Аннотация. В статье рассмотрена комплексная психолого-педагогическая технология сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста на базе общеобразовательной школы, приведены результаты исследования по данной проблематике, даны методические рекомендации по организации взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ведется в рамках психолого-педагогического сопровождения, под которым понимается специально организуемая профессиональная деятельность по взаимодействию с ребенком в образовательной и воспитательной школьной среде и направленная на создание социально-психологических условий, благоприятных для повышения успешности ребенка, его воспитания, социализации, а также его развития [6, с. 36].

Для ребенка с ОВЗ особенно важно организовать психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации комплексного и инклюзивного образования. Одним из способов организации такого сопровождения психолого-педагогического характера является индивидуальное наставничество, тьюторство, сопровождение. Цель такого сопровождения – оказание помощи в социализации, адаптации к внешнему миру, поддержка в приобретении и реализации права на образование и профессиональную подготовку, в целях поддержки развития личности ребенка, реализации его потенциала и творческих способностей.

Сопровождение имеет свой объект и предмет, субъекты и компоненты, задачи и направления, принципы и уровни. Для каждой категории детей определятся временная продолжительность сопровождения, в зависимости от потребности и состояния субъекта. Участие ребенка в этом процессе должно осуществляться через всестороннюю поддержку различных специалистов, работающих в системе образования – психологов, педагогов-дефектологов, тьюторов и классных руководителей [4].

Целью исследования было изучение практик взаимодействия специалистов, оказывающих индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.

Реализация поставленной нами цели тесно связана с обеспечением процесса сбора эмпирических данных, методом глубинного (структурированного) интервью. Такой вид интервью предполагает исследовательское общение в виде беседы, проведение которого контролируется интервьюером. Интервью проводилось в устной форме, а также с применением дистанционных технологий с последующим протоколированием полученных результатов [1].

Содержательно гайд интервью состоял из трех блоков вопросов:

Первый блок вопросов направлен на выявление основных параметров деятельности специалистов сопровождения. К этим параметрам относятся: должность, стаж работы, функциональные обязанности, частота и форма взаимодействия, цели и внутренняя мотивация к взаимодействию с другими специалистами.

Второй блок вопросов нацелен на выявление типичных трудностей во взаимодействии между специалистами, их причин и способов решения.

Третий блок вопросов предполагал получение информации о перспективах, планах развития, необходимых изменениях.

Респонденты были выбраны из числа специалистов психолого-педагогического сопровождения, которые наиболее тесно взаимодействуют с ребенком в школе. В глубинном (структурированном) интервью приняли участие 4 группы специалистов: классные руководители, тьюторы, логопед и дефектолог, психологи.

Все специалисты, принявшие участие в исследовании, имеют разный опыт работы (от 1 года до 15 лет), а также выполняют различные функциональные обязанности:

  1. логопедические занятия с детьми с ОВЗ;
  2. обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологических и физиологических особенностей;
  3. проведение диагностики воспитанников и обучающихся;
  4. сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе;
  5. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности;
  6. ведение документации, разработка индивидуальных программ занятий и консультаций;
  7. консультации родителей и педагогов;
  8. информационно-просветительская работа (вебинары для родителей будущих первоклассников, мастер-классы и пр.).

В вопросе частотности и затраченного на взаимодействие времени в неделю мнения специалистов психолого-педагогического сопровождения разошлись в каждой группе опрошенных. Тьюторы и психологи взаимодействуют по запросу или по необходимости. В каждой группе встречаются разные ответы: тьютор и логопед могут взаимодействовать каждый день от 30 минут до 2 часов, а психолог и дефектолог могут взаимодействовать от 1 до 2 часов в неделю. Классные руководители взаимодействуют от нескольких часов ежедневно до 2 часов в неделю. (см. таблицу 1)

Таблица 1. Частотность и время взаимодействия с другими специалистами

Тьюторы Психологи Логопед – дефектолог Классные руководители

по необходимости или каждый день около 1 часа

- по запросу
- 1-2 раза в неделю по 1 часу

- часто, от нескольких часов в неделю
- каждый день от 30 минут и более

- около 2 часов в неделю
- почти ежедневное взаимодействие по несколько часов

Специалисты взаимодействуют между собой в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ по различным вопросам, и их спектр достаточно широк.

