Аннотация. В статье рассматриваются функции мотива правосудия в романе Фолкнера «Осквернитель праха», позволяющие раскрыть проблемы американского Юга периода великой депрессии. Фолкнер экспонирует важность этических моментов при принятии судебных решений. Делается вывод о том, что несмотря на признание власти предрассудков в южном обществе, Фолкнер выражает надежды на позитивные изменения в традиционных взглядах южан на социальные проблемы и нравственное достоинство человека независимо от его социальной и расовой принадлежности.

Ключевые слова: Уильям Фолкнер, «Осквернитель праха», социальная справедливость, закон, американский Юг, человеческое достоинство, мотив правосудия.

Творчество Уильяма Фолкнера изобилует обращениями к законодательной специфике американского Юга. С раннего детства писатель находился среди людей, чья профессиональная деятельность была связана с правовой сферой, что безусловно сформировало его интерес к юриспруденции и нашло отражение в его художественных произведениях. Одним из наиболее ярких произведений У. Фолкнера является роман «Осквернитель праха» (1848), представляющий собой своеобразный детектив и посвященный осмыслению и трактовке состояния Юга во времена, отмеченные в США Великой депрессией.

Идея детектива, где преступление раскрывает обвиненный в нем негр, которому грозит суд Линча, возникла у Фолкнера еще в 1940 г. Для истории создания «Осквернителя праха» немаловажно, что именно в то время писатель работал над двумя детективными рассказами, в которых действуют адвокат Гэвин Стивенс и его племянник, Чик Мэллисон – будущие герои романа. Об этом же замысле писатель упоминал и в 1944 г., когда писал в Голливуде сценарий по детективному роману Р. Чандлера. В январе 1948 г. Фолкнер, который переживал тогда творческий кризис, решил реализовать старый замысел и приступил к работе над «Осквернителем праха».

Фолкнер писал: «Мне хотелось изобразить наш край таким, каким он реально был в те годы. Вся эта элегантность старых южных плантаций к нам не относится. У нас проходил фронтир… И люди тут жили день за днем грубой и суровой жизнью, но была в ней и определенная простота. И мне это представляется очень важным, потому что существует расхожий образ старого Юга – магнолии, кринолины, греческие портики и тому подобное» [3].

Роман был опубликован уже в 1948 г. издательством «Random House». Уже через год «Осквернитель праха» был экранизирован, что несомненно говорит о его принятии читательской аудиторией и об актуальности поднимаемых писателем проблем.

Центральное место в романе занимает мотив правосудия, однако его сюжетообразующая роль несколько приглушена, собственно судебный процесс отодвигается писателем на задний план. Аресту Лукаса в повествовании не уделено значительного места, и снятие с него обвинений происходит вне основного сюжетного действия. Небольшой, формальный судебный процесс, который описан в романе, насчитывает крайне малое количество эпизодов.

Арест Лукаса – это, в первую очередь, вопрос защиты его от толпы линчевателей, и лишь после – «прелюдия» к судебному разбирательству и юридическому осуждению или оправданию. Его официальное освобождение можно считать простой формальностью, штамповкой оправдательных доказательств, собранных в ходе технически незаконной эксгумации и так официально и не представленных. Ожидаемая читателем театральность уголовного процесса со всеми его ритуалами, с его недвусмысленным, ожидаемым вердиктом, в романе отсутствует. Лукас оправдан без суда, а настоящий преступник, Кроуфорд Гаури, умирает вовсе без такового.

Подобное отсутствие судебного процесса и, напротив, присутствие формальной юридической процедуры (арест, помещение Лукаса в тюрьму) не случайны. Фолкнер показывает, что вся судебная система переживает период застоя. Глубоко укоренившийся в южном сообществе расизм мешает Гэвину, одному из главных персонажей романа, и другим представителям закона видеть Лукаса таким, какой он есть, и, следовательно, прибегать к надлежащему судебному процессу в его защиту.

На первое место в романе выходят именно тематическая и смыслообразующая функции мотива правосудия. Через него автор задает вопросы о морали и справедливости. Мотив правосудие в «Осквернителе праха» проявляется в стремлении к справедливости одних персонажей и внутреннее освобождение от предрассудков общества других (например, Чика). Мотив правосудия раскрывается Фолкнером также и в контексте межрасовых отношений.

