Соавторы: Розен Ирина Михайловна, бакалавр 4 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Научный руководитель: Ганичева Алла Николаевна, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 613.88

Аннотация. статья имеет цель обратить внимание на проблемы, связанные с низким качеством полового воспитания в России. Авторами приводятся опыт зарубежных стран, практикующих секспросвет в своих системах образования, результаты опроса молодых людей, предложения о вводе уроков полового воспитания в рамках освоения основного общего образования.

Ключевые слова: подростки, половое воспитание, обучение.

Жизнь подростка очень разнообразна и насыщена. Она сопровождается многочисленными переживаниями, вопросами и поиском ответов на них. Есть сложности, с которыми им, безусловно, необходимо справляться самостоятельно. Но есть вопросы, с которыми не стоит оставлять подростка один на один, так как ответы на них должны быть четкими, корректными и правдивыми. Как контролировать свое здоровье? Как понимать и правильно воспринимать свое тело? Что с ним происходит? Как его защищать? Как ему помогать? Как поддерживать свою безопасность? К сожалению, сегодня мы можем наблюдать за почти тотальной безграмотностью в теме полового воспитания, а также «нежелательностью», «опасением» этого вопроса.

Эти самые опасения обычно подкреплены фразами «да зачем им об этом рассказывать, сами разберутся», «пусть дома все расскажут», «да чему их там учить? Они в интернете уже давно сами все прочитали». Но насколько правильно оставлять изучение такой важной темы о здоровье под пометкой «сами»? Дома с родителями этот вопрос зачастую либо не обсуждается совсем, либо разговор «об этом» становится неловким испытанием для всех участников. А в интернете, как известно, огромный, неконтролируемый поток информации, которая может оказаться недостаточно достоверной. Но даже если подростку повезет с надежным источником в сети, насколько правильно он воспримет полученную информацию?

Вопросы сексуального просвещения рассматриваются в работах многих учёных. Шульгина Е.В. в статье «Сексуальное образование и возраст сексуального просвещения в западной социологии» изучала опыт введения уроков по половому воспитанию в школьную программу в странах Европы и Америки, особенности проведения этих уроков и возраст обучающихся, в котором они начинают получать информацию по сексуальной тематике [8]. Ларичева Е.Г. и Мещеряков В.В. занимались оценкой результативности инновационного проекта «Школа репродуктивного проекта для юношей». Они считают, что данная образовательная программа «обеспечила высокую результативность проводимых мероприятий в формировании здоровьесберегающего поведения в области репродуктивного здоровья» [3]. Никонова Т.В. внесла весомый вклад в развитие отечественного полового воспитания, ведя свой блог Nikonova.online [1], в котором она освещала множество тем: сексуальная ориентация, домогательства в школах и ВУЗах России, сексуальный этикет, роды и многое другое.

Половое воспитание затрагивает ряд важных вопросов, касающихся непосредственно здоровья человека. Однако, многие родители убеждены, что подобные уроки только развивают интерес школьников к тому, чтобы раньше начать половую жизнь. Так, например, выразился бывший детский омбудсмен Павел Астахов: «Я – противник любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена в первую очередь с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребёнка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребёнка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации». Но это суждение может быть весьма ошибочным, по нашему мнению. И для иллюстрации обратимся к опыту отдельных стран.

В Швеции идея о введении полового воспитания появилась в 1930 году среди малообеспеченных и многодетных семей. Это было вызвано необходимостью проинформировать родителей о возможных способах контрацепции, так как у них было недостаточно знаний в этой области, в связи с чем у них возникали проблемы обеспечения семьи, которая становилась всё больше и больше. Позднее, в 1956 году власти пришли к выводу, что половое воспитание необходимо для всего населения Швеции, и ввели обязательные уроки полового воспитания в школы страны. Далее уроки полового воспитания появились во Франции и Германии, и, в конечном итоге, это стало нормой для стран Европы [4].

