Аннотация. Данная статья посвящена разработке урока английского языка для 8 класса по теме «Вулканы» (на основе УМК Starlight 8). В ней рассматривается взаимосвязь урока с уже полученными в течение предыдущих лет обучения знаниями учащихся, ее актуальность и значимость в рамках изучаемой программы.

Ключевые слова: вулканы, география, английский язык, вулканизм, УМК.

Английский язык является официальным языком во многих странах мира. Важность его изучения определяется процессами глобализации и развитием компетенций 21 века. С географической точки зрения английский язык играет роль своеобразного проводника практически в любой точке мира, поскольку это международный язык общения. Кроме того, невозможно изучать язык страны, исключая знакомство с ее народом, традициями, обычаями, местом зарождения и развития культуры [8], [5]. Интерес к обучению английскому языку начинает формироваться с дошкольного возраста в рамках дополнительных занятий [4]. Постепенно приобретая иноязычные умения и навыки, ребенок приходит в школу, где обучение английскому языку продолжается (официально со 2 класса), начинает формироваться учебная деятельность. Роль учителя английского языка возрастает, в основной коле, где наблюдается интеграция предметов естественно-научно цикла (в частности, в географии) в изучение английского языка [1], [6]. Поэтому проанализировав содержательный контент УМК Starlight 8, было принято решение разработать тематический урок по теме «Вулканы», который может быть использован учителем как на основном уроке английского языка, так и на уроке по дополнительному образованию [5]. Определим актуальность выбранной нами темы.

Вулканы – геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки. Важность изучения вулканологии обусловлена не только экономической составляющей, так как продукты извержения вулканов активно используются в жизнедеятельности человека, но и несет в себе цель познакомить со строением вулканов и в дальнейшем обезопасить жителей опасных зон и туристов, которые хотят посетить места извержения вулканов. По всему миру можно найти около 1500 действующих вулканов. Можно с огромным интересом погрузиться в изучение основных типов вулканов, геологических процессах, лежащих в основе извержений, и о том, где произошло самое разрушительное извержение вулкана, когда-либо наблюдавшееся [8].

Вулканы – одно из самых интересных природных явлений на нашей планете. У любого, кто хотя бы раз видел извержения либо собственными глазами, либо на видео, возникает ощущения величественности этих геологических формаций. Помимо того, как они впечатляют своей уникальностью, они еще могут и представлять угрозу для жизни. В том числе для собственной безопасности не будет лишним знать о внутреннем устройстве вулканов и о механизме их извержения.

Огромное количество сейсмически активных зон находится в англоязычных странах (например, Гавайские острова). В интернете есть огромное количество информации о вулканизме именно на английском языке. В целом, в англоязычном сегменте научной литературы, да и в том же интернете, информации по этой теме куда больше, чем в русскоязычном. Важность этой темы для лучшего понимания внутреннего устройства планеты Земля и многих происходящих или произошедших ранее процессов тяжело переоценить, а значит она может выступить хорошим стимулом для изучения языка, на котором существует подавляющее большинство относящейся к ней информации [2].

Тема «Вулканизм» в географии начинает изучаться в 5 классе и красной нитью проходит через весь последующей курс географии при изучении различных тем данного предмета. В программе английского языка тема «вулканы» встречается и в учебниках по английскому языку, в частности в учебнике Starlight 8. Появляясь спустя довольно ощутимый отрезок времени после изначального изучения на уроках географии, эта тема выполняет сразу две функции: активизирует мыслительную деятельность у обучающихся, видящих знакомую информацию, которую они уже когда-то изучали, и позволяет им легче запомнить новые для них английские слова и термины, так как это не просто новые абстрактные слова, а новые названия для уже знакомых учащимся явлений. Более того, дети к этому моменту уже знают зависимость извержений от геологии и прочих факторов, так что, с использованием новых английских слов, процесс построения речи будет проще.

Конспект урока по теме «Вулканы» для 8 класса общеобразовательной школы, использующей в обучении УМК Starlight 8

Целью урока является обучение составлению монологического высказывания про вулканы, их структуру, местоположение, особенности, уникальные черты.

Можно выделить следующие задачи урока:

  1. Образовательная: расширять кругозор в области науки геологии и вулканологии, о продуктах извержения вулканов.
  2. Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к природе, познакомить с опасностями нахождения в тектонически активных зонах.
  3. Развивающая: развивать логическое и критическое мышление учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  4. Практическая: развивать умение строить самостоятельное устное высказывание с использованием новых лексических единиц по теме «Вулканы», совершенствовать навыки аудирования, умения отвечать на вопросы, вступать в дискуссию, навыки написания электронного письма.

Организационный этап

Учитель проводит речевую разминку с обучающимися. Отвечают 4-5 человек. (3 мин.)

Do you know the National Geographic channel or My Planet?
Do you like to watch it? What program do you like?
Which program about animals and nature do you know?

Основной этап

Задача 1. Read the words (см. таблицу 1) and write them down to the dictionary. Дети вместе с учителем разбирают слова. Фронтальная работа. (5 мин.)

