Аннотация. В данной статье рассматривается концепция технологии портфолио в обучении говорению на английском языке. Целью исследования является постановка проблемы и анализ использования этой технологии в преподавании английского языка при подготовке к Кембриджскому экзамену KET for schools. В статье подчеркивается необходимость сдачи студентами кембриджских экзаменов, где отражается важность работы с портфолио на уроках английского языка, а также актуальность и эффективность использования портфолио в ELT (English Language Teaching).

Ключевые слова: портфолио, умения говорения, кембриджские экзамены, KET for schools, дополнительное образование.

В условиях постоянной глобализации экономики растет заинтересованность школьников в изучении иностранных языков, особенно в освоении английского языка, который признан международным языком общения.

Е.Г. Тарева, О.А. Малых подчеркивают в своей работе: «<…> в настоящее время Россия стремительно входит в мировое экономическое и образовательное пространство, что предполагает широкомасштабную подготовку людей, способных эффективно участвовать в диалоге культур, мобилизуя при этом свои языковые знания, умения и навыки в любой ситуации межкультурного общения» [6]. Необходимость подготовки учащихся к межкультурному общению также подчеркивается в статье О.О. Корзун, Е.А. Ижикеевой: «<…> Подготовка учащихся к межкультурному общению на современном уровне требует пересмотра целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе; особенно это касается школ, в которых иностранный язык изучается на углубленном уровне» [4]. В связи со сказанным в данной статье мы бы хотели затронуть вопрос подготовки учащихся к сдаче Кембриджского экзамена КЕТ, что позволило бы в дальнейшем эффективно участвовать в межкультурном общении.

Подтвержденный уровень свободного владения английским языком открывает не только различные карьерные перспективы, но и повышает возможность школьников поступления в высшие образовательные учреждения не только в России, но и за рубежом. В наше время вопрос практического владения английским языком сложнее успешно реализовать в рамках школьного образования, однако, возможно при системных занятиях в условиях дополнительного образования. Педагоги, работающие в этой сфере, обладают большим потенциалом и опытом работы с запросами общества такого рода и обладают необходимыми навыками для удовлетворения таких потребностей обучающихся, как возможность свободного общения на иностранном языке и снятие языкового барьера. Соответственно, овладение умениями говорения играет особенно важную роль в осуществлении межкультурной коммуникации и находит отражение как в нормативах общеевропейских стандартов, требованиях Федеральной рабочей программы общеобразовательной школы, так и в рабочих программах центров дополнительного образования и является одним из важных предметных результатов образовательного процесса на базовом уровне.

Данная статья также обращена к проблеме обучения говорению школьников посредством технологии «портфолио» для подготовки к кембриджскому экзамену КЕТ в современных реалиях образовательного процесса.

Со слов Ю.А. Воронцовой, сертификаты Cambridge ESOL высоко ценятся учебными заведениями и работодателями по всему миру, а также правительственными учреждениями, иммиграционными службами и профессиональными ассоциациями в разных странах. Они подтверждают знание английского языка и могут быть полезны при поступлении на обучение или приеме на работу. Данные сертификаты могут помочь абитуриентам расширить возможности при выборе учебного заведения и увеличить свои шансы на получение престижной работы в будущем. Во многих странах государственные образовательные учреждения включили экзамены Cambridge ESOL в свои национальные системы образования. Иными словами, диплом о высшем образовании и сертификат по иностранному языку становятся равноценными составляющими профессионального портфеля. В свете этого, вопрос сдачи международных экзаменов, предлагаемых Кембриджем, сегодня является одним из приоритетных. Эксперты аккредитованных центров сдачи кембриджских экзаменов отмечают ежегодный рост числа кандидатов по всей стране, что вновь подтверждает актуальность исследования и отмечает сохранение тенденции в ближайшем будущем. По мнению А.Ю. Воронцовой, Cambridge ESOL – мировой лидер в области экзаменов по английскому языку [2]. Ежегодно около 1.5 миллионов человек в 135 странах проходят Кембриджские экзамены по английскому языку как иностранному. Эти экзамены отличаются высочайшим качеством проверки работ, и их результаты признаются университетами, работодателями и правительственными организациями по всему миру, а также присутствует превосходная поддержка преподавателей и студентов, сдающих экзамены.

Для обучения школьников англоязычному говорению в процессе подготовки к кембриджскому экзамену KET for Schools очень важно частое обращение к критериям оценивания, чтобы студенты могли точно понимать за что они могут получить или же потерять те или иные баллы. Потенциал технологии «Портфолио» поможет продемонстрировать обучающимся их траекторию развития и прогресс в обучении умениям говорения для международного экзамена.

Как утверждает А.С. Тикуркина, термин «портфолио» имеет происхождение от французского слова, которое имеет значение «излагать», «формулировать» и «нести», а также «лист», «страница» или «собрание работ». Это слово заимствовано из английского, где оно означает «предмет для хранения и транспортировки письменных работ, документов» [7]. В педагогике, искусстве, политике и бизнесе под портфолио понимают собрание достижений. Ю.В. Гуцол отмечает, что Портфолио – это инструмент для сбора и систематизации материалов, свидетельствующих о профессиональных достижениях его владельца, который также помогает решать различные профессиональные задачи в режиме реального времени, а также альтернативная форма оценки профессиональной компетентности и результативности держателя [3]. Таким образом, в контексте работы под портфолио мы подразумеваем папку, содержащую коллекцию достижений, документов и письменных работ специалиста из определенной профессиональной области. Соответственно, под ним понимается реальный личностный образовательный результат, который студент создает в процессе изучения иностранного языка и культуры и который позволяет развивать индивидуальные языковые способности и проследить прогресс в изучении английского языка.

