Аннотация. Настоящее исследование посвящено анализу сайта Русского географического общества. Цель работы – рассмотреть сайт как жанр географического дискурса. Проанализированы тексты нескольких тематических блоков, представленных на посадочной (главной) странице сайта РГО.
Ключевые слова: дискурс, Русское географическое общество, посадочная страница сайта, миссия РГО.
В современной лингвистике активно исследуется проблема дискурса и его жанров (В.И. Карасик, Л.Г. Викулова, М.Р. Желтухина, В.Е. Чернявская, О.Г. Чупрына и др.). Часть авторитетных ученых обращалась к теме географического дискурса, что нашло свое отражение, в частности, в трудах географа и социолога Ю.Г. Вешнинского [1], географа и культуролога Д.Н. Замятина, рассматривавшего данный дискурс с позиций гуманитарной географии [3].
Аксиологическую географию Ю.Г. Вешнинский называет «новым инструментом культурологических исследований» и толкует термин следующим образом: аксиологическая география («аксиогеография») или аксиологическая топология (аксиотопология) или ценностная компонента географического значения имеет принципиальное значение в рамках новой волны изучения российского обитаемого ландшафта [1, с. 7].
Учеными-лингвистами было предложено несколько вариантов определения дискурса. Принимаем определение, которое находим в работе Л.Г. Викуловой и соавторов: «устная и письменная речь, имеющая форму рассуждения (лекция, доклад, обобщение). Сложный многоуровневый процесс речевого поведения, складывающийся из вербального поведения, интонационного оформления, кинессического и проксемического поведений» [7, с. 237].
Опираясь на труды В.И. Карасика, становится возможным привести основания для выявления особенностей дискурса, например, канал передачи информации, форма, а также адресованность дискурса, т.е. его ориентированность на ту или иную группу людей [6, с. 293]. Географический дискурс, чье предметное поле включает такие составляющие, как территория и ее продвижение, метагеография и др., представляет собой статусно-ориентированный (институциональный) тип дискурса: «Институциональный тип дискурса присущ какому-либо социальному институту, то есть, какой-либо властной инстанции, управляющей иерархией статусных ролей и позиционированием основных субъектов внутри института» [6, с. 477]. Репрезентантом такого дискурса может выступать сайт Русского географического общества (далее – РГО) как дискурсивный жанр, адресованный тем, кто увлечен географией и природой России:
Основная идея учредителей Общества – привлечь к изучению родной земли и людей её обитающих лучшие силы русской земли (П.П. Семёнов-Тян-Шанский) [3].
Анализ главной (далее – посадочной) страницы сайта РГО показывает, что сайт делится на ряд тематических блоков:
Деятельность; О нас; Членство в РГО; Наследие РГО [3].
Эти тематические блоки включают множество разделов, которые актуализируются различными содержащимися в них текстами. Примечательно то, что на самой посадочной странице сайта РГО представлены не тематические блоки, а их не менее интересные подразделы, такие как:
Проекты РГО, Главные новости, Статьи и репортажи, Новости регионов, Спецпроекты РГО [3].
Выясним, какой видится миссия РГО. Миссия в институциональном концепте выполняет три основные функции: описывает цель и назначение определенного социального института, популяризирует его образ в общественном сознании и определяет ключевые ценности, на которых основана его деятельность [5, с. 80]. По мнению В.Е. Чернявской, тексты миссии можно рассматривать как отражение формируемой языком идентичности и выражение соответствующей социальной практики [10, с. 97]. На сайте РГО дискурсивный жанр «миссия» не представлен отдельным текстом, поэтому допустим рассмотрение миссии РГО через цели и задачи, представленными в документе «Устав РГО». Цель РГО состоит в:
Проведении целенаправленной работы в обществе по популяризации географии, сохранению исторического и культурного наследия России, природоохранной, образовательной, исследовательской и иной деятельности для реализации потенциала страны, широкому привлечению молодежи к научному творчеству в области географии и смежных отраслей знаний [3, https://rgo.ru/upload/iblock/8e2/pprc38ng4b8xp0wu12r33rsesmtfhvff.pdf].
Из текста про задачи РГО видим, каким образом задачи РГО реализуют его цель:
- Формирование, поддержка и направление общественной инициативы на всестороннее исследование географической, этнокультурной и исторической самобытности России для более полного и глубокого понимания ее роли и места в современном мире.
