Аннотация. Статья посвящена анализу имеющихся упражнений для развития иноязычной грамматической компетенции у обучающихся основной общеобразовательной школы. Рассмотрен кейс-пример введения грамматического материала в качестве УМК «Starlight 7». Сделаны выводы об эффективности определенных типов упражнений.

Ключевые слова: грамматическая компетенция, грамматика, ФГОС ООО, грамматические упражнения, грамматический навык, Starlight 7, грамматический тренажер

Рассматривая грамматическую компетенцию как один из неотъемлемых компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, развитие которой ставит перед собой целью основное общее образование (согласно ФГОС ООО от 31 мая 2021 г.) по предмету «Иностранный язык», мы поднимаем вопрос о необходимости уделить отдельное внимание обучению грамматическому аспекту языка.

Современная тенденция применения коммуникативного подхода как ведущего при обучении иностранному языку в основной общеобразовательной школе позволяет нам говорить не о формальном, совершенном, а о «достаточном» для общения знании грамматики, так как первостепенной целью обучения является умение понимать чужие и выражать свои мысли на иностранном языке [5]. В то же время Резерфорд полагает, что хотя «фокус внимания на грамматической компетенции не является достаточным условием для развития компетенции коммуникативной, было бы неправильно заключить, что развитие грамматической компетенции иррелевантно или не является необходимым для развития коммуникативной компетенции» [8].

Перед учителем стоит задача понимать, чего он, в сущности, хочет достичь, показывая ту или иную грамматическую модель, и научить обучающихся адекватно воспринимать грамматические структуры в устной и письменной речи, а также адекватно и вполне осознанно их использовать.

О сформированности грамматического навыка свидетельствует способность обучающегося «производить речевое действие по выбору [грамматической] модели и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка» [7]. Кроме того, грамматические умения связаны и с другими уровнями знаний языка, такими, как произношение обучающегося, беглость его речи, умение конкретизировать мысль и другие.

Таким образом, основными характеристиками грамматического навыка можно назвать следующие:

  • автоматизм;
  • безошибочность и сознательность в выполнении речевого акта;
  • низкий уровень напряженности во время выполнения речевого акта;
  • скорость выполнения речевого акта;
  • гибкость, то есть умение подстроиться под изменяющуюся речевую ситуацию.

И.Л. Бим, в свою очередь, отмечает, что обучение грамматике должно привести к реализации двух задач: во-первых, научить обучающихся грамматически правильному оформлению собственных высказываний, при построении которых акцент смещается с формы явления на его содержание (продуктивный навык) и, во-вторых, научить обучающихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании (рецептивный навык) [1].

Более тщательно разбирая требования, обозначенные во ФГОС ООО, можно сформулировать основные критерии, свидетельствующие о том, что обучающиеся овладели нужными грамматическим знаниями и умениями по окончании 9-го класса:

  • быстрый темп выражения мыслей на английском языке без грамматических ошибок (беглость и гибкость речи);
  • уместное использование разнообразных грамматических конструкций;
  • знание разных стилей разговора и умение грамотно подбирать грамматические средства с учетом стилевых характеристик;
  • умение сравнивать и подсознательно классифицировать грамматические явления языка и догадываться о значении незнакомых при помощи языковой догадки;
  • знание способов словообразования в английском языке и умение образовывать слова другой части речи от родственных слов при помощи аффиксации, словосложения, конверсии по аналогии со знакомыми словами;
  • эффективное использование языка для общения на предложенные темы [4].

Как уже было сказано выше, грамматические навыки классифицируются на продуктивные и рецептивные. Процесс их формирования различен. Так, С.Ф. Шатилов выделяет три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

  • ориентировочно-подготовительный (ознакомление с материалом и первичные действия с ним);
  • стереотипизирующе-ситуативный (автоматизация постоянных компонентов действия в тождественных и аналогичных ситуациях);
  • варьирующе-ситуативный (дальнейшая автоматизация действия в варьируемых ситуациях) [6].

