Аннотация. В статье предлагаются подготовительные и послепросмотровые коммуникативные упражнения, направленные на формирование навыков и умений аудирования младших школьников посредством аутентичных англоязычных мультфильмов. Подготовительные упражнения, направленные на формирование механизмов аудирования, способствуют формированию навыков аудирования. Послепросмотровые коммуникативные упражнения способствуют формированию умений аудирования.

Ключевые слова: формирование навыков и умений аудирования, аутентичные англоязычные мультфильмы, механизмы аудирования, младшие школьники.

В современной методике обучения иностранным языкам большое внимание уделяется эффективности использования аутентичных материалов. Однако анализ ряда учебно-методических комплексов (далее – УМК) и наблюдение за учебно-воспитательным процессом позволяют констатировать, что на уроках иностранного языка в начальных классах аутентичные материалы используются недостаточно.

Согласно данным ООН, аудиовизуальные средства на 40% уменьшают время, необходимое для обучения и на 20% увеличивают объем усвоенной информации [6]. Следовательно, существует большой потенциал использования аутентичных мультфильмов в учебных целях. Среди множества доступных видов аутентичных материалов для исследования были выбраны мультфильмы, поскольку они находят эмоциональный отклик у младших школьников и вызывают большой интерес.

Согласно исследованиям зарубежных ученых, формировать навыки аудирования рекомендуется до 9-летнего возраста, так как в дальнейшем мозговые механизмы речи становятся менее гибкими [4, с. 217]. А.Н. Леонтьев установил, что наиболее интенсивное развитие фонематического слуха происходит до 8 лет [3, с. 426]. Следовательно, младших школьников следует активно обучать аудированию, используя их возрастные имитационные способности.

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, включающий перцептивную, мыслительную и мнемическую деятельность [1].

В начале изучения иностранного языка формируются перцептивная и артикуляторная основа речевой деятельности, речевой слух, слухо-произносительные и орфографические навыки, устанавливаются звуко-буквенные и буквенно-звуковые связи, следовательно, формируются навыки аудирования [2, с. 15]. Обучение аудированию подразумевает формирование механизмов аудирования, основными являются: речевой слух, артикулирование, память и вероятностное прогнозирование.

Согласно Е.Н. Солововой, с помощью речевого слуха происходит восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания и слова. В речевом слухе выделяют фонематический слух, то есть способность распознавать речевые звуки, фонемы.

Эффективность аудирования также зависит от внутренней имитации слышимой речи, механизма артикулирования. Внутреннее проговаривание развивается совместно с речью и является базой для формирования фонематического слуха. Чем четче внутреннее проговаривание, тем выше уровень аудирования.

Следующим механизмом аудирования является память. При выполнении аудирования для удержания речевых цепочек и извлечения из них смысла используется оперативная память. Для повышения эффективности запоминания перед аудированием учащихся необходимо погрузить в контекст ситуации и поставить речевую задачу. При восприятии речи также происходит идентификация поступающих сигналов и хранящихся в памяти моделей. Для эффективной идентификации необходимо развивать долговременную память.

Вероятностное прогнозирование выражается в способности предвосхищать языковые элементы в звучащей речи. Выделяют лингвистическое и смысловое виды прогнозирования, которым способствуют знания правил сочетаемости лексических единиц, контекст, личный опыт и знания слушающих [5].

Для формирования каждого механизма аудирования необходимо выполнять соответствующие упражнения. В таблице 1 указаны ожидаемые результаты подготовительных упражнений, направленных на формирование механизмов аудирования.

