Аннотация. В статье исследуется технология учебных дебатов при развитии умений монологической (в процессе предъявления аргументов) и диалогической речи (в процессе обсуждения вопросов) учащихся на профильном уровне. Обосновывается эффективность применения технологии в учебном процессе, подробно описываются требования и структура дебатов.

Ключевые слова: дебаты, коммуникативная компетенция, интерактивная технология, монологическая речь, диалогическая речь

Развитие умений устной англоязычной речи – это важный и сложный процесс, играющий большую роль в процессе обучения английскому языку. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции невозможно без развития у учащихся умений диалогической и монологической речи. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС CОО) учащимся старших классов необходимо уметь пользоваться языком как инструментом общения, а также достичь как минимум порогового продвинутого уровня владения языком (уровень B2 в соответствии с CEFR), что говорит о необходимости развития умений устной речи, а также поиске методик, которые сделают этот процесс более эффективным.

На этапе среднего общего образования учащиеся должны овладеть умением свободно и без подготовки вести диалог, выражая и аргументируя свою точку зрения. Обучающимся необходимо уметь производить связные монологические высказывания, при необходимости используя разные опоры и разные коммуникативные типы речи.

Следует также учитывать, что в ЕГЭ по английскому языку предусмотрена устная часть, которая проверяет навыки говорения обучающихся. Для успешного выполнения этих заданий учащимся необходимо уметь структурированно и связно излагать свои мысли, а также уметь свободно рассуждать на различные темы.

Так, в связи с ростом значимости умений устной речи появляется необходимость в более эффективных методиках и технологиях обучения, и в связи с этим востребованность таких педагогических технологий развития навыков говорения как технология «дебаты» возрастает.

Дебаты – это «командно-ролевая интеллектуальная игровая ситуация, в которой игроки доказывают свою позицию и опровергают позицию оппонентов в строго определяемом правилами формате, который характеризуется требованиями к ролям спикеров, продолжительности и порядкам их речей и спецификой содержания обучения» [5, с. 328].

Кроме этого, как справедливо отмечается в работе Ю.Е. Ивановой по проблемам речевого воздействия и убеждения в речи, важнейшей характеристикой коммуникации должна выступать ее адресность, то есть направленность на партнеров общения, чтобы сделать оптимальным восприятие информации, понятными свои коммуникативные интенции и убедить собеседников в своей точке зрения [1, с. 66].

Из этого можно сделать вывод о том, что данная технология побуждает учащихся активно участвовать в дискурсе, предложенном на занятии, а также выстраивать свою речь таким образом, чтобы представленные в ней аргументы звучали наиболее убедительно.

Стоит также отметить, что дебаты – это интерактивная технология, способствующая «расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей: формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями; развитию творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей» [3, с. 113].

Использование данной технологии предполагает поиск и структурирование учащимися необходимой для представления своих аргументов информации и установление ими причинно-следственных связей для наиболее успешной защиты своих аргументов. Эта технология также побуждает учащихся использовать английский язык для поиска необходимой им информации, что соответствует предметному результату углубленного изучения иностранного языка ФГОС СОО «владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях» [6].

Важно также отметить разносторонность технологии дебатов, поскольку она «позволяет минимизировать недостатки «классической» дискуссии как формы обучения. Дебаты, с присущими им элементами ролевого поведения, командным характером и погружением в ситуацию неопределенности, конкуренцией и состязательностью может развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии, тренировки навыков самостоятельной работы с литературой, отработки умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения» [2, с. 169]. Все это способствует созданию условий, при которых работа происходит наиболее целесообразно, учащиеся активно участвуют в созданной ситуации общения и более эффективно развивают свои умения устной речи. Необходимо также учитывать, что тип темперамента участников дебатов, «являющийся первичным и неконтролируемым проявлением в речи» и который коррелирует с речевым поведением коммуниканта [4], может повлиять на проявление инициативности и конкуренции в командной работе. Однако критерий равноправного участия в дискуссии, а также возможность примерять на себя разные роли в процессе обучения могут способствовать раскрепощению и раскрытию потенциала каждого обучающегося, созданию определенного имиджа согласно реализуемой роли и стратегии в ходе дебатов вне зависимости от типа личности.

