Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения аудированию на уроке английского языка. Цель статьи – определить проблемы, с которыми сталкиваются практикующие педагоги, и предложить возможное решение. Подчеркивается необходимость обучения аудированию исходя из ФГОС ООО и примерных образовательных программ. Приводится классификация видов аудирования, анализируется УМК, предлагается примерный план урока на основе коммуникативного и дифференцированного подходов.
Ключевые слова: Методика обучения аудированию, виды аудирования, коммуникативный и дифференцированный подходы
Изучение иностранного языка и формирование иноязычной коммуникативной компетенции невозможно без формирования навыка аудирования. Аудирование – (от лат. audire – слышать), рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. Аудирование состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания. При обучении иностранному языку конечной целью является выработка таких аудитивных умений, при наличии которых не расчленялись бы форма и содержание [1, с. 24]. Аудирование – это «cлушание с пониманием» или «понимание речи на слух». Аудирование можно рассматривать и как деятельность, и как умение [6, с. 183]. Аудирование – сложное речевое умение понимать речь на слух при одноразовом её восприятии [5, с. 194].
На уроке иностранного языка необходимо уделять достаточно времени навыкам и умениям аудирования. В процессе обучения иностранному языку аудирование может выступать и как цель, и как средство обучения иностранному языку. Аудирование как средство обучения позволяет учащимся познакомиться с новым лексическим материалом. Текст для аудирования является основой для выполнения учебных заданий и упражнений в письменной или устной форме.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего образования определяют конкретные предметные результаты в области. Результатом освоения программы является формирование умения понимать несложные аутентичные тексты, понимать основное содержание текста, понимание нужной/запрашиваемой информации. Отдельным пунктом выделяется развитие компенсаторных умений уже с начального образования – при аудировании необходимо использовать «языковую, в том числе контекстуальную догадку» [8, c. 54]. Прагматической целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, в том числе развитие умений аудирования [7, с. 185].
Выделяют следующие виды аудирования: listening for gist (понимание общего смысла услышанного), listening for specific information (с целью извлечь только интересующую/запрашиваемую информацию), listening for detail (полное понимание прослушанного) [10, c. 22].
Проведем анализ учебно-методического комплекса (далее – УМК) и определим, какие задания по аудированию в них представлены. Для примера рассмотрим УМК Spotlight 8: учебник, книга для учителя, сборник контрольных заданий. Авторы заявляют, что данный УМК построен на основе коммуникативно-когнитивного и личностно-ориентированного подхода. При работе над аудированием авторы предлагают следовать тексту заданий [2, с. 4]. Книга для учителя содержит скрипты к аудиозаписям (см. таблицу 1), что удобно при составлении плана урока по аудированию.
Таблица 1. Аудиозаписи Модуль 1
Стр. | Текст упражнения/задания [4, c. 10-24; 3, c. 12] | Вид аудирования |
с. 10, у. 3 | Listen and read the text again. What is the author's purpose? | Аудирование/чтение с полным пониманием. |
с. 11, у. 7 | Listen and match each person to the adjectives that best describe each. | Аудирование с полным пониманием. |
с. 12, у. 3 | Read the dialogue and complete the gaps 1–5 with questions from ex. 2. Listen and check. | Проверить умения изучающего чтения (правильность заполнения пропусков) / Аудирование с извлечением запрашиваемой информации. |
c. 12, у. 5 | Listen to some teenagers talking on a radio programme about their relationships with their family. Number the statements A–F in order you hear them. There is one extra statement. | Аудирование с полным пониманием. |
c. 17, у. 6 | Listen to two friends describing the people in the pictures. Number the people in the order you hear the descriptions. What is each person's name? | Аудирование с полным пониманием. Аудирование с целью извлечь запрашиваемую информацию. |
c. 21, у. 2 | Read the title of the text and the headings under the pictures. What do you think people in the UK do in these situations? Listen and read to find out. | Аудирование/чтение с полным пониманием. |
с. 23, у. 5 | Listen and read the text again. Your friend gets angry very easily. Use the ideas in the text to advise him/her to control his/her anger and resolve a conflict. | Аудирование/чтение с полным пониманием. |
Progress Check, с. 24 | Задания отсутствуют. | |
Test Booklet, с. 12 | Listen to some teenagers talking on a radio programme about their friends. Then, match the speakers (1–5) with the statements (A–F). There's one extra statement. | Аудирование с полным пониманием. |
Данные таблицы показывают следующее:
- несмотря на наличие семи аудиозаписей в модуле, лишь три из них предназначены авторами непосредственно для развития умений аудирования;
- четыре задания к аудиозаписям связаны с развитием умений чтения;
- отсутствие дифференциации;
- коммуникативный подход не всегда прослеживается;
- упражнения и задания на аудирование связаны только с развитием listening for detail/for specific information, задания на listening for gist не представлены;
- предлагается сразу выполнять упражнения на развитие listening for detail, минуя gist listening и listening for specific information, что, вероятно, вызовет трудности у учащихся;
- в Progress Check по модулю умения аудирования не проверяются;
- в контрольной работе по модулю из сборника Test Booklet проверяется только listening for detail.
