Аннотация. В настоящей работе автор рассматривает проблему состояния атмосферного воздуха в Тверском районе города Москвы. Проведён анализ литературных источников, комплексно раскрывающий суть данной проблемы и характер экологической ситуации в городе. В подтверждение актуальности проблемы автором статьи проведены полевые исследования состояния атмосферного воздуха на территории района, а также для сравнения в экологически чистой местности Московской области.

Ключевые слова: загрязнение воздуха, факторы загрязнения, инструментальные обследования, выбросы, твердые бытовые отходы.

На данный момент проблема загрязнения воздуха в Москве является достаточно актуальной. Главным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. В Москве и Подмосковье на 2021 год зарегистрировано более 8,4 млн. машин. Об этом рассказал столичный департамент транспорта в своем Telegram-канале [3]. По данным ведомства, с 2010 года число автомобилей в московском регионе увеличилось на 3 миллиона. В отработавших газах можно найти почти двести двадцать веществ, опасных для организма. Жители столичного города, не желая того, вдыхают и окись углерода, и диоксид азота.

Теплоэлектроцентрали при производстве тепла и электроэнергии отправляют в окружающую среду химические соединения, среди которых и оксид серы, и оксид углерода, и окислы азота. Химические предприятия так же активно конкурируют за право первенства в загрязнении московского воздуха. Не отстают и торфяники, которые горят практически ежегодно и в жаркую погоду застилают столицу едким дымом. Всего жители города, предприятия и другие источники в Москве «производят» ежегодно более семи миллионов тонн твердых бытовых отходов, из которых перерабатывается лишь меньшая часть [6]. Масса вредных химических веществ содержится в бытовых, сельскохозяйственных и промышленных отходах. При их разложении почва отравляется и в дальнейшем выходит из нормального оборота. Ухудшается состояние атмосферы, снижается число полезных микроорганизмов и распространяются опасные новые болезни [4].

Парниковый эффект – еще одно из последствий загрязнения окружающей среды. Отходы, разлагаясь, повышают температуру воздуха, и это способствует созданию парникового эффекта. Изменения климата активизируются, поэтому увеличивается число лесных пожаров, загрязнение почвы, воды и воздуха, и даже растет сейсмическая активность. Таким образом человечество получает угрозу глобального потепления и затопления поверхности Земли в результате таяния ледников. Накапливаясь, мусор начинает выделять метан, угарный газ, аммиак.

Рассматривая подробно данные вещества, можно сделать вывод, что они наносят существенных ущерб здоровью людей. Удушье и кислородное голодание – это не самые страшные, но достаточно серьезные последствия безответственного отношения к природе. 

Аммонийный азот, железо, медь, свинец, летучие вещества, пептиды, гуминовой кислоты, фульвокислоты, фенол, полифенол и соль – вот составляющие полигонного фильтрата, возникающего из соединения природного и неорганического вещества, который отравляет даже подземные воды, не говоря уже о поверхностных.

Кроме того, существуют и факторы, улучшающие окружающую среду. Лесопарковые зоны, парки, скверы очищают, воздух от выхлопных газов и пыли, выделяют кислород, улучшают городскую среду, но этого всё равно мало. Например, согласно данным – фактор загрязнённого воздуха способствует сокращению продолжительности жизни его жителей. Коренные москвичи живут на 4-5 лет меньше, чем жители более экологически чистых регионов в сельской местности.

На сегодняшний день в Москве главным источником загрязнения атмосферного воздуха можно считать транспорт на двигателе внутреннего сгорания. Результаты исследований показали, что до 95% от всего объема загрязнений «поставляет» именно автотранспорт [5]. При этом есть и преимущества, например – отсутствие в столице крупных промышленных предприятий. Но поток автомобилей на улицах не прекращается в течение всего дня. В результате концентрация отработавших газов превышает максимально допустимую в три и более раза. Центральные районы города Москвы, например, такие как Остоженка и Пречистенка – самые престижные, но абсолютно непригодные ни для жизни, ни для полноценного отдыха, тем более для работы. Более благополучная ситуация наблюдается в районах Старого Арбата, Таганки и на Красной Пресне. Благоприятными или относительно благоприятными считаются районы Басманный, Мещанский и Тверской районы. Чтобы исправить ситуацию, правительство Москвы запретило движение грузовиков в центре города. Однако следует отметить практически полное отсутствие зеленых насаждений в этих районах. Деревьев так мало, что они мало что могут сделать для очистки воздуха от загрязняющих веществ. Например, Тверской район занимает 48-е место в городе по доле общей площади и зеленых насаждений – всего 12,77%.

Для подтверждения гипотезы решающего отрицательного влияния антропогенного фактора на состояние воздуха в Москве автором исследования были проведены полевые измерения качества воздуха в экологически чистых зонах. Полевые исследования проводились в октябре 2022 года. Октябрь в описанном регионе характеризуется несильными ветрами – 3-4 метра в секунду [2]. Поэтому «продуваемость» города невысока, следовательно, показания прибора наиболее точно отражают общую картину. Для обследования использовался монитор качества воздуха JLDGJD-3002. Исследования проводились в поселке Носово Московской области и в районе Триумфальной площади, 1-й Тверской-Ямской улицы Тверского района г. Москвы (см. рисунок 1-3). Выбор обусловлен тем, что с одной стороны обследован участок в центре города, а с другой – ближнее Подмосковье. Причем, посёлок Носово расположен вблизи аэропорта «Шереметьево». Следует отметить, что поселок Носово, хоть и находится в непосредственной близости от аэропорта «Шереметьево», но данный район Подмосковья является одним из относительно чистых. Также необходимо учитывать поправку на «розу ватеров». Расположение загрязняющих объектов и «роза ветров» влияют на распределение интенсивности загрязнения в городе. В центре Москвы его уровень достаточно высок при всех направлениях ветра, потому что центр города со всех сторон окружен периферийными районами и здесь большой трафик автомобилей.