С одной стороны, автор показывает персонажа, Лукаса Бичема, стремящегося к справедливости и свободе, с другой стороны – часть общества (в первую очередь, в лице Чика), пытающуюся освободиться от многолетних предрассудков. Именно в романе писатель приводит читателя к мысли, что правосудие должно носить универсальный характер и не являться чьей-либо привилегией.

Безусловно, главный герой Лукас Бичем не является воплощением типичного образа негра для южной литературы; происходит его естественное столкновение с сообществом, для которого он не является равным по статусу и самой своей сути. Понимание своеобразного благородства Лукаса, которое составляет необходимое условие для признания его невиновности, – это лишь один пример категории принятия, которое, как писатель показывает, недоступно, по крайней мере, для представителей традиционного южного уклада. Старик Эфраим определял такое принятие как «нечто, выходящее за рамки обычного» [5, с. 237].

Особую нагрузку в романе в связи с раскрытием темы правосудия несет непосредственно связанный с правовой сферой образ Гэвина Стивенс – одного из главных персонажей в деле оправдания и освобождения Лукаса. Лукас пытается уговорить Гэвина взяться за его дело, прежде чем он расскажет, что произошло; Гэвин пробует выяснить подробности истории Лукаса, прежде чем согласиться вести дело так, как пожелает клиент. Разочарованный скрытностью Лукаса и его стремлению к контролю за ходом дела, Гэвин утверждает, что он обладает перед ним преимуществом; напоминает ему и о грозящем линчевании.

В то же время Гэвин является представителем «старого» поколения, более замкнутого с точки зрения традиций, в отличие от представителя «молодого» поколения Чика. Юристы и другие представители закона, каковым является Гэвин, не учитывают «обстоятельства», предпочитая работать с тем, что представляется им более вероятным, или совпадающим с их собственным жизненным опытом. Чик же, как южанин «нового» времени, оказывается открытым к новому пониманию справедливости и равенства. С другой стороны, Гэвин Стивенс не безнадежен и способен измениться не без помощи «аутсайдеров» южного сообщества, Чика и мисс Хабершем. Кроме того, он носитель тех черт, которые обычно не характерны для традиционного, патриархального образа белого мужчины: его отличает ребячество, увлечение антиквариатом, книжность, юношеский романтизм и стойкое донкихотство [1, с. 642].

Другой персонаж, имеющий особое значение для раскрытия интересующей нас темы, это Хоуп Хэмптон, шериф округа Йокнапатофа. Хоуп Хэмптон в романе представляет собой образцового белого представителя южного сообщества, как его принято было описывать. Он привязан к земле, с достоинством выполняет свои обязанности, кроме того, читатель видит его как радушного хозяина дома: по ходу повествования Хэмптон неоднократно принимает у себя других персонажей романа. Шериф обладает сильным характером и твердой волей. Именно Хэмптон, в конечном счете, оказывается представителем «старого» поколения, который ставит справедливость выше общественных предрассудков, и принимает участие в «спасении» Лукаса.

Дело Лукаса, как можно убедиться, в романе разрушает общепринятые представления о справедливости и равенстве. Как утверждает сам персонаж, он не «ниггер», или кто-то «менее» равный по закону о сегрегации. Лукас даже больше, чем просто человек. Можно сказать, он – целое явление, знак, свидетельствующий о том, что изменения необходимы и неизбежны. Некоторые персонажи (Эфраим, а также мисс Хабершем) выражают мнение, что служители закона (как Гэвин Стивенс) слишком погружены в суету повседневности, которая для них является гарантией безопасного и спокойного существования. Дело Лукаса, с самого начала отличающееся от большинства других (он активно отстаивает свою невиновность, излагает альтернативную версию событий), нарушает привычный ход жизни и ставит под сомнение те моральные оценки, которых законники склонны придерживаться.

Таким образом, официальный закон предстает подчиненным не справедливости, а общественной норме или традиции; государственное правосудие менее справедливое, чем принципиальное. Фолкнер намеренно не включает судебный процесс в роман: это демонстрирует беспомощность писаного закона в целях защиты Лукаса, а также закостенелость убеждений тех южан, которые непосредственно связаны с соблюдением и исполнением закона.

Писатель даёт понять читателю, что дело Лукаса – это не просто случай невинного чернокожего, страдающего из-за расистских и сегрегационных взглядов большинства. Воплощение Лукасом героического характера – его превосходства над изображенными в романе белыми в человеческих качествах, а не простого равенства с ними – подрывает саму предпосылку расистских правил, представления о неполноценности чернокожих, и, таким образом, угрожает опрокинуть логику всего расистского правового здания Юга.