Эффективность «Портфолио» обусловлена достоверным характером оценки и самоанализа, в отличие от других форм контроля, используемых в обучении языку. Это объясняется наличием в описанной технологии реальных учебных задач и результатов творческой учебной работы, четко осознаваемыми учеником принципами оценки и обобщением положительного личного опыта овладения иностранным языком. Такой способ самооценки повышает мотивацию учеников, связанную с демонстрацией реальных результатов их учебной работы [5]. Ниже представлено, чему способствует данная технология, по мнению Е.В. Преловой (см. рисунок 1).

 

Рис. 1. Способствование технологии Портфолио при обучении английскому языку [5]

При внимательном рассмотрении структуры и содержания портфолио по иностранному языку, учитывая его образовательный потенциал, можно с уверенностью сказать, что оно может действительно эффективно оценить уровень знания обучающимся иностранного языка. Формат портфолио подходит для обеих сторон учебного процесса – преподавания и обучения, и является удобным и понятным инструментом, позволяющим быстро оценить уровень владения иностранным языком, наблюдать за развитием навыков, а также анализировать успехи и трудности, которые требуют коррекции. Таким образом, учащийся, развивая навыки самоконтроля и самооценки, получает возможность более эффективно организовывать свою учебную деятельность по изучению иностранного языка, в том числе в условиях самостоятельной работы. По словам И.В. Батуновой, обучающийся также получает опыт в определении целей и планировании индивидуального образовательного маршрута, опыт рефлексии и обретает новые возможности для самостоятельности студентов. В основе всех этих процессов лежит взаимодействие учебной и профессиональной мотивации, что является мощным движущим фактором любого развития [1].

Анализ примеров обучения учащихся на основе технологии «Портфолио» показал, что на сегодняшний день стоит отметить недостаточную их реализацию не только в отечественных, но и в зарубежных учебниках, в особенности в рамках подготовки к экзаменам (государственным и международным).

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что языковое портфолио как непрерывно развивающаяся и совершенствующаяся методика способствует закреплению успехов в образовательной деятельности, стимулирует положительное самоутверждение личности и влияет на формирование ценностных установок. Применение данной технологии в учебном процессе делает изучение материала более доступным, так как учащийся, основываясь на таблицах оценки своих навыков в соответствии с требованиями программы, может видеть свой уровень знаний на каждом этапе обучения. Работа над портфолио позволяет ученику быть активным участником учебного процесса, включая не только результат, но и процессы оценки, планирования и анализа собственного образовательного маршрута, особенно в контексте подготовки к международным экзаменам.

Литература:

  1. Батунова И.В. Продуктивный контроль в контексте возможностей европейского языкового портфеля / И.В. Батунова, В.В. Воног, Л.В. Яроцкая // Казанский педагогический журнал. 2018. №2. С. 123-130.
  2. Воронцова Ю.А. К вопросу о сдаче международных экзаменов ESOL // Современное педагогическое образование. 2020. №8. С. 9-13.
  3. Гуцол Ю.В. E-Портфолио как инновационная форма мобильного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22. 2020. №74. С. 16-20.
  4. Корзун О.О., Ижикеева Е.А. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции школьников при прохождении элективного курса «Москва-Лондон: перекресток культур: цель, содержание и технология обучения» // Иностранные языки в школе. 2023. №6. С. 46-54.
  5. Прелова Е.В. Реализация личностно-деятельностного подхода в рамках технологии «Языковой портфель» // Сибирский педагогический журнал. 2012. С. 61-64.
  6. Тарева Е.Г., Малых О.А. Подходы к изучению проблемы формирования фонологической компетенции в языковом вузе // Язык и социальная динамика. 2013. С. 310-312.
  7. Тикуркина А.С. Электронное портфолио и языковой портфель учителя иностранного языка: определение понятий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. С. 53-56.

Portfolio technology in Cambridge KET exam preparation: setting the problem

Shchekina P.A.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Korzun Oksana Olegovna,

Associate Professor of the Department of English and Linguodidactics of the Institute of Foreign Language of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. This paper examines the concept of the language portfolio technology in teaching the English language. The purpose of the study is to set a problem and analyze the use of this technology in teaching English based on Cambridge KET for schools exam preparation as well as seeks to explore the implementation of this technology in the ELT (English language teaching). Also, the paper describes the necessity of students taking Cambridge exams where the author highlights the importance of working with a language portfolio in such English lessons. The relevance and the efficiency of using language portfolio in ELT is highlighted in the research.
Keywords: Language Portfolio technology, speaking skills, Cambridge exams, KET for schools, ELT (English language teaching).

Literature:

  1. Batunova I.V. Productive control in the context of the possibilities of the European language portfolio / I.V. Batunova, V.V. Vonog, L.V. Yarotskaya // Kazan Pedagogical Journal. 2018. №2. Page: 123-130.
  2. Vorontsova Y.A. On the issue of passing international ESOL exams // Modern pedagogical education. 2020. №8. Page: 9-13.
  3. Gutsol Y.V. E-Portfolio as an innovative form of mobile learning // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences. 2020. №74. Page: 16-20.
  4. Korzun O.O., Izhikeeva Е.А. Formation of intercultural communicative competence of schoolchildren during the elective course «Moscow-London: Crossroads of cultures: purpose, content and technology of education» // Foreign languages at school. 2023. №6. Page: 46-54.
  5. Prelova E.V. Implementation of a personal-activity approach within the framework of the «Language portfolio» technology // Siberian Pedagogical Journal. 2012. Page: 61-64.
  6. Tikurkina A.S. Electronic portfolio and language portfolio of a foreign language teacher: definition of concepts // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2013. Page: 53-56.
  7. Tareeva E.G., Malyh O.A. Approaches to the study of the problem of phonological competence formation in a language university // Language and social dynamics. 2013. Page: 310-312.