Рис. 1. Содержание углекислого газа в атмосферном воздухе на территории Тверского района г. Москвы и посёлка Носово Московской области (составлено автором на основе полевого исследования 20.10.2022 г.)

Рис. 2. Содержание органических веществ в атмосферном воздухе на территории Тверского района г. Москвы и посёлка Носово Московской области (составлено автором на основе полевого исследования 20.10.2022 г.)

Рис. 3 Содержание формальдегида в атмосферном воздухе на территории Тверского района г. Москвы и посёлка Носово Московской области (составлено автором на основе полевого исследования 20.10.2022 г.)

На основе данных полевых наблюдений можно сделать вывод о том, что уровень углекислого газа в Тверском районе г. Москвы заметно выше, чем в посёлке Носово Московской области (см. рисунок 1). Также превышения имеются по показателям содержания в воздухе органических веществ (см. рисунок 2) и формальдегида (см. рисунок 3). Наличие крупных и сильно загруженных автомобильный дорог в Тверском районе города Москвы таких, как Садовое кольцо, Тверская улица, 1-я Тверская-Ямская, Новослободская улица является одной из причин загрязнённости атмосферного воздуха.

Таким образом, факторы, влияющие на качество атмосферного воздуха в городе Москве и Подмосковье, подтверждают гипотезу о том, что результаты прямо связаны с деятельностью человека и обусловливаются его активностью и мерами по защите окружающей среды. Наиболее важной для территории Тверского района проблемой является сокращение количества автомобильного транспорта, так как его концентрация в городе приводит к повешенному загрязнению воздуха выхлопными газами. Также стоит отметить, что воздух в Подмосковье гораздо чище, несмотря на то, что для исследования был выбран поселок в районе аэропорта «Шереметьево».

Литература:

  1. Грязневич Владимир. «Город задыхается»: к чему приведёт ужесточение правил въезда в Москву // Сетевое издание РБК, 2021 (дата обращения: 30.10.2022).
  2. Дневник погоды в Москве за октябрь 2022 г. // Гисметео, 2022 (дата обращения: 01.11.2022).
  3. Лапушкина Ольга. Власти назвали общее количество машин в Москве // Автоньюс, 2021 (дата обращения: 30.10.2022).
  4. Мартынова Юлия. Проблемы Москвы // Экология 360, 2019 (дата обращения: 30.10.2022).
  5. Нелюбин А.В. Комплексный анализ проблемы строительства крупных автомобильных магистралей в черте города на примере участка северо-восточной хорды в районе Ховрино города Москвы. // Шаг в науку: Материалы IV научно-практической конференции молодых ученых (II всероссийской), Москва, 18 декабря 2020 года. Москва: Московский городской педагогический университет, 2020. С. 815-818.
  6. Эксперт: москвичи производят вдвое больше мусора, чем жители других городов России // ТАСС, 2017 (дата обращения: 30.10.2022).

Geoecological problems of atmospheric air pollution in the Tverskoy district of Moscow

Soboleva S.D.,
10th grade student «D», GBOU School № 1574, Moscow

Research supervisor:
Neliubin Andrey Vyacheslavovich,
geography teacher, GBOU School № 1574, Moscow

Аnnotation. In this paper, the author considers the problem of the state of atmospheric air in the Tverskoy district of Moscow. The analysis of literary sources is carried out, which comprehensively reveals the essence of this problem and the nature of the ecological situation in the city. To confirm the relevance of the problem, the author of the article conducted field studies of the state of atmospheric air in the region, as well as for comparison in an ecologically clean area of the Moscow region.
Keywords: air pollution, pollution factors, instrumental surveys, emissions, municipal solid waste.

Literature:

  1. Gryaznevich Vladimir. «The city is suffocating»: what will the tightening of the rules for entering Moscow lead to // RBC online publication, 2021 (date of the address: 30.10.2022).
  2. Weather diary in Moscow for October 2022 // Gismeteo, 2022 (date of the address: 01.11.2022).
  3. Lapushkina Olga. Authorities named the total number of cars in Moscow // Autonews, 2021 (date of the address: 30.10.2022).
  4. Martynova Julia. Problems of Moscow // Ecology 360, 2019 (date of the address: 30.10.2022).
  5. Nelyubin A.V. Comprehensive analysis of the problem of building large highways within the city on the example of a section of the north-eastern chord in the Khovrino district of Moscow. // Step into science: Materials of the IV scientific and practical conference of young scientists (II All-Russian), Moscow, December 18, 2020. Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2020. Page: 815-818.
  6. Expert: Muscovites produce twice as much garbage as residents of other Russian cities // TASS, 2017 (date of the address: 30.10.2022).