Рассуждая о большом потенциале дебатов в процессе обучения, необходимо отметить возникающие трудности при применении данной технологии, к которым можно отнести возможное несоответствие языковой подготовки некоторых учащихся поставленной им задаче, незнание особенностей речевого этикета проведения дебатов. Следовательно, важно знакомить обучающихся с требованиями к их речи:

  • использование широкого разнообразия лексики;
  • логичность, четкость и беглость речи обычно ценится больше, чем правильность;
  • просодические элементы речи (произношение, ударение, интонация): логичное использование интонации и ударения в зависимости от того, что говорящий хочет выделить в своей речи;
  • связность речи и отсылки к аргументам других выступающих: особо важно уметь слушать аргументы других говорящих и корректно на них реагировать [9, с. 111].

Такие требования позволяют сфокусироваться на разных аспектах устной речи и обеспечить более полный и всесторонний процесс развития умений говорения.

Кроме того, технология учебных дебатов позволяет успешно развивать умения говорения за счет достаточно строгой структуры, которая также способствует совершенствованию навыков познавательной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, что в целом сближает дебаты с другой формой дискуссии – круглым столом – коллективным обсуждением с заданной структурой и ролями участников, находящихся в равноправных отношениях [11].

При работе с данной технологией можно выделить следующие этапы:

а) подготовительный этап

1) определение темы;
2) тренировка лексического материала, релевантного теме обсуждения;
3) поиск информации по теме для построения своей аргументации;

б) основной этап

1) распределение ролей учащихся: деление на команды, назначение спикеров, судей и таймкипера;
2) выступление спикеров с аргументами и контраргументами;
3) проведение раунда перекрестных вопросов;
4) оценивание выступлений команд судьями, выставление баллов согласно критериям, определение команды-победителя;
5) оценивание работы всех участников дебатов учителем.

В ходе подготовительного этапа необходимо обозначить тему дебатов, которая будет затрагивать изучаемые учащимися в ходе цикла уроков проблемы, а также организовать информационный поиск – дать учащимся необходимые ресурсы для поиска информации для подготовки к представлению наиболее убедительной аргументации [7]. Стоит также уделить внимание тренировке необходимого лексического материала, который включает в себя лексические единицы, связанные с темой дебатов, а также фраз-клише, помогающих учащимся корректно представлять свои аргументы и контраргументы и вести дискурс, соблюдая речевой этикет.

Само проведение дебатов предполагает деление класса на две команды по три-пять человек: команда, выступающая «за» данное для обсуждения утверждение, и команда, выступающая «против». Три спикера от каждой команды представляют аргументы, остальные участники готовят вопросы для раунда перекрестных вопросов. Каждой команде необходимо представить свои аргументы в поддержку своей точки зрения, контраргументы для развенчания аргументов команды-оппонента, а также подготовить вопросы и быть готовыми ответить на вопросы со стороны оппонентов.

Также в дебатах выделяются судьи, таймкипер и ведущий. В качестве судей и таймкипера могут выступать либо сами ученики, либо учитель – в зависимости от количества учащихся в классе. Судьи дают выступающим командам оценивание, а таймкипер – следит за временем и выступает в роли модератора: объявляет новые раунды, приглашает новых спикеров к выступлению, следит за плавным и своевременным переходом от раунда к раунду. В качестве ведущего всегда выступает учитель – он следит за порядком проведения дебатов, за тем, чтобы все участники корректно исполняли свои роли и за объективностью оценивания выступающих команд. Активное участие учителя в подготовке и проведении дебатов также предполагает от него соблюдение речевого этикета. Поскольку как было определено выше, к характеристикам жанра дебатов относится антропоцентризм, демократизм в выражении и отстаивании своей точки зрения, прагматизм и диалогизм, учителю важно регулировать оформление своего высказывания, особенно на уровне просодии, поскольку просодические характеристики играют одну из ключевых ролей в реализации интенций, а также вежливости общения [10]. Корректность речевого поведения в обсуждении результатов позволит учителю соблюсти общие принципы дебатов: отсутствие авторитарности суждений, сохранение равноправия участников, поддержание психологического комфорта в группе.

