Аннотация. Существуют противоположные оценки фигуры и деятельности С.П. Шевырёва. от нарекания его «праведной душой и великим правдолюбцем» до уничижительных прозвищ «московский скверноуст и бездарный витязь фолиантов и букв». В рамках данной статьи планируется отметить вклад этого человека в развитие российской науки и образования, раскрыть убеждения Шевырёва, которые он проповедовал всю свою жизнь и распространял на население через публикации, в издаваемых им журналах.

Ключевые слова: С.П. Шевырев, русская идея, русская литература, теория официальной народности, русская словесность

Популяризация идей С.П. Шевырева является сегодня важной задачей в рамках постижения истории русской мысли и более подробного раскрытия господствующих там мировоззренческих концепций. Его имя часто связывают с не покидающей философских воззрений русской идеей, которая продолжает оставаться популярной в рамках рассмотрения особого пути российского государства и необходимости охранения основ нашей государственности от пагубных и чуждых западных тенденций. С.П. Шевырев был в эпицентре разгорающегося тогда интеллектуального противоборства сторонников русской самобытности и признания уникальности национального кода русского народа и представителей условной космополитической мысли.

«Под прелестными цветами поэзии» [2] сокрыты от нас тайны философского знания, постичь которые мы обязаны, ведь они возвышают дух и помогают в становлении самостоятельного критического мышления. Именно такими убеждениями руководствовался С.П. Шевырев в начале своего пути и упорно совершенствовал свои знания и познавательные способности. Важнейшей целью своей деятельностью, как «истинного любомудра» он считал применение открывшихся ему философских знаний для изменения порядков просвещения России. Чуткая душа его питала страсть к прекрасным художественным проявлениям этого мира. Сам он творил на литературном поприще, но не оставлял без внимания изобразительное искусство и музыку, затрагивающую самые потаенные струны человеческой души.

Помимо увлечения искусством, способным напрямую воздействовать на человеческое существо, С.П. Шевырев обращается и к научным изысканиям, реализовывает себя в области филологии, занимается вопросами словесности и анализирует исторический процесс, представляет свое видение историософии. Он высказывает идею о самобытности истории России, обосновывая это через православную веру, способствующую формированию уникального национального характера. Интересен и процесс формирования государственного устройства и становления формы правления в государстве российском. Разновидностью власти, которая полностью согласовывается с менталитетом русского народа, отвечает требованиям благополучия и гарантий целостности страны является самодержавие.

С.П. Шевырёв многое время посвятил преподаванию в Московском университете. Вопросы воспитания и вкладывания патриотических установок в умы подрастающего поколения выделялись им как особо важные. В ходе преподавания он пытался вернуть на «русские начала» студентов, ставших жертвами новомодных западных идей. Он отмечал основополагающую роль русских в истории, как уникального народа, способного учитывать опыт всех народов, благодаря своему историческому пути и сложной этнической структуре: «Русские воплотят философию, скелет, приготовленный немцами, в живое тело истории. Кому, как не русским, преимущественно должно заниматься историей и избрать во всем методу историческую? Русские, как последние, имеют опыт всех народов» [4, с. 229].

Чрезвычайно опасной тенденцией Шевырёв считает искажение эстетических вкусов народа России, да и ее жизни так таковой, из-за иллюзорных представлений, которые ошибочно принимаются как должные ввиду их популярности в мировом сообществе. Особое внимание он обращает на потерю русской словесности, частое общение на чуждом языке: «…мы томимся чужим разочарованием, чужою скукою! Мы, как больные в воображении, хвораем не своею болезнию! Мы, свежие и нетронутые, считаем себя пресыщенными — и раздражаем свой язык, будто уже притупленный, ненужными приправами ужасного!» [6, с. 139]. Это безусловно очень актуальные и важные идеи, ведь народ, теряющий родный язык и сводящий к минимуму общению на нем, добровольно отрекается от богатства народной мысли, которая веками собиралась в нем, теряет связь со своим прошлым, забывает уроки истории. Кроме того, С.П. Шевырев не допускает мысли о слепом заимствовании западной культуры и социальных институтов, невозможно и равнение на западное общество, как на идеальную модель организации общественной жизни, ведь западный мир, на его взгляд, пребывает в духовном кризисе. Из печального и нравственно разлагающегося состояния стран Запада Шевырев выводит тезис об особенной миссии России в мире и самобытности ее исторического пути. Многие неверно интерпретируют его идеи и во многих работах современников о нем упоминают крайне уничижительно, приписывая лишь антизападные амбиции и подобострастие к государственной власти. Это в корне неверное представление, ведь самоотверженно защищая все русское от нападок и безосновательной критики на протяжении всей жизни, он тем не менее, пропагандировал необходимость слияния духовной жизни русского народа и общемировых ценностей.