В Германии уроки полового воспитания являются обязательными и начинаются они тогда, когда дети начинают активно задавать вопросы о том, как они появились на свет, то есть в 9-11 лет. На занятиях дети узнают о различиях между мальчиками и девочками, почему и для чего нужны эти различия. Детям также рассказывают о том, что такое пол и гендер, о родах и беременности. На уроках особенно выделяют тему о предупреждении сексуального насилия и развивают у детей умение говорить «нет». Когда дети становятся старше, их начинают просвещать о сексуальности, контрацепции и ЗППП. В отличие от общеобразовательных уроков, курс по половому воспитанию мальчики и девочки слушают отдельно друг от друга, а в случае необходимости задать вопрос, они пишут его на листочке и кидают в специальный ящик [4],[6].

В школах Франции на занятиях по половому просвещению детям рассказывают не только об опасности ранних беременностей, ЗППП, и контрацепции. Основной уклон французы делают на борьбу с сексизмом, сексуальным насилием. Особое внимание они уделяют домогательствам, отстаиванию своих личных границ и уважению чужих. Им подробно объясняют сексуальный этикет и правила поведения. Особенность уроков полового воспитания во Франции заключается в использовании 3D моделей половых органов человека, что помогает школьникам не только узнать об особенностях человеческого тела, но и избавиться от комплексов по поводу своих «недостатков» [6].

Нидерланды отличаются тем, что первые занятия по половому воспитанию начинаются у детей с 4 лет. Именно в этой стране начали снимать обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста, и они ввели их в курс биологии. На занятиях дети узнают об особенностях своего тела и о личной гигиене. Стоит отметить, что Нидерланды считаются страной с самым низким уровнем беременностей и наличия ЗППП у подростков [6].

Статистика помогает увидеть, что введение полового воспитания помогает сократить количество нежелательных беременностей, абортов и распространение ЗППП среди несовершеннолетних. Так, в 2019 году в Германии было зарегистрировано 6 подростковых беременностей на 1000 девушек, во Франции 7, а в Нидерландах всего 2. Тем не менее, последние данные в Российской Федерации были зафиксированы в 2013 году и они являются неутешительными: 27 подростковых беременностей на 1000 девушек [5]. Это говорит о том, что уроки по половому воспитанию не проходят мимо обучающихся. Они действительно влияют на жизнь подростков и помогают им не совершать ошибок, о которых они потом могут пожалеть.

Возникает вопрос, почему же при таких положительных результатах зарубежных стран, мы не имеем уроков полового воспитания в нашей стране? На самом деле, половое воспитание в России имеет богатейший опыт, который в своей основе связан с подготовкой школьников к семейной жизни в здоровье сберегающем ключе. Проблемы сексуального воспитания исследовались в конце XIX – начале XX веков в качестве психолого-педагогических задач В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и другими. Исследовательские работы 20-30-х годов были направлены на создание осознанного сексуального поведения и были связаны с областями с областями учебно-воспитательных работ. Половое воспитание изучалось в рамках педологии, однако после того, как ее признали лженаукой, эта деятельность поникла.

Уже в 1991 году в России пытались ввести уроки по половому просвещению в школы. Тогда около 60% населения поддержало решение властей. На создание программы выделили большие деньги, но из-за большого количества противников нововведения её резко заморозили и остановили процесс её создания [6].

В последующие годы к вопросу о создании и внедрении программы по сексуальному образованию вернулись только в 2014 году. Это связано с тем, что Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, которая как раз предусматривает уроки полового просвещения как обязательный предмет в школах страны. К сожалению, эта идея так и осталась идеей, так как, по мнению Павла Астахова, уполномоченного по правам ребёнка в те годы, эта идея противоречит нормам морали, нравственности и традициям России, поэтому в этой стране никогда не будут уместны уроки полового воспитания [6].

В 2014 году профессор и ученый Российского научного сексологического общества Евгений Кащенко говорил о том, что общество нашей страны ещё не готово к введению таких уроков в основную образовательную программу, и указал на то, что нужно делать упор на просвещение родителей по этому вопросу, которые будут проводить беседы с детьми дома [6]. Он также ссылается на закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в силу в 2012 году. Данный закон запрещает какие-либо изображения и описания действий сексуального характера детям до 16 лет. Это сильно препятствует педагогам в школах рассказывать детям об особенностях их тела и об отношениях между партнёрами.

