Аннотация. В статье рассматриваются разновидности текстов пресс-релизов, представленных на официальных сайтах таких университетов, как НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГМУ им. И. М. Сеченова, ГУУ И МГТУ им. Н.Э. Баумана. Анализируются их языковые и смысловые особенности, способствующие созданию и поддержанию имиджа высших учебных заведений.

Ключевые слова: PR, пресс-релиз, лингвистика, языковые особенности, имидж университета.

В современном мире с каждым днем появляется всё больше способов коммуникации не только между обычными людьми, но и между потребителем и компаниями, которые предоставляют услуги. В настоящее время для общения используют сеть Интернет и специальные виды коммуникации внутри неё, в том числе пресс-релизы. С помощью данного вида коммуникации можно не только предоставить информацию, которая интересует потребителей, но и сделать грамотный PR-ход.

Такие тексты используют и компании, которые продают конкретный товар или услугу, и организации, продвигающие науку, культуру и образование, например высшие учебные заведения. Пресс-службы вузов освещают учебную и научную сторону жизни университета, поддерживают интерес к культурным и развлекательным мероприятиям, рассказывая о событиях университетской жизни, о достижениях в области науки.

Существует несколько определений пресс-релиза. Традиционно в науке даётся следующее определение: «в переводе с английского «press-release» – буквально то, что представляется прессе и отпускается в массы, то есть документ, который устанавливает контакт между организацией и общественностью посредством СМИ» [1, с. 721]. Современный пресс-релиз должен быть лаконичным, содержать высокую долю полезной информации и большое количество терминов, включать в себя прямой порядок слов в предложении и полное отсутствие эмоциональной составляющей.

Стилистические и лингвистические элементы текста пресс-релиза имеют различные стилевые и языковые акценты в зависимости от темы пресс-релиза, его типа, информационного повода, количества структурных компонентов. Пресс-релиз традиционно считается основной жанровой разновидностью PR-текста, простым и эффективным средством передачи точной и оперативной информации о базисном субъекте PR, а также установления контактов с журналистами. Традиционно принято, что с позиции хронологии новостного события пресс-релиз можно разделить на релиз-анонс (выходящий накануне события), промежуточный – релиз-медиа (освещающий событие, находящееся в процессе развертывания), релиз-итог (подводящий итоги события) [9, с.90].

Пресс-релиз как жанр PR-текста, с одной стороны, несет «предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базового субъекта PR», но в то же время его следует предопределять как «текстовую информацию для внешних аудиторий, служащую задачам формирования и приращения капитала изначального субъекта коммуникаций и выполняющую оперативно-новостные задачи». В современных исследованиях стало превалировать понимание пресс-релиза как сообщения, содержащего «важную новость или полезную информацию для большой аудитории»[2, с. 213].

Важно сказать, что пресс-релиз относится к синкретичному типу текстов. Это означает, что он сочетает в себе основные признаки официально-делового, публицистического, а также рекламного стилей. Эта особенность обусловливает тот факт, что помимо главенствующей функции – информативной – пресс-релиз также может выполнять экспрессивную и апеллятивную коммуникативные функции [8, с. 2]. Следовательно, его целью является не только информирование потенциального читателя, но и оказание влияния на его отношение к той или иной компании, продукту, событию или мероприятию.

Принимая во внимание тот факт, что в системе высшего образования России начался процесс активной модернизации, одним из самых мощных и доступных средств формирования имиджа по праву может считаться пресс-релиз, который сочетает в себе признаки официально-делового, публицистического, а также рекламного стилей. Данная особенность объясняет, почему пресс-релиз выполняет не только информативную функцию, но и оказывает влияние на отношение к продукту, событию или мероприятию.

Исследователи PR-текстов в системе высшего образования дают следующие приёмы:

  1. клише;
  2. канцеляризмы и штампы;
  3. термины; следует отметить, что тематика терминов, используемых в пресс-релизах, обусловлена родом деятельности организации и используется, соответственно, при освещении событий, связанных с ее деятельностью;
  4. преимущественно простые предложения; текст получается связным и логичным, подобный приём позволяет избежать нарушения логики;
  5. повторы; различные повторы акцентируют внимание читателя на ключевых лексемах и важных информационных блоках;
  6. эмоционально-экспрессивные речевые средства (прямая речь, цитаты, косвенная речь); они оказывают скрытое воздействие на читателей, формируя у них устойчивое положительное отношение к организации или событию, которое характеризуется в пресс-релизе [8, с. 4].

Пресс-релизы в сфере высшего образования уже подвергались исследованиям. Однако ранее изучались лишь пресс-релизы и их специфические особенности на основе одного конкретного вуза без разделения PR-текстов, исходя из их смысловой и информационной направленности.

