Аннотация. В данной статье рассматривается проблема мотивации учащихся общеобразовательной школы с использованием современных образовательных онлайн-платформ, каждая из которых получает детальное описание ее использования с целью поднятия уровня внутренней мотивации. В работе даётся определение понятий «мотивация», «мотив», а также анализ опыта использования образовательных онлайн-платформ на уроках английского языка.

Ключевые слова: образовательные онлайн-платформы, мотивация, внутренняя мотивация, Kahoot, Gimkit, LearningApps, геймификация

В современном мире нельзя недооценить значимость информационных технологий, которые с каждым годом всё больше развиваются и подстраиваются под нужды людей. Одним из запросов общества можно считать изучение иностранных языков. На образовательных онлайн-платформах учащиеся имеют возможность изучать язык самостоятельно, в том темпе, в котором им комфортно, а также проверять свои знания автоматически. Важность онлайн-платформ также подтвердила пандемия, во время которой многие школы были вынуждены перейти в дистанционный формат обучения. Однако, говоря о школах, следует отметить то, что проблема повышения уровня мотивации учащихся сейчас стоит особенно остро перед учителями, так как старые методы повышения мотивации потеряли свою актуальность и не приводят к желаемому результату (4, с. 62-64). Можно предположить, что, так как эти способы применяются на протяжении долгого времени, для учащихся они стали привычны и малозначительны. На данный момент нельзя представить урок, во время которого не будут использованы аудиовизуальные средства, в прошлом использованные как инновационное средство для повышения мотивации, тогда как теперь обыденностью стали и аутентичные видеофрагменты, и просмотр фильмов на иностранном языке. У учащихся есть самостоятельный доступ ко всем представленным видеофрагментам, у них есть возможность получить ту же информацию в любое удобное время без контроля учителя. Таким образом перед педагогами вновь встаёт вопрос о повышении мотивации учащихся посредством инновационных способов, эффективных для представителей нового поколения обучающихся.

Одним из способов, благодаря которому появляется возможность решить поставленную задачу касаемо мотивации, являются образовательные онлайн-платформы. Они были созданы для удобства пользователя по причине относительно высокой конкуренции, и, соответственно, в их структуре и методе взаимодействия с пользователем есть свойства, которые можно считать эффективными для обучения.

Использование учащимися образовательных онлайн-платформ может благотворно влиять на их успеваемость по причине того, что они могут использовать их не только в классе, но и дома. У школьников появляется возможность закрепить материал урока или ознакомиться с будущими темами в своём темпе, не ориентируясь на других членов образовательного сообщества. Это обстоятельство поможет ученикам, которые не успевают за программой, нагнать её и заполнить пробелы, а сильным ученикам позволит по своему желанию ознакомиться с последующими темами занятий с опережением общего графика освоения учебного материала.

Стоит отметить и интерактивность образовательных платформ, так как большинство из них представляют собой очень красочные веб-сайты, а сами задания на них могут быть представлены в виде игр, которые занимают учащегося и помогают ему концентрироваться на задании. Даже если на платформе представлены задания, которые функционально соответствуют заданиям из учебника, учащемуся нужно поддерживать должный уровень концентрации для оперативного реагирования на сменяющиеся задания. К положительным чертам онлайн-платформ стоит отнести и комфорт учащегося при работе со знакомым себе девайсом, с которым они проводят большую часть времени вне занятий. Учебник оказывается для них символом учёбы и трудностей, в то время как компьютер, планшет или телефон не вызывают таких ассоциаций.

Для начала стоит дать определение понятию «мотивация». Так, например, М.И. Алексеева [1, с. 4] определяет мотивацию как совокупность причин, которые определяют различные проявления активности обучающихся. В то же время Е.П. Ильин рассматривает мотивацию как процесс регуляции деятельности с помощью мотива, то есть как средство реализации уже существующих мотивов. Определение мотива предоставляет А.Н. Леонтьев в своей работе, направленной на изучение теории мотивации. Мотив – это тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность. [3, с. 5].

Также в своей работе А.Н. Леонтьев уделяет большое внимание определению сущности мотивации. Автор отмечает, что источником мотивации для человека является потребность, которая отражает нужду человека в источнике потребности. Однако потребность может быть удовлетворена разными способами. При совершении действия, направленного на удовлетворение потребности, она переходит в статус предмета, и, соответственно, в мотив деятельности.

