения немецкому языку с использованием онлайн доски Miro предлагает новые возможности для взаимодействия и активного участия учащихся в учебном процессе. Доска Miro представляет собой виртуальную доску, на которой можно создавать и редактировать содержание, делиться идеями и материалами, а также взаимодействовать в реальном времени с другими участниками образовательного процесса.
Онлайн доска Miro включает в себя разнообразные функциональные инструменты, такие как возможность создания множества различных файлов, пространств для совместной работы учащихся в группах, цифровые инструменты для визуализации и организации информации, а также функции обратной связи и комментирования.
При использовании доски Miro на уроках немецкого языка учащиеся активно взаимодействуют с учебным материалом, осуществляя различные задания, такие как составление словосочетаний, распределение слов по тематическим группам, создание ассоциативных карт и многое другое. И.И. Терехова утверждает, что «процесс запоминания новых слов является наиболее трудоемким» [5, с. 1]. Именно благодаря этим заданиям учащиеся получают практическую возможность применить изученный лексический материал на практике, что способствует более глубокому усвоению и запоминанию новых слов и выражений.
К преимуществам онлайн доски Miro можно отнести ее удобство и доступность для использования как в классе, так и вне школы. Она позволяет педагогам создавать интерактивные и интересные задания, а также эффективно оценивать и отслеживать успехи учащихся. Следуя логике Н.С. Толмачевой и А.Н. Быданцевой, «большую помощь интерактивная доска окажет и в организации групповой работы» [6, с. 6], что способствует стимулированию сотрудничества и развитию коммуникативных навыков учащихся.
Инновационные подходы к формированию лексических навыков учащихся по немецкому языку с помощью онлайн доски Miro демонстрируют большой потенциал в среднем общем образовании. Дальнейшие исследования и разработки в этой области могут способствовать совершенствованию методики обучения иностранному языку и повышению его эффективности [3].
Апробация онлайн доски Miro
В рамках прохождения производственной практики в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 1797 «Богородская» нами была проведена первичная апробация разработанной методики формирования лексических навыков немецкого языка. Выбранный подход основан на сравнении результатов обучения немецкому языку с использованием онлайн доски Miro и традиционных методов обучения.
В апробации было задействовано 18 учеников. Проведение апробации включало отбор учебного материала, выбор участников апробации, определение критериев оценки эффективности апробации.
Группа учащихся была разделена на две подгруппы: экспериментальную группу (9 человек), в которой использовалась онлайн доска Miro, и контрольную группу (9 человек), где использовались традиционные методы обучения.
В ходе апробации учащиеся в экспериментальной группе активно работали с онлайн доской Miro, выполняли различные упражнения, игры и задания, нацеленные на развитие лексических навыков. Они могли визуализировать и организовывать информацию, создавать и редактировать содержание на доске, обмениваться своими идеями и работать в коллективе. Например:
- Составление синонимов:
Учащиеся должны были создать список синонимов для заданного немецкого слова. На онлайн доске Miro, они могли записывать слова на разных карточках и организовывать их в список. Затем они могли просмотреть работу своих одноклассников и обсудить правильность и разнообразие синонимов.
- Составление предложений:
Учащимся были предоставлены группы слов на немецком языке, и их задачей было составить предложения, используя каждое слово из группы. Они могли использовать онлайн доску Miro для записи предложений на отдельных карточках и их размещения в логическом порядке. После завершения задания, учащиеся могли обсудить и обменяться своими предложениями в группе.
- Создание лексической сети:
Учащиеся были призваны создать лексическую сеть вокруг заданной темы «путешествия». С использованием онлайн доски Miro, они могли записывать различные слова, связанные с темой, на отдельных карточках, и затем соединять их линиями, показывая связи между словами или понятиями. Это помогло учащимся укрепить лексические связи между словами и улучшить их понимание темы.
Все эти задания на онлайн доске Miro позволяли учащимся интерактивно работать с лексикой, визуализировать свои идеи и сотрудничать вместе. Они также способствовали развитию лексических навыков и были более привлекательными и мотивирующими для учащихся, чем традиционные методы обучения.
Контрольная группа же изучала немецкий язык с использованием традиционных учебных материалов и методов, таких как диктанты и задания на бумаге, а также школьного учебника «Spektrum» (10-11) (Базовый/Углублённый, авторы: Н.А. Артёмова, Е.В. Лясковская, О.И. Надеждина) [1].