Среди учителей иностранного языка нами был проведен опрос, нацеленный на выявление уровня овладения навыками аудирования школьников, трудностей, с которыми сталкиваются учителя иностранного языка, а также некоторые другие аспекты, связанные с аудированием на уроках иностранного языка. В опросе приняло участие 40 учителей английского языка начальной, средней и старшей школы. Проведенный опрос показал, что при работе с разными классами наиболее развиты умения аудирования в младшей и старшей школе, в средней школе учителя отмечают необходимость повышать уровень умений аудирования. При этом аудирование проводится с одинаковой регулярностью во всех классах.
Участники опроса отмечают следующие трудности при проведении урока по аудированию:
- отсутствие необходимых материалов в УМК;
- сложности с планированием урока по аудированию у учителя;
- задания и упражнения по аудированию вызывают трудности у учащихся.
Целесообразно заключить, что для повышения уровня умений необходимо проводить регулярные занятия по аудированию, подготовить макет-шаблон урока по аудированию, подготовить дополнительные задания по аудированию для конкретного УМК, подготовить дифференцированные задания для учеников с разным уровнем английского. В качестве примера для развития умений аудирования на уроке английского языка рассмотрим упражнение Модуля 4, Юнит 6d Vocabulary&Speaking [4 с. 96].
Авторы книги для учителя предлагают использовать это упражнение для развития умений понимать основное содержание прослушанного (listening for gist) [7, с. 109]. Однако текст задания больше подходить для проверки listening for detail или listening for specific information, т.к. требуется определить предпочитаемый вид транспорта и причины, почему говорящий так решил.
На основе аудиозаписи нами был составлен план урока, построенный по коммуникативной методике c использованием уровневой дифференциации. План включает в себя: задания lead-in (pre-listening), gist listening, ввод лексики (PTV), дифференцированные упражнения на отработку лексики, listening for detail, post-listening activity и домашнее задание. Упражнения и задания, отмеченные *, имеют повышенный уровень сложности.
План урока
1) Lead-in (4 min)
Complete the table with as many means of transport as you can. Compare with your partner [4, с. 96].
by land | by sea | by air |
car | boat | plane |
*Complete the table and answer the questions. What means of transport is the cheapest/the most expensive/the most convenient/the fastest/the slowest/your idea.
2) While-listening (27 min)
Listening for gist. You are going to listen to three people, Sophie, Peter and Greg. Are they talking about the same topic or not? What is the topic they are talking about?
Listening for specific information.
P. 96, ex. 3. Listen to three people giving their opinions on different means of transport and answer the questions. How does each person prefer to travel? Why? [4, с. 96].
Pre-teaching vocabulary.
Find Russian translation.
crowded | транспортное средство |
for ages | переполненный, набитый |
coach | дорожное движение |
means of transport | туристический автобус |
traffic | страстно увлекающийся |
keen on | сесть на поезд |
catch the train | целую вечность |
*Find the definition.
crowded | a comfortable bus used to take groups of people on long journeys |
for ages | the cars, trucks, etc using a road |
coach | for a very long period of time |
means of transport | to get on the train |
traffic | any vehicle used for the transport of persons by land, sea or air |
keen on | very full of people |
catch the train | very interested or enthusiastic [9] |
Listening for detail.
Mark sentences T/F.
- Sophie thinks that riding a bike helps be in good shape.
- Peter lives in a village.
- Peter likes living in a big city.
- Greg feels nervous when he travels by plane.
*Mark sentences T/F/NS.
- Sophie thinks that riding a bike helps be in good shape.
- Sophie’s Mum prefers traveling by bus.
- Peter lives in a village.
- Peter likes living in a big city.
- Greg feels nervous when he travels by plane.
- Greg is interested in buying a boat.
Listening for detail 2. Listen to the audio. Fill in the words into the gaps: crowded, train, for ages, coach, boat, flying, car.
*Listen to the audio. Fill in the missing words into the gaps. (Список слов не предоставляется).
Sophie: I usually travel by bus but I don't really like to. You wait at the bus stop 1) _____ and then when the bus does finally come, it's really 2) _____. I prefer cycling. I love travelling by bike. You don't get stuck in traffic, it's free and it keeps you fit, too. All my friends go to school on their bikes but my mum won't let me. She says it's too dangerous.
Peter: My favourite means of transport is actually the 3) _____. It's usually a fast way to travel and I love looking out of the window at the beautiful countryside. I don't mind travelling by 4) _____, either, but I live in a big city so there's always a lot of traffic, which of course I don't enjoy. On the whole, catching the train is a more pleasant way to travel, in my opinion.
Greg: When we go on holiday as a family, we either go by 5) _____, plane or boat. I'm not very keen on travelling by coach because you can't move around a lot and the journey can be really long. I love it when we go by 6) _____ because you can walk around or go outside and look out to sea. It's a really interesting way to travel. Travelling by plane's OK, too, because it's usually the fastest way to travel, but sometimes I feel nervous of 7) _____ and the seats can be quite uncomfortable.