Главный герой сталкивается с неправдоподобными обвинениями и недостаточной защитой со стороны закона. Роман раскрывают и в целом характерную для американской литературы тему «расовой границы как дегуманизирующего фетиша» [4, с. 320], и поднимает вопросы систематической предвзятости и расовой дискриминации в правосудии. Фолкнер экспонирует важность этических моментов при принятии судебных решений. В романе часто возникают ситуации, в которых судьи и присяжные оказываются перед выбором между соблюдением закона или стремлением к справедливости.

События романа «Осквернитель праха» происходят в южных штатах США, где сильна власть предрассудков и общественных ожиданий, и зачастую это оказывало влияние на принятие судебных решений. В романе показаны слабости и недостатки системы правосудия того времени. Мотив правосудия позволяет обратить внимание на проблемы расовой нетерпимости, социальных неравенств и морального упадка в обществе.

В романе показано, как социальное давление может повлиять на правосудие, иногда исказив его. Однако в целом Фолкнер демонстрирует оптимистичную картину, выражая надежды изменений в традиционных взглядах южан на человеческую жизнь и достоинство, а, следовательно, допускает и будущее реформирование судебных инстанций; при этом Фолкнер придерживается мнения, что благотворные изменения возможны только изнутри, то есть, усилиями самих представителей южного общества.

Литература:

  1. Аткинсон Р. Адвокаты-освободители: Расходящиеся параллели в романах «Осквернитель праха» и «Убить пересмешника» // Правовой журнал университета Дюка. 1999. №49. С. 601-748.
  2. Либман В.А. Американская литература в русских переводах и критике. М.: 1977. 200 с.
  3. Николюкин А.Н. Человек выстоит: Реализм Фолкнера. М.: Художественная литература, 1988. 300 с.
  4. Палиевская Ю.В. У. Фолкнер. М.: Высш. школа, 1970. 79 с.
  5. Панова О.Ю. «Точка сборки»: «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и американская культурная модель черной расы // Литература двух Америк. 2022. №13. С. 315-366.
  6. Фолкнер У. Осквернитель праха / Пер. с англ. М. Богословской-Бобровой. М.: Правда, 1986. 544 с.
  7. Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма / Пер. с англ. В. Олейника, В. Толмачёва, Ю. Палиевской; сост. и общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 1985. 483 с.

Justice in W. Faulkner's novel Intruder in the Dust

Sakharchuk A.L.,
undergraduate of 1 course of the Moscow State University, Moscow

Research supervisor:
Panova Olga Yurievna,
Professor of the Department of the Foreign Literature of the Moscow State University, Doctor of Philological Sciences

Аnnotation. The article examines the functions of the motive of justice in W. Faulkner's novel «Intruder in the Dust», which allow to reveal the problems of the American South during the Great Depression. Faulkner exposes the importance of ethical issues when making court decisions. It is concluded that despite the recognition of the power of prejudice in Southern society, Faulkner expresses hopes for positive changes in the traditional views of Southerners on social problems and moral dignity of a person, regardless of his social and racial affiliation.
Keywords: William Faulkner, justice, law, the American South, «Intruder in the Dust», dignity.

Literature:

  1. Atkinson R. Liberating Lawyers: Divergent Parallels in Intruder in the Dust and To Kill a Mockingbird // Duke Law Journal. Vol. 49. № 1999. Page: 601-748.
  2. Libman V. American Literature in Russian Translations and Criticism. Moscow: 1977. 200 pages.
  3. Nikolyukin A. Man Will Stand: The Realism of Faulkner. Moscow: Fiction, 1988. 300 pages.
  4. Palievskaya Yu.V. W. Faulkner. Moscow: Higher School, 1970. 79 pages.
  5. Panova O. Assemblage Point: Uncle Tom’s Cabin and the American Racial/Cultural Identity Model. Literature of the Americas, 2022. №13. Page: 315-366.
  6. Faulkner W. Intruder in the Dust / Translated from the English by M. Bogoslovskaya-Bobrova. Moscow: Pravda, 1986. 544 pages.
  7. Faulkner W. Articles, speeches, interviews, letters / Translated from the English by V. Oleinik, V. Tolmachev, Yu. Palievskaya; comp. and the general editorship of A.N. Nikolyukin. Moscow: 483 pages.