- Стимулирование и организация активного участия общества в природоохранной деятельности, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
- Сохранение, использование и популяризация географического, исторического и культурного наследия России как предмета национальной гордости, сохранение и приумножение традиций Русского географического общества, основанного в 1845 году.
- Содействие в улучшении качества географического и экологического образования.
РГО является социальным институтом, управляющим структурой статусных ролей и позиционирующим субъектов внутри себя, в силу установленных в «Уставе РГО» правил, регулирующих иерархию, представленной рядовыми членами РГО, а также вышестоящими лицами, такими как Президент, Вице-Президент, Съезд Общества, Управляющий Совет Общества и др. [3, https://rgo.ru/upload/iblock/8e2/pprc38ng4b8xp0wu12r33rsesmtfhvff.pdf].
В силу того, что целью РГО является популяризация географии, привлечение молодежи к творчеству в области географии, что выполняется и достигается, например, различными мероприятиями, направленными на достижение цели общества (экспедиции, проекты и путешествия), то следует говорить о сайте РГО как жанре географического дискурса. В Разделе 2 «Устава РГО» из общего перечня выделим несколько задач, доказывающих то, что сайт РГО является жанром географического дискурса, продвигающем миссию, представленном на этом сайте:
Формирование, поддержка и направление общественной инициативы на всестороннее исследование географической самобытности России для более полного понимания её роли в современном мире»; «Популяризация географического наследия России как предмета национальной гордости»; «Распространение достоверных географических сведений в России и за рубежом»; «Содействие в улучшении качества географического образования.
Таким образом, ключевыми выступают аксиологемы самобытность, наследие, достоверность сведений, качество предметного поля география. В этом контексте особую значимость имеет привлекательность и важность информационных текстов, которые достигаются за счет использования прагматических и ценностных аспектов в языке сообщения. Один из ключевых факторов коммуникации – это способность стимулировать восприятие текста как привлекательного для целевой аудитории. При этом важно, чтобы текст был оценочно ориентирован как достоверный и значимый [2, с. 22].
Для любого вида деятельности характерна не только передача информации, но и его ориентированность на ту или иную целевую группу. Целевая аудитория определяется Л.Г. Викуловой и соавторами следующим образом: «представители или группы общественности, на удовлетворение интересов и потребностей которых нацелена та или иная информация» [7, с. 271]. Для определения целевой аудитории пользователей сайта обратимся к тематическому блоку «Членство РГО», так как в нем содержится наиболее актуальная информация о целевой аудитории РГО [3, https://rgo.ru/membership/]:
Одно из старейших географических обществ мира объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей, – всех, кто стремится узнавать новое о России, кто готов помогать сохранению её природных богатств.
Кроме этого, в данном блоке можно найти следующую информацию:
Помощь студентам и молодым ученым: Возможность публиковать научные труды в изданиях Общества и Партнеров на льготных условиях.
Специалисты в области географии, путешественники, экологи, общественные деятели, студенты и молодые ученые, а также другие заинтересованные в географии люди являются целевой аудиторией для сайта РГО. Столь широкий охват целевой аудитории обусловлен тем, что РГО является просветительской организацией, миссия которой состоит в популяризации географии, распространении достоверных географических сведений, содействии улучшения качества географического образования и др.
Другим ключевым для понимания содержания сайта является блок «Деятельность РГО», где представлены несколько направлений, такие как Исследования (в подразделе Экспедиции); Куда поехать (в подразделе Путешествия с РГО); Международные новости (в подразделе Международная деятельность) и др.
В данном контексте также следует говорить о термине «новостной дискурс». Среди особенностей новостного дискурса можно выделить следующие составляющие:
- краткое изложение основных событий перед более подробным описанием;
- ключевое событие, которое является основной информацией новости;
- фон или контекст, который дополняет и расширяет информацию;
- вербальные реакции и комментарии, содержащие прогнозы, выводы и дополнительную информацию, выражающую субъективную точку зрения автора [9, с. 43].
Для новостного дискурса коммуникативное действие является продуктом восприятия текстов читателями, в связи с чем, адекватность интерпретации новостей читателем определяется наличием в распоряжении читателя «соответствующего сценария, социологической установки, и подходящей стратегии дешифровки цельных коммуникативных актов, а не отдельных страниц текста». Согласно когнитивному анализу, важным аспектом коммуникации между автором и читателем в новостном дискурсе является создание у читателя определенной представленной модели события, которая отражена и эффективно представлена в тексте сообщения. Однако эта «представленная модель» может не полностью совпадать с моделью события, которая существует у автора текста, и которую он пытается передать читателю [11, с. 784].