При анализе этих этапов видно, что в их последовательности сначала происходит работа с формой грамматического явления, а потом его включение в речь. То есть обучающиеся неспособны узнавать изучаемое явление в процессе рецептивных видов деятельности (аудирования и чтения), пока не познакомятся с материалом и не отработают его на практике.

Миролюбов А.А. отмечает, что «для узнавания и понимания грамматического явления в тексте необходимо сформировать умения выделить его по формальным признакам в тексте, дифференцировав его от сходных, и на основе опознания понять предложение, содержащее изучаемое явления» [3]. На формирование рецептивного навыка он отводит следующие этапы:

  • ориентировочно-подготовительный (ознакомление с грамматическим явлением, выделение формальных признаков и проговаривание);
  • дифференцировочно-идентифицирующий (распознавание изучаемого явления, его дифференциация от сходных форм и автоматизация складывающегося грамматического навыка);
  • использование в речевой деятельности (дальнейшая автоматизация навыка в процессе восприятия и понимание звучащих или графических речевых произведений).

Соответственно, для тренировки каждого из типов навыков есть своя сборка грамматических упражнений. Сначала рассмотрим сборку для продуктивного грамматического навыка.

На ориентировочно-подготовительном этапе используются упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления. Например, наводящие вопросы учителя, с помощью которых обучающиеся самостоятельно формулируют правила использования того или иного грамматического явления. Среди таких упражнений:

  • упражнения на субституцию или имитативные упражнения (происходит изменение лексического наполнения, но не изменяется грамматическая часть. Например: My mom is a doctor (teacher, programmer, engineer);
  • подстановочные таблицы (при помощи которых необходимо составлять предложения по модели. Например, SVO (subject-verb-object): I passed the exam. He did homework).

На стереотипизирующе-ситуативном этапе используются упражнения в трансформации. Изменяется уже само грамматическое явление, а не лексическое наполнение. Автоматизируется использование нового грамматического материала. Такими упражнениями являются:

  • упражнения на перифраз;
  • упражнения на преобразование (например, написание изучаемой грамматической формы от слова: write the given verbs in their Past Simple form);
  • упражнения на заполнение пропусков (например, вставка слов из списка в правильной форме в пропуски в предложениях: fill in the gaps with the correct forms of words in brackets).

На варьирующе-ситуативном этапе используются упражнения, цель которых – достижение обучающимися умения варьировать языковые средства исходя из коммуникативной ситуации. Применяются такие упражнения, как:

  • вопросно-ответные упражнения (например, упражнения с использованием определенных грамматических явлений; монологические высказывания о своих друзьях, семье, о себе; диалоги с соседом по парте или учителем);
  • репродуктивные упражнения (например, упражнения на видоизменение исходного текста с использованием изучаемой грамматики; пересказ текста с использованием проходимых явлений);
  • переводные упражнения с родного языка (требующий использование изучаемого грамматического явления).

Теперь обратимся к упражнениям, которые применяются на этапах формирования рецептивного навыка. На ориентировочно-подготовительном этапе происходит не только объяснение грамматического явления, то есть его формальных признаков и употребительных функций, но и проводятся упражнения, чтобы закрепить изучаемое явление в памяти и научиться распознавать его в контексте. К таким упражнениям относятся:

  • подстановочные таблицы (которые выполняются устно для создания звукомоторного образа изучаемого явления);
  • упражнение на образование предложений по аналогии;
  • упражнения аналитического характера (требующие объяснить использование грамматического явления в печатном тексте, аудио-тексте).

На втором этапе происходит формирование умения дифференцировать изучаемое явление и идентифицировать его, то есть распознавать его в звучащей или письменной речи и определять его значение. Для этого подходят:

  • переводные упражнения на родной язык (в которых целенаправленно собраны сходные грамматические явления, которые должны быть найдены и правильно интерпретированы);
  • дифференцирующие упражнения (на выявление и объяснение различий между разными грамматическими явлениями одной группы. Например, на объяснение различий в употреблении Past Simple и Present Perfect в английском языке).

