Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты необходимости формирования навыков самостоятельной работы студентов. Современный образовательный процесс невозможно представить без применения личностно-ориентированного подхода, позволяющего педагогу решать важнейшие художественно-педагогические задачи. В системе формирования условий для организации самостоятельной деятельности студентов творческих специальностей подобный подход особенно актуален, он создает более благоприятные условия для творческой самореализации. В статье мы ставим определенную педагогическую цель – формирование позитивного отношения обучающегося к процессу изучения изобразительной грамоты, ведению личных поисковых экспериментов, непрерывному саморазвитию и творческому поиску. При этом данный процесс должен быть контролируем, направляем и корректируем педагогом.

Ключевые слова: самостоятельная работа, саморазвитие, художественная грамота, личностно-ориентированный подход, студенты, обучающиеся.

Современные условия ставят перед педагогами изобразительного искусства очень непростую задачу – не только организовать качественное освоение большого объёма информации, предназначенной для аудиторных занятий, но и научить студента самостоятельно и непрерывно развивать художественное видение, полученные навыки живописи, рисунка, изучать историю искусств. Освоение художественной грамоты это ёмкий, длительный и довольно кропотливый процесс. Постижение художественной грамоты, по сути, длится всю жизнь. «В этой связи творчество, как важнейший механизм развития человека, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном пространстве» [1, с. 67].

Для формирования этого качества требуется постоянство, последовательность, усидчивость и при этом важно сохранить легкость творческой атмосферы, свободу самовыражения. Обучение студентов художественно-педагогических вузов представляет собой систему поэтапного освоения законов и правил языка изобразительно искусства в сочетании с уверенными навыками пользования ими, а также изучение различных методов и приемов изобразительного искусства. Ограниченное количество часов учебной программы не всегда позволяет в должной мере уделить внимание всем аспектам изучения широкого понятия художественной грамоты в рамках аудиторных занятий. В целях качественного изучения богатого наследия мировой художественной культуры, необходимого для освоения изобразительного искусства, его переосмысления и применения в своей педагогической и творческой практике, преподаватель должен найти современные способы указать студенту путь, на котором будущий специалист смог бы непрерывно продолжать самосовершенствование, саморазвитие и вести самостоятельные исследования.

Объём информации, необходимый постигающим художественную грамоту довольно велик и зачастую, только начиная свой путь постижения основ изобразительного искусства студент еще с трудом ориентируется в этом информационном поле. Многих данное обстоятельство отпугивает, снижает познавательный интерес, мотивацию к самостоятельной подготовке. В таких условиях возникает особая важность эффективно организованной, контролируемой педагогом самостоятельной деятельности студента.

Работа над оптимизацией методик в соответствии с современными требованиями образовательного стандарта ведется постоянно. Однако практика показывает, что ситуация, описанная профессором Неменским Б.М., исследовавшим данный вопрос еще в 70-80 годы и теперь не слишком изменилась. Суть проблемы состоит в том, что в художественном образовании наблюдаются и сейчас два противоборствующих лагеря. Либо допускается полная свобода действий ученика в самостоятельной работе, или же обозначаются крайне жесткие нормативные рамки. Б.М. Неменский в своих трудах критиковал оба эти подхода, как недопустимые крайности, предлагая целую систему активации познавательного интереса, при этом призывая педагогов непрерывно контролировать самостоятельную деятельность студента [2]. Многое было принято на вооружение и успешно применяется и сейчас, но изменения, происходившие за эти годы, ставят нас в новые условия, и мы вновь ощущаем дефицит технологических описаний педагогических средств (приемов, заданий, форматов), применяя которые педагог мог бы эффективно организовать условия для самостоятельной работы студентов в русле освоения художественной грамоты. Помимо этого, многие педагоги предлагают полностью вывести самостоятельную деятельность за рамки образовательного процесса, при этом никак ее не контролируя.

Изучая исследования по данному вопросу, мы склоняемся к тому, что необходимы как традиционные, так и новые методы активации и актуализации личного эмоционального и визуального опыта студента. Новые форматы организации бесед, размышлений об искусстве, коллективного посещения выставок, обсуждения увиденного, организация совместных пленерных практик. Мы знаем, к примеру, что отлично мотивируют к работе отчетные выставки студенческих работ. При этом на них могут быть представлены не только задания, предусмотренные программой, но и личные поисковые эксперименты студента в заданной тематике, творческие работы. Это некий метод свободы в системе ограничений, позволяющий выразить себя студенту, а преподавателю дать отклик на его самостоятельный поиск, запустив тем самым процесс рефлексии. Подобный опыт имеется во многих учебных заведениях и находит позитивный отклик студентов. Мы можем дать абсолютно конкретное задание для самостоятельной проработки, предусматривающее работу по определённой схеме, но оставить право выбора материала за самим студентом.

Подобный компромисс не только положительно влияет на мотивацию к самостоятельной работе, но и позволяет выстроить диалог между преподавателем и студентом. Выступая в роли собеседника значительно проще направить, помочь развить талант, увидеть индивидуальные особенности, и исходя из них, подобрать индивидуальные методы активизации работы. Творческие люди зачастую не сильны в самоорганизации и нетерпимы к ограничениям. Однако мы много слышим о персонифицированном подходе в образовании и в случае со студентами творческого направления это особенно актуально. Художественное образование в первую очередь направлено на развитие индивидуальных особенностей, следовательно, оно должно быть максимально личностно-ориентированным и направленным на саморазвитие.

