Аннотация. Статья посвящена академическому обозрению феномена «эмоционального интеллекта» педагога, истории популяризации данного термина и явления в научном психолого-педагогическом дискурсе, а также важности эмоционального интеллекта преподавателя как содержательно-специфического аспекта его эффективности. Эмоциональный интеллект педагога рассматривается автором как механизм адаптации и допустимого способа снижения агрессии и нервного напряжения учителя. В исследовании аналитически изучены две модели эмоционального интеллекта и составляющие их социальные компетенции. Более того, в работе освящаются подходы к развитию эмоционального интеллекта педагога и путей снижения уровня его агрессии при осуществлении профессиональной деятельности. Автор приходит к выводу о необходимости развития эмоционального интеллекта педагога для повышения эффективности педагогической коммуникации, а также для устранения личностных конфликтных ситуаций, возникающих в учебном коллективе.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект педагога, модели эмоционального интеллекта, психологическое сопровождение учащихся, психологический климат, коммуникация, эмоциональный отклик.

Новые психолого-педагогические и образовательные стандарты предписывают современному педагогу необходимость точного определения тех индивидуальных особенностей учащихся, которые должны быть выявлены для повышения эффективности их учебно-воспитательного процесса и обеспечения возможностью личностного и образовательного становления. Наиболее часто педагоги интуитивно (на основе собственного опыта, мыслительных способностей и врождённых эмоционально-психологических ориентаций) определяют личные особенности и потенциал учеников. Такой метод диагностирования помогает избежать проблем с усвоением материала, но не позволяет ученику развиваться и разрабатывать собственные учебные стратегии и способы деятельности. В данном случае уместно говорить об «эмоциональном интеллекте» педагога, в научной среде означающее способность распознавать собственные и чужие чувства, эмоции и использовать полученную информацию для регуляции поведения, направления мышления и контроля эмоциональной сферы. Актуальность исследования феномена «эмоционального интеллекта» педагога обосновывается возросшим интересом как отечественных, так и зарубежных учёных-когнитивистов к анализу взаимозависимости когнитивных и аффективных процессов, а также повышенной важности эффективизации образовательного процесса, что возможно исключительно при создании педагогом комфортных условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся.

Данный термин популяризировался в исследовательской и публицистической литературе психологами Питером Саловеем и Джоном Майером. Учёные воспринимали эмоциональный интеллект как часть социального интеллекта человека, определяющего его способность к обеспечению коммуникации и социальных контактов. Однако, углублённое изучение эмоциональной сферы человека началось гораздо раньше – ещё в 1986 году с выходом труда «Изучение эмоций: развитие эмоционального интеллекта» (A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence) Уэйна Пейна, предложившего тестировать эмоциональный интеллект с помощью коэффициента эмоциональности. При этом выявление эмоциональности во многом походило на диагностику интеллекта человека.

В настоящий момент существует две принятые модели эмоционального интеллекта, предложенные Дэниелом Гоулманом и Питером Саловеем и Джоном Майером. Первая модель подразумевает структурное рассмотрение эмоционального интеллекта, тогда как вторая направлена на рассмотрение процессуальной стороны данного феномена. Модель Д. Гоулмана включает пять компонентов эмоционального интеллекта, а именно: 1) понимание или осознание своих эмоций; 2) управление своими эмоциями; 3) самомотивация; 4) понимание или осознание эмоций других; 5) управление отношениями (то есть управление эмоциями других) [4, с. 315].

Процессуальная модель включает четыре аспекта эмоционального интеллекта, включающих в себя соответствующие социальные компетенции: дифференциация эмоций, осознание имеющейся эмоции, контроль эмоциональной сферы, использование полученных знаний [5, с. 43].

Итак, эмоциональный интеллект педагога представляет собой элемент адаптационной системы и выполняет роль основного механизма адаптации педагога: то есть подразумевает умение действовать согласно ситуации и принимать адекватные этой ситуации решения. В контексте эмоционального интеллекта преподавателя необходимо отметить его связь с конфликтоустойчивостью. Так, А.А. Бочавер подчёркивает увеличение количества конфликтных ситуаций в школах, вызванных смещением нравственных ориентиров современных подростков и их противоречием мировоззренческим системам учителей преклонного возраста. Поведение учителя, гарантирующее благоприятное разрешение одной конфликтной ситуации, не всегда уместно в иных конфликтных ситуациях. Для учителя чрезвычайно важно обладать гибкой психикой и развитым эмоциональным интеллектом, помогающими находить решения сложных коммуникативных ситуаций. Однако с увеличением профессионального стажа этот навык часто деформируется, а вследствие вовсе притупляется у преподавателей, пользующихся шаблонными методами решения педагогических ситуаций [2, c. 151].