Опираясь на вышеизложенное, выделим тексты новостей в отдельный жанр новостного дискурса анализируемого сайта, цель которого – продвижение территорий. Продвижение означает активные действия, направленные на привлечение внимания целевой аудитории к конкретному региону, с целью распространения позитивного и привлекательного образа этого региона, формирования и закрепления положительного мнения о нем и создания определенного имиджа [8, с. 99].
Новости на сайте РГО представлены на посадочной странице в виде раздела «Новости регионов», но с помощью выпадающего меню, читатель может перейти в полную новостную рубрику, которая делится на следующие разделы:
Главные новости РГО; Новости путешествий; Новости экспедиций; Международные новости; Новости регионов; Новости грантов; СМИ о нас [3, https://rgo.ru/activity/redaction/news/].
В тексте каждой новости, авторами передаются модели тех или иных событий с намерением вызвать определенные чувства у читателя. Информация о событии может основываться на взывании к чувству гордости за историю и природу России, чувству сплоченности и др.
Новость экспедиции «Увидеть, изучить, открыть: как туристу присоединиться к научным исследованиям РГО» продвигает совместную деятельность для желающих помочь РГО людей. Название новости «увидеть, изучить, открыть» является аллюзией и отсылает читателя на крылатое латинское выражение «Пришёл, увидел, победил» (Veni, vidi, vici). Текст новости начинается с риторического вопроса, приглашающего читателя подумать о том, что нужно сделать, чтобы внести вклад в данный проект:
Что нужно, чтобы стать частью научного проекта и внести свой вклад в полевую часть исследования? Помочь профессиональным ученым сегодня может каждый – для этого необязательно иметь докторскую степень или академическую подготовку. Понадобится немного свободного времени, искренний интерес к теме и готовность проводить измерения и наблюдения строго по полученным от ученых вводным. Сегодня это возможно не только в экспедициях, но и в туристских путешествиях с РГО [3, https://rgo.ru/activity/redaction/news/uvidet-izuchit-otkryt-kak-turistu-prisoedinitsya-k-nauchnym-issledovaniyam-rgo/].
Новость экспедиции под названием «Историю самой крупной победы советской морской авиации раскроет экспедиция РГО» соотносится с концептом «историческая память», который основывается на понимании важности сохранения объектов культурного наследия. Добавим, что новость экспедиции содержит в названии метафорический перенос – «Голоса погибших кораблей»:
Почтить память погибших моряков и рассказать о победах русского оружия на Балтике отправится Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова. Первый этап экспедиции «Голоса погибших кораблей» при поддержке РГО и Фонда президентских грантов начнётся 6 мая и продлится 10 дней [3, https://rgo.ru/activity/redaction/news/istoriyu-samoy-krupnoy-pobedy-sovetskoy-morskoy-aviatsii-raskroet-ekspeditsiya-rgo/].
Одной из главных последних актуальных новостей РГО является «Экотропа РГО на Волге: новый маршрут по самарской дуге»:
Река, горы, лес, заливные луга с цветами и ароматными травами – край заповедной природы в самом сердце средней Волги. Полтора часа самолетом из Москвы, пара часов на прогулочном теплоходе, и вы из шумного города попадаете на Самарскую луку – в мир, полный тишины и созерцания. Здесь, у подножия лесистых гор, вдоль берега Волги проходит первый участок Экотропы РГО. Маршрут этот круглогодичный, здесь красиво в любое время года (особенно в золотую осень, в середине октября)… Экотропа РГО – настоящая живая «лаборатория» под открытым небом для тех, кто увлекается географией, геологией, ботаникой, а также археологией и этнографией [3, https://rgo.ru/activity/redaction/news/ekotropa-rgo-na-volge-novyy-marshrut-po-samarskoy-luke/].
В новости про экотропу на Волге несколько раз использован метафорический перенос – автор дает читателю понять, что экотропа пролегает в тихом и незатронутом цивилизацией месте.