Говоря об аргументации, стоит отметить несколько типов аргументов, которые могут быть приведены участниками:

  • конструктивные аргументы – это аргументы, которые «представляют собой подготовленные доводы в защиту позиции данной команды»;
  • контраргументы или опровержение – «это атака на доводы оппонентов» [8, с. 522].

Начинает команда, поддерживающая данное для обсуждения утверждение. В первом раунде первый выступающий представляет саму проблему и дает свой полный аргумент в поддержку своей позиции. Далее выступает представитель команды «против». Он представляет контраргумент, но особое внимание уделяет представлению своего аргумента, опровергающего данное для обсуждения утверждение. Во втором раунде выступающие от обеих команд стараются защитить свою позицию и представляют контраргументы и дополнительные аргументы, подкрепляющие свои изначальные позиции. Третий раунд посвящен подведению итогов и обобщению всех приведенных ранее командой аргументов. После третьего раунда проводится раунд перекрестных вопросов, в котором участники противостоящих команд задают друг другу вопросы, направленные на ослабление аргументации команды-оппонента (см. рисунок 1).

Рис. 1. Схема выступления спикеров при проведении дебатов

Рис. 1. Схема выступления спикеров при проведении дебатов

При проведении дебатов также важно соблюдать временной регламент. Перед выступлением спикеров каждой команде дается 5-7 минут для обсуждения и подготовки аргументов. Каждому спикеру, в свою очередь, дается 1,5 минуты на представление своих аргументов. После выступления каждого спикера командам дается минута на обсуждение контраргументов и стратегии представления своих аргументов. На раунд перекрестных вопросов отводится до 7 минут.

По завершении всех раундов судьи дают оценивание участникам дебатов и определяют команду-победителя. Учитель, выступающий в роли ведущего, следит за объективностью оценивания и при необходимости корректирует его.

Апробация данной технологии в школе в ходе проведения дебатов на уроке английского языка на тему «Social media has a negative effect on the way we communicate with each other» показала бόльшую эффективность в развитии монологической и диалогической речи, чем урок в традиционном формате. К положительным сторонам использования дебатов на уроке учащиеся отнесли возможность выражать свое мнение при обсуждении интересных проблем, а также возможность узнавать новую информацию.

Среди возникших трудностей учащиеся отметили затруднения в представлении своей позиции на английском языке, нехватку времени, а также тот факт, что не все учащиеся следовали речевому этикету при проведении дебатов, что иногда создавало некомфортную обстановку.

В целом, можно сделать вывод о том, что проведение урока с использованием технологии дебатов позволяет учащимся вести активное обсуждение актуальных проблем на иностранном языке. Технология способствует более эффективному развитию умений устной англоязычной речи на уроке иностранного языка, а также расширению общего развития учащихся, так как в процессе подготовки к дебатам предполагается исследование проблем из разных сфер жизни, что побуждает учащихся использовать английский язык как инструмент для поиска релевантной информации.

The technology of educational debates as a means of developing students' communicative skills at foreign language classes

Rakhmatulina J.I.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mikhaleva Elena Igorevna,
Associate Professor of English Language Teaching and Business Communication Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, candidate of philological sciences, associate professor

Annotation. This article encompasses the usage of the educational debate technology while developing students’ the skills of monologue speech (during the presentation of the arguments) and dialogue speech (during the discussion of questions) at the upper-intermediate level and higher. It substantiates the efficiency of using this technology in the process of education and describes the debate requirements and structure in detail.
Keywords: debates, communicative competence, interactive technology, monologue speech, dialogue speech.