Неразвитость эмоционального интеллекта преподавателя способствует проявлению агрессии со стороны педагога к учащимся. Агрессия со стороны учителя является одним из видов психологического насилия, формирующих у подростков психологическую травму. Дети, ставшие жертвой агрессивного поведения учителя, отличаются повышенной агрессивностью, гипертрофированным чувством вины, заниженной по сравнению со сверстниками самооценкой, а также, в редких случаях, проявляющимися в виде аутоагрессии суицидальными наклонностями. Более того, проблема агрессии со стороны учителя усугубляется тем, что, являясь моделью для подражания, учитель провоцирует школьный коллектив на осуществление травли одноклассника, ставшего жертвой буллинга со стороны педагога.

Э. Галло, анализируя агрессивное поведение школьных преподавателей, приходит к выводу, что возраст преподавателя не влияет на его отношение к учащимся, однако определяющим фактором является его гендер и стаж работы. При этом учителя, длительно работающие в школах и имеющие большой педагогический опыт, отличаются неприятием мнений учащихся, тогда как молодые учителя характеризуются высокой лояльностью к творческим проявлениям подростков [3, с. 78].

Развитый эмоциональный интеллект педагога, напротив, позволяет ему чувствовать себя стабильно и комфортно в постоянно меняющихся условиях социальной среды. Кроме того, с помощью развитого эмоционального интеллекта педагог может предсказывать успешность того или иного педагогического воздействия на учащихся и выстраивать адекватные границы контакта с учащимися, что обеспечивает возможность избежать чрезмерного слияния с учениками, а также излишней холодности преподавателя. Эмоциональный интеллект позволяет педагогу организовать педагогическое общение с соблюдением личных границ преподавателя и учащихся. В процессе взаимодействия учащегося и преподавателя общение приобретает воздействующую и регулирующую функции. Некорректная организация педагогического общения способствует возникновению у учащихся страхов, неуверенности в собственных творческих способностях, ослабление внимания, памяти, работоспособности, а также негативно сказывается на способности к критическому осмыслению информации и результатов собственного труда. Результатом неправильного подхода к организации общения между учащимися и преподавателем является негативное отношение к преподавателю, а затем и к учебной деятельности в целом [6, с. 209].

Необходимо отметить, что эмоциональный интеллект педагога во многом определяет успешность его профессиональной деятельности. Современное образование предусматривает развитие творческих способностей учащихся, креативного и критического мышления, а также способности к самостоятельному поиску информации, позволяющей решать учебные задачи. Можно утверждать, что эмоциональный интеллект педагога, умение распознавать эмоции, психическое состояние учащихся и управлять их поведением стимулирует познавательную активность учащихся и является мотивацией учебной деятельности. Вместе с тем эмоциональные реакции педагога предшествуют его рациональным реакциям, что ещё раз подчёркивает большую важность развитости эмоциональной сферы педагога наравне с интеллектуальной сферой. К примеру, в современном образовательном процессе возникают такие ситуации, которые требуют от педагога осуществление психологической поддержки учащихся: при вовлечении учащихся в травлю или буллинг со стороны сверстников, при неблагоприятном эмоциональном климате в семье или появлении негативных эмоций на фоне снижения общей успеваемости ребенка.

В настоящий момент отечественные и зарубежные исследователи занимаются поиском эффективных методик развития эмоционального интеллекта преподавателей, способствующего снижению нервной напряжённости учителей и подростков. Учёные, придерживающиеся диспозиционного подхода, основывают методы развития эмоционального интеллекта педагога на идее необходимости формирования коммуникативных навыков и уверенности в собственном профессионализме, а также развитии терпимого отношения к участникам образовательного процесса.

Сторонники темпорального подхода акцентируют внимание на необходимости развития способности своевременного эмоционального отклика учителя на педагогические ситуации и организации психологического сопровождения детей при прохождении возрастных кризисов или тяжёлых жизненных ситуаций.

Основное положение контекстуального подхода гласит – учителям необходимо придерживаться ценностей уважительного отношения к каждому человеку вне зависимости от его интеллектуальных особенностей и самим являться примером такого отношения к учащимся.