Таблица 1. Вокабуляр по теме «Вулканы»

- acid (n): a corrosive liquid
admit (v): to say that sth is true and falls back down again be on the scene (phr): to be at the right place at the right time
be worth it (phr): to deserve the effort put into it
being in the way
block the view (phr): prevent sb from seeing sth by
boulder (n): large rock
burn (v): to feel too hot
deafening roar (n): a very loud noise
dedicated (adj): devoted, committed
dormant volcano (n): not active volcano down quickly
erupt (v): to throw out ash, steam and lava
flaming hot lava (phr): molten rock as hot as fire
freelance (adj): working for different оrganisations and from poisonous gas
gas mask (n): a special face covering that protects you getting paid for each piece of work
grab (v): to take sth quickly

ground is shaking (phr): the earth is moving up and
heat (n): a high temperature in high demand (phr): very popular
jet of lava (n): a powerful thin stream of lava
lava flow (n): the movement of hot molten rock
lava fountain (phr): lava which is sent up into the air
matter of survival (phr): whether sb lives or dies
mystify (v): to puzzle
poisonous gas (n): a harmful type of air
sharp (adj): having a thin edge; not blunt
shelter (v): to take cover
shoot up (phr v): to move upwards suddenly
spectacular shot (phr): amazing photo
steam (n): water vapour
stunning photograph (phr): amazing picture
take off (phr v): to leave the ground (plane, helicopter)
take precautions (phr): to take actions to ensure safety
volcano (n): a mountain which can explode

Задача 2. Video task. Этап до прослушивания текста (3 мин.). Questions from the teacher (учитель спрашивает 3-4 учеников): https://www.youtube.com/watch?v=VNGUdObDoLk&ab_channel=NationalGeographic. (см. рис. 1).

Рис. 1. QR-code видео к задаче 2.

  1. What do you think the topic of our lesson is? Try to guess. (A picture of the intended topic appears on the board)
  2. What do you know about volcanoes?
  3. Name some volcanoes that you know. Have you ever seen them?

Let’s watch the video two times and then answer the TRUE/FALSE questions. If you need you can take the text (especially for those who are hard of hearing or if it is difficult to understand the audio text). (If it’s necessary use the text to complete TRUE/FALSE task) (10 мин.).

Задачи истина/ложь. Обучающиеся индивидуально выполняют задание. Затем сверяют ответы, представленные на доске, и обсуждают их правильность (1 мин.)

  1. There are about 1500 active volcanoes beneath the surface of sea – False.
  2. The Ring of fire contains the majority of Earth’s volcanoes – True.
  3. The process of erupting starts in the core of Earth – True.
  4. The most catastrophic eruption measured was categorized as VEI 15 – False.
  5. Volcanoes helped make life on the planet possible – True.

Текст. Portals into the heart of the Earth. They burn. Bottomless cauldrons fueled by an ancient wrath. Bubbling and boiling thousands of miles beneath the surface and just waiting to burst through. Volcanoes are scattered across the planet. About 1500 active volcanoes can be found across the world though countless others are on the ocean floor. Most volcanoes whether on land or underwater are located where tectonic plates meet. In fact, the ring of fire, a path that traces the boundaries between several tectonic plates around the Pacific Ocean contains about 75 percent of the planet's volcanoes. There are several types of volcanoes primarily classified by shape and size. Major types include stratovolcanoes which often appear as tall steep mountains. Shield volcanoes which are flatter and dome-shaped. Calderas, which are large depressions in the ground and mid-ocean ridges which are underwater chains of volcanic mountains. No matter their shape or size. All volcanoes emit gas and molten rock. The journey of these emissions begins deep underground in the earth's core. The core which can burn as hot as the surface of the sun transfers its heat to the surrounding rocky mantle. In doing so the heat melts some of the rock. This molten rock or magma is lighter than the surrounding solid rock layer. So, it rises through the mantle. The magma then escapes through vents in the earth's crust causing volcanic eruptions. Now above ground this magma is referred to as lava and it can reach temperatures of over 2000 degrees Fahrenheit. In addition to lava volcanoes may erupt with searing hot gas formed in the mantle. In a phenomenon called pyroclastic flow. This gas combined with hot ash can race down the sides of a volcano as fast as 100 miles per hour burning everything in its path. To measure and classify eruptions scientists develop the volcanic explosivity index or VEI (Volcanic Explosivity Index). It considers various factors such as the volume of lava gas and other emissions from the volcano. Along with the height of the eruption cloud above the volcano summit. The VEI scale begins at zero. Each successive measurement increases logarithmically meaning that each magnitude is 10 times more powerful than the one before it. The VEI scale does not have an upper limit. But the most catastrophic eruptions measured thus far are categorized as VEI 8. These eruptions occurred thousands and millions of years ago. The most destructive volcanic eruption ever witnessed occurred in Indonesia in 1815.