Тексты на сайте РГО имеют высокую степень привлекательности для читателя, за счет использования различных лингвистических средств, а также за счет интерпретации заложенных авторами в тексты моделей событий, вызывающих у читателя определенное отношение. Таким образом, географический дискурс представлен сайтом РГО, как жанром географического дискурса. Этот жанр географического дискурса продвигает идеи, которые отражены в текстах на сайте РГО.
Литература:
- Вешнинский Ю.Г. Аксиологическая география: топология культурного пространства на рубеже тысячелетий. СПб.: Алетейя, 2019. 226 с. (дата обращения: 15.11.2023).
- Викулова Л.Г., Серебренникова Е.Ф., Черкашина Е.И. Аксиологема Château как код продвигающего текста // Маркетинговая лингвистика в цифровую эпоху : сб. науч. ст. / сост. Е.Г. Борисова; под общ. ред. Л.Г. Викуловой. М.: Языки Народов Мира, 2021. С. 22-30.
- Всероссийская общественная организация Русское Географическое Общество: (сайт). 2023. (дата обращения: 12.11.2023).
- Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. №5. С. 011-023.
- Карасик В.И. Институциональный концепт «миссия»: ценностные характеристики // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. С. 80-90.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
- Викулова Л.Г., Желтухина М.Р., Герасимова С.А., Макарова И.В. Коммуникация. Теория и практика: учебник. М.: ВКН, 2020. 336 с.
- Основы маркетинговой лингвистики: учебник / Л.Г. Антонова, Е.В. Бирюкова, Е.Г. Борисова [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Викуловой. М.: Языки Народов Мира, 2023. 217 с.
- Тюпа В.И. Новостной дискурс как нарратологическая проблема // Новый филологический вестник. 2017. №3(42). (дата обращения: 06.12.2023).
- Чернявская В.Е. Корпусно-ориентированный дискурсивный анализ идентичности российского университета 3.0 // Вестник Томского государственного университета. Серия: Филология. 2019. №58. С. 97-114.
- Школьникова М.Л. Особенности новостного дискурса, как одной из составляющих медиа-дискурса // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2, №11(28). С. 782-784.
Website of the Russian Geographical Society as a genre of geographical discourse
Egoshin V.A.,
postgraduate student of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Annotation. This study is devoted to the analysis of the website of the Russian Geographical Society. The purpose of the work is to consider the site as a genre of geographical discourse. The texts of several thematic blocks presented on the landing page of the Russian Geographical Society website were analyzed.
Keywords: discourse, Russian Geographical Society, website landing page, RGS mission.
Literature:
- Veshninsky Yu.G. Axiological geography: topology of cultural space at the turn of the millennium. St. Petersburg: Aletheya, 2019. 226 pages. (date of the address: 15.11.2023).
- Vikulova L.G., Serebrennikova E.F., Cherkashina E.I. Axiologeme Château as a code for a promotional text // Marketing linguistics in the digital era: collection. scientific Art. / comp. E.G. Borisova; under general ed. L.G. Vikulova. Moscow: Languages of the Peoples of the World, 2021. Page: 22-30.
- All-Russian public organization Russian Geographical Society: (website). 2023. (date of the address: 11.2023).
- Zamyatin D.N. Geocultural branding of territories: conceptual foundations // Labyrinth. Journal of Social Sciences and Humanities. 2013. №5. Page: 011–023.
- Karasik V.I. Institutional concept «mission»: value characteristics // Current problems of philology and pedagogical linguistics. 2020. №2. Page: 80-90.
- Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena, 2002. 477 pages.
- Vikulova L.G., Zheltukhina M.R., Gerasimova S.A., Makarova I.V. Communication. Theory and practice: textbook. Moscow: VKN, 2020. 336 pages.
- Fundamentals of marketing linguistics: textbook / L.G. Antonova, E.V. Biryukova, E.G. Borisova [and others]; under general ed. L.G. Vikulova. M.: Languages of the Peoples of the World, 2023. 217 pages.
- Tyupa V.I. News discourse as a narratological problem // New Philological Bulletin. 2017. №3(42). (date of the address: 06.12.2023).
- Chernyavskaya V.E. Corpus-oriented discourse analysis of Russian university identity 3.0 // Bulletin of Tomsk State University. Series: Philology. 2019. №58. Page: 97-114.
- Shkolnikova M.L. Features of news discourse as one of the components of media discourse // Modern scientific research and development. 2018. T. 2, №11(28). Page: 782-784.