Обобщенный перечень целей и тем, по которым взаимодействуют специалисты:

  1. индивидуальный маршрут и его корректировка;
  2. проведение коррекционных занятий, составление расписания индивидуальных занятий;
  3. преодоление трудностей во взаимодействии с одноклассниками и адаптации, а также причины отклоняющегося поведения;
  4. сведения о детях, учет психофизических особенностей и потребностей;
  5. консультации по взаимодействию с воспитанниками и обучающимися;
  6. выяснение причин неуспеваемости и повышение результативности учащегося;
  7. диагностика ребенка по просьбе родителя или консилиума образовательной организации.

Специалисты сопровождения всех 4 групп единогласно считают, что чаще всего они взаимодействуют в очной форме, так они выделили внутришкольные консилиумы (схожи с планерками и совещаниями) и личные беседы, дистанционно взаимодействовать приходиться реже в WhatsApp или в Zoom. Результаты представлены в облаке ключевых слов (см. рисунок 1).

Рис. 1. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «В каких формах происходит взаимодействие со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»

На вопрос «Что побуждает Вас к взаимодействию со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья?» специалисты всех групп приводили разные ответы, но из ответов можно заметить, что всем группам специалистов не хватает узкопрофильных компетенций по взаимодействию с ребенком, поэтому они стремятся к обращению к коллегам для обмена информацией об обучающихся.

Классные руководители обращаются к другим специалистам-коллегам за помощью, чтобы понять причины неуспеваемости обучающегося. Психологи же обращаются к классным руководителям за советом, как лучше наладить и получить обратную связь от родителей детей. Результаты представлены в виде таблицы 5.

Очень важно иметь полную характеристику обучающегося от разных специалистов сопровождения, чтобы оказать обучающемуся разностороннюю комплексную помощь (см. таблицу 2).

Таблица 2. «Что побуждает Вас к взаимодействию со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?» 

Тьюторы Психологи Логопед-дефектолог Классные руководители
- психическое состояние ребенка - получение информации о ребенке - особенности обучающихся - взаимодействие с детьми (особенности)
- личная мотивация - профессиональное развитие по узкопрофильным вопросам - как взаимодействовать с ребенком?  - специальные упражнения и приемы работы
  - взаимодействие с родителями (обратная связь)   - причины неуспеваемости детей

Следующий блок вопросов заключался в анализе трудностей во взаимодействии и их причин.

Логопед и классные руководители утверждают, что никаких трудностей во взаимодействии с другими специалистами сопровождения не имеют. Возможно, это связано с тем, что логопеды и классные руководители – это одни из самых «многоговорящих» профессий, что позволяет им легко взаимодействовать с окружающими.

Тьюторы и один из психологов сошлись во мнении, что испытывают неприязнь к определенным коллегам. Второй психолог и дефектолог высказали мнение, что трудность заключается либо в несерьезном отношении специалиста к работе, либо в отсутствии понимания между старшим и младшим поколениями коллег (см. таблицу 3 и рисунок 2).

Таблица 3. Трудности во взаимодействии со специалистами сопровождения

Тьюторы Психологи Логопед – дефектолог Классные руководители
- межличностные (неприязнь) - личная неприязнь
- несерьезное отношение специалиста к работе
- нет трудностей
- понимание между поколениями
- нет трудностей

Рис. 2. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «Какие трудности Вы испытываете во взаимодействии со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»

Большая часть специалистов, а именно тьюторы, классные руководители, логопед и дефектолог обозначили в качестве причины возникновения трудностей во взаимодействии с другими специалистами психолого-педагогического сопровождения большую загруженность основными обязанностями, а психологи отметили эмоциональное выгорание специалистов (см. таблицу 4 и рисунок 3).

Таблица 4. Причины возникновения трудностей во взаимодействии со специалистами психолого-педагогического сопровождения

Тьюторы Психологи Логопед – дефектолог Классные руководители
- сложно найти время - выгорание специалистов - большая загруженность специалистов - загруженность специалистов

 Рис. 3. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «По каким причинам Вы испытываете трудности во взаимодействии со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»

В вопросе «Нужно ли учитывать мнения специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья при организации и реализации учебного процесса в школе?» специалисты всех 4 групп абсолютно солидарны, что учитывать не просто нужно, а действительно необходимо и важно, аргументируя это тем, что:

  • нужно учитывать психическое состояние ребенка для организации коррекционной работы;
  • специалисты знают, как правильно и эффективно взаимодействовать с ребенком, т.е. специалист может подсказать другому специалисту индивидуальный подход к ребенку и дать рекомендации по работе для усвоения материала;
  • для ребенка очень важно, чтобы все специалисты сопровождения работали вместе и слажено (обеспечение комплексного подхода) (см. рисунок 4).

 

Рис. 4. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «Нужно ли учитывать мнения специалистов при организации и реализации учебного процесса в школе?»