Mount Tambora a large stratovolcano erupted with a VEI measurement of seven. The blast caused earthquakes tsunamis and pyroclastic flows that decimated the land and took tens of thousands of Indonesian lives. The eruption even destroyed the top of mount Tambora itself turning the 13000-foot-tall mountain into a 3640-foot-deep Caldera. While volcanoes are some of the most destructive forces of nature. They have also helped make life on Earth possible. Volcanic ash provides nutrients to nearby soil making the land fertile and lava when it cools hardens into rock and creates new landforms. With heat from the heart of the earth volcanoes have helped terraform the planet making it the rich dynamic landscape we see today.

Задача 3. После просмотра видео. Discussion: «What is this video about? What new information have you learnt from it?» Учитель спрашивает 3-5 обучающихся. (3 мин.)

Задача 4. Vocabulary task. Match the word with its definition. Try to guess if you don't know. (If all children get a link, they can compete): https://quizlet.com/625096547/volcano-structure-flash-cards/ (см. рис. 2).

Групповая работа. (5 мин.)

Рис. 2. QR-code видео к задаче 4.

Задача 5. Учитель рассказывает о строении вулканов, демонстрирует на электронной доске (см. рис. 3, 4). (3 мин.)

Рис.3. The structure of volcanoes

Рис. 4. The structure of volcanoes

Задача 6. Study the word cards to describe different volcanoes, sign the elements of the volcano. (If all children get a link, they can compete): https://quizlet.com/535685578/room-4-volcanoes-quizlet-3-parts-of-a-volcano-diagram/ (см. рис. 5).

Групповая работа. (5 мин.)

In 5 minutes looking at the board or in some cases using smartphones they need to match the definition with a specific position in the picture. Then check it with the teacher.

Рис. 5. QR-code видео к задаче 4.

Затем один обучающийся заполняет строение вулкана на доске (см. рис. 6). (1 мин.)

Рис. 6. Filling out the form of the structure of volcanoes

Заключительный этап

Задача 7. Describe the volcanoes below. The children then follow the link (it is displayed on the screen and choose a volcano to describe its structure) (см. рис. 7): https://wikiway.com/dostoprimechatelnosti/vulkany/. (7 мин.)

Рис. 7. QR-code видео к задаче 4.

Рефлексия. (2 мин.). Questions.

  1. What did you learn today?
  2. Was it interesting? Why or why not?
  3. Describe you condition (mood) in three words: for example: relaxed, enjoyed, enthusiastic.

Домашнее задание.

You have received an email message from your English-speaking pen-friend Ben (см. рис. 8):

Рис. 8. The e-mail message

Write an email message to Ben and answer his 3 questions.

Write100-120 words.

Remember the rules of an email message writing.

For homework, you can also use additional material on the topic «Volcanoes»: https://wikiway.com/dostoprimechatelnosti/vulkany/ (см. рис. 9).

Рис. 9. QR-code видео к домашнему заданию.

Литература:

  1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-6». М.: издательство «Просвещение», 2014. 191 с.
  2. Вулкан // Академик – словари и энциклопедии (дата обращения: 10.11.2021).
  3. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
  4. Маякова Е.В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: Спутник +, 2006. 24 с.
  5. Маякова Е.В., Павлова А.С. Методический конструктор организации внеурочной деятельности по иностранному языку в общеобразовательной школе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. №3-4(63). С. 72-80.
  6. Самигуллина Г.С. Методика преподавания географии: учебное пособие для вузов. 2 изд. М.: Издательство Юрайт, 2021. 171 с.
  7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  8. Урок: Вулканы. // Unterneturok.ru: библиотека интернет-уроков (дата обращения: 10.11.2021).

Development of a thematic English lesson within the framework of the «Volcanoes for the 8th grade

Vartpatrikov E.A.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Burmistrov N.I.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. This article is devoted to the development of an English lesson for the 8th grade on the topic «Volcanoes» (based on the UMK Starlight 8). It examines the relationship of the lesson with the knowledge of students already received during the previous years of study, its relevance and significance within the framework of the program being studied.
Keywords: volcanoes, geography, English, volcanism, UMK.

Literature:

  1. Alekseev A.I., Nikolina V.V., Lipkina E.K. Academic school textbook «Polar star» «Geography 5-6». Moscow: publishing house «Enlightenment», 2014. 191 pages.
  2. Vulkan // Akademik – dictionaries and encyclopedias (date of the address: 10.11.2021).
  3. Galskova N.D., Vasilevich A.P., Koryakovtseva N.F. Fundamentals of methods of teaching foreign languages: textbook. Moscow: KNORUS, 2017. 390 pages.
  4. Mayakova E.V. Activity strategy of teaching preschoolers a foreign language (based on the material of the English language). Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow: Sputnik +, 2006. 24 pages.
  5. Mayakova E.V., Pavlova A.S. Methodical constructor of the organization of extracurricular activities in a foreign language in a secondary school. // New in psychological and pedagogical research. 2021. №3-4(63). Page: 72-80.
  6. Samigullina G.S. Methods of teaching geography: a textbook for universities. 2nd ed. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 171 pages.
  7. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: a basic course of lectures: a manual for students of pedagogical universities and teachers. Moscow: Enlightenment, 2002. 239 pages.
  8. Lesson: Volcanoes. // Unterneturok.ru: library of internet lessons (date of the address: 10.11.2021).