Научный руководитель: Плешакова Марина Владимировна, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, кандидат экономических наук, доцент.
Код уникальной десятичной классификации: 37.02

Аннотация. В статье представлен анализ существующих исследований, оценивающих уровень финансовой грамотности среди подростков Российской Федерации и предложен механизм, направленный на повышение уровня финансовой грамотности, в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, ФГОС, универсальные учебные действия, проблемы формирования финансовой грамотности.

С 01 сентября 2022 года образовательные организации начнут введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) третьего поколения в образовательную практику для обучающихся начальной (1-4 классы) и средней школы (5-9 классы). Данные стандарты содержат в себе обязательные требования и критерии к каждому уровню образования. Все образовательные программы, учебники и методические пособия в Российской Федерации базируются на Федеральных государственных образовательных стандартах.

Новые ФГОС для средней школы не предполагают введение нового предмета «Финансовая грамотность», но содержат в себе цель – внедрение основ финансовой грамотности в образовательный процесс. Достижение предметных результатов освоения программы основного общего образования предполагается в рамках таких предметов, как математика, информатика (на базовом и углублённом уровнях), обществознание и география. Обновление образовательных стандартов осуществляется в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности населения в России, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. [4]. В ходе разработки данной программы в неё была заложена цель: улучшение финансового образования граждан Российской Федерации и агитация к финансово здоровому образу жизни. Цель заключает в себе важные принципы, к примеру, информированность о мошеннических схемах, о последствиях неисполнения кредитных обязательств, о целесообразности накопления личных сбережений и о правах финансового потребителя. Для эффективной реализации этих принципов в развитии молодого поколения, их осуществление необходимо начинать с первых этапов получения образования в Российской Федерации.

В рамках изучения таких общешкольных предметов, как обществознание, география, математика и информатика, которые содержат в себе элементы финансовой грамотности, педагоги-предметники стремятся к достижению метапредметных результатов, которые нацелены на формирование всех видов универсальных учебных действий (далее – УУД) и как следствие, способствуют повышению уровня финансовой грамотности. [5, с. 14].

Термин «универсальные учебные действия» принято рассматривать в нескольких смыслах. В широком значении он означает способность субъекта сознательно учиться, повышать собственный навык активного получения новых знаний. Рассматривая УУД в узком смысле, они представляют собой совокупность различных вариантов действий, образующих личное умение – усваивать и получать новые знания. Таким образом, универсальные учебные действия можно охарактеризовать как «умение самостоятельно учиться». [5, с. 15].

В области изучения финансовой грамотности обучающимися, метапредметные результаты включают три группы УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Каждая группа универсальных учебных действий предполагает освоение навыков, характерных для неё. Так, регулятивные учебные действия нацелены на развитие собственной познавательной деятельности, на достижение личных финансовых целей, путём анализа финансовых альтернатив и планирования, на умение находить эффективные способы решения финансовых задач, на получение первичных навыков самоанализа и самоменеджмента. Познавательные универсальные учебные действия несут в себе цель развить у обучающихся умение создавать и использовать в работе модели и схемы для решения финансовых задач, строить логические рассуждения, связанные между собой, и рассматривать их как возможность для собственного развития. Коммуникативные универсальные учебные действия нацелены на развитие навыков деловой компетенции и компетенций в области информационно-коммуникационных технологий. При достижении перечисленных метапредметных результатов обучающиеся смогут эффективно и рационально занимать такие социальные роли как потребитель, налогоплательщик, инвестор, акционер.

Измерение уровня финансовой грамотности среди молодёжи проводится как на государственном, так и на мировом уровнях. В 2015 году было проведено исследование «Дети и финансы», организованное Национальным агентством финансовых исследований, целевой группой которого были дети и подростки. Исследование позволило определить уровень финансовой грамотности целевой группы, а также факторы, оказывающие влияние на финансовое поведение респондентов. [1] Среди опрошенных подростков 57% ответили, что тратят все деньги на текущие нужды: либо ничего не сберегая, либо откладывая незначительную часть. Большая часть российских школьников не имеет возможности развить навыки здорового финансового бытового поведения, так как примерно 75% опрошенных родителей не способствуют развитию финансовой грамотности у детей, не обсуждают возможности обращения с личными финансами и формирования личного бюджета. По данным исследования, знания подростков о продуктах и услугах в сфере финансов имеют невысокий уровень, тем не менее, они активно осуществляют денежные операции. Такая стратегия в будущем может привести к формированию дефицитов не только в области личных финансов среди граждан, но и в социально-экономическом плане кадрового обеспечения.