Государство по-прежнему оставляет данную тему на ответственности родителей, которые, в свою очередь, в силу отсутствия необходимых знаний в области сексуального образования, откладывают беседу с ребёнком до последнего или вовсе ни о чём с ним не говорят, полагаясь на Интернет и «сарафанное радио». В итоге дети сами находят информацию и, вследствие чего, причиняют вред своему здоровью.

Однако, очень радует тот факт, что в школах нашей страны всё же проводят уроки полового воспитания. Но, как правило, это либо разовая акция, либо занятие проводится раз в год-два, и появляется вопрос «насколько они продуктивны и полезны?». Так сложилось, что темы, рассматриваемые в рамках полового воспитания, вызывают у обучающихся разные эмоции: стеснение, неловкость, порой даже раздражение. Школьники просто-напросто за одно занятие не успевают привыкнуть и адаптироваться к тому, чтоб спокойно воспринимать информацию и вести активную коммуникацию для лучшего усвоения материала.

Как устроена половая система? Какие существуют методы контрацепции? Что такое менструальный цикл, и какие у него нормы? Как помочь себе во время менструации? Какие средства гигиены безопасны и экологичны, а какие могут быть опасными для здоровья? Как уберечь себя от распространяющихся заболеваний, и как их опознать? Это только часть вопросов полового воспитания, на которые нужно дать четкие ответы подросткам, чтобы подготовить их ко взрослой жизни. И часового урока раз в год для этого явно недостаточно.

Для того, чтобы понять, насколько половое воспитание доступно дома и в школе, какими знаниями владеет молодежь, а каких не хватает, нами было проведено небольшое исследование на основании опроса в онлайн-формате (см. рисунок 1). В нем поучаствовали молодые люди в возрасте от 13 до 45 лет в количестве 102 человек (большинство ответов было дано девушками 57,8% и 42,2% юношами 21 года) преимущественно из Москвы и Московской области, но также были опрашиваемые из других городов России.

Рис.1 Возраст участников опроса

Рис.1 Возраст участников опроса

80% опрошенных указали, что домашнего полового воспитания у них не было.

А у 54% этого разговора не было и в школе (см. рисунок 2). Но среди тех, у кого эти уроки и лекции всё же были поделились, как они проходили.

Рис. 2 Ответы опрошенных

Рис. 2 Ответы опрошенных

Почти больше половины указали, что уроки проходили сумбурно, неинформативно, собиралось в аудитории несколько классов, было шумно и некомфортно (см. рисунок 3). Однако, были и положительные отзывы, в которых говорилось о комфортном, доступном уроке, где школьникам даже делали небольшие подарки в виде средств гигиены, что, конечно, не могло не обрадовать. Ниже представлены некоторые ответы опрошенных (см. рисунок 4-5).

Рис. 3 Ответы респондентов: как проходили уроки полового воспитания

Рис. 3 Ответы респондентов: как проходили уроки полового воспитания

ис. 4 Ответы респондентов об их половом воспитании

Рис. 4 Ответы респондентов об их половом воспитании

Рис. 5 Ответы респондентов об их половом воспитании

Рис. 5 Ответы респондентов об их половом воспитании

Ответы молодых людей говорят нам о том, что мы остро нуждаемся в целых комплексных образовательных программах для обучающихся школьников, которые должны получать половое воспитание в рамках освоения основного общего образования. Также чувствуется необходимость в консультационных уроках, мастер-классах, собраниях для родителей, которые касались бы элементарных вопросов, как комфортно вести беседу с детьми, какие вопросы обязательно должны быть освещены, обговорены, какие могут быть правила, как установить безопасные, комфортные, доверительные отношения и условия для подростка. Также возвращаясь к результатам опроса, молодые люди выделили ряд тем, в которых им не хватает знаний. Среди них: информация об инфекциях, передающихся половым путём, психологических аспектах полового акта, токсичных отношениях, безопасных методах контрацепции, средствах гигиены, фирмах, продуктах, кому можно доверять, а кому нет, как выбрать врача, как должен проходить прием у него (см. рисунок 6).