С.П. Шевырева считают апологетом триады графа С.С. Уварова, и действительно, выдвинутая система очень впечатлила и нашла отклик в сердце мыслителя. Одна прежде стоит дать небольшую информацию по самой триаде, а уже после переходит к раскрытию ее в работах Шевырева. В уваровской триаде видят как ответ на лозунг Французской революции, так и проявление старинного воинского девиза «За Веру, Царя и Отечество». Сам Уваров понимал под своей триадой должное основание просвещения и выражение русской идеи, ведь именно в существовании на исконно русских канонах и заключается благо для России. В противном случае страна обречена: «в тот момент, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать вообще» [3]. Идеал образовательной системы, по четким убеждениям Уварова, должен был сочетать азы европейского обучения с основополагающими русскими характеристиками и только тогда можно будет вернуть студенчество на истинный путь, чтобы поколение в будущем «лучше знало Русское и по – Русски» [3].

С.П. Шевырёв разделял убеждения графа Уварова, подтверждение этому можно найти в его статье «Взгляд русского на современное образование Европы», где прежде всего утверждается тезис о противостоянии, в котором пребывает Россия и страны Запада: «Запад и Россия стоят друг перед другом, лицом к лицу! Увлечет ли нас он в своем всемирном стремлении? Усвоит ли себе? Пойдем ли мы в придачу к его образованию? Составим ли какое-то лишнее дополнение к его истории? Или устоим мы в своей самобытности?» [1]. И возможность сохранения русской самобытности Шевырев находит в трех чувственных порывах души, которые являются своеобразной интерпретацией уваровской триады. Православию соответствует «древнее религиозное чувство», самодержавие выражается через чувство единства с государством и отождествления себя с ним, а народность есть связующее звено между первыми двумя чувствами, которое стоит на «бесконечной преданности народа царю». Именно синтез этих чувств являет собой «неиссякаемый источник государственного могущества», на который с «завистью смотрит разделенный в себе Запад, который стремится отнять его» [2]. Безусловно, патриотизм С.П. Шевырева отчетливо прослеживается, но лишний раз хочется подчеркнуть его стремление избежать крайнего русофильства и выступает за синтез любви к человечеству и своего отечеству, ведь как справедливо отмечает он сам: «одно без другого не может быть полно. Любовь к человечеству, не примененная к нашим ближним, олицетворяемым для нас в отечестве, перерождается в отвлеченный и праздный космополитизм. Любовь к отечеству, не озаренная светом любви к человечеству, переходит в узкий или квасной патриотизм» [5, c. 280]. Как следует из статьи А.А. Ширинянца работы С.П. Шевырева занимают особое место в русской социально-политической мысли, они представляют из себя огромный научный интерес, поскольку четко раскрывают теоретическую и практическую сторону русского политического консерватизма, центральной идеей которого является синтез всех лучших достижений человечества в рамках национальной политики и культуры России [7].

В завершении одной из своих статей Шевырёв взывает к Божественному Провидению, той таинственной силе, которая может проявиться себя в исторической миссии России: «В гибельные эпохи переломов и рушений, какие представляет история человечества, Провидение посылает в лице иных народов силу хранящую и соблюдающую: да будет же такою силою Россия в отношении к Западу! да сохранит она на благо всему человечеству сокровища его великого протекшего и да отринет благоразумно все то, что служит к разрушению, а не к созиданию! да найдет в самой себе и в своей прежней жизни источник своенародный, в котором все чужое, но человечески прекрасное сольется с Русским духом, духом обширным, вселенским, Христианским, духом всеобъемлющей терпимости и всемирного общения!» [1].

