Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам, с которыми сталкиваются обучающиеся средней общеобразовательной школы на уроках английского языка при формировании и развитии умений смыслового чтения. В статье рассматриваются случаи, вызывающие наибольшее затруднение у учеников при работе с текстовым материалом на разных этапах, а также приводятся возможные способы предотвращения трудных ситуаций. Вместе с этим, в статье затрагивается процесс обучения смысловому чтению со стороны учителя английского языка и приводится ряд рекомендаций по оптимизации данного процесса.
Ключевые слова: смысловое чтение, иностранный язык, учебная мотивация.
Смысловое чтение является многоуровневым процессом и требует от обучающихся не только развитой техники чтения, но и сформированных умений восприятия смысловой составляющей написанного или напечатанного текста. Основной тенденцией в современной мировой образовательной среде является формирование информационной грамотности, входящей в понятие читательской грамотности. Смысловое чтение включает в себя формирование универсальных учебных навыков работы с текстом, умений извлекать необходимую информацию и мотивирует к дальнейшей исследовательской деятельности. Обучение смысловому чтению подразумевает:
- обучение образному взаимодействию с автором текста, путём единства умозаключений, производимых читателем, направленных в необходимое русло отправителем информации, то есть автором;
- обучение умению расшифровывать информацию в тексте;
- обучение родному и иностранному языку;
- развитие читательской грамотности обучающихся;
- усовершенствование образного мышления и выразительности речи;
- стимулирование психической деятельности учащихся, путём постоянного преобразования визуально принятой информации во внешне или внутренне воспроизводимое высказывание.
Однако, достижению конкретной цели, а именно развитию умений смыслового чтения на уроке английского языка, может препятствовать ряд трудностей, которые необходимо преодолеть. При анализе выбранных научных работ нами были выделены основные направления, на которые автор рекомендует учителю делать упор при обучении смысловому чтению на уроке английского языка, а следовательно, и чтению в целом. Так, необходимо помнить про психологический фактор, поскольку именно в рамках данного направления реализуется основная психологическая деятельность при чтении: восприятие, понимание, анализ, синтез, память, ассоциация, суждение, рассуждение и так далее [5]. Е.Т. Батагаева считает, что сам процесс чтения является процессом становления творческой личности, основным критерием которого является формирование умений самовоспитания, самообразования, а также владение приёмами постановки проблемного вопроса и подведения итогов [1]. Е.Е. Белова и Ю.А. Гаврикова в свою очередь акцентируют внимание на единстве техники чтения и пониманию прочитанного, то есть без должного владения конкретными фонетическими, лексическими и грамматическими информативными графическими признаками, у обучающихся могут возникнуть трудности при извлечении необходимой информации из текста [2]. Что касается работы по формированию умений смыслового чтения в русскоязычной и иноязычной аудитории, то Н.А. Исаева отмечает универсальность данных умений. Такой вид работы значительно повышает эффективность обучения на всех её этапах, поскольку отточенный навык работы с информацией является необходимым аспектом не только в образовании, но и практически в каждой сфере деятельности человека [3]. Отсюда выводится такое понятие как информационная и медиа грамотность. Н.Н. Сметанникова отмечает социальный характер обучения чтению: практика использования полученной на уроках информации за стенами учебного заведения, а также признание положения об индивидуальном освоении умений смыслового чтения [4].
Основной целью нашего исследования служит определение актуальных тенденций в рамках обучения смысловому чтению и чтению в целом на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе для поиска дальнейших способов оптимизации учебной программы. При изучении основных трудностей, с которыми могут столкнуться обучающиеся средней общеобразовательной школы на уроках английского языка в рамках обучения смысловому чтению, нами проанализированы научные статьи Е.Т. Батагаевой [1], Е.Е. Беловой, Ю.А. Гавриковой [2], Н.А. Исаевой [3], Н.Н. Сметанниковой [4] и Ши Пинг (Shi Ping) [5]. Основной причиной такой выборки послужило разнообразие авторских позиций, то есть наличие возможности проследить за необходимой образовательной тенденцией как со стороны учителя английского языка [1], так и через призму восприятия президента русской ассоциации чтения [4]. Таким образом, основным критерием при выборе работ, на которых строилось наше исследование, являлось описание проблем обучения чтению на английском языке, а также смысловому чтению, в частности, с упором на разные образовательные аспекты.