Задания контрольной группы выглядели следующим образом:
- Задание на составление предложений с использованием новой лексики:
В учебнике «Spektrum» в разделе, посвященном теме «Путешествия», учащиеся получили список новых слов и выражений. Задание состояло в том, чтобы составить предложения, используя данную лексику. Участникам предлагалось создать 5-10 предложений с использованием новых слов, демонстрируя понимание значения и правильное применение лексических единиц и выражений.
- Задание на письменное сочинение по заданной теме:
Учащимся контрольной группы было предложено написать сочинение на тему «Мое путешествие мечты», используя полученные знания и материалы из учебника «Spektrum». Участники должны были использовать свои навыки написания текста на немецком языке и использовать лексику и грамматику, изученную в предыдущих уроках.
Оба этих задания нацелены на письменное использование языка и позволяют студентам показать свои навыки по написанию и пониманию текста на немецком языке. Они требуют использования традиционных подходов к обучению, таких как задания на бумаге и использование учебника, что характерно для контрольной группы, которая работала без использования онлайн-доски Miro.
Эффективность формирования лексических навыков определялась сравнением проведенных срезов знаний. До апробации целью среза было определить имеющийся уровень. После окончания исследования – выявить достигнутые результаты. Итоговый тест включал задания по структуре схожие с заданиями теста, проводимого до апробации. Он состоял из следующих заданий:
- Задание на заполнение пропусков:
Учащимся предлагался текст с пропущенными словами, для которых нужно было выбрать правильный вариант из предложенных. Это задание позволяло определить, насколько участники усвоили новые слова и способны применять их в контексте.
- Задание на соотнесение:
Учащимся старших классов предлагалось два списка слов или фраз, и их задачей было соединить соответствующие пары. Например, давались названия стран и соответствующие им национальности, и их задачей было правильно соотнести их.
- Задание на перевод:
Участникам апробации предлагались предложения или короткие тексты на немецком языке, которые им нужно было перевести на родной язык. Это задание оценивало понимание смысла текста и способность студентов выразить его на родном языке.
- Задание на составление предложений:
Учащимся давались наборы слов или фраз, и их задачей было составить грамматически верные и логически связанные предложения, используя данные слова или фразы.
Итоговый тест позволил сравнить знания и уровень формирования лексических навыков студентов до и после проведения апробации, что помогало оценить эффективность методики формирования лексических навыков, использующей онлайн доску Miro, по сравнению с традиционными методами обучения.
Результаты итогового теста были обобщены и показаны на диаграммах 1-2.
Диаграмма 1. Результаты итогового теста экспериментальной группы
Диаграмма 2. Результаты итогового теста контрольной группы
На завершающем этапе после окончания сравнительного исследования были собраны мнения учащихся о процессе обучения с использованием онлайн доски Miro. Учащимся были заданы такие вопросы, как:
- Чувствовали ли вы, что использование онлайн доски Miro помогло вам лучше запомнить и понять основные лексические навыки?
- Вы считаете, что использование онлайн доски Miro сделало процесс обучения более интересным и увлекательным?
- Вы испытывали трудности или проблемы при работе с онлайн доской Miro?
Ниже, на диаграммах 3-4, приведены результаты ответов на некоторые вопросы.
Диаграмма 3. «Чувствовали ли вы, что использование онлайн доски Miro помогло вам лучше запомнить и понять основные лексические навыки?»
Диаграмма 4. «Вы считаете, что использование онлайн доски Miro сделало процесс обучения более интересным и увлекательным?»
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: использование онлайн доски Miro на уроках немецкого языка оказало положительное влияние не только на формирование лексических навыков учащихся в сравнении с традиционными методами обучения, но и повышение заинтересованности к обучению. Учащиеся из экспериментальной группы проявили большую активность и мотивацию в процессе обучения, их коммуникативные навыки были развиты на более высоком уровне, а уровень усвоения лексического материала был значительно выше.
Очевидно, что «задача учителя заключается в тщательном планировании учебного процесса, в ходе которого учащиеся быстрее преодолеют грамматические трудности, освоят сложную лексику и приобретут коммуникативные навыки» [2, с. 162]. Однако, необходимо отметить, что использование онлайн доски Miro требует от педагогов определенных навыков и подготовки, а также наличия доступа к современной информационной технологии [7]. Дополнительное обучение и поддержка педагогов могут значительно повысить эффективность и успешность применения данной методики [4].