Объектом нашего исследования являются пресс-релизы, опубликованные на сайтах следующих университетов: Высшая школа экономики, Московский государственный университет имени Ломоносова, Первый московский государственный университет имени И.М. Сеченова, Государственный университет управления, МГТУ имени М.Э. Баумана. Они посвящены различным мероприятиям в области науки, культуры, образования, университетской жизни.

Пресс-релизы научной направленности ориентированы, в первую очередь, на тех, кто решает углубиться в сферу определённой области науки с целью проведения исследования. В пресс-релизах, написанных для освещения научной деятельности университета, преобладает более формальный стиль изложения. Они четко структурированы, лишены сложных речевых оборотов, несут в себе научную информацию и направлены на узкую целевую аудиторию.

В пресс-релизах, посвящённых науке, характерно наличие специальной научной терминологии: коллоидный, нанопластинки, пространственно-временное явление, кардиогенетика, декарбонизация, тераностика, вакуумная инфузия и т.п. Активное использование подобных профессиональных терминов говорит о том, что пресс-релиз направлен на аудиторию, осведомлённую в данной области и, соответственно, заинтересованную в информации такого рода.

Необходимо подчеркнуть упоминание известных ученых, которые сотрудничают напрямую с университетами и принимают участие во многих научных мероприятиях. Например: «рассказал директор Дирекции по Арктическим программам»; «объяснил генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов»; «Сотрудники физического факультета – участники НОШ МГУ «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина» совместно с коллегами с химического факультета исследовали особенности поглощения коллоидных гетероструктурных, нанопластинок…». Подобный приём позволяет показать, какие учёные и организации вовлечены в тот или иной проект, что, с одной стороны, подчеркивает высокий уровень проводимых мероприятий, с другой стороны, называя таких авторитетных людей, университеты привлекают студентов, магистрантов и аспирантов к научной деятельности.

Помимо этого, в пресс-релизах о научных мероприятиях часто приводятся комментарии доцентов и профессоров вузов: «подчеркнула одна из исследователей, профессор кафедры детских болезней Сеченовского университета Елена Жолобова», «рассказал старший научный сотрудник физического факультета МГУ Александр Смирнов», «объяснила куратор проекта, доцент кафедры онкологии, радиотерапии и пластической хирургии Сеченовского университета Анастасия Фатьянова». Использование в тексте прямых и косвенных цитат, подтверждающих вышеизложенную информацию, вызывают у читающих доверие и чувство уверенности в важности, значимости информации.

Следует отметить четкую структуру текстов, наличие конкретных дат проведения мероприятий, перечисление фактов.

Наиболее распространенными PR-текстами оказались пресс-релизы, освещающие культурную деятельность учебных заведений. Мероприятия, проводимые в университетах, включают в себя и другую сторону студенческой жизни: различные выставки, конкурсы, конференции и фестивали. Пресс-релизы в сфере культуры – наиболее интересны из всех исследованных нами пресс-релизов.

Помимо того, что они дают точную информацию о самом мероприятии, практически все тексты эмоционально окрашены. Часто эти тексты размещаются в социальных сетях, ориентированы они на развлекательную деятельность. Пресс-релизы данного типа способны привлечь очень разную и большую аудиторию.

В результате анализа данных релизов было выявлено, что в отличие от предыдущей группы текстов, где преобладала информационная составляющая, здесь активно употребляются эмоционально-окрашенные предложения, чаще всего в цитатах организаторов этих мероприятий: «Раньше о таких событиях я мог только мечтать. Знайте, что кузнецы своей судьбы – это Вы! Нет в этом мире ничего невозможного!».

Для пресс-релизов, освещающих культурную деятельность, характерно частое упоминание известных личностей, которые взаимодействуют с университетом, что повышает значимость мероприятия: «...гендерный исследователь и практикующий психолог Анна Край, блогер, основатель и генеральный директор рекламного агентства Didenok Team Кирилл Диденок, основатель научно-популярного паблика «Страдающее Средневековье» Константин Мефтахудинов и многие другие».

Можно заметить, что данные пресс-релизы не только анонсируют мероприятия, но и рассказывают о тех, которые уже завершились: «На открытии выставки присутствовали студенты и преподаватели факультетов «Специальное машиностроение», «Энергомашиностроение», а также выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана». В этих текстах используется специальная терминология, которая помогает понять, к какой сфере деятельности относится то или иное мероприятие.