Нами был проведен опрос среди обучающихся десятых и одиннадцатых классов ГБОУ «Школа имени В.В. Маяковского» г. Москвы, который был разработан и обработан с помощью платформы Google Forms. Данный сервис позволяет не только открывать доступ практически любому человеку, но и облегчает процесс классификации и анализа полученных данных. Опрос состоял из двенадцати вопросов, в котором участникам предоставлялась возможность выбора одного из трех утверждений.
Всего был опрошен 21 обучающийся (см. рисунок 1, 2).
Рис. 1. Разбивка респондентов по классам
Рис. 2. Гендерный состав участников опроса
Полный список вопросов размещен в приложении (см. приложение 1). Сами утверждения строились на основных выводах, к которым пришли авторы разобранных нами научных работ. Дополнительно в каждом вопросе присутствовал вариант «другое» для отражения собственной позиции респондентов (см. рисунок 3).
Рис. 3. Пример вопросов опросника
Основной целью проведения данного опроса служило желание сопоставить выводы, к которым пришли авторы выбранных научных работ, с актуальными данными. В процессе обработки полученных данных были классифицированы вопросы и ответы по группам наибольшей частотности, а именно соотношение определенного этапа работы с текстом с самыми распространенными проблемами, которые возникают у обучающихся на данном этапе. Полученные данные представлены в таблицах (см. таблицу 1-3).
Каждая таблица содержит те трудности, с которыми сталкивается наивысший процент респондентов при конкретной деятельности. Результаты опроса показали, что аспекты обучения смысловому чтению и чтению в целом, на которые сконцентрировали своё внимание авторы выбранных научных работ, действительно являются ключевыми и наиболее релевантными в текущей образовательной среде.
Так, при анализе данных предтекстового этапа (см. таблицу 1), можно сделать вывод о том, что формирование умений и навыков работы с текстовой информацией нуждаются в дополнительном внимании со стороны учителя и являются основной задачей, которую следует решить при подготовке к осуществлению читательской деятельности. Большинство респондентов отмечают, что незнакомые слова или словосочетания могут существенно замедлить анализ заголовка и содержания, что в свою очередь ставит под вопрос качество предварительной подготовки.
Таблица 1. Предтекстовый этап
Действие |
Ответ |
Процент |
Анализ заголовка |
Незнакомые слова или словосочетания |
76,2% |
Анализ содержания |
Незнакомые слова или словосочетания |
85,7% |
Определение типа текста |
Отсутствие предварительной подготовки |
42,9% |
Определение темы текста |
Сложность текста |
61,9% |
Более того, исходя из данных текстового этапа (см. таблицу 2) можно определить, что основной задачей, решение которой вызывает наибольшие трудности у учителя английского языка при обучении смысловому чтению на данном этапе, является организация учебного процесса при непосредственном чтении текста. Н.Н. Сметанникова считает, что необходимо выстроить работу с текстом таким образом, чтобы был задействован каждый ученик, следовательно, необходимо предложить читать вслух и по очереди, порядок выбирается либо произвольно, либо по цепочке, в зависимости от собранности и мотивированности обучающихся [4].
Так, многие обучающиеся, в особенности на начальной ступени среднего общего образования, могут столкнуться с проблемой потери смысловой нити повествования. Результатом может оказаться разочарование в собственных знаниях и умениях, потеря интереса и мотивации к дальнейшей работе, замкнутость и необщительность. Для обучающихся старшей школы главной проблемой при извлечении информации из текста является сложность самого текста и тех вопросов, на которые требуется найти ответ. Это доказывает необходимость тщательного подбора текстового материала для урока: излишняя сложность, несоответствие интересам обучающихся, отсутствие актуальности и возможной практической значимости негативно влияют на эффективность учебного процесса.