В заключение стоит сказать, что инновационные подходы к формированию лексических навыков учащихся по немецкому языку с использованием онлайн доски Miro показали свою эффективность и применимость в среднем общем образовании. Дальнейшие исследования в этой области будут способствовать разработке новых методик и подходов, улучшению качества образования и повышению уровня владения иностранными языками учащихся.
Литература:
- Артёмова Н.А., Лясковская Е.В., Надеждина О.И. Немецкий язык. 10 класс. Учебник. Базовый и углублённый уровни // Серия: Spektrum. М.: Просвещение, 2022. 208 с.
- Васичева Н.Ю., Рябова М.Э. Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка // Германистика: филология и лингводидактика: Сборник научных статей / Науч. редактор О.И. Короленко, сост. и отв. ред. Е.В. Бирюкова, Д.А. Флеенко, редколлегия: Е.Г. Борисова [и др.]. Том Выпуск 1. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2023. С. 156-169.
- Диалектика современного межкультурного иноязычного образования: векторы и смыслы: Методологический опыт научной школы «Межкультурное языковое образование в 21 веке» / В.А. Гончарова, И.Н. Столярова, Е.В. Васильева [и др.]. М.: Издательский дом «Библио-Глобус», 2018. 254 с.
- Курдюмов В.А., Малых О.А. Профессиональный портрет учителя китайского языка // Иностранные языки в школе. 2020. №8. С. 49-53.
- Терехова И.И. Приёмы и упражнения для формирования лексических навыков // Наука и современность. 2012. №18. (дата обращения: 11.12.2023).
- Толмачева Н.С., Быданцева А.Н. Использование интерактивных онлайн-досок при обучении иностранному языку: из опыта работы // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. №2(56). С. 49-56. (дата обращения: 11.12.2023).
- Черкашина Е.И. Современные тенденции профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №5(120). С. 58-64.
- Suleimanova O.A. Towards synergetic combination of traditional and innovative digital teaching and research practices // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4, №4. Page: 39-50.
Building Lexical Skills for High School Students with Miro Online Whiteboard
Baras D.L.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Ryabova Marina Eduardovna,
Professor, Department of Germanic Studies and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Philosophy, Professor
Annotation. The article is devoted to the methodology of forming students' lexical skills using the online Miro board. The aim of the study is to identify the influence of using Miro board on the level of students' lexical competence and to determine the practical applicability of this tool in teaching German.
Based on the online Miro board, the developed methodology was tested in German language lessons among secondary general education students. The results of the study showed that the use of Miro board promotes active involvement of students in the learning process, improvement of their lexical skills and development of communicative competences.
Keywords: formation of lexical skills, learners, German language, online Miro board, secondary general education.
Literature:
- Artyomova N.A., Lyaskovskaya E.V., Nadezhdina O.I. German language. Grade 10. Textbook. Basic and advanced levels // Series: Spektrum. Moscow: Enlightenment, 2022. 208 pages.
- Vasicheva N.Yu., Ryabova M.E. Formation of communicative competence in German language lessons // German studies: philology and linguodidactics: Collection of scientific articles / Scientific. editor O.I. Korolenko, comp. and holes. ed. E.V. Biryukova, D.A. Fleenko, editorial board: E.G. Borisova [et al.]. Volume Issue 1. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2023. Page: 156-169.
- Dialectics of modern intercultural foreign-language education: vectors and meanings: Methodological experience of the scientific school «Intercultural language education in the 21st century» / V.A. Goncharova, I.N. Stolyarova, E.V. Vasilyeva [and others]. Moscow: Publishing House «Biblio-Globus», 2018. 254 pages.
- Kurdyumov V.A., Malykh O.A. Professional portrait of a Chinese teacher // Foreign languages in school. 2020. №8. Page: 49-53.
- Terekhova I.I. Techniques and exercises for the formation of lexical skills // Science and modernity. 2012. №18. (date of the address: 11.12.2023).
- Tolmacheva N.S., Bydantseva A.N. Use of interactive online boards in teaching a foreign language: from work experience // Modern Higher School: innovative aspect. 2022. №2(56). Page: 49-56. (date of the address: 11.12.2023).
- Cherkashina E.I. Modern trends of professional training of a foreign language teacher//Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2012. №5(120). Page: 58-64.
- Suleimanova O.A. Towards synergetic combination of traditional and innovative digital teaching and research practices // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4, №4. Page: 39-50.