Исследование показало, что пресс-релизы, направленные на сферу образования являются многозадачными. Они информируют как о мероприятиях, которые являются обязательными для всех студентов, так и о тех конференциях, выставках, собраниях, на которые приглашаются заинтересованные обучающиеся.

Стоит отметить, что в данных пресс-релизах нередко используются вопросительные предложения: «Каково место и роль Европейского Союза в современном мире? Как развивается проект европейской интеграции? И какую роль в нем играет Германия? Как развиваются отношения между ЕС и Россией?». Такие конструкции моделируют ситуацию, когда студенты, вступив в мысленный диалог, могут и проверить собственные знания, и узнать что-то новое. Вопрос-ответная модель коммуникации создает и познавательную, и доверительную атмосферу общения. В данных текстах местоимения «ты», «мы», свойственные PR-текстам о культурных мероприятиях, заменяются словами «студенты», «учащиеся», «преподаватели», которые называют субъектов образовательного процесса.

Как и в предыдущем виде пресс-релизов, отмечается частое использование в текстах релизов цитирований: «Для тех студентов, которые в настоящее время принимают активное участие в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и помогают практическому здравоохранению Москвы, мы внедрили индивидуальный план обучения. Работа в клиниках и больницах будет зачтена им как отработка практических навыков», – добавила проректор…. Особенностью цитат в релизах этой группы является строгость изложения, что приближает весь текст релиза к официально-деловому стилю. Хотя в ряде текстов можно отметить некоторую эмоциональность, обычно связанную с перспективами обучающихся: «Инженерный труд останется за людьми, мы готовим отличных специалистов, и именно наши выпускники будут развивать промышленность в стране. Перспективы для абитуриентов просто замечательные. Инженерный труд – это, в первую очередь, творчество», – делится мыслями и.о. ректора Михаил Гордин.

Пресс-релизы, освещающие университетскую жизнь, сообщают читателям о днях открытых дверей, когда любой желающий может посетить здание вуза, поговорить со студентами и определиться с направлением обучения. Стоит отметить, что релизы пишутся и для закрытой студенческой деятельности и публикуются в личных кабинетах студентов, а также в официальных социальных сетях. Так, например, могут публиковаться релизы, информирующие о начале конкурса «миссис и мистер вуза», наборе в студенческий совет и в КВН университета.

В пресс-релизах данной направленности в начале текста обязательно упоминается информация о дате, времени и месте проведения события. Например, «13 марта пройдет общеуниверситетский День открытых дверей Высшей школы экономики», «7 ноября в 12:00 в ходе дня открытых дверей ректор МГУ академик Виктор Садовничий расскажет об изменениях в правилах приема и обновленных сроках приемной кампании 2022 года».

Важной особенностью является наличие эмоциональной составляющей этих текстов: «Рекордсмен Книги рекордов Гиннеса Александр Барашков проведёт мастер-класс для будущих студентов ГУУ!», «ГУУ является университетом больших возможностей!». Необходимо отметить и частотное использование слов разговорного стиля (вышка, вышкинский). Такие релизы направлены, в первую очередь, молодым людям, активно участвующим в общественной жизни города и вуза, поэтому употребление хорошо известных студентам и абитуриентам разговорных слов является уместным и органичным.

Главной отличительной чертой данных пресс-релизов является призыв к посещению университета, попытка заинтересовать в программах обучения, олимпиадах и конкурсах. С этой целью часто в тексте ссылаются на имя человека, который учился или учится в вузе и достиг определённых успехов: «Александр Барашков – студент ГУУ… и профессиональный танцор, который поставил на прошлой неделе рекорд Гиннеса на соревнованиях в.…». Кроме того, можно отметить использование местоимений «ты», «мы», «нам», дружеских обращений, что создает доверительные отношения и непринужденную атмосферу между коммуникантами, между авторами релизов и их читателями.

Таким образом, анализ пресс-релизов вузов показал, что такие тексты, направленные на формирование имиджа, имеют ряд особенностей. В некоторых релизах используется более официальный язык и термины, что соответствует признакам традиционных пресс-релизов. Другие релизы направлены на привлечение читателей к культурным и другим мероприятиям университетской жизни, поэтому в них присутствуют эмоционально окрашенные слова и конструкции. В ходе исследования было выявлено, что главным отличием пресс-релизов высших учебных заведений является достаточно частое использование разговорной молодежной лексики, употребление эмоционально насыщенных конструкций, восклицательных предложений, молодёжных сокращенных слов, что делает эти тексты понятными молодежной аудитории, которой они и адресованы.