На последнем этапе формируется использование изучаемого материала в рецептивных видах речевой деятельности. То есть – прослушивание и прочтение грамматических явлений, их понимание. Обучающимся даются упражнения на восприятие устных и письменных предложений/текстов, содержащих изучаемые материалы.

В качестве примера рассмотрим процесс введения грамматического материала в УМК «Starlight 7». УМК состоит из учебника, рабочей тетради, сборника грамматических упражнений, тренировочных упражнений в формате ОГЭ, контрольных заданий и книги для учителя. Сразу отметим, что УМК не предназначен для самостоятельной работы. Он направлен на изучение английского языка под руководством учителя.

Структура учебника подразумевает изучение грамматических тем на нескольких этапах формирования разных речевых навыков. Авторы делят книгу на несколько учебных модулей, каждый из которых состоит из нескольких юнитов, направленных на развитие отдельно навыков чтения (reading), аудирование (listening), говорения (speaking and functions), письма (writing), а также формирование социокультурных знаний (Culture Corner/Curricular).

Новые грамматические явления появляются в тексте в самом начале модуля и изучаются естественным путем, или «путем снизу». На первом этапе обучающиеся самостоятельно догадываются об их значениях, и только после работы с текстом обращаются к правилу.

Как указывают А.А. Ионина и А.С. Саакян, ознакомление с новым лексическим и грамматическим материалом интуитивным путем происходит под руководством учителя. После прочтения даются задания на понимание текста, как первый этап формирования в том числе и грамматических навыков [2].

По выполнении таких заданий обучающиеся знакомятся с новым грамматическим правилом. Каждое правило подкрепляется примерами. Сразу после этого учебник предлагает упражнение на продукцию. Например, вставить слова в скобках в предложения в изучаемой грамматической форме (тема «Adverbs of manner»: Form adverbs. Use them to complete the sentences).

Далее по учебнику идут разделы, посвященные говорению и письму. Они завершают формирование продуктивного навыка владения новым грамматическим материалом. Формирование рецептивного навыка проверяется в последующих модулях, где встречаются уже пройденные формы, которые обучающиеся должны найти и верно интерпретировать.

Задания в рабочей тетради направлены на закрепление изученного в классе лексического и грамматического материала и предполагают самостоятельную работу обучающихся.

Задания из сборника грамматических упражнений представляют классификацию изученных грамматических явлений и направлены на автоматизацию использования форм этих явлений. В сборнике также встречаются упражнение смешанного, рецептивно-продуктивного характера. Например, аналитические упражнения на выбор правильной грамматической формы и ее написание, или дифференцирующие упражнения, требующие от обучающих выбрать одно из похожих грамматических явлений и написать его.

Полагаясь на анализ грамматической составляющей УМК «Starlight», можно сказать, что развитие грамматических навыков начинается с формирования продуктивного навыка и подкрепляется формированием рецептивного. Упражнения на продукцию и рецепцию как в учебнике и рабочей тетради, так и в сборнике грамматических упражнений, даются в смешанной форме.

Однако есть необходимость уделять больше внимания развитию грамматического навыка в рецептивных видах речевой деятельности. Для узнавания и понимания грамматического явления в тексте необходимо сформировать умения выделить его по формальным признакам в тексте, дифференцировав его от сходных, и на основе опознания понять предложение, содержащее изучаемое явления.