Специалисты в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья высказали различные точки зрения, что необходимо для более результативного взаимодействия (см. таблицу 5).

Таблица 5. Что необходимо, чтобы взаимодействие было более результативным

Тьюторы

Психологи

Логопед – дефектолог

Классные руководители

- чаще встречаться с другими специалистами

- знания, новые идеи и креатив

- постановка актуальных вопросов и задач перед специалистом
- выполнение рекомендаций

- посильная нагрузка для специалистов
- частое и активное взаимодействие

- консилиумы 1 раз в неделю по определенным детям

- наличие необходимых компетенций
- прислушиваться друг к другу и обсуждать

Тьюторы и классные руководители отметили, что необходимо часто встречаться и активно взаимодействовать с другими специалистами. Психолог и логопед предложили решение данной проблемы – регулярные консилиумы со всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения для обсуждения трудностей отдельных обучающихся (обычно консилиумы проходят по реализации сопровождения в целом), а также постановка актуальных вопросов и задач перед специалистом.

Классные руководители сошлись во мнении внутри группы, что необходимо сбалансировать нагрузку специалистов, чтобы избежать высокой загруженности.

Психолог считает, что коллегам по службе сопровождения не хватает компетенций и новых креативных идей. С этой точкой зрения согласился дефектолог, а еще по мнению данного специалиста необходимо, чтобы коллеги прислушивались друг к другу и не боялись обсуждать услышанное, что в свою очередь перекликается с мнением логопеда о необходимости выполнения рекомендаций другими специалистами и родителями.

В вопросе необходимости развития компетенций в области взаимодействия между специалистами психолого-педагогического сопровождения мнения разделились, но большинство считает, что развитие компетенций и саморазвитие необходимо. Результат представлен в облаке ключевых слов (см. рисунок 5).

Рис. 5. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «Требуется ли Вам развитие компетенций в области взаимодействия со специалистами сопровождения?»

Один из тьюторов считает, что уже обладает всеми необходимыми компетенциями, а у логопеда не хватает времени на повышение квалификации и саморазвитие, в связи с большой загруженностью.

Дефектолог, психологи, классные руководители и один из тьюторов сошлись во мнении, что не только профессия требует саморазвития, но и всегда интересно учиться чему-то новому и развиваться, а также очень важно общаться со специалистами сопровождения «на одном языке».

Один из психологов предложил организовать в своей образовательной организации тренинг на сплочение коллектива психолого-педагогического сопровождения (см. таблица 6)

Таблица 6. Необходимость развития компетенций в области взаимодействия между специалистами психолого-педагогического сопровождения

Тьюторы Психологи Логопед – дефектолог Классные руководители
- нет, все знания есть - да, необходимо развитие компетенций
- лучше тренинг на сплочение коллектива
- нет, не хватает на это времени - да, всегда есть к чему стремиться и постоянно развиваться
- возможно, хотелось бы общаться со специалистами «на одном языке»
- да, профессия требует саморазвития - да, интересно научиться более эффективно взаимодействовать с людьми

По итогам проведенного анализа результатов исследования можно сделать вывод о том, что между специалистами психолого-педагогического сопровождения происходит взаимодействие, но недостаточно результативное, из-за недопонимания между поколениями, а также несерьезного отношения специалистов к работе и эмоциональным выгоранием, в связи с большой загруженностью.

По мнению респондентов взаимодействие между специалистами должно проходить очно, также они сходятся во мнении, что ребенок с ОВЗ должен получать комплексную помощь, организованную слаженной работой службой сопровождения.

В качестве преодоления этих трудностей респонденты предложили проводить регулярные консилиумы – 1-2 раза в неделю по определенным обучающимся, балансировку нагрузки для специалистов, согласовывать работу и внимательно относиться к рекомендациям друг друга.

Респонденты также говорили о необходимости развития компетенций в области взаимодействия между специалистами психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста.

Многочисленные исследования показывают, что обучающиеся с ОВЗ должны получать комплексную помощь, организованную слаженной работой службой коллектива специалистов психолого-педагогического сопровождения, а именно логопедов, психологов, тьюторов, дефектологов и педагогов (классных руководителей).

Организация такой поддержки возможна при использовании технологии, предполагающей взаимодействия всех специалистов как субъектов психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации. Вовлечение логопедов, психологов, тьюторов, дефектологов в учебно-воспитательный процесс делает коррекционную работу результативной. При коррекции нарушений у детей с ОВЗ необходимо идти путем создания личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения на основе инклюзивного образования и при условии, что все специалисты являются равноправными субъектами этого взаимодействия.

