Аннотация. В статье рассматривается понятие нелинейных текстов, их виды и особенности. Проводится анализ учебно-методического комплекса (УМК) на наличие данного вида опор и предлагаются способы их внедрения при обучении письменной речи на английском языке.

Ключевые слова: Английский язык, нелинейные тексты, опоры, письменная речь.

Коммуникация между людьми в современном мире подвергается изменениям, появляются новые форматы и способы передачи информации. При работе в образовательных организациях необходимо понимать, что современное поколение Z отличается так называемым «клиповым мышлением», характеризующимся быстрой переработкой данных небольшими порциями. В связи с этим развивается визуальное направление представления информации, растёт интерес к такому его виду как «инфографика», являющейся формой графического и коммуникационного дизайна. Применение несплошных текстов можно встретить в различных сферах деятельности: от рекламы до образования. Так, чёткое и наглядное преподнесение данных, а именно, нелинейных текстов, – основа, на которую необходимо ориентироваться педагогу в наши дни и использовать как опоры для обучения различным умениям.

Интеграция несплошных текстов в образовательный процесс связана не только с современными реалиями, но и с необходимостью соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и Федеральным рабочим программам. Представим выдержку из программы по английскому языку для среднего общего образования: обучающийся должен уметь «читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики, схемы, инфографика) и понимать представленную в них информацию» [5, с. 39].

Нельзя забывать и об активном переходе на взаимодействие в различных Интернет-сервисах и приложениях, что способствует увеличению роли грамотной письменной речи при написании писем и сообщений. Поэтому работа с нелинейными текстами не заканчивается лишь на умении считывать с них информацию. Помимо этого, школьникам необходимо создавать «...письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы, графика, диаграммы» [5, с. 12]. Обучение данному виду речевой деятельности, из-за своих временных затрат, часто предлагается не в достаточном объёме. В данном исследовании мы выясним, в чем плюсы использования нелинейных текстов в качестве опор для обучения письменной речи и проанализируем, применяются ли они для решения данной лингводидактической задачи на примере современного УМК.

Во-первых, определим, что такое линейный текст. Данный вид текста является связанными между собой по смыслу предложениями. Противоположностью же являются рассматриваемые нами нелинейные, или несплошные, тексты, в которых «...смысловые конструкции... выстроены автором в виде ассоциативного массива» [2, с. 3]. В связи с этим, подобные тексты могут быть представлены в различной форме:

  • таблицы;
  • схемы;
  • графики и диаграммы;
  • инфографика;
  • карта города, билеты, реклама;
  • и др.

Таким образом, Н.М. Валюшина и А.П. Рыбникова выделяют следующие основные характеристики несплошных текстов:

  • нетрадиционное представление информации;
  • компактность изложения;
  • отличительная логика высказывания и последовательность декодирования текста;
  • визуализация – текст как фигура: наличие вербальных и невербальных элементов;
  • использование математических символов, системы условных обозначений и т.д. [1, с. 4], [4, с. 317].

Основные умения, которые развиваются при работе с данными текстами, по мнению Н.М. Валюшиной – это:

  • непоследовательное чтение текста;
  • анализ, сравнение и синтез разных составных частей;
  • использование фоновых знаний;
  • интерпретация информации;
  • использование для обучения иноязычной письменной речи [1, с. 4].

Во-вторых, установим, какие существуют виды опор для обучения письменной речи и к каким из них относятся нелинейные тексты. Опоры создаются для помощи в порождении речевого высказывания как информационная поддержка. По мнению И.А. Зимней, обучение иноязычному высказыванию – это ещё и обучение «...самому способу формирования и формулирования мысли». Опоры же на первых этапах стимулируют речь и помогают изложить мысли в нужной последовательности. Согласно классификации Е.И. Пассова, опоры делятся на следующие виды (см. рисунок 1):

 

Рис. 1. Типология опор по Е.И. Пассову

Исходя из данной типологии ясно, что большинство несплошных текстов относятся к изобразительно-смысловым опорам. В вербальных же опорах нам интересны логико-семантические и лексико-синтаксические схемы.

Итак, если мы используем несплошные тексты в обучении, в частности, продуктивным иноязычным умениям, таким как письменная речь, то обязательно наличие для опоры коммуникативной задачи (КЗ), которая должна служить стимулом к совершению речевого поступка – отдельно взятая опора методически нецелесообразна. Чтобы КЗ была достигнута, обучающимся нужно контролировать свои действия и понимать, что и с какой целью они делают, а по завершении высказывания также рефлексировать, смогли ли они достичь нужного результата.

Этапы работы с данными видами опор представляют собой следующие шаги:

  1. распознавание нелинейного текста по отдельным элементам;
  2. установление связей между элементами;
  3. осмысление передаваемой через нелинейный текст информации;
  4. формирование своего отношения к данной информации;
  5. преобразование нелинейного текста опоры в собственный линейный текст.