С 2012 года обучающиеся российских школ принимают участие в международном мониторинговом исследовании качества общего образования PISA. Среди областей функциональной грамотности, уровень которых оценивается в процессе исследования, есть также финансовая грамотность. Последнее исследование проводилось в 2018 году, в котором принимали участие подростки в возрасте пятнадцати лет из 20 стран мира. По итогам исследования, обучающиеся в России заняли десятое место (см. рисунок. 1). [6] С заданиями повышенного уровня сложности справилось лишь 34,3% обучающихся. Несмотря на повышение среднего балла, по сравнению с результатами предыдущих лет, положение Российской Федерации имеет недостаточно высокий уровень среди других стран.

Рис. 1. Результаты стран по финансовой грамотности PISA

Рис. 1. Результаты стран по финансовой грамотности PISA

В 2020 году по заказу Банка России специалисты Института фонда «Общественное мнение» провели национальное исследование, направленное на определение уровня финансовой грамотности среди граждан Российской Федерации. Данное исследование проводилось в три этапа с 2017 по 2020 год. [2] В рамках данного исследования была дана оценка осуществлению программ на уровне основного общего образования, в которых содержатся компоненты, направленные на развитие финансовой грамотности. Результаты показали, что 19,2% программ реализуются посредством введения отдельного курса, дисциплины (модуля) за счёт части учебного плана, 72,8% программ несут в себе интегративный характер с другими предметами, и 71,4% программ заключены во внеурочную деятельность (см. рисунок. 2). На основе проведённого анализа этих результатов можно сделать вывод о том, что решение по внедрению элементов финансовой грамотности в предметы основного общего образования принято целесообразно, повышая ответственность педагогов-предметников за формирование последовательной системы базовых знаний о финансах.

Рис. 2. Оценка реализации образовательных программ общего образования, включающих основы финансовой грамотности

Рис. 2. Оценка реализации образовательных программ общего образования, включающих основы финансовой грамотности

В период с 2017 по 2020 год число педагогов, преподающих в средней школе и прошедших курсы повышения квалификации, связанные с развитием финансовой грамотности, возросло на 214%. Однако, для того чтобы изучение основ финансовой грамотности через включение их в основные предметы было эффективным, необходимо разработать организованную, чётко выстроенную систему разработки рабочих программ по предметам и механизмы взаимодействия учителей-предметников. Для успешного формирования УУД у обучающихся, педагогам необходимо иметь условия для создания эффективных рабочих программ, учитывающих преемственность между уровнями образования, интегрированных уроков по финансовой грамотности, а также иметь возможность профессионального взаимодействия с коллегами и экспертами в области финансов.

Полагаем, что для достижения всех необходимых условий, существует необходимость создания в общеобразовательных организациях межпредметных методических объединений, основным направлением научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности которых, станет разработка психолого-педагогических условий, направленных на развитие финансовой грамотности через взаимосвязанное изучение отдельных предметов.

Думается, что работа таких методических объединений на начальном этапе предполагает поддержку заместителя директора по качеству образования в создании дорожной карты по формированию финансовой грамотности на учебных занятиях. Первым этапом реализации является разработка рабочих программ по каждому предмету и создание календарно-тематического планирования с включением элементов финансовой грамотности, а также с указанием конкретных достигаемых образовательных результатов и формируемых универсальных учебных действий в рамках каждого занятия. Второй этап предполагает реализацию разработанных рабочих программ на основе обновлённых ФГОС. На третьем этапе осуществляется возможность диагностики уровня финансовой грамотности у обучающихся с помощью внутришкольных, городских и общероссийских ресурсов (таких как Московский Центр Качества Образования и т.д.). Предложенный механизм несёт рекомендательный характер. При необходимости каждая образовательная организация самостоятельно корректирует формат работы межпредметного методического объединения, учитывая возникающие потребности.

Таким образом, совершенствование системы преподавания общеобразовательных предметов с целью достижения метапредметных результатов и формирования универсальных учебных действий, направленных на развитие финансово здорового поведения у обучающихся, должно стать приоритетным направлением в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

Financial literacy as an aspect of formation of universal educational actions as part of the implementation of State educational standards of the third generation

Samoilenko A.D.,
bachelor of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Pleshakova Marina Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Economics and Management, Institute of Law and Management of the Moscow City University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article presents an analysis of existing studies assessing the level of financial literacy among adolescents of the Russian Federation and suggests a mechanism aimed at improving the level of financial literacy in the context of the implementation of the third generation of the Federal State Educational Standard.
Keywords: financial literacy, State Educational Standart, universal educational activities, problems of financial literacy formation.