На практике с этим возникают проблемы и решением может стать балансировка нагрузки специалистов, за счет уточнения их функциональных обязанностей.

Нами были проанализированы функциональные обязанности, взятые из должностных инструкций сотрудников образовательных организаций. Замечено, что специалисты осуществляют свою деятельность, исходя из должностных инструкций сотрудников образовательных организаций, но не как равных субъектов психолого-педагогического сопровождения.

Целесообразно в должностных инструкциях разделить функциональные обязанности сотрудника образовательной организации и функциональные обязанности специалиста психолого-педагогического сопровождения.

В распоряжении Министерства Просвещения РФ об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) образовательной организации от 09.09.2019 г. указываются общие положения, организация и режим деятельности ППК, проведение обследований и содержание рекомендаций ППК по организации психолого-педагогического сопровождения. В данном документе не отражены функциональные обязанности специалистов, входящих в состав ППК.

Необходимо также уточнить деятельность и технологию взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения, входящих в состав ППК образовательной организации.

Процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ – сложное и многоуровневое пространство, складывающееся из целого множества образовательных пространств и определяющих их специфику внешних и внутренних факторов. Такое пространство является, с одной стороны, уникальной образовательной средой с характерными особенностями, продиктованными индивидуально-педагогическими и другими причинами, а с другой - содержит в себе типичные черты и встает в один ряд с аналогичными пространствами психолого-педагогического сопровождения в других школах.

Опишем модель реализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ. Она, по нашему мнению, должна представлять собой комплексную систему, целью которой является организация психолого-педагогической деятельности образовательного учреждения с применением диагностической, коррекционно-развивающей и профилактической концепций для обеспечения нормализации интеллектуального и психического развития обучающихся.

Модель показывает профессиональную взаимосвязь всех специалистов, а также педагогических работников для наиболее результативного сопровождения ребенка с ОВЗ (см. рисунок 6)

Педагоги, тьютор, логопед-дефектолог, психолог и другие школьные специалисты тесно сотрудничают. Они стремятся к единому подходу и стилю работы в вопросах воспитания и развития каждого ребенка [7]

Рис. 6 - Модель взаимодействия специалистов и педагога в школе

Чтобы обеспечить такое единство и равенство в работе всех специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации должна быть четко организована деятельность ППК, а именно регулярные консилиумы 1–2 раза в неделю по определенным обучающимся.

Психолого-педагогические консилиумы подразумевают определенные формы работы:

  1. индивидуальная и групповая диагностика и коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ;
  2. консультации с целью просвещения и профилактики родителей и педагогов;
  3. подготовка к заседаниям школьного ППК и непосредственное принятие участия в них.

Организация работы специалистов включает в себя несколько этапов. (см. таблицу 7).

Таблица 7. Этапы и содержание работы специалистов психолого-педагогического консилиума

Этап Содержание этапа
1. Этап диагностики и консультации 1) Изучение анамнеза обучающегося
2) Консультации и встречи со специалистами и родителями
3) Наблюдение и диагностика обучающегося с целью определения уровня развития.
Дефектолог поводит диагностику учебной и познавательной деятельности, логопед обследует обучающегося для выявления у него речевых патологий. Психолог изучает сформированность познавательных компетенций и эмоционально-личностное развитие обучающегося.
4) Заполнение специалистами протоколов первичного обследования на каждого обучающегося
2. Организационно-методический этап 1) Проведение консилиума.
В его состав входят: председатель консилиума (зам. директора по учебно-воспитательной работе), психолог, дефектолог, логопед, психолог, классный руководитель и тьютор (если есть), социальный педагог.
Каждый специалист предоставляет данные по итогам обследований уровня развития обучающегося, все это обобщается.
2) По итогам консилиума с учетом принятых решений заполняется карта динамического развития на каждого обучающегося отдельно (анамнез, выписки из протоколов с указанием  рекомендаций, планирование содержания коррекционных занятий, адаптированная индивидуальная программа занятий со специалистами)
3. Коррекционно-развивающий этап Данный этап подразумевает коррекционную работу со специалистами психолого-педагогического сопровождения по намеченному плану на индивидуальных и групповых занятиях
4. Контрольный этап 1) Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума
2) Обсуждение динамики и результатов работы
3) Внесение изменений в индивидуальные программы обучающихся
Далее занятия со специалистами проходят с учетом внесенных изменений и по согласованию с родителями
5. Итоговый этап 1) Проведение итогового консилиума по окончанию учебного года, на котором обсуждаются результаты коррекционной работы и планируется работа на следующий год
2) Оформление документации (протокола заседания консилиума)

Для преодоления трудностей сплочения коллектива необходимо формировать потребность в единении и сотрудничестве с коллегами для реализации целей психолого-педагогического сопровождения. В этом может помочь совместная деятельность: разработка новых образовательных технологий, обучение друг друга новейшим методикам, проведение на базе образовательных организаций обучающих семинаров и тренингов командообразования, публикации статей и методических разработок.