Таблица 2. Текстовый этап
Действие |
Ответ |
Процент |
Смысловое прогнозирование |
Сложность сюжета |
61,9% |
Включение стратегии «вопрос-ответ» |
Сложность вопроса |
66,7% |
Извлечение информации |
Сложность текста |
66,7% |
Решение проблемных задач |
Отсутствие интереса к тексту |
60% |
Данные таблицы послетекстового этапа (см. таблицу 3) показывают потребность старшеклассников в помощи учителя при работе с иноязычным текстом.
Таким образом, можно выделить ряд методических задач, от решения которых зависит эффективность учебного процесса.
Во-первых, при неграмотно выстроенной работе на предшествующих этапах и учебного процесса на уроке в целом, обучающимся потребуется дополнительное, повторное обращение к тексту, что подтверждает проблему неосознанности чтения для большинства респондентов.
Во-вторых, попытка уместить обучение смысловому чтению в рамки одного урока может пагубно повлиять на образовательный процесс и на формирование необходимых компетенций обучающихся. Таким образом, появляется необходимость следовать поэтапной работе с текстом и структурировать обучение таким образом, чтобы учащиеся смогли в действительности осознать текст, проработать его в мельчайших деталях насколько это возможно.
Таблица 3. Послетекстовый этап
Действие |
Ответ |
Процент |
Определение основной идеи |
Отсутствие единого правильного варианта |
60% |
Понимание смысла текста |
Неосознанное чтение |
80% |
Следование высокому темпу работы с текстом |
Выпадение из хода урока |
50% |
Подведение итогов |
Неосознанное чтение |
70% |
Полученные в процессе данного исследования результаты важны, поскольку при их анализе можно проследить современные тенденции в области обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. Так, можно выделить основной аспект при выборе текста для работы – направленность на аудиторию, то есть на обучающихся. Речь идет о таких критериях отбора, как объём, сложность, тема, смысловая составляющая, языковой уровень. Е.Т. Батагаева считает, что именно соблюдение данных критериев повысит мотивацию обучающихся и облегчит освоение универсальных умений смыслового чтения, поскольку владение данными умениями позволяет продуктивно работать с любым текстовым материалом в рамках любого предмета.
Более того, полученные данные указывают на важность психологической стороны обучения чтению, поскольку при формировании умений чтения основной проблемой для обучающихся является падение мотивации и разочарование в собственных возможностях при контакте с новой и незнакомой, непонятной информацией. Это подтверждает выводы, к которым приходят Е.Е. Белова, Ю.А. Гаврикова [2] и Ши Пинг (Shi Ping) [5]. Подчеркивая важность оказания поддержки со стороны учителя поддерживания продуктивной, но при этом дружественной атмосферы в классе, можно извлечь и следующий вывод о необходимости дополнительной подготовки обучающихся перед решением задач, направленных на формирование современной читательской грамотности.
Понятие «современная грамотность» раскрывает А.Н. Исаева [3] и Н.Н. Сметанникова [4] в своих работах, указывая не прямое взаимодействие ученика-читателя и автора того текста, на основе которого производится работа. «Современная грамотность» подразумевает наличие сформированных умений извлечения необходимой информации из текстового материала, а также определенный уровень начитанности, широкий кругозор и мотивированность к индивидуальному исследованию.
Основной вывод данного исследования заключается в том, что современная программа обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе требует определенного рода изменений. В основе этих изменений должен находиться личностно-ориентированный подход при выборе текстового материала и дальнейшей работе с ним для успешного формирования и развития умений смыслового чтения среди обучающихся. Более того, если проанализировать типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство обучающихся десятых и одиннадцатых классов при работе с текстом, то можно сделать вывод о том, что внедрять изменения в программу по обучению смысловому чтению и чтению в целом стоит уже на ранних этапах средней школы (пятые – шестые классы). Расширением данного исследования могло бы служить проведение дальнейших опросов и тематических уроков, с целью выявить актуальные трудности при работе с текстовым материалом и определить возможные способы их разрешения.