Почему нелинейные тексты эффективны как опоры при обучении письменной речи? Можно выделить следующие преимущества:

  • использование данных опор при любом этапе обучения написанию текста;
  • планирование письменного высказывания становится проще и логичнее;
  • визуальная модель способствует запоминанию структуры написания того или иного жанра текста;
  • развитие универсальных учебных действий (самоорганизации, самоанализ, самоконтроль), позволяющих проводить рефлексию о написанном тексте [3, с.5].

В свете вышеизложенных фактов о нелинейных текстах, необходимостью их использования как в соответствии с ФГОС и ФРП, так и с современными реалиями, обратимся к анализу учебника Starlight 11 (Звездный английский) для 11 класса [6].

В ходе обзора упражнений было выяснено, что в учебнике присутствуют нелинейные тексты по типу ментальных карт и схем [6, с. 76] (см. рисунок 2), однако они, в большей степени, направлены на формирование и совершенствование лексических навыков обучающихся.

 

Рис. 2. Пример ментальной карты лексики из учебника

Что касается использования несплошных текстов как опор для обучения письменной речи, которые представляли бы собой основу для идеи эссе или другого вида текста, то таких упражнений выявлено не было. Опоры для письменных высказываний проявляются либо в текстовых планах, либо в готовых образцах-текстах.

Ввиду этого, предложим способы внедрения нелинейных текстов как опор и стимуляторов решения коммуникативной задачи посредством письменной речи:

  • эссе с анализом статистических данных, представленных в виде диаграммы или таблицы, для выполнения проекта;
  • эссе с описанием кривой графика, представляющий собой процесс изменения ситуации, для решения какой-либо проблемы;
  • написание рассказа по комиксу;
  • письмо другу об афише мероприятий;
  • написание поста для социальных сетей по инфографике и др.

Таким образом, взаимодействие с несплошными текстами является важным метапредметным умением, которое пригодится как для жизненных ситуаций и работы на уроках, так и для проектной и научно-исследовательской деятельности. Их использование как опор поможет улучшить письменную речь обучающихся.

Литература:

  1. Валюшина Н.М. Нелинейный текст как методическая проблема // В НАУЧНОМ ПОИСКЕ. 2020. №2(129). С. 1-8
  2. Киселева В.Н. Развитие умения чтения с помощью несплошных (нелинейных) текстов // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 22 апреля 2021 года. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. С. 211-215.
  3. Лих И.В., Енгай Н.В. Организация написания эссе с помощью анализа несплошных текстов // Проблемы современной науки и образования. 2022. №2(171). С. 27-32.
  4. Рыбникова А.П. Виды текстов в обучении иностранному языку: нелинейные тексты // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС ВО: Материалы XLV научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 18-19 декабря 2018 года / Под общей редакцией В.А. Панина. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2018. С. 316-320.
  5. Федеральная рабочая программа среднего общего образования, иностранный (английский) язык (углублённый уровень), (для 10–11 классов образовательных организаций). М. : ФГБНУ Институт стратегии развития образования, 2023. 124 с.
  6. Starlight 11 : учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / [К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др.]. М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. 200 с.: ил. (Звёздный английский).

The use of non-linear (non-continuous) texts as supports in teaching English-language writing

Fomina A.D.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Tsybaneva Valentina Alexandrovna,
Associate Professor, Department of English and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article discusses the concept of nonlinear texts, their types, and features. The analysis of a students' book is conducted to identify the presence of these types of texts, and recommendations for implementation of them in teaching writing in English are proposed.
Keywords: English, non-linear texts, supports, written speech.

Literature

  1. Valyushina N.M. Nonlinear text as a methodological problem // IN THE SCIENTIFIC SEARCH. 2020. №2(129). Page: 1-8
  2. Kiseleva V.N. Developing the ability to read with the help of non-linear (non-continuous) texts // Foreign languages and modern trends in Foreign Language education: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference, Voronezh, April 22, 2021. Voronezh: Voronezh State Pedagogical University, 2022. Page: 211-215.
  3. Lih I.V., Engaj N.V. Organization of essay writing by analyzing non-continuous texts // Problems of modern science and education. 2022. №2(171). Page: 27-32.
  4. Rybnikova A.P. Types of texts in foreign language teaching: non-linear texts // Development of educational and methodological support for the introduction of innovative teaching methods in the implementation of the Federal State Educational Standard : Materials of the XLV Scientific and Methodological conference of teaching staff, graduate students, undergraduates, applicants of TSPU, Tula, December 18-19, 2018 / Under the general editorship of V.A. Panin. Tula: Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, 2018. Page: 316-320.
  5. Federal Working Program of Secondary General Education, Foreign (English) Language (advanced level), (for grades 10-11 of educational organizations). Moscow: FGBNU Institute of Education Development Strategy, 2023. 124 pages.
  6. Starlight 11: a students’ book for general education institutions and schools with in–depth study of English / [K.M. Baranova, D. Dooley, V.V. Kopylova, etc.]. Moscow: Express Publishing : Enlightenment, 2011. 200 pages. ill. (Star English).