Аннотация. Статья посвящена анализу читательской грамотности в контексте требований, зафиксированных в Федеральном государственном стандарте общего образования (далее – ФГОС), конкретизированными в Примерной образовательной программе основного общего оборзевания (далее ООП) и ее соотнесении с международными исследованиями PIRLS и PISA.

Ключевые слова: читательская грамотность, ФГОС, ООП, PIRLS, PISA.

Понятие читательская грамотность появилось в отечественной педагогике сравнительно недавно. Широкое распространение этот термин получил благодаря ряду международных диагностик, в которых Россия принимала участие с конца XX века.

Однако в нормативных документах формулировка читательская грамотность не встречается. Во ФГОС читательская грамотность предъявляется как смысловое чтение, и подробно описывается в Примерной основной образовательной программе (далее – ООП) основного общего образования. Смысловое чтение относится к одному из важных метапредметных результатов освоения ООП. Оно понимается как средство осуществления дальнейших планов обучающихся: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». [2, с. 17] Таким образом, ключевой компетенцией выпускника в области смыслового чтения, по мнению разработчиков ФГОС, является возможность практического применения чтения в своей жизни.

Такая же позиция относительно стратегии развития читательской грамотности применяется в международных исследованиях.

Читательская грамотность в исследовании «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS [3] определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. Дети читают, чтобы «…учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия». [3].

В исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) [4].читательская грамотность трактуется как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Практическая польза чтения, возможность при помощи чтения достигать своих целей – те аспекты, которые сближают данное исследование с Примерной основной образовательной программой.

Несмотря на схожесть определения читательской грамотности в отечественных нормативных документах и концепциях международных исследований, уже несколько циклов исследований можно наблюдать лидирующие позиции диагностики PIRLS (по результатам исследования 2016 года Россия заняла первую строчку рейтинга) [3] и достаточно средние результаты в исследовании PISA (по результатам исследования 2015 года Россия заняла 26 место) (15). Эти результаты могут быть обусловлены рядом факторов.

В исследовании PIRLS [3] оцениваются 4 группы читательских умений, проявляемых в процессе чтения художественных и информационных (научно-популярных) текстов:

  • ахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Концептуальным положением исследования является оценка двух видов чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения литературного опыта и чтение с целью приобретения информации.

Исследование PISA ставит перед собой цель оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Притом диагностика направлена не на овладение фактами, а на знания и умения, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности. Очевиден вывод, что предметная область, охватываемая исследованием, гораздо шире, нежели в исследовании PIRLS (добавлены математическая и естественнонаучная грамотность). Также сильна практическая ориентация заданий исследования. Для данной диагностики важно умение практически применять имеющиеся знания и умения, преобразовывать имеющуюся информацию для создания новых знаний и технологий. Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации.

К концептуальным изменениям, характерным для исследования PISA 2018 [4], относятся также и новые конструкты, с помощью которых оцениваются базовые читательские учения при чтении сложных и множественных текстов: смысловое чтение, определение основной темы, формулирование выводов. Дополнительно к сценариям с печатными текстами появятся сценарии с электронными текстами. Будут сделаны акценты на чтении множественных текстов: интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников. Изменится тематика текстов. Будет оцениваться способность учащихся ориентироваться в современном взаимосвязанном мире и справляться с новыми появившимися требованиями. Многие тексты будут связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документы [1].

Таким образом, для улучшения позиции в рейтинге PISA необходимо разработать грамотный инструментарий для оценки читательской грамотности в переходный период между исследованием PIRLS и исследованием PISA, т.е. инструмент оценки читательской грамотности в шестом классе, который наследовал традиции исследования PIRLS, но также был бы близок концепции исследования PISA.

 Concept of reader's literacy of the domestic and foreign systems of assessment of quality of education

E.Yu. Pavlova,
undergraduate 2 courses, of GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. Article is devoted to the analysis of reader's literacy in the context of the requirements recorded in Federal state standard of the general education (further – FGOS), concretized in the Approximate educational program of the main general oborzevaniye (further OOP) and her correlation with the international researches PIRLS and PISA.

Keywords: reader's literacy, FGOS, OOP, PIRLS, PISA.


  1. Город образования. Круглый стол «Смогут ли российские учащиеся улучшить результаты в исследовании PISA-2018?». http://moscowglobalforum.ru/news/Presentations/160438-smogut-li-rossiyskie-uchashchiesya-uluchshit-rezultaty-v-issledovanii-pisa-2018-/ (дата обращения: 25.03. 2018).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. // Под ред. Сафронова И.А. М.: Просвещение, 2016. – 418 с.
  3. PIRLS 2006. Assessment Framework and Specifications. URL: https://timss.bc.edu/PDF/P06Framework.pdf (дата обращения: 25.03. 2018).
  4. PISA 2015 (Programme for International Student Assessment). URL: http://www.compareyourcountry.org/pisa/country/rus?lg=en (дата обращения: 25.03. 2018).
  1. City of education. Whether a round table "The Russian pupils will be able to improve results in the research PISA-2018?". http://moscowglobalforum.ru/news/Presentations/160438-smogut-li-rossiyskie-uchashchiesya-uluchshit-rezultaty-v-issledovanii-pisa-2018-/ (date of the address: 25.03. 2018).
  2. Approximate main educational program of educational institution. // Under the editorship of Safronov I.A. M.: Education, 2016. – 418 pages.
  3. PIRLS 2006. Assessment Framework and Specifications. URL: https://timss.bc.edu/PDF/P06Framework.pdf (дата обращения: 25.03. 2018).
  4. PISA 2015 (Programme for International Student Assessment). URL: http://www.compareyourcountry.org/pisa/country/rus?lg=en (дата обращения: 25.03. 2018).