1) Post-listening (10 min)
Imagine that your friend sent you a message about his/her favorite means of transport. Choose 1 speaker, Greg, Peter or Sophie and retell the message. You’ve got 3 minutes to prepare. *Tell your partner about your favourite means of transport. Учащиеся выбирают один любой текст и в течение 3 минут готовятся рассказать о предпочитаемом виде транспорта от лица выбранного спикера. Затем в парах пересказывают текст друг другу. Выборочно отвечают у доски.
2) Feedback+Reflection (3 min)
Во время работы и ответа учащихся учитель фиксирует их ошибки, чтобы впоследствии дать обратную связь.
3) Домашняя работа на выбор (1 min):
- 1(a, b) Page: 96.
- Using the text as an example, write 4-7 sentences about the way you prefer to travel. Be ready to speak out.*
- Work in groups. Choose 1 means of transport and discuss its pluses and minuses. Draw a leaflet showing the main pluses and minuses. Be creative. Present your leaflet to the class.**
Данный урок можно использовать как шаблон. Нами были составлены и проведены серии уроков в 8 классах. Можно отметить следующие плюсы:
- комфортная атмосфера, структура занятия логична и понятна;
- дифференциация позволяет задействовать весь класс;
- несмотря на сфокусированность на аудировании, во время урока уделяется достаточное внимание всем видам речевой деятельности.
Подводя итог, хочется отметить, что аудирование – это обязательная часть процесса обучения ИЯ. Практикующие педагоги сталкиваются с различными трудностями при обучении аудированию, в том числе отмечается проблема отсутствия необходимых материалов в УМК. Проведенный нами анализ УМК Spotlight 8 показал, что в нем имеется достаточное количество аудиофайлов. Однако отсутствуют методические рекомендации для учителя и уровневая дифференциация, задания и упражнения представлены в недостаточном количестве. Учителю необходимо самостоятельно полностью планировать уроки аудирования и создавать учебные материалы. Чтобы решить данную проблему, был предложен план урока, построенный на основе коммуникативного и дифференцированного подходов, практически доказана его эффективность при проведении занятий в 8 классе. Приведенный пример урока может стать основой для дальнейшей работы над аудированием, его логичность и постоянная структура способны снять или уменьшить трудности у учащихся. Дополнив его презентацией, учитель решает проблему отсутствия необходимых материалов в УМК.
Литература:
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
- Английский в фокусе Spotlight 8: книга для учителя (дата обращения: 01.08.2022).
- Английский в фокусе Spotlight 8: сборник контрольных работ. / Ю.Е. Ваулина [и др.]. М.: Просвещение: Express Publishing. 2016. 72 c.
- Английский в фокусе Spotlight 8: учебник. / Ю.Е. Ваулина [и др.]. М.: Просвещение: Express Publishing. 2018. 216 c.
- Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. / Н.Д. Гальскова [и др.]. М.: Кнорус, 2017. 390 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 277 с.
- Примерные программы по английскому языку: основное общее образование. (дата обращения: 07.06.2022).
- ФГОС основного общего образования. (дата обращения: 07.06.2022).
- Cambridge dictionary. (дата обращения: 07.06.2022).
- Spratt M. The TKT Course. Modules 1,2 & 3. / M. Spratt, A. Pulverness, M. Williams. 2nd revised edition. Cambridge: Cambridge University Press. 2011. 264 pages.
Teaching listening on a modern foreign language lesson
Riazantseva O.A.,
undergraduate of 2 courses of the Moscow City University, Moscow
Coauthor:
Shevtsova D.S.,
undergraduate of 2 courses of the Moscow City University, Moscow
Annotation: The work deals with the problem of teaching listening during English lessons. The purpose of the work is to identify the problems of teaching listening and offer a possible solution. The importance of the Federal State Educational Standards and sample programs is emphasized. A classification of types of listening is given, the modern student’s book is analyzed, and a sample listening lesson based on communicative and differentiated approaches is presented.
Keywords: Methodology of teaching listening,types of listening, communicative and differentiated approaches
Literature:
- Azimov E.G., Schukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). Moscow: Publishing house IKAR, 2009. 448 pages.
- English in Focus Spotlight 8: A Teacher's Book. (date of the address: 08.01.2022).
- Spotlight 8: test booklet. / Yu.E. Vaulina [et al.]. Moscow: Education: Express publishing house. 2016. 72 pages.
- Spotlight 8: textbook. / Yu.E. Vaulina [et al.]. Moscow: Education: Express publishing house. 2018. 216 pages.
- Fundamentals of methods of teaching foreign languages: textbook. Galskova [at al.]. Moscow: Knorus, 2017. 390 pages.
- Passov E.I. Fundamentals of the communicative method of teaching foreign language communication. Moscow: Russian language, 1989. 277 pages.
- Sample Programs in English: Basic General Education.(date of the address: 06.07.2022).
- Federal Education Standards. (date of the address: 06.07.2022).
- Cambridge dictionary. (date of the address: 06.07.2022).
- Spratt M. The TKT Course. Modules 1,2 & 3. / M. Spratt, A. Pulverness, M. Williams. 2nd revised edition. Cambridge: Cambridge University Press. 2011. 264 pages.