Во многом, имя С.П. Шевырева сегодня забыто, хотя этот человек являлся экспертом в области словесности, литературным критиком с интересным и своеобразным языком изложения, настоящим наставником, который воспитал и вдохновил многих молодых людей, служивших потом российской государственности и прославлявших ее. Особое внимание он уделяет исследованию и популяризации родного языка, прославляет его красоты и богатство, видит в языке важный фактор преемственности поколений, через которое лежит спасение нашего будущего. В воспоминаниях его современников он оставил крайне противоречивые оценки, его философские и социально-политические установки часто оказывались объектом критики или восхищения. Безусловно, и нам сегодня не стоит забывать человека, столь многое сделавшего для нашей науки и образования.

Литература:

  1. Беленчук Л.Н. Взгляд русского на современное образование Европы. С.П. Шевырев // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2007. №6. С. 147-167 (дата обращения: 13.05.2023).
  2. Гаврилов И.Б. Степан Петрович Шевырёв о «Русском воззрении» // Христианское чтение. 2016. №1. 229-289 (дата обращения: 12.05.2023).
  3. Шевченко М.М. «Каждый Русский должен служить Престолу». С.С. Уваров. (Часть I) // «Западная Русь» (дата обращения: 12.05.2023)
  4. Шевырев С.П. Итальянские впечатления // Вступ. статья, подг. текста, состав., примеч. М.И. Медового. СПб.: Академический проект, 2006. 229 с.
  5. Шевырев С.П. Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 году // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Том XXXIII, №5. СПб: Типография Императорской Академии наук, 1884. 280 с.
  6. Шевырев С.П. Словесность и торговля // Моск. Наблюдатель,1835. Март. Ч.1 Кн. 1. 139 с.
  7. Ширинянц А.А. С.П. Шевырев в истории социально-политической мысли России // ПОЛИТЭКС. 2011. №1. С. 5-16 (дата обращения: 12.05.2023).

S.P. Shevyrev: an apologist of Russian identity or a guardian of Russia with the integration of world experience into it?

Potapova A.S.,
bachelor of 2 course of the Lomonosov Moscow State University, Moscow

Research supervisor:
Talskaya Olga Dmitrievna,
Assistant of the Department of the History of Socio-Political Doctrines of Lomonosov Moscow State University, Moscow

Annotation. There are opposite assessments of the figure and activity of S.P. Shevyrev. From calling him a «righteous soul and a great lover of truth» to the pejorative nicknames «Moscow foul-mouthed and incompetent knight of folios and letters». Within the framework of this article, it is planned to note the contribution of this man to the development of Russian science and education, to reveal the beliefs of Shevyrev, which he preached all his life and spread to the population through publications in magazines published by him.
Keywords: S.P. Shevyrev, Russian idea, Russian literature, theory of official nationality.

Literature:

  1. Belenchuk L.N. The view of the Russian on modern education in Europe. S.P. Shevyrev // Bulletin of the PSU. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2007. №6. Page: 147-167 (date of the address: 13.05.2023).
  2. Gavrilov I.B. Stepan Petrovich Shevyrev on the «Russian view» // Christian reading. 2016. №1. Page: 229-289 (date of the address: 12.05.2023).
  3. Shevchenko M.M. «Every Russian should serve the Throne». S.S. Uvarov. (Part I) // «Western Russia» (date of the address: 12.05.2023).
  4. Shevyrev S.P. Italian impressions // Intro. article, subg. text, composition., note. M.I. Honey. Russian Russian: Academic Project, 2006. 229 pages.
  5. Shevyrev S.P. Lectures on Russian literature, read in Paris in 1862 // Collection of the Department of Russian Language and Literature of the Imperial Academy of Sciences. Volume XXXIII, № St. Petersburg: Printing House of the Imperial Academy of Sciences, 1884. 280 pages.
  6. Shevyrev S.P. Literature and trade // Moscow. The Observer, 1835. March. Part 1 of Book 1. 139 pages.
  7. Shirinyants A.A. S.P. Shevyrev in the history of socio-political thought of Russia // POLITEX. 2011. №1. Page: 5-16 (date of the address: 12.05.2023).