Для обеспечения взаимодействия в работе всех учителей и специалистов сопровождения школы можно предложить формы коллективного взаимодействия специалистов: открытые занятия (открытый показ), дискуссии с применением метода мозгового штурма и круглые столы, семинары-практикумы, супервизорство (совместная работа молодых специалистов с более опытными).

Необходимо развивать профессиональные компетенции в формах, предусматривающих совместное обучение специалистов психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья [2], [3].

В сплоченном коллективе специалистов плодотворно и совместно решаются поставленные задачи, прослеживается целостность и единство, а также структурированность и четкое распределение обязанностей, согласованность, активность и самоуправление. Таким образом, результативность профессиональной деятельности специалистов зависит от уровня педагогической культуры в коллективе, характера отношений, понимания ответственности и степени организованности для сотрудничества.

Главным результатом совместной деятельности педагогов, психологов, тьюторов, дефектологов, логопедов, основанной на интеграции в структуре начального образования, можно считать создание образовательной среды, позволяющей младшему школьнику с ОВЗ успешно адаптироваться к жизни в обществе, отражающей общегуманистические ценности.

Литература:

  1. Акопян Г.А., Весманов С.В., Весманов Д.С. Организационная диагностика в сфере образования. М.: Саратовский источник, 2022. 53 с.
  2. Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Глаголы и дополнения как модель описания содержания метапредметных компетенций единицы в ожиданиях и представлениях участников рынка труда. // Обучение иностранным языкам. 2021. Т. 48. № 1. С. 32-42.
  3. Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Метапредметные компетенции в ожиданиях участников рынка труда. // Психологическая наука и образование. М.: 2020. Том 25. № 6. С. 104-112.
  4. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»). // Под ред. Приходько О.Г. и др. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. 102 с.
  5. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. С. 1-8.
  6. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2009. С. 36–46.
  7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие. // Под общ. ред. Алехиной С.В., Семаго М.М. М.: МГППУ, 2012. 156 с.

About technology of psychological and pedagogical support of primary school children with disabilities

Khmura D.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Vesmanov D.S.,
head of School of project management and educational entrepreneurship, Law and management institute of the Moscow City University, Moscow

Аnnotation. The article considers the complex psychological and pedagogical technology of accompanying children with disabilities of primary school age on the basis of a comprehensive school, presents the results of research on this issue, gives methodological recommendations on the organization of interaction of specialists in psychological and pedagogical support of children with disabilities

Keywords: psychological and pedagogical support, children with disabilities

Literature:

  1. A. Hakobyan, S.V. Vesmanov, D.S. Vesmanov. Organizational diagnostics in the field of education. Moscow: Saratov source, 2022. 53 pages.
  2. Vesmanov S.V., Zhadko N.V., Vesmanov D.S., Hakobyan G.A. Glagols and additions as a model for describing the content of metapremetal competencies of a unit in the expectations and representations of labor market participants. // Training in foreign languages. 2021. T. 48. № 1. Page: 32-42.
  3. Vesmanov S.V., Zhadko N.V., Vesmanov D.S., Hakobyan G.A. Metapredmet competencies in the expectations of labor market participants. // Psychological science and education. Moscow: 2020. Volume 25. № 6. Page: 104-112.
  4. Activities of support specialists when including students with disabilities and children with disabilities in the educational space: methodological materials for support specialists: speech therapy teachers, defectologists, psychologists, tutors and social teachers of educational organizations (series: «Inclusive education of children with disabilities, children with disabilities in general educational organizations»). // Ed. O.G. Prikhodko, etc. Moscow: GBEI HPE MGPU, 2014. 102 pages.
  5. Dolgova V.I., Kryzhanovskaya N.V., Nepomnyashchaya N.A. Actual problems of psychological and pedagogical support of the person .//Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. T. 44. Page: 1-8.
  6. Kazakova E.I. System of comprehensive child support: from concept to practice. // Psychological and pedagogical medical and social support of child development. St. Petersburg, 2009. Page: 36-46.
  7. Creation and approbation of a model of psychological and pedagogical support for inclusive practice: Methodological manual. // Under the general editor. Alekhina S.V., Semago M.M.: MGPPU, 2012. 156 pages.