Таким образом, эмоциональный интеллект как содержательно-специфический аспект эффективности педагога определяет его способность к следующему:

  1. Самопрезентации в коллективе, способствующей выработке уважительного отношения учащихся как образцу для подражания в уважительном отношении к субъектам образовательного процесса.
  2. Выявлению и распознаванию эмоций ребёнка, основываясь на вербальной и невербальной информации (жестах, мимике, позе детей), и регуляции эмоциональной сферы ребёнка в целях обеспечения комфортного психологического климата в коллективе, необходимого для осуществления успешной учебной деятельности учащихся.
  3. Эмоциональной устойчивости в ситуациях эмоциональной нестабильности ребёнка для организации своевременной психологической поддержки учащегося и помощи при решении его проблемы.

Приведённые выше факты и рассуждения автора позволяют сделать вывод о чрезвычайной важности наличия развитого эмоционального интеллекта у педагога, что является эффективным механизмом адаптации учителя, позволяющего своевременно реагировать на сложившиеся педагогические ситуации и стимулировать успешную учебную деятельность учащихся.

Литература:

  1. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности. // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки. 2011. № 5. С. 171-177.
  2. Бoчавeр А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. / А.А. Бoчавeр К.Д. Хлoмoв // Психология. 2013. № 3. С. 149-159.
  3. Галло Э., Герзон М.: Кетс де Врис М. Общение с трудными людьми : эмоциональный интеллект. / перевод с английского Марии Чомахидзе-Дорониной. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер : Harvard business review press, 2021. 149 с.
  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. [пер. с англ. А. П. Исаевой]. Москва: АСТ: Астрель, cop. 2011. 478 с.
  5. Сергиенко Е.А. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект». / Е.А. Сергеенко, И.И. Ветрова. М.: Смысл, 2017. 139 с.
  6. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Иркутск, 2010. 160 с.
  7. Хлевная Е. Ежедневник. Развитие эмоционального интеллекта. / Е. Хлевная, Т. Киселева. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 464 с.

Emotional intelligence of the teacher as a content-specific aspect of effectiveness

Vishnevskii V.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation: The article is devoted to an academic review of the phenomenon of «emotional intelligence» of a teacher, the history of popularization of this term and phenomenon in scientific psychological and pedagogical discourse, and the importance of the emotional intelligence of a teacher as a content-specific aspect of its effectiveness. Emotional intelligence of the teacher is considered by the author as a mechanism of adaptation and an acceptable way to reduce aggression and nervous tension of the teacher. The study analytically examines two models of emotional intelligence and their constituent social competencies. Moreover, the paper highlights the approaches to the development of the teacher's emotional intelligence and ways to reduce the level of aggression in the implementation of professional activities. The author comes to the conclusion about the necessity of developing the teacher's emotional intelligence to increase the effectiveness of pedagogical communication as well as to eliminate personal conflict situations that arise in the educational team.

Keywords: emotional intelligence of a teacher, models of emotional intelligence, psychological support of students, psychological climate, communication, emotional response.

Literature:

  1. Aleksandrova N.P. Emotional intelligence as a factor of self-regulation of pedagogical activity. // Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Philosophical, Social. and Natural Sciences. 2011. № 5. Page: 171-177.
  2. Bochaver A.A. Bullying as an object of research and a cultural phenomenon. / A.A. Bochaver, K.D. Khlomov // Psychology. 2013. № 3. Page: 149- 159.
  3. Gallo E., Gerzon M., Kets de Vries M. Communication with Difficult People: Emotional Intelligence. / Translation from English Maria Chomakhidze-Doronina. 2nd ed. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber: Harvard business review press, 2021. 149 pages.
  4. Goleman D. Emotional Intelligence. / Daniel Goleman; [translated from English by A.P. Isaeva]. Moscow: AST: Astril, cop. 2011. 478 pages.
  5. Sergienko E.A. Russian-language adaptation of the test by J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso «Emotional Intelligence». / E.A. Sergeenko, I.I. Vetrova. Moscow: Sysl, 2017. 139 pages.
  6. Solodkova T.I. Emotional intelligence as a personal resource for overcoming burnout syndrome and its development in teachers: abstract of the dissertation ... D. in Psychology. Irkutsk, 2010. 160 pages.
  7. Khlevnaya E. Ejednevnik. Development of emotional intelligence. / E. Khlevnaya, T. Kiseleva. St. Petersburg: Peter, 2016. 464 pages.