Также в понятии мотивации возможно есть классификации, среди типов есть учебная. Исходя из работы И.А. Зимней, учебной мотивацией является совокупность побудителей, включающую в себя коммуникативную познавательную деятельность субъекта на фоне его общей потребности достижений. [2, с. 117].

Следует выделить и теорию, отличную от отечественного взгляда, а именно работы Ф. Деси и Р. Райана, также изучавших вопрос мотивации личности. [6, с. 180] По мнению авторов, существуют врождённые психологические потребности, такие как потребность в общении, в познании и в самоопределении. Также авторами были выделены следующие виды внешней мотивации:

  1. экстернальная регуляция – поведение регулируется обещанными наградами или угрозой наказания;
  2. интроецированная регуляция – поведение регулируется частично присвоенными правилами или требованиями, которые побуждают его действовать так, а не иначе;
  3. идентифицированная регуляция – поведение регулируется собственным выбором, однако, принимая внешние цели и ценности, ранее регулировавшие его осуществление, как собственные, идентифицируясь с ними;
  4. интегрируемая регуляция – поведение регулируется собственными целями и ценностями субъекта. [7, с. 182-185].

Э. Деси, Дж. Коннэл и Р. Райан [5, с. 580-590] также проводили исследования по изучению воздействия таких факторов, как угроза наказания, контролируемые сроки и установления дедлайнов на сдачу задания. Как показали итоги, все они негативно влияют на уровень внутренней мотивации, в то время как при предоставлении свободы выбора мотивация возрастала, тем самым удовлетворяя потребность в самоопределении. В завершении исследования было сделано предположение, что при внешнем воздействии на человека, поощрении, наказании или оценки, уровень внутренней мотивации падает по причине возникновения контроля извне, при котором потребность в самоопределении не удовлетворяется.

На текущий момент в сети Интернет существует несколько образовательных платформ, такие как LearningApps, Quizlet, Gimkit и Memrise. Также доступны сайты и приложения, которые позиционируют себя как самоучитель по иностранным языкам, такие как Duolingo и LinguaLeo. Использование подобных приложений на уроке приносит ряд преимуществ, но основным можно считать повышение внутренней мотивации учащихся на уроках иностранного языка за счёт продуманного комплекта заданий, интерфейса, а также возможностей, предоставляемых самой платформой. В то же время педагоги в школе редко используют образовательные онлайн-платформы на уроках иностранного языка по причине низкой информированности, нежелания или невозможности обучаться эффективной работе на них.

В данной статье рассматриваются три образовательные онлайн-платформы, которыми могут пользоваться учителя на уроке иностранного языка: LearningApps, Kahoot! и Gimkit, а также рассмотрены функции, которые они предлагают.

Образовательная онлайн-платформа LearningApps предназначена для создания одного или нескольких интерактивных упражнений, которые затем могут быть высланы учащимся или показаны в классе с помощью проектора или умной доски. Платформа даёт возможность добавления подсказок в задания, что стимулирует учащихся на дальнейшее выполнение задания.

Платформа Kahoot представляет собой образовательную онлайн-платформу, на которой учитель имеет возможность создать самостоятельно тесты или викторины. На платформе также представлены инструменты для создания образовательных игр. Отличительной чертой этой образовательной онлайн-платформы является то, что для неё было разработано и выпущено отдельное приложение для мобильных телефонов, которое облегчает работу учащихся на платформе Kahoot в классе. Хотя основным режимом работы платформы Kahoot является создание образовательных викторин, на платформе представлены и иные виды активностей, которые разделены на два режима – Study и Play.

Раскрывая возможности платформы Gimkit, следует отметить то, что она позиционирует себя как средство проведения соревновательных интерактивных игр между учащимися класса. Представленная платформа подходит для проведения коллективных соревновательных игр в классе, однако на онлайн-платформе можно использовать только задания множественного выбора или задания с кратким ответом. В игре участвуют те учащиеся, которые присоединились к ней на момент её проведения. Существенной отличительной чертой данной платформы можно считать возможность добавлять вопросы не только у учителя, но и учащихся. При использовании функции совместного создания вопросов, учащиеся могут сами придумывать вопросы и отправлять их на модерацию учителю. Учитель после этого может добавить задание в свой блок вопросов или отклонить его. Вопросы на этой платформе предоставляются в случайном порядке. Платформа Gimkit более ориентирована на геймификацию процесса обучения чем LearningApps.