Недооценивать важность организованной с таким подходом самостоятельной работы, проводящейся под контролем опытного, чуткого, деликатного педагога мы не можем. Симбиоз творческого порыва студента и опытного наставничества педагога позволит быстрее и качественнее осваивать материал, используя сильные стороны ученика, активно развивая их.

Задания для организации самостоятельной работы должны не только соответствовать современным тенденциям, учитывать опыт предшественников, но должны быть построены на индивидуальном подходе и содержать необходимые упражнения, помогающие каждому ученику сделать шаг в понимании искусства, давать возможность проявить себя. «Для творческой направленности работы и активизации мотивации в обучении полезен разнообразный характер выполняемых заданий для развития студентов. Решение разнообразных творческих задач обогащает опыт будущих педагогов-художников, формирует художественно-образное мышление в работе над созданием художественного образа» [3, с. 134]. При таком подходе самостоятельная работа становится не просто механической отработкой необходимых навыков, а поисковой, позволяющей полнее раскрыть творческую индивидуальность студента, тренировать мышление. Знания и опыт, полученные в этом самостоятельном творческом поиске заинтересованным в данной работе студентом, имеют огромное значение для формирования устойчивого навыка ведения самостоятельной работы.

Когда такой опыт становится позитивным его захочется повторить, а позднее и научить этому уже и своих учеников. Мы понимаем, что для того, что бы образование оставалось качественным, наше развитие должно быть непрерывным на протяжении всей жизни, нужна «привычка учится». Да, обучение художественной грамоте является сложным и непрерывным процессом формирования личности, но говоря о студентах, мы понимаем, что за плечами каждого из них уже есть определенный багаж знаний, умения, опыт, у каждого он разный, но это уже творческая личность. В организации процесса развития художественных способностей необходимо учитывать эти индивидуальные особенности, постоянно развивать образное мышление, художественное восприятие, мотивацию к самостоятельному развитию в интересующем направлении. Мы не должны забывать накопленный опыт педагогов-предшественников и равно применять как традиционные, так и новаторские идеи для достижения цели, но непременно с учетом личностно-ориентированного подхода. На наш взгляд это даст не только положительные результаты в обучении, но и создаст более комфортные условия для постижения изобразительной грамоты и художественной самореализации в искусстве.

Литература:

  1. Буровкина Л.А., Дубровин В.М., Валикжанина С.В., Титов А.А. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов–художников в процессе образовательной программы. // Искусство и образование. 2017. №6 (110). С. 131-140.
  2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. // Просвещение. М.: 2012, 272 с.
  3. Семенова М.А. Акварель. Эстетико-педагогический аспект. // Ювента. М.: 2013, С. 134.
  4. Дубровин В.М. Воспитай в себе художника. // Юный художник. М.:2008. 32 с.
  5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
  6. Рощин С.П. Моделирование личностно-ориентированного образовательного процесса – важнейшая задача художественной педагогики. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГПУ, 2010. № 3 (35). С. 141-145.
  7. Семенова М.А. Мастер-класс как система творческого показа. / Педагогика искусства. 2008. №4. С.98-127.
  8. Semenova M.A., Bykovskaya M.A. AESTHETIC PARADIGM OF ART: A ROLE IN SHAPING HUMAN FUTURE, Pedagogika. 2020. 138. № 2. Page: 116-130.

A personal-oriented approach in organizing the independent work of students who comprehend graphic literacy

Maksaeva N.N.,
undergraduate of 2 courses of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Semenova Maria Alexandrovna,
Professor, Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article discusses the main aspects of the need for the formation of students' independent work skills. It is impossible to imagine the modern educational process without the use of a personality-oriented approach that allows the teacher to solve the most important artistic and pedagogical tasks. In the system of formation of conditions for the organization of independent activity of students of creative specialties, this approach is especially relevant, it creates more favorable conditions for creative self-realization. In the article we set a certain pedagogical goal – the formation of a positive attitude of the student to the process of studying visual literacy, conducting personal search experiments, continuous self-development and creative search. At the same time, this process should be controlled, directed and corrected by the teacher.

Keywords: independent work, self-development, artistic literacy, personality-oriented approach, students, students.

Literature:

  1. Burovkina L.A., Dubrovin V.M., Valikzhanina S.V., Titov A.A. Formation of professional competencies of future teachers-artists in the process of educational program. // Art and education. 2017. № 6 (110). Page: 131-140.
  2. Nemensky B.M. Pedagogy of art/B.M. Nemensky. // Enlightenment. Moscow: 2012, 272 pages.
  3. Semenova M.A. Watercolor. Aesthetic and pedagogical aspect. // Juventa. Moscow: 2013. Page: 134
  4. Dubrovin V.M. Educate an artist in yourself. // Young artist. Moscow:2008. 32 pages.
  5. Ilyin E.P. Psychology of creativity, creativity, giftedness. St. Petersburg: Peter, 2009. 448 pages.
  6. Roshchin S.P. Modeling of a personality-oriented educational process is the most important task of artistic pedagogy. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. Moscow: MSPU, 2010. № 3 (35). Page: 141-145.
  7. Semenova M.A. Master class as a system of creative display. / Pedagogy of art. 2008. № Page: 98-127.
  8. Semenova M.A., Bykovskaya M.A. THE AESTHETIC PARADIGM OF ART: THE ROLE IN SHAPING THE FUTURE OF MAN. // Pedagogy. 2020. Vol. 138. № Page: 116-130.