Для этих целей можно использовать больше устных упражнений на автоматизацию употребления грамматических явлений в процессе проговаривания, а также упражнений на анализ аутентичных текстов (Например: Read the text and explain the usage of past tenses). Можно использовать упражнение на выявление различий между двумя сходными явлениями с объяснением этих различий не только формальными признаками грамматических явлений, но и их функциями (Fill in the gaps with the verbs in the brackets in Future Simple or with Be Going To). Кроме того, активизировать и продуктивные, и рецептивные навыки помогают упражнения на частичный перевод (ядром задания являются именно изучаемые грамматические формы), где даются примеры одного и того же явления, закодированного как в тексте на русском языке, так и в тексте на английском. Для развития навыка в продуктивной речи используются упражнения на перевод с родного языка (необходимость правильно выбрать грамматическое явление, написать его форму), а в рецептивной речи – с иностранного (найти и идентифицировать грамматическое явление, правильно интерпретировать его значение).

Таким образом, при обучении грамматическому аспекту иностранного языка необходимо использовать упражнения, полноценно развивающие навыки, которые используются как в продуктивных, так и рецептивных видах речевой деятельности. Это главный вывод, на который стоит опираться при создании грамматического тренажера.

 Литература:

  1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника, М.: Русский язык, 1977. 228 с.
  2. Ионина А.А. Английская грамматика XXI века: универс. эффектив. курс: учебное пособие для студентов по специальности 035700.62 «Лингвистика» (бакалавриат) / А.А. Ионина, А.С. Саакян. Москва: Эксмо, 2012. 414 с. (Иностранный язык : шаг за шагом).
  3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. / Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (дата обращения: 11.11.2022).
  5. Сухарева Т.Н. Статус грамматической компетенции в структуре коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку. // Наука и Образование, 2019. Т. 2. № 4. С. 110.
  6. Шатилов С.Ф. Обучение грамматике. // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбива и др. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
  7. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. / А.Н. Щукин. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. 746 с.
  8. Rutherford W. Functions of Grammar in a Language-Teaching Syllabus. // Grammar and Second Language Teaching. A Book of Readings. Ed.by: Rutherford W., Smith M.S. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1991. Page: 231-247.

 Grammar exercises relevant for grammar drills in teaching English at a secondary school

Knyazeva V.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article is devoted to the analysis of grammar exercises used to develop the foreign language grammatical competence in students of secondary school. A case-example of teaching grammatical material according to the «Starlight 7» course is reviewed. The effectiveness of certain types of exercises is highlighted.
Keywords: grammatical competence, grammar, Federal state educational standard of Basic general education, grammar exercises, grammar skill, Starlight 7, grammar exerciser

 Literature:

  1. Bim I.L. Methods of teaching foreign languages as science and problems of the school textbook, Moscow: Russian language, 1977. 228 pages.
  2. Jonina A.A. English grammar of the XXI century: university. effective. course: a textbook for students in the specialty 035700.62 «Linguistics» (bachelor's degree) / A.A. Ionina, A.S. Sahakyan. Moscow: Eksmo, 2012. 414 pages. (Foreign language: step by step).
  3. Methodology for teaching foreign languages: traditions and modernity. / Ed. A.A. Mirolyubova. Obninsk: Title, 2010. 464 pages.
  4. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 31.05.2021 № 287 «On Approval of the Federal State Educational Standard for Basic General Education» (date of the address: 11.11.2022).
  5. Sukhareva T.N. The status of grammatical competence in the structure of communicative competence in teaching a foreign language. // Science and Education, 2019. T. 2. № 4. Page: 110.
  6. Shatilov S.F. Grammar training. // Methodology of teaching foreign languages in high school. Ed. N.I. Gez, M.V. Lyakhovitsky, A.A. Mirolyubiva, etc. Moscow: Higher School, 1982. 373 pages.
  7. Shchukin A.N. Linguodidactic encyclopedic dictionary: more than 2000 units. / A.N. Shchukin. Moscow: Astrel: AST: Guardian, 2008. 746 pages.
  8. Rutherford W. Functions of Grammar in a Language-Teaching Syllabus. // Grammar and Second Language Teaching. A Book of Readings. Ed.by: Rutherford W., Smith M.S. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1991. Page: 231-247.