Литература:
- Батагаева Е.Т. Стратегии смыслового чтения. Работа с текстами на уроках английского языка // Открытый урок. Первое сентября, 2019 (дата обращения 14.02.2023).
- Белова Е.Е., Гаврикова Ю.А. Современный подход к обучению чтению на английском // Проблемы современного педагогического образования. №59-3(77). ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2018. С. 80-83 (дата обращения 10.02.2023).
- Исаева Н.А. Реализация технологий смыслового чтения в русскоязычной и иноязычной аудитории // Вестник Калужского университета. Т.3. №2. 2020. С. 74-78 (дата обращения 10.02.2023).
- Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. Т. 66. №1. 2017. С. 41-48 (дата обращения 13.02.2023).
- Ping Shi. The Practice of English Reading Teaching in Junior Middle School based on Basic Education Reform / Ping Shi, Wei Wang // Proceedings of the 3rd Annual International Conference on Education and Development. Atlantis Press, 2018. Page: 223-226 (дата обращения: 10.02.2023).
Difficulties in teaching semantic reading in English lessons in a secondary school and possible ways to resolve them
Zverintsev E.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Morozova Elena Alexandrovna,
Associate Professor, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Annotation. The article is devoted to the actual problems that students of secondary school face in English lessons in the formation and development of semantic reading skills. The article discusses the cases that cause the greatest difficulty for students when working with textual material at different stages, as well as possible ways to prevent difficult situations. At the same time, the article touches upon the process of teaching semantic reading by an English teacher and provides a number of recommendations for optimizing this process.
Keywords: semantic reading, foreign language, educational motivation.
Literature:
- Batagaeva E.T. Semantic reading strategies. Working with texts in English lessons // An open lesson. First of September, 2019 (date of the address: 14.02.2023).
- Belova E.E., Gavrikova Yu.A. A modern approach to teaching reading in English // Problems of modern teacher education №59-3(77). Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky», 2018. Page: 80-83 (date of the address: 10.02.2023).
- Isaeva N.A. Implementation of semantic reading technologies in russian-speaking and foreign-language audiences // Bulletin of the Kaluga University. V. 3. №2. 2020. Page: 74-78 (date of the address: 10.02.2023).
- Smetannikova N.N. Reading, literacy, reading competence: development strategy // Library science. V. 66. №1. Page: 41-48. 2017 (date of the address: 13.02.2023).
- Ping Shi. The Practice of English Reading Teaching in Junior Middle School based on Basic Education Reform / Ping Shi, Wei Wang // Proceedings of the 3rd Annual International Conference on Education and Development. Atlantis Press, 2018. Page: 223-226 (date of the address: 10.02.2023).
Приложение 1. Полный список вопросов опросника
Вопрос |
Варианты ответа |
Что затрудняет анализ заголовка? |
- Незнакомые слова или словосочетания |
Что затрудняет определение типа текста? |
- Отсутствие предварительной подготовки |
Что затрудняет определение темы текста? |
- Отсутствие опоры на текст |
Что затрудняет смысловое прогнозирование? (Попытки ответить на вопрос: ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?) |
- Отсутствие идей |
Что затрудняет поиск ответа на вопрос по тексту? |
- Сложность вопроса |
Что затрудняет извлечение информации из текста? |
- Сложность текста |
Что затрудняет решение проблемных задач при их появлении в ходе работы с текстом? |
- Падение мотивации к дальнейшей работе |
Что затрудняет определение основной идеи текста? |
- Отсутствие единого правильного варианта |
Что затрудняет понимание смысла текста? |
- Неосознанное чтение |
Что затрудняет следование высокому темпу работы с текстом? |
- Выпадение из хода урока |
Что затрудняет подведение итогов? |
- Отсутствие индивидуального решения задач |