Литература:

  1. Александрова Е.В. Лингвистические особенности современного пресс-релиза. // Студент и наука (гуманитарный цикл). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. С. 721-725 (дата обращения: 04.11.2022).
  2. Ахметьянова Н.А., Красноборцев Д.В. Пресс-релиз и его роль в pr коммуникации. // Наука и просвещение. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 213-215 (дата обращения: 04.11.2022).
  3. Белошапкин А.Н. Стилистические особенности пресс-релиза (на примере пресс-релизов ГУ МЧС России по Хакасии). // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 6. С.81-86 (дата обращения: 04.11.2022).
  4. Мальчихин С.В. Пресс-релизы в профессиональной коммуникативно-речевой практике предприятий российского. // Сборник трудов международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «достижения аграрной науки для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации». Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. С. 304-308. (дата обращения: 05.11.2022).
  5. Петрова В.В. Языковые особенности текстов пресс-релизов (на примере сайта тольяттинского государственного университета). // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых учёных. Традиции и новаторство. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. С. 192-196 (дата обращения: 05.11.2022).
  6. Рыженко Е.С. Языковые особенности пресс-релизов в интернете. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2013. № 1. С. 150-155 (дата обращения: 06.11.2022).
  7. Скурихина О.В., Шишкина И.С. Структурно-композиционные и лексические особенности пресс-релизов. // Наука и просвещение. Пенза: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях Том. Часть 1, 2017. С. 158-161 (дата обращения: 04.11.2022).
  8. Шаталова Д.А. Пресс-релиз как средство формирования имиджа университета и особенности его перевода. // Инновации. Наука. Образование. 2018. № 5(8). С. 1-4 (дата обращения: 06.11.2022).
  9. Широкова Е.В. Пресс-релиз как объект лингвистического и стилистического анализа. // Известия Волгоградского Государственного педагогического университета. 2015. № 1(96). С. 90-96 (дата обращения: 07.11.2022).

Types of press releases in PR texts of high education

Sytnikova M.O.
student of 2 course of the State University of Management, Moscow

Coauthor:
Stepanova E.Y.,
student of 2 course of the State University of Management, Moscow

Research supervisor:
Krylova Natalya Fyodorovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and General Disciplines of the State University of Management, Moscow, Candidate of Philological Sciences

Annotation. The article discusses the types of press-releases texts presented on the official websites of universities such as HSE, Lomonosov Moscow State University, Sechenov Moscow State Medical University, GUU and Bauman Moscow State Technical University, and analyzes their linguistic and semantic features that contribute to the creation and maintenance of the image of higher education institutions.
Keywords: PR, press-release genre, linguistics, language features, the image of the university.

Literature:

  1. Alexandrova E.V. Linguistic features of a modern press release. // Student and Science (humanities cycle). Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, 2019 721-725 pages (date of the address: 04.11.2022).
  2. Akhmetyanova N.A., Krasnobortsev D.V. Press release and its role in PR communication. // Science and Education. Penza: Science and Education (IP Gulyaev G.Yu.), 2019. Page: 213-215 (date of the address: 04.11.2022).
  3. Beloshapkin A.N. Stylistic features of a press release (on the example of press releases of the Ministry of Emergency Situations of Russia in Khakassia). // Priority scientific directions: from theory to practice. 2013 № 6. Page: 81-86 (date of the address: 04.11.2022).
  4. Malchikhin S.V. Press releases in professional communicative and speech practice of Russian enterprises. // Proceedings of the international scientific and practical conference of young scientists and specialists «Achievements of agrarian science for ensuring food security of the Russian Federation». Tyumen: State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, 2021. Page: 304-308 (date of the address: 04.11.2022).
  5. Petrova V.V. Linguistic features of press release texts (on the example of the Togliatti State University website). // Modern problems of literary studies, linguistics and communication studies through the eyes of young scientists. Traditions and innovation. Ufa: Bashkir State University, 2021. Page: 192-196 (date of the address: 05.11.2022).
  6. Ryzhenko E.S. Linguistic features of press releases on the Internet. // Bulletin of Volgograd State University. Series 2: Linguistics. 2013. № 1. Page: 150-155 (date of the address: 06.11.2022).
  7. Skurikhina O.V., Shishkina I.S. Structural-compositional and lexical features of press releases. // Science and Enlightenment. Penza: Collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference. In 2 parts Vol. Part 1, 2017. Page: 158-161 (date of the address: 04.11.2022).
  8. Shatalova D.A. Press release as a means of forming the image of the university and the features of its translation. // Innovations. The science. Education. 2018. № 5(8). Page: 1-4 (date of the address: 04.11.2022).
  9. Shirokova E.V. Press release as an object of linguistic and stylistic analysis. // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2015 № 1(96). Page: 90-96 (date of the address: 07.11.2022).