Рис. 6 Ответы респондентов о нужных им знаниях

Рис. 6 Ответы респондентов о нужных им знаниях

Современная школа действительно нуждается в решении поставленного вопроса об образовании подростков и родителей в темах полового воспитания. И решение это должно быть весьма деликатным: не многие родители и представители общественности готовы к тому, чтобы в школе говорили о сексе и вопросах, с ним связанных.

Можно предложить путь развития через пробные уроки для отдельных школ: ввести раз в неделю в течение одного учебного года занятия по программе, состоящей из пяти разделов: физиология (строение и особенности половых органов, влияние гормонов на человека), гигиена (безопасные средства гигиены, как должен проходить прием у гинеколога, андролога, прививки, которые стоит сделать до вступления в половую жизнь), методы контрацепции (методы и правила применения), венерические заболевания (виды, признаки, последствия и защита от заболеваний), психологические аспекты взаимоотношений. Самое важное в таких уроках – это уверенный в себе учитель, который интересно может вести занятие и без любого стеснения ответить на любой возникший вопрос от обучающегося (тут появляется вопрос о подготовке подобных кадров – может, это направление развития для нашего института).

Также необходимо обеспечить такую атмосферу в классе, которая настраивает участников образовательного процесса на конструктивный и ответственный разговор (возможно, стоит проводить раздельные уроки у юношей и девушек). Для наилучшего результата необходимо сделать акцент на осмысленности обучающихся, вовлекая их в беседу, обеспечить им понимание того, что то, что происходит с их телом в подростковом возрасте – это нормально, помогая тем самым принимать себя. Важно отслеживать результаты уроков: ввести анонимные анкетирования о том, на сколько полезны для них подобные занятия, какие знания оказались особенно важны, что хотелось бы узнать еще и освещать это дополнительно. Например, можно поставить в аудитории бокс, куда дети могут положить листочек со своим вопросом, мнением или пожеланием.

Таким образом, мы видим следующую картину: у молодых людей в России есть запрос на получение полового воспитания. Вопросов много, и на каждый ученику необходимо получить достоверные, актуальные, системные знания. Половое воспитание в своей сущности нацелено на осознанное и вдумчивое отношение к себе и окружающим, оно никак не может быть само по себе неким актом развращения, как думают некоторые противники секспросвета. Для сохранения физического и психологического здоровья, предупреждения и попытки предотвращения инфекций, передаваемых половым путем (далее – ИППП) и ранних беременностей, в конце концов – для ликвидации безграмотности мы остро нуждаемся не только в комплексных образовательных программах, которые должны быть внедрены в образовательный процесс, но и в специально подготовленных кадрах – педагогах, которые смогут открыто говорить с учениками о любой проблеме. Необходимо давать обучающимся качественную информацию в доступной форме в безопасной и комфортной среде, ведь эти знания необходимы им почти ежедневно и касаются их здоровья, личной жизни, осознанности и вдумчивости, благополучия и безопасности. Данная работа призывает обратить активное внимание на половое воспитание, перестать его игнорировать и делать вид, что проблем с ранней беременностью и ИППП не существует.

PS: Хотим выразить особую благодарность доценту департамента психологии, кандидату психологических наук Гавриловой Ольге Яковлевне и нашему научному руководителю, доценту департамента педагогики, кандидату педагогических наук Ганичевой Алле Николаевне за чуткое руководство, содействие в написании статьи и бесценный опыт, полученный нами в процессе обучения и написания статьи.

It's time to know: sex education through the eyes of young people

Lastochkina A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Rosen I.M.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Scientific man-maker:
Ganicheva Alla Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the State Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical sciences

Annotation. The article aims to draw attention to the problems associated with the low quality of sex education in Russia. The authors present the experience of foreign countries practicing sex education in their education systems, the results of a survey of young people, proposals for the introduction of sex education lessons as part of the development of basic general education.
Keywords: teenagers, sex education, training.