Таблица 1. Механизмы аудирования

Механизмы аудирования Описание механизма Ожидаемый результат подготовительных упражнений
Речевой слух Влияет на восприятие устной речи, выделение единиц речи Увеличение объёма воспринимаемой информации
Артикуляция Влияет на анализ, понимание и запоминание речи Направлены на формирование навыков анализа, понимания и запоминания речи
Память Влияет на величину единицы восприятия (например, длину предложений) Направлены на увеличение объёма воспринимаемой информации
Вероятностное прогнозирование Влияют на умение прогнозировать на основе языкового опыта и понимания контекста Направлены на формирование умений прогнозировать на основе понимания контекста
Дополнительные механизмы аудирования
Осмысление Влияют на умение выделять главную и второстепенную информацию, полноту и глубину понимания услышанного Направлены на формирование умений выделять главную и второстепенную информацию, полноту и глубину понимания услышанного
Сравнение и узнавание Влияют на умение сравнивать воспринимаемую информацию с хранящейся в долговременной памяти, узнавать пройденный ранее материал Направлены на формирование умений сравнения и узнавания на основе инвариантных признаков новой и хранящейся в долговременной памяти информации

Ниже представлены подготовительные допросмотровые упражнения, которые направлены на устранение трудностей аудирования и на формирование аудитивных навыков. В зависимости от целей урока и ожидаемого образовательного результата обучающихся, при проведении аудирования учителю рекомендуется по своему усмотрению выбрать упражнения из списка ниже. Представленная классификация основана на идеях Е.Н. Солововой, Н.В. Елухиной, Н. Д. Гальсковой, Н.И. Гез и доработана с учётом проблематики, исследуемой в данной работе.

Упражнения на распознавание фонетических единиц:

  1. Прослушайте звуки английского языка. Запишите их транскрипцию в таблицу в рабочую тетрадь, разделив на гласные и согласные.
  2. Прослушайте согласные звуки английского языка. Запишите их транскрипцию в таблицу в рабочую тетрадь, разделив на глухие и звонкие.
  3. Прослушайте гласные звуки английского языка. Запишите их транскрипцию в таблицу в рабочую тетрадь, разделив на долгие и краткие.
  4. Прослушайте слова, поочерёдно отметьте в таблице звуки, которые вы услышали.
  5. Прослушайте слова, расположите в правильной последовательности в рабочей тетради, отметьте количество слогов и обозначьте ударение.

Ожидаемый результат: у обучающихся сформируется навык восприятия на слух и узнавания звуков в словах.

Упражнения для обучения речевому слуху:

  1. Прослушайте аудиозапись, повторите слова за диктором, расположите картинки с предметами в правильной последовательности / выполните действие.
  2. Прослушайте аудиозапись, повторите парные слова. Например, law – low.
  3. Прослушайте аудиозапись, расположите слова в правильной последовательности. Например, sort – pot – part – port.
  4. Прослушайте предложения, определите к какому типу они относятся (утвердительные, отрицательные или вопросительные).

Ожидаемый результат: у обучающихся сформируется навык восприятия и узнавания слов, а также определение типа предложений.

Примеры упражнений для развития словообразовательной и контекстуальной догадки:

  1. Прослушайте глаголы, образуйте из них существительные с помощью суффикса -er, например, to listen – listener.
  2. Прослушайте слова, образованные при помощи аффиксов (префиксов и суффиксов), угадайте их перевод.
  3. Прослушайте интернациональные слова, угадайте их перевод (по контексту или звуковой форме).

Ожидаемый результат: у обучающихся сформируется навык распознавания слов, образованных при помощи аффиксов, а также интернациональных слов.

Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:

  1. Прослушайте прилагательные (глаголы) и приведите примеры существительных, с которыми они могут употребляться.
  2. Прослушайте ключевые слова, выберите соответствующие им картинки и придумайте на их основе рассказ.
  3. Прослушайте предложения и предположите, в каких ситуациях они могут употребляться
  4. Прочитайте заголовки статей и предположите их содержание.

Ожидаемый результат: у обучающихся сформируется навык предугадывания содержания текста по ключевым словам.

Упражнения для тренировки памяти:

  1. Прослушайте слова, постарайтесь запомнить как можно больше, затем распределите их в таблице в рабочей тетради по темам.
  2. Прослушайте словосочетания, затем составьте из них предложения.
  3. Прослушайте слова/предложения, выберите лишнее.
  4. Прослушайте предложения, повторите, затем придумайте логическое продолжение рассказа.