  1. Иванова Ю.Е. Стратегии и тактики взаимодействия с аудиторией и их проявление в деловой презентации. // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2016. № 1(7). С. 65-70.
  2. Калмыкбаева А.Б. Формирование коммуникативно-когнитивной компетенции студентов на основе технологии «дебаты№». / А.Б. Калмыкбаева, А.К. Садыкова. // Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. 2018. № 2(46). С. 165-171.
  3. Касымова З.А. Об использовании интерактивной технологии дебаты в системе высшего образования. // Иностранные языки в Узбекистане. 2019. № 2(25). С. 95-105.
  4. Михалева Е.И. Корреляция психологического типа личности с просодическими средствами. // Традиции и инновации в лингвистике и литературоведении: Межкафедральный сборник научных статей. / Научные редакторы К.М. Баранова, О.Г. Чупрына. Москва: Московский государственный областной университет, 2018. С. 106-112.
  5. Орешина Е.Е. Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 5(61). С. 328-332.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ об утверждении ФГОС СОО от 17 мая 2012 г. № 413. (дата обращения: 01.06.2022).
  7. Хопияйнен О.А. Технология дебатов в обучении иностранным языкам. // Вестник ЮГУ. 2015. № 1(36). С. 158-160.
  8. Шубина Е.В., Васильянова И.М. Дебаты как эффективный метод обучения иностранному языку. // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 08-09 апреля 2020 года. Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2020. С. 518-524.
  9. Cinganotto L. Debate as a teaching strategy for language learning. // Lingue e Linguaggi. 2019. № 30. Page: 107-125.
  10. Ivanova Yu.E., Mikhaleva E.I. The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English // Training, Language and Culture. 2022. Vol. 6. № 1. Page: 49-59.
  11. Tverdokhlebova I.P. Pronunciation in Practice. Year II. Undergraduate course in Practical Phonetics: a textbook on practical phonetics for undergraduate students in the direction of «Pedagogical Education». II course. / I.P. Tverdokhlebova, E.I. Mikhaleva. Moscow: Moscow City University, 2017. 144 pages.
  1. Ivanova Y.E. The strategies and tactics of interaction with an audience and their manifestation in formal presentation // At the intersection of languages and cultures. Topical issues of humanitarian knowledge. Kirov: NRG University-Pl’us, 2016. № 1 (7). Page: 65-70.
  2. Kalmykbaeva A.B. Forming the communicative cognitive competence of students based on the technology of «debates» / A.B. Kalmykbaeva, A.K. Sadykova. // Scientific works YUKGU im. M. Auehzova. 2018. № 2(46). Page: 165-171.
  3. Kasymova Z.A. Of using the debate interactive technology in the system of higher education. // Foreign languages in Uzbekistan. 2019. № 2(25). Page: 95-105.
  4. Mikhaleva E.I. Correlation between a personality type and speech prosody. // Traditions and innovations in linguistics and literary criticism: Inter-academic collection of scientific articles. / Scientific editors K.M. Baranova, O.G. Chupryna. Moskva: Moscow State Regional University, 2018. Page: 106-112.
  5. Oreshina E.E. Debates and debate formats in the theory and practice of teaching a foreign language. // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2008. № 5(61). Page: 328-332.
  6. Federal State Educational Standard for Secondary General Education: FSE Approval Order of May 17, 2012. № 413. (date of the address: 01.06.2022).
  7. Khopiyainen O.A. Debate technology in teaching foreign languages. // Bulletin of YUGU. 2015. № 1(36). Page: 158-160.
  8. Shubina E.V., Vasil'yanova I.M. Debates as an efficient method of teaching a foreign language. // Scientific works of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, April 08-09, 2020. Kaluga: Publishing House of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, 2020. Page: 518-524.
  9. Cinganotto L. Debate as a teaching strategy for language learning. // Lingue e Linguaggi. 2019. № 30. Page: 107-125.
  10. Ivanova Yu.E., Mikhaleva E.I. The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English // Training, Language and Culture. 2022. Vol. 6. № 1. Page: 49-59.
  11. Tverdokhlebova I.P. Pronunciation in Practice. Year II. Undergraduate course in Practical Phonetics: a textbook on practical phonetics for undergraduate students in the direction of «Pedagogical Education». II course. / I.P. Tverdokhlebova, E.I. Mikhaleva. Moscow: Moscow City University, 2017. 144 pages.