По результатам опроса, проведенного среди учащихся 9 класса общеобразовательной школы, было выявлено, что учащиеся редко работают на различных онлайн-платформах, однако заинтересованы в них. На протяжении педагогической практики на уроках английского языка использовались онлайн-платформы для того, чтобы дополнить традиционную работу с УМК. По итогам обучения было установлено, что учащиеся стали более заинтересованы в использовании онлайн-платформ на уроках иностранного языка. Также средний балл класса за месяц поднялся с цифры 3,79 до значения 4,04. Таким образом было выявлено, что учащиеся стали работать лучше, и у слабых учащихся появилась возможность почувствовать «ситуацию успеха».

Однако следует отметить, что не стоит просто переносить материалы из УМК в режим онлайн. Для эффективного использования образовательных платформ, опираясь на опытное обучение, можно выделить следующие методические рекомендации:

  1. Онлайн-платформы предоставляют высокий уровень интерактивности при работе с ними, что позволяет учащимся сразу видеть свой результат, в то время как учитель может использовать онлайн-платформы как дополнение к программе УМК.
  2. Онлайн-платформы дают возможность персонализировать обучение, так как учитель может добавить подсказки при составлении задания, что позволяет создать «ситуацию успеха» для слабых учащихся.
  3. При использовании онлайн-платформ следует менять формат игр и заданий, это позволит разнообразить учебный процесс и позволит повысить степень внутренней мотивации учащихся.
  4. Онлайн-платформы должны дополнять традиционные методы обучения иностранным языкам, а не заменять их. С их помощью можно лучше отработать лексические единицы или грамматические правила.

Литература:

  1. Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся. М.: Советская школа, 2011. 120 с.
  2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  3. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник московского университета. Серия 14. Психология 2016. №2. с. 3-18.
  4. Мичугина С.В. Когнитивные основы обучения: зеркальные нейроны. // Преподавание иностранных языков и новые подходы к академическому сотрудничеству в эпоху интернета: Сб. Науч. трудов и материалов межд. научно-практич. конференции, Москва, 26 марта 2018 года Москва: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РЕЛОД», 2018. С. 60-64.
  5. Deci E.L., Connell J.P., Ryan R.M. Self-determination in a work organization. // Journal of Applied Psychology. 1989. Vol.74. Page: 580-590.
  6. Deci E.L., Ryan R.M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains. // Canadian Psychology. 2008. Vol.49. Page: 14-23.
  7. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health/ // Canadian Psychology. 2008. Vol.49. Page: 182-185.

 Increasing students motivation through the use of online educational platforms in English classed

Demidov А.О.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Michugina Svetlana Viktorovna,
Associate Professor, Department of Methods of Teaching English and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. This article raises the problem of increasing students’ motivation in comprehensive school, since now this is an urgent problem.  There is also a description of educational online platforms’ use to increase the internal motivation level.  A theoretical base is provided within the concepts of «motivation», «motive» are defined, and a practical aspect of the work is given, including an analysis of using educational online platforms in English classes.

Keywords: online educational platforms, motivation, internal motivation, Kahoot, Gimkit, LearningApps, gamification

Literature:

  1. Alekseeva M.I. Motives for teaching students. Moscow: Soviet School, 2011. 120 pages.
  2. Zimnayay I.A. Psychology of teaching foreign languages at school. Moscow: Enlightenment, 1991. 223 pages.
  3. Leontiev D.A. The concept of motive in A.N. Leontiev and the problem of the quality of motivation. // Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology 2016. №2. Page: 3-18.
  4. Michugina S.V. Cognitive foundations of learning: mirror neurons. // Teaching foreign languages and new approaches to academic cooperation in the era of the Internet: Sat. Scientific. works and materials between. Scientific practice. Conference, Moscow, March 26, 2018 Moscow: RELOD LIMITED LIABILITY COMPANY, 2018. Page: 60-64.
  5. Deci E.L., Connell J.P., Ryan R.M. Self-determination in a work organization. // Journal of Applied Psychology. 1989. Vol.74. Page: 580-590.
  6. Deci E.L., Ryan R.M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains. // Canadian Psychology. 2008. Vol.49. Page: 14-23.
  7. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health. // Canadian Psychology. 2008. Vol.49. Page: 182-185.