Ожидаемый результат: у обучающихся сформируется навык удержания новой информации в оперативной памяти с постепенным увеличением объёма.

После выполнения подготовительных упражнений следует просмотр мультфильма. Рекомендуется выбирать многосерийные мультфильмы с субтитрами. Знакомые персонажи и сюжетная линия обеспечат большую вовлечённость и интерес у обучающихся. Мультфильм необходимо подбирать в зависимости от уровня владения языком младших школьников. При обучении аудированию на начальном этапе у обучающихся не должно возникать трудностей с лексическим и грамматическим материалом. В зависимости от уровня владения английским языком, на начальном этапе может потребоваться делать паузы при воспроизведении мультфильма, разделив видеоматериал на смысловые части. При этом, для каждой части мультфильма перед просмотром учителю следует поставить задачу обучающимся, а после просмотра проверить ее выполнение, после чего переходить к следующей.

Послепросмотровые коммуникативные упражнения зависят от вида аудирования в соответствии с классификацией И.Л. Бим (глобальное, детальное и селективное) и способствуют формированию умений аудирования.

Примеры упражнений на глобальное понимание:

  1. Во время аудирования выпишите ключевые слова. Составьте план мультфильма.
  2. Во время аудирования выпишите ключевые слова. Перескажите содержание мультфильма.
  3. Разыграйте диалог по ролям.
  4. Придумайте альтернативный конец/начало мультфильма.
  5. Опишите героев, охарактеризуйте их поступки.

Примеры упражнений на детальное и селективное понимание:

  1. Ответьте на открытые/тестовые вопросы.
  2. Вставьте пропущенные в предложениях слова.
  3. Подтвердите или опровергните утверждения.
  4. Отметьте на карте план маршрута героев.

Ожидаемый результат: у обучающихся сформируются базовые умения аудирования, образуется связь с другими видами речевой деятельности (говорение, чтение, письмо). Послепросмотровые коммуникативные упражнения рекомендуется выполнять в парах и группах для вовлечения обучающихся в выполнение упражнений и активизации языкового материала.

Таким образом, подход к обучению аудированию на основе мультфильмов состоит из трёх этапов и предусматривает выполнение подготовительных упражнений, просмотр аутентичного мультфильма и выполнение коммуникативных упражнений на основе видеоматериала. Виды упражнений следует выбирать учителю в зависимости от целей и задач урока, а также уровня подготовки обучающихся. Упражнения на формирование аудитивных навыков и умений должны выполняться регулярно.

Authentic Cartoons for Young English Learners

Mordovina A.Y.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, English and intercultural communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D

Аnnotation. The paper deals into the methodology of young English learners teaching based on authentic cartoons approach. The paper contains examples of preparatory and post-listening communicative exercises. Preparatory exercises form listening mechanisms. Post-examination communicative exercises contribute to listening skills development.
Keywords: listening skills formation and development, authentic English-language cartoons, listening mechanisms, young English learners.


  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 336 с.
  2. Елухина Н.В. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе». // «Иностранные языки в школе». 1986. № 5. с. 15
  3. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. М.: Смысл, 2009. 426 с.
  4. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л.: Медицина, 1964. 264 с.
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
  6. Теоретические основы проектирования технологий обучения. (дата обращения: 01.05.2022).
  1. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology: a textbook. 3rd ed., erased. Moscow: Academy, 2006. 336 pages.
  2. Elukhina N.V. «Intensification of listening training at the initial stage». // «Foreign languages in school». 1986. № 5. Page: 15
  3. Leontiev A.N. Psychological foundations of child development and learning. Moscow: Meaning, 2009. 426 pages.
  4. Penfield W, Roberts L. Speech and brain mechanisms. L.: Medicine, 1964. 264 pages.
  5. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: Basic course of lectures: Manual for students ped. universities and teachers. Moscow: Enlightenment, 2005. 239 pages.
  6. Theoretical foundations for the design of training